«Приидите людие, Триипостасному Божеству поклонимся…» День Святой Троицы. Пятидесятница

118 фото / аудио

Дивный Праздник празднует сегодня Святая наша Церковь! Велик День Святой Пятидесятницы, ибо в сей день родилась Святая Церковь Христова, можно сказать, это её День рождения. Именно с этого дня раскрылось миру действие всей Божественной Пресвятой Троицы, как поётся в посвящённом Ей акафисте: «Свят еси, Господи Боже наш, Отец, воззвавый нас от небытия, Сын, искупивый нас падших Крестом Своим, Дух Святый, освящаяй и животворяяй всех Своею благодатию». В этот день воспоминается и прославляется событие, связанное с Третьим Лицом Пресвятой Троицы — Святым Духом, Которым «всяка душа живится», Его сошествие на апостолов. Святый Дух укрепил их, благодатью Своей даровавши мудрость и силы для проповедования учения Христова всем народам, и апостолы стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. С тех пор вера христианская стала быстро распространяться по всему миру…

Утро праздничного дня в Святогорской Лавре началось в 7:00 со встречи владыки Арсения, который и возглавил торжественную Божественную литургию. Сослужили ему епископ Иннокентий (Шестопаль) и лаврское духовенство.

Свято-Успенский собор Святогорской Лавры, где проходило торжественное богослужение, к этому дню нарядили особенно празднично — повсюду в храме была цветущая весенняя зелень и ветки молодых берёз. Эта старинная традиция имеет ветхозаветные истоки, когда дома и синагоги в еврейский праздник Пятидесятницы украшались зеленью и цветами в память о том, как при Синайской горе всё зеленело и цвело в день, когда Моисей получал скрижали Закона. И сейчас на праздник Святой Троицы принято украшать храмы и дома зеленью и ветками деревьев. Только теперь значение этого в том, что Духом Святым обновляется каждый человек и подобно цветущей весенней зелени начинает духовно расцветать. Получив Дары Святого Духа, он имеет возможность принести Христу их достойные плоды.

Со всех окрестных городов и селений прибыло много паломников и храм в этот день был полон молящимися. Почти все они причащались, стремясь приобщиться радости апостолов, по слову благодарственной песни после Причащения Святым Христовым Тайнам: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго…» К слову, эта молитва пелась в первый раз после Пасхи, также как и молитва на призывание Святого Духа — «Царю Небесный». Словно освежающий ветер, невидимая, но живительная сила, не один раз посреди службы раздаётся эта молитва, устами всех молящихся призывается Дух Святой с просьбой очищения и спасения души (с древнееврейского слово «дух» — «руах» и означает, прежде всего, ветер, что говорит о Его невидимости и одновременно о Его присутствии).

На проповеди архиепископ Арсений говорил о единстве Пресвятой Троицы в трёх Ипостасях, о неслитном и нераздельном Триипостасном состоянии Единаго Бога — Отца, Сына и Святого Духа. О том, что человеческому разуму многое невозможно до конца понять и вместить, а возможно воспринять одной лишь верой. Говорил владыка о правильном, догматическом исповедании Третьего Лица Пресвятой Троицы — Духа Святаго — как Самобытного Божества, Надмирного, Совершенного и Сущаго, Отдельной Личности Пресвятой Троицы, а вовсе не подвластной исходящей силы.

Также в проповеди владыка наместник особо обратил внимание молящихся на то, какое действие возымело сошествие Духа Святого на апостолов. Что, по сути, произошло их преображение — из слабых, боящихся, ещё недавно трепетавших за закрытыми дверями страха ради иудейского рыбаков после схождения на них Святого Духа они, исполнившись божественной силы, смелости и мужества, становятся вдохновенными учителями-проповедниками, сильными в слове и смелыми в деле ревностного миссионерского служения на пути просвещения всего мира в святой вере Христовой.

Коснулся владыка и темы охлаждения веры в наши дни, состояния, когда люди вроде бы и молятся, постятся, делают добрые дела, но при этом не чувствуют того апостольского горения веры, горения духа, не ощущают духовного подъёма, а ощущают в себе лишь какое-то уныние, духовное бессилие и постоянный недостаток в чём-то, как будто чего-то всё время не хватает. Причины этого, по словам архипастыря, кроются в том, что благодать Божия отходит от нашей души, поскольку живём мы, не обращая внимания на заповеди Божии, самочинно. Если и творим добрые дела, то творим также и грехи, а это такое же пустое занятие, как разжигать костёр и тут же поливать его водой или поставить на ветру зажжённую свечу. И все наши добрые дела часто бывают окрадены смрадом тщеславия, самомнения, человекоугодничества или расчётливости и прочих неправд перед лицом Божиим. И в этот светлый Праздник Дня рождения нашей Церкви мы напоминаем себе, что можем вернуть благодать Божию и сообщить душе своей благодать Святого Духа, участвуя в церковных Таинствах. Своим действием Дух Святой помогает нам стяжать добродетели, воскрешает нашу совесть, наставляет нас на всякую правду Божию, тогда сама жизнь по заповедям Божиим становится для нас желанной и радостной.

По окончании литургии совершалась особая Троицкая вечерня с коленопреклонёнными молитвами. Во время этой службы верующие впервые за всё время Пятидесятницы преклонили колена во время особых молитв, единым сердцем и едиными устами молясь Господу о том, чтобы Он помиловал их и ниспослал дары Святого Своего Духа.

Вечером того же дня служилось вечернее богослужение с чтением акафиста Святой и Животворящей Троице, а утром в понедельник совершилось торжественное богослужение Святому Духу. Праздник этот установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», как ответ еретическому учению, отвергающему Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. После торжественной Божественной литургии был совершён крестный ход к берегу Донца, где под сенью часовни был отслужен водосвятный молебен.

Как сказал владыка Арсений на проповеди в День Святой Троицы, самое великое богатство — это добродетельная жизнь. Жить по совести и богатеть добродетелями призвал всех Святогорский архипастырь в этот великий церковный праздник, день Святой Пятидесятницы.

По словам святителя Луки Войно-Ясенецкого, Дух Святой живёт только в сердцах чистых, только им подаёт Он Свою Божественную благодать, ведь он «Сокровище благих» — всех истинных и самых ценных благ, какими только может обладать человеческое сердце. Поэтому необходимо неустанно, всегда во все дни нашей жизни и в каждый её час помнить о том, что Дух Святой не живёт в нечистом сердце. И вместе с царём Давидом неустанно повторять великие по своей глубине слова: «сердце чисто созижди во мне, Боже и дух прав обнови во утробе моей, не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».

Все наши проблемы снимаются только лишь в Духе Святом, только при помощи Его живительной благодати и при помощи и молитвами людей, носящих в себе Святого Духа. Да созиждет Господь чистыми и наши сердца и соделает в них достойную обитель Духу Святому Своему!


Слово архиепископа Арсения в День Святой Троицы. 31 мая 2015 г.

 

Фотоальбом на   Яндекс Фотки    Логотип flickr

Празднование дня Пятидесятницы в с. Богородичное — Яндекс Фотки    Логотип flickr

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *