Во Святых Горах состоялся чин наречения архимандрита Арсения (Яковенко) во епископа Святогорского (фото, видео)

144 фото / 1 видео / 1 аудио

4 декабря 2005 г., в день праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в Святогорской обители состоялось наречение её наместника, архимандрита Арсения (Яковенко) во епископа Святогорского — чин, предваряющий саму епископскую хиротонию и являющийся в ней первой ступенью.

Это многозначащее для Святогорья событие произошло во время визита его Блаженства, Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) на Донбасс в декабре этого года. После торжественного богослужения на праздник Введения во храм Пресвятыя Богородицы Блаженнейший митрополит Владимир в сопровождении иерархов и духовенства из Свято-Троицкого храма г. Краматорска прибыл в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру, в Успенском соборе которой на вечернем богослужении должен был совершиться предваряющий епископскую хиротонию чин наречения во епископы.

В этот день к вечернему богослужению в Святогорскую обитель прибыли Высокопреосвященнейшие митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало), митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней (Середний), архиепископ Вышгородский Павел (Лебедь), Преосвященнейшие епископ Алипий (Погребняк), епископ Черниговский и Нежинский Амвросий (Поликопа). Присутствовали также бывшие одноклассники отца наместника Святогорской обители по духовной семинарии — епископ Криворожский и Никопольский Ефрем (Кицай), бывший казначей Киево-Печерской Лавры, а ныне председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви «Миссия социальной помощи детям» архимандрит Филарет (Кучеров) и секретарь Киевской митрополии архимандрит Антоний (Паканич).

Вечернее богослужение в Свято-Успенском соборе возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви, Блаженнейший митрополит Владимир. Его Блаженству сослужили присутствующие на торжестве архиереи и духовенство. По окончании вечернего богослужения состоялся чин наречения наместника Свято-Успенской Святогорской Лавры архимандрита Арсения во епископа богоспасаемого града Святогорска.

Чинопоследование рукоположения во епископа: чин наречения

Столь редкий чин рукоположения во епископа по своей последовательности сходен с чинами диаконской и священнической хиротонии, однако совершается значительно торжественнее. Кроме того, епископскую хиротонию предварят два самостоятельных чина — наречения и архиерейской присяги (исповедования веры). После их совершения новопоставленный епископ участвует в совершении Божественной литургии и ему вручается архипастырский жезл.

Чин наречения во епископы наместника Свято-Успенской Святогорской Лавры архимандрита Арсения совершался на утрени.

Все рукополагающие архиереи (поскольку рукоположить нового епископа имеет право только собор епископов, причём в количестве никак не меньше трёх или, по крайней мере, двух, по 1 правилу св. Апостолов) собрались в мантиях среди храма, сев по старшинству от Блаженнейшего. Избранного на архиерейское служение Святогорского наместника вывели из алтаря два архимандрита в мантиях — архимандрит Филарет и архимандрит Антоний. Все трое получили благословение от Его Блаженства, потом от каждого из присутствующих архиереев и стали посредине храма напротив архиереев.

Следует объявление — указ избранному об его избрании, произнесённое архимандритом Филаретом: «Честный архимандрит Арсений! Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Священный Синод Украинской Православной Церкви благословляет твою святыню быть епископом Богоспасаемого града Святогорска» (упоминание города здесь имеет очень глубокое богословское значение: епископское служение всегда связано с конкретным городом и областью, сродни тому, как служение диакона и священника связано с конкретным храмом).

На услышанный им указ нарекаемый на епископство архимандрит Арсений отвечал согласием: «Благословение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и Священного Синода Украинской Православной Церкви быть мне епископом Богоспасаемого града Святогорска со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю».

Затем последовало краткое молебное пение, в котором, по устоявшейся традиции, не участвовали ни хор, ни прочее духовенство. Ектении и возгласы произносил сам Блаженнейший митрополит Владимир, а пели сослужащие ему епископы (это обстоятельство тоже имеет свой сакральный смысл и указывает на «семейный» характер совершаемого торжества: избранный на епископское служение архимандрит Арсений вступает в семью архипастырей — преемников и продолжателей дела апостолов).

Закончился молебен отпустом дня Пятидесятницы. После возгласа Блаженнейшего пелись тропарь и кондак Дня святой Троицы: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго и теми уловлей вселенную! Человеколюбче, слава Тебе»; «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа» (пением этих праздничных церковных песнопений однозначно подчеркивается, что избрание на архиерейское служение происходит при содействии Святого Духа).

«Дерзаю приступить к сему великому Таинству…»

После этого избранный, по принятой в Церкви традиции, произносит речь — слово на наречение, написанное им самим. Эта речь является своего рода исповедью его жизни, настроения и изложением его мыслей и чувств в связи с предстоящим ему высоким архиерейским служением, своего видения этого служениялово при наречении представляет собой своеобразную программу будущего архиерея; при этом в него традиционно включаются слова благодарности всем тем людям, кому кандидат обязан своим духовным становлением).

Ввиду исторической важности для Свято-Успенской Святогорской обители события и его исключительности как никогда до этого здесь не совершаемого приводим речь Святогорского наместника архимандрита Арсения.

Слово архимандрита Арсения (Яковенко) при наречении во епископа Святогорского

«Ваше Блаженство, Ваше Преосвященство, всечестные архипастыри Церкви Христовой!

Сегодняшний день с трепетом и волнением я предстою перед вами накануне дня моей Пятидесятницы, ожидая воспринять великую благодать архиерейства от Духа Святаго чрез возложение ваших святительских рук.

Дерзаю приступить к сему великому таинству не с самонадеянностью, а с сокрушением сердечным, видя свое недостоинство и недостаточество для восприятия сугубой благодати Божией, призывающей меня, неключимого раба, к высокой степени служения архиерейского. Приступить к сему таинству, восприятия которого трепетали и избегали святые отцы, и приняв его с благоговением несли мужи святые, светильники, столпы Церкви Христовой, побуждает меня Господь Своей Любовью ко мне, грешному, и Всеблагий Его Промысл о мне, недостойном, оживляя в моем сердце ответную любовь к моему Создателю и Промыслителю, побуждая согласием ответить на сладчайший Его глас, призывающий: «аще любиши Мя… паси овцы Моя» (Ин. 21, 16).

Взирая со стыдом на свою нерадивую жизнь, поражаюсь долготерпению Божию и преклоняю свой недоумевающий дух под десницу Господню, и повергаю себя в волю Божию — всепремудрую и всесовершенную, — памятуя слова Псалмопевца Давида, что «от Господа стопы человеческие исправляются» (Пс. 36, 23).

Оборачиваясь на прожитую жизнь и обозревая ее, вижу очами веры знамения Промысла Божия на мне грешном. С момента рождения, с младенческих пелен, я был незаслуженно осыпан от Бога многими дарами Его благости.

Жизнью своею я обязан своей матери, которая во время трудных родов готова была пожертвовать своей жизнью, лишь бы я был жив. С младенчества я чувствовал зов Божий в своей душе, который еще при появлении моем на свет устами врача, сказавшего «поп родился», знаменовал мое будущее служение Церкви.

Я благодарен своим родителям, которые, воспитывая меня, преподавали мне уроки нравственности не только на словах, но и на примерах своей труженической жизни. Я не имел счастья часто бывать в храме Божием с младенчества, так как вырос в селе, где церковь была закрыта и взорвана еще в 1931 году; но я видел примеры христианского благочестия среди своих односельчан, которые, несмотря на атеистическую агитацию, являлись истинными исповедниками Христовыми. Видя и зная о высылках на каторгу, имея примеры расстрелянных наших сельских священников — отца Василия, отца Никиты, отца Тихона, погибшего на каторге в Карелии, протодиакона Алексия Мазиева, — слыша угрозы о лишении родительских прав за религиозное воспитание детей, они собирались для пения псалмов, акафистов, чтения канонов, Псалтыри над умершими в сельских домах, находя среди многотрудной сельской жизни время для молитвенного общения с Богом. Навсегда в моей памяти останутся стопки тетрадей, в которые печатными буквами, имея два класса образования церковно-приходской школы, переписывала молитвы, Евангелие, акафисты моя бабушка, которые читала затем долгими зимними вечерами в уединении.

Неизгладимые впечатления в детской душе оставили рассказы о святыне пещерных Щатрищегорском и Дивногорском монастырях, расположенных недалеко от села, в пещерные храмы которых в нарочитые дни часто ходили или ездили односельчане, относясь к ним с сугубым благоговением. Еще мальчиком меня тянуло в эти пещеры на меловых кручах: пещеры эти являлись свидетелями подвигов многих поколений монашествующих. Посещая эти святыни, я впервые ощутил сладостное чувство молитвы и действие призывающей благодати Божией.

Рассказы бабушки о хождении пешком в Киево-Печерскую Лавру, Почаев и о находящихся там святынях, имея в роду своем ходивших в Иерусалим, я с восторгом слушал и о получении благодатного огня, и о нетленных мощах, и о стопочке Божией Матери, как о чем-то желанном, близком, дорогом.

Посещение в пятом классе со своим отцом соборов Московского Кремля, а через год посещение тогда еще отнятой у Церкви святыни — пещер Киево-Печерской Лавры — произвели на меня неоценимое воздействие, и благодать этих святых мест еще более утвердила во мне мечту посвятить жизнь свою служению Богу и Церкви.

Поступив по окончании школы в сельскохозяйственный институт города Воронежа, я, наконец, получил возможность часто посещать службы церковные, к которым, как к чистым источникам живой воды, стремилась моя жаждущая душа.

Протоиерей Вениамин (Румянцев)

He оставлял Господь Своей милостью меня и во время службы в армии, которую я проходил недалеко от древнего города Гороховца Владимирской епархии, и где я встретился с ныне уже в Бозе почившим старцем протоиереем Вениамином (Румянцевым), настоятелем никогда не закрывавшегося древнего храма Казанской иконы Божией Матери. Сам вид сего старца, прошедшего многолетнее горнило сталинских гонений и лагерей внушал благоговение и заставлял прислушиваться к его советам. В то время, когда простому сельскому хлопцу самому по себе трудно было решиться исполнить на деле свои мечты о служении Церкви, отец Вениамин своим благодатным словом вывел меня на путь жизни церковной, сказав в ответ на мои дальнейшие жизненные планы, что их ради Церкви бросить можно.

После окончания службы в армии я был принят псаломщиком в Покровский собор города Воронежа, где состоялась моя первая встреча и знакомство с человеком, которому я многим обязан в своей жизни, имевшего живой опыт общения с известными старцами-духовниками и плоды деятельной монашеской жизни, основание которой было положено в стенах Лавры преподобного Сергия. Этим человеком явился ныне здесь, в храме, присутствующий епископ Алипий, тогда еще архимандрит, настоятель Покровского собора. Из общения с ним я впервые задумался о монашестве и, хотя я не совсем еще проникся пониманием и стремлением к жизни монашеской, но в глубине души я почувствовал, что это то, чего моя душа искала, и к чему Господь вел меня через любовь к пещерам древних монастырей и к рассказам о паломничестве в древние обители.

Схиархимандрит Серафим (Мирчук)

Тогда же в келии отца Алипия я впервые познакомился с удивительным человеком — схиархимандритом Серафимом (Мирчуком), служившим в с. Ожога Воронежско-Липецкой епархии, подтвердившим своим благословением совет Владыки Алипия на поступление в духовные школы Троице-Сергиевой Лавры. Жизнь в семинарии, в стенах «Великой келии преподобного Сергия», наставление преподавателей, общение с лаврской братией, участие в торжественных службах, слушание известных проповедников, прекрасных хоров, молитвенная тишина древнего Троицкого собора, святыня мощей великого Аввы Сергия, примеры веры и благочестия, история Русского Православия, застывшая в храмах и стенах Лавры — все это возымело на душу огромное впечатление и способствовало твердой решимости в избрании монашеского образа жизни.

Дальнейшее окончание семинарии и последующее за ним пострижение и рукоположение во иеромонахи, назначение на приходское служение в храмсвятых апостолов Петра и Павла в г. Красный Лиман дало прекрасную возможность познания глубин приходской жизни и возможность обогатиться общением с паствой, которую не только можно было поучать по долгу пастыря, но и многому учиться у них, как у людей, которые пережили тяжелый период гонений, сохранив верность Церкви и чистоту святого Православия. Многие из них, бывши духовно руководимы старцами, своей ревностью и живым примером благочестия могли безмолвно назидать меня, молодого пастыря.

Приняв как волю Божию перевод с приходского служения в число братии тогда только что открывшейся Святогорской обители, насчитывавшей всего восемь насельников, и оглядываясь на отрезок жизни, проведенный в этом святом месте, не кривя душой, осознаешь присутствие благодати Божией, которая отразилась в названии Святые Горы, помогающей нести труды по устроению святой обители в нелегкий начальный период становления монастыря. Огромную роль во внутреннем устроении обители и духовном настроении братии сыграли советы Владыки Алипия и старца схиархимандрита Серафима, дни общения с которым, до самой его кончины, были поистине наградой от Бога в наше скудное духоносными старцами время. Память хранит как драгоценные жемчужины слова его советов, а пример его отношения к учению Церкви, к храму, святыням, хозяйственной деятельности во многом нашел продолжение в жизни Святогорской Лавры.

Я благодарен Богу за то, что Он сподобил меня послужить возрождению столь великой святыни, быть орудием Промысла Божия в деле возобновления и устроения нашей обители, предсказанного за многие десятилетия святогорскими старцами, и участвовать в торжествах присвоения монастырю титула Лавры, которое совершилось благодаря во многом отеческой заботе, хлопотам и трудам правящего архипастыря Владыки Илариона, которого я искренне и глубоко уважаю за его неутомимость, самоотверженный труд, понимание, которое я всегда встречал как наместник при решении вопросов в деле управления святой обителью, за доверие ко мне, грешному, и за чистосердечное отношение не только к моему недостоинству, но и к братиям-насельникам.

Рассматривая как верующий человек и священник свой жизненный путь, во всем усматриваю водительство крепкой и любящей десницы Господней, приводящей меня из одного места в другое, поставляющей на моем пути те или иные события и обстоятельства, способствующие моему укреплению в делах веры, окружающей меня людьми духовными, общение с которыми несказанно способствовало духовному обогащению, я глубиной своего сердца осознаю актуальность слов Христовых: «Не вы Мене избрали, а Я избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15, 16). Стоя пред вратами Божественного милосердия и готовясь вступить в чреду продолжателей дела апостольского, слышу глубиной веры со страниц Священного Писания голос Христов: «Не бойся… ибо Я с тобою» (Иер.1,7–8).

Я благодарен Вам, Ваше Блаженство, всечестные архипастыри, за доверие ко мне, грешному, в деле избрания моего, как будущего епископа Церкви Христовой, за труд, который Вы понесли, путешествуя в нашу обитель. Мне дорого то, что Вы решили совершить хиротонию под сводами сего Успенского собора в стенах Святогорской Лавры, в которые при восстановлении вложены душа моя и сердце. Я искренне признателен, что при этом таинстве будут участвовать близкие моему сердцу архиереи, которым я многим обязан. Я осознаю, что это великая честь не только для меня, но и награда святой обители, благодаря чести которой наместник в ней поставляется в сане епископа.

Я утешаюсь от мысли, что вместе со мной переживает и волнуется единодушная братия, вместе с которой Господь судил мне нести труды по возрождению Святых Гор. Множество дорогих и близких мне по духу людей наполняют сегодня церковь, и душой своею я чувствую единство духа и их молитвенное участие в этот трепетный для моей души момент. И это для меня является еще одним из примеров незаслуженной мною милости Божией. Осознание этого еще более побуждает с величайшей ответственностью уготовлять себя к принятию великого дара благодати и переживать, «чтобы благодать Божия не тщетно была принята мною» (2Кор.6,1).

Я повергаю ныне себя к Вашим святительским стопам, прося молитвенной поддержки моей скудости и недостаточеству, да восполнится она благодатию Божиею, «всегда немощная врачующею и оскудевающая восполняющею», чтобы, вооружившись силою Божиею, совершать служение по слову апостола: «…Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20,28).

Испрашивая Вашего благословения на предстоящий подвиг, прошу не оставлять меня в Ваших молитвах как будущего наименьшего собрата, решившегося восприять на себе иго архипастырского служения, со смирением принимая высокую честь епископства, на которую я ныне призываюсь Духом Святым чрез избрание Вашего Блаженства и собора архиереев и которое приемлю и нимало вопреки глаголю. Аминь».

По окончании речи нарекаемого на епископство архимандрита Святогорского Арсения Блаженнейший митрополит Владимир благословил нареченного святогорского наместника святым крестом и окропил святою водою. После этого возгласилось многолетие Его Блаженству и всем присутствующим архиереям, как обычно, и также самому избранному и нареченному во епископа богоспасаемого града Святогорска архимандриту Арсению. По многолетии нареченный, приняв от всех архиереев благословение, вместе с сопровождающими его двумя архимандритами возвратился в алтарь.

Преподав первосвятительское благословение всем собравшимся в храме, удалился в алтарь и Блаженнейший митрополит Владимир, за ним последовали все присутствующие архиереи.

Так закончился первый день, положивший начало епископской хиротонии будущего Святогорского владыки наречением его во епископа богоспасаемого града Святогорска.

Слово архимандрита Арсения при наречении во епископа Святогорского. 4 декабря 2005 г.

Фотоальбом на    Яндекс Фотки    Логотип flickr

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *