Первый епископ Святогорский: состоялась епископская хиротония Святогорского наместника (фото, видео)

144 фото / 1 видео / 2 аудио

5 декабря 2005 г., в день попразднства Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, в Свято-Успенской Святогорской Лавре продолжились торжества по случаю возведения в сан епископа наместника Святогорской обители архимандрита Арсения (Яковенко).

Накануне, 4 декабря, во время вечернего богослужения состоялся чин наречения архимандрита Арсения во епископа богоспасаемого града Святогорска. Это один из двух самостоятельных чинов, предваряющий епископскую хиротонию (чин наречения, как и остальные два чина рукоположения во епископа совершается по глубоко устоявшейся традиции, сложившейся не позднее XVII века).

Второй самостоятельный чин, совершаемый непосредственно перед самой хиротонией во епископа, называется чином исповедания веры или архиерейской присягой (это своего рода испытание веры кандидата на епископское служение). В обычной церковной практике этот чин совершается перед началом Божественной литургии, на которой будет рукополагаться прошедший чин наречения избранный на епископское служение будущий архипастырь.

5 декабря 2005 года — историческая дата первой епископской хиротонии во Святых Горах

В этот торжественный день в присутствии сотен верующих в Свято-Успенском соборе Святогорской обители состоялась Божественная литургия, которую возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Ему сослужили: Высокопреосвященнейшие митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней (Середний), митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало), архиепископ Вышгородский Павел (Лебедь), Преосвященнейшие епископ Алипий (Погребняк), епископ Криворожский и Никопольский Ефрем (Кицай), епископ Черниговский и Нежинский Амвросий (Поликопа) и епископ Васильковский Лука (Коваленко). Иерархам сослужил сонм духовенства Донецкой, Горловской и других епархий Украины. На столь беспримерно важном и торжественном для Святогорской Лавры событии присутствовали также представители власти — мэр города Святогорска Александр Дзюба с семьёй, представители городской администрации городов Святогорска, Славянска, Харькова, Донецка и Луганска.

Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный архимандрит Арсений хиротонисатися во епископа богоспасаемаго града Святогорска…

Перед началом литургии состоялся чин архиерейской присяги (исповедания веры), за которым поставляемый во епископа архимандрит Арсений засвидетельствовал перед собором иерархов, духовенства и народом чистоту и каноничность православного вероучения. Следовало троекратное вопрошание избранного во епископы святогорского наместника Блаженнейшим митрополитом Владимиром о том, как верует, как исповедует Святую Троицу и как содержит все церковные каноны нареченный на епископство. Следовал троекратный ответ на каждый вопрос самого нареченного, после каждого ответа Его Блаженство благословил будущего Святогорского архипастыря, призывая на него благодать Святого Духа.

По завершении чина присяги Блаженнейший митрополит Владимир благословил ставленника на епископство и произнёс: «Благодать Святаго Духа чрез Нашу Мерность производит тя, боголюбезнейшаго архимандрита Арсения, избраннаго епископа богоспасаемого града Святогорска». Избранный поклонился Блаженнейшему и архиереям и подошёл под благословение. Сперва к Блаженнейшему, и получив благословение, Святогорский наместник вручил первенствующему архиерею подписанное в особой грамоте исповедание и обещание — текст только что произнесённой им присяги. По благословении у всех архиереев возглашалось многолетие, после которого посвящаемого увели в алтарь и поставили на приготовленный орлец (круглый небольшой ковёр с вытканным изображением орла, который кладут под ноги архиерею в церкви во время богослужения). С этого момента он уже считается «избранным епископом», хотя ещё не получил рукоположение.

«Аксиос!»: чин епископской хиротонии Святогорского наместника

Своим обычным порядком началась Божественная литургия.

Сам чин архиерейской хиротонии совершается после малого входа и пения Трисвятого, перед чтением Апостола (этот момент литургии выбран для хиротонии потому, что после пения Трисвятого архиереи поднимаются на горнее место, где новопоставленный епископ занимает своё место среди них. Кроме того, епископ имеет право не только освящать Дары, но и совершать рукоположения во священника и во диакона, которые происходят соответственно после великого входа и после евхаристического канона).

Во время пения Трисвятого два старших пресвитера вывели ставленника из алтаря и поставили перед амвоном. Затем они подвели ставленника к царским вратам, где его принял Блаженнейший, как первенствующий архиерей (троекратного обхождения престола на архиерейской хиротонии не бывает. Вместо этого рукополагаемый, сняв митру и фелонь, становится на оба колена по центру престола, склонив голову к престолу). Блаженнейший митрополит Владимир положил на голову склонённого у престола Святогорского архипастыря раскрытое Евангелие текстом вниз. Поверх Евангелия возложили руки все присутствующие архиереи. Его Блаженство произнёс слова: «Избранием и искусом боголюбезнейших архиереев и всего освященнаго собора, Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует тя, благоговейнейшаго архимандрита Арсения избранного во епископа богоспасаемаго града Святогорска» и призывает архиереев помолиться о призвании на рукополагаемого епископа благодать Святого Духа. Блаженнейший прочитал молитву, в которой просит Бога укрепить избранного на епископское служение нашествием, силой и благодатью Святого Духа, подобно тому, как укреплял Господь пророков и апостолов, помазывал царей на царство и освящал архиереев. Также Блаженнейшим читалась вторая молитва посвящения.

По окончании чтения молитв на новопоставленного архиерея возложили саккос, омофор, крест, панагию и митру. На каждый из этих предметов новопоставленный получал благословение у всех присутствующих архиереев, и на каждый возглашался «Аксиос!» (в переводе с греч. ξιος — достоин, торжественное восклицание, произносимое до или после возложения рук на рукополагаемого, часть чинопоследований диаконской, пресвитерской, епископской хиротоний).

По окончании рукоположения все архиереи преподали своему новопоставленному собрату целование мира и проследовали на горнее место, где внимали чтению Апостола.

Совершение епископом Святогорским Арсением своей первой хиротонии

На Божественной литургии, во время которой состоялась епископская хиротония нынешнего Святогорского архипастыря, он уже будучи в сане епископа совершил свою первую хиротонию и рукоположил монаха Лазаря (Терещенко) во иеродиакона (прежде литургии на 3-м часе посвященного митрополитом Днепропетровским и Павлоградским Иринеем во иподиакона).

Вручение символа епископской власти

По окончании литургии новопоставленный епископ Святогорский получил от всех участников хиротонии благословение на ношение архиерейской мантии. Архиереи — уже в мантиях — вновь вышли на середину храма. Новопоставленный архиерей вышел последним и стал лицом к рукоположившим его собратьям. Блаженнейший митрополит Владимир по традиции произнёс слово назидания, в котором говорил о смысле епископского служения перед тем, как вручить новопоставленному архиерею жезл как символ епископской власти.

«С этого момента тебе надлежит всей жизнью являть в себе образ “Первосвященника Великого, прошедшего небеса”…»

(слово Блаженнейшего митрополита Владимира при вручении епископского жезла рукоположенному епископу Святогорскому)

«Преосвященный епископ Арсений, возлюбленный во Христе брат!

По воле Божией, благой и совершенной, направляющей каждого человека к вечному спасению, ты сегодня получил благодать святительского служения. Отныне ты призываешься быть епископом Церкви Христовой, которую Он стяжал Своей Пречистой Кровью (Деян.20,28). С этого момента тебе надлежит всей жизнью являть в себе образ «Первосвященника Великого, прошедшего небеса» (Евр.4,14), приступать «с дерзновением к престолу благодати» (Евр.4,16), служить Богу «в праведности и святости» (Еф.4,24).

Труден путь служителя Божия, ибо, кроме обычной внутренней борьбы с искушениями, что свойственно всякому христианину, он должен особым образом «немощи немощных носить, а не себе угождать» (Рим. 15, 1), как об этом свидетельствует великий Апостол языков: «Кто изнемогает, с кем бы и Я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2Кор.17,29). Осмысляя высоту и трудность архиерейского служения, у каждого, кто в начале этого пути, невольно из глубины души вырываются слова пророка Моисея: «Господи! пошли другого» (Быт.4,13). Но мы, возрожденные от воды и духа (Ин.3,5), опытно знаем, что всесильная благодать Божия немощная врачует и оскудевающая восполняет, а сила Божия посылается человеку тогда, когда он начинает осознавать свои немощи: «Когда я немощен, — говорит святой Павел, — тогда силен» (2Кор.12,9–10).

Согласно православному вероучению, епископ — продолжатель и преемник апостольского служения в Церкви, основанной Пастыреначальником как богочеловеческий организм, как живой, благодатный, таинственный союз людей с Богом и друг с другом во Христе. «Мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим.12,5). Вмес­те с тем, Господу было угодно, не нарушая внутреннего единства Святой Церкви, выделить в ней по Своему избранию особых людей для несения различных служений, среди которых исключительное место занимает епископство. Епископ — возвеститель и учитель Евангелия — он раздаятель всем чадам церковным дарованной Богом благодати. Поэтому богоносный учитель древней Церкви священномученик Игнатий, епископ Антиохийский учит, обращаясь к мирянам и клиру: «ничего не делайте без епископа… не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе» (Послание к Магнезийцам, 7).

Епископ — не только совершитель церковных таинств и богослужений. Он — пастырь и учитель, наставник и отец вверенных ему людей Божиих. У архипастыря нет права на беспечность, он должен постоянно бодрствовать. «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа…» — сказано в Деяниях Апостолов (Деян.20,28). Это значит, что, «внимая себе», то есть, наблюдая за собой, за устроением своего сердца и ума, архипастырь должен непрестанно заботиться о целости и духовном устроении своего словесного стада, надзирая «не принужденно, но охотно и богоугодно, не для… корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1Пет.5,2–3), чтобы быть «образцом для верных в слове, житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте», как пишет об этом своему ученику Тимофею Апостол Павел (1 Тим.4,12).

На протяжении десяти лет ты несешь послушание наместника Свято-Успенской Святогорской обители, которая милостью ­Божией и усердием братии и благотворителей возрождается. Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 9 марта 2004 года монастырю дан статус Лавры, что свидетельствует не только о той роли, которую играла обитель  прошлые века, но и о тех высоких задачах, которые возлагает на обитель вся полнота нашей Церкви. Лавра — не просто большой монастырь, а образец для других монастырей. Таковыми были и есть Киево-Печерская, Почаевская, Троице-Сергиева и Александро-Невская Лавры. Надеемся и верим, что Святогорская Лавра будет достойным продолжателем этих славных традиций и для всей южной окраины нашего Отечества станет духовным центром, местом молитвенного подвига и христианского просвещения. От тебя, как наместника, а ныне епископа, зависит очень многое. В своем делании будь мудр, добросердечен и доступен, вспоминая слова святителя Василия Великого, что «предстоятель слова должен все делать и говорить с осмотрительностью и по многом испытании… и засвидетельствовании даже тех, которые ему вверены… он не должен быть пристрастен к славе человеческой и привязан к чести, но обязан исправлять тех, которые оказывают ему такую честь». Это идеал служителя Алтаря Господня, который ты должен всегда иметь перед собой и к которому призываю тебя стремиться всю свою жизнь.

До последнего издыхания будь верен обетам, засвидетельствованным тобой сегодня перед нами — епископами, духовенством и народом Божиим.

А теперь с благоговением и страхом Божиим прими архиерейский жезл, символ твоего пастырства, мудрости и силы, с пожеланием, чтобы благословение Небесное споспешествовало тебе в архипастырских трудах, и призови благодать Господню на предстоящих и ожидающих твоего первого архиерейского благословения».

Восприняв из рук Предстоятеля жезл, епископ Святогорский Арсений преподал народу своё первое архипастырское благословение.

По окончании богослужения всем гостям и паломникам была предложена праздничная трапеза.

После трапезы и небольшого отдыха Блаженнейший митрополит Владимир и некоторые из участвующих в рукоположении Святогорского епископа архиереи совершили поездку на Всехсвятский скит. Его Блаженство помолился в храме вместе со скитской братией и осмотрел территорию.

В тот же день Блаженнейший митрополит Владимир и сослужившие ему в епископской хиротонии Святогорского архипастыря иерархи отбыли из г. Святогорска.

Слово митрополита Владимира Сабодана на вручение жезла епископу Арсению Святогорскому. 5 декабря 2005 г.

Проповедь на попразднство Введения во храм Пресвятыя Богородицы, сказанная Блаженнейшим митрополитом Владимиром (Сабоданом) в Успенском соборе Святогорской Лавры. 5 декабря 2005 г.

Фотоальбом на    Яндекс Фотки    Логотип flickr

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *