Журналисты украинской газеты «Сегодня» о Святогорской Лавре

84 фото

Благословения на поездку в Святогорскую лавру (Донецкой области) мы ожидали полгода. «Рано еще в такие места ездить, у тебя ребенок, монастырей разве мало?» — говорил духовный наставник нашего спецпроекта владыка Павел. Когда же благословение было получено, стали собираться в дорогу. Из Киева можно добраться поездом до Славянска (правда, поезд один, поэтому билеты нужно покупать заранее), а оттуда маршруткой до Святогорска. Нам повезло, на вокзале нас встретили лаврские монахи на машине и довезли до самых стен лавры так, что мы ни одного блокпоста не встретили.

На въезде в город большой баннер висит: «Святогірськ — це Україна», а сбоку приписка: «Для тех, кто географию забыл». Ни снайперов на колокольнях, ни русского спецназа в лавре, обещанных ТВ-новостями, мы так и не увидели. «Обедать пошли, — шутит владыка Арсений, наместник Святогорской лавры, подводя нас к столам, за которыми мамы с детками обедают. — Два года тому назад был конкурс на лучшую в Украине вышиванку. Помните, кто выиграл? Славянск. А 4 года назад была акция «Восток и запад — вместе», стартовала тоже в Славянске. Вышили рушник большой, понесли нам в лавру, мы его тут освятили, затем дошивали рушники во многих городах Украины. До сих пор у нас в Святогорске бобина рушников лежит (до 200 метров)! А тут вдруг на тебе, по телевизору говорят, что в Святогорской лавре — русский спецназ с БТРами и сепаратисты, снайперы на колокольнях, а саму лавру якобы для паломников закрыли. Кадры только показали архивные, 2005 года. После этого сообщения муж моей сестры в Броварах скончался от обширного инфаркта, хотя до этого никогда на сердце не жаловался. Вот так лживым словом можно убить. А у нас тут ни ополченцев, ни спецназа, ни украинской армии — вообще военных не было. Зато тысяча переселенцев проживали в лавре да до 30-ти тысяч в г. Святогорске, которых лавра кормит и содержит за свой счет, а кормить приходилось до 5 тысяч в день. Видимо, такое время теперь. В 90-е годы вся округа нам помогала и деньгами, и материалами лавру из руин возрождать. Теперь вот лавра уже людям помогает, соблюдая завет архимандрита Арсения (Митрофанова, †1859): «Всех, приезжающих в обитель, селить и кормить бесплатно. Поступайте так, и обитель никогда и ни в чем не будет знать недостатка». Потому в Лавре встречают всех: и паломников, и переселенцев, и журналистов, — не снайперы, а Божия Матерь из белого камня. В знак того, что она Игумения нашей обители и несколько раз являлась нашим святым отцам видимым образом с наставлением».

НАСТАВЛЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ. «Наша обитель схожа с пещерными монастырями Крыма и теми, что основывались по реке Дон, — рассказал келейник владыки, отец Лазарь, заводя нас в музей. — Однако кем был основан монастырь, доподлинно неизвестно. Первые документы и карта монастыря появились в XVII веке. Название Святые Горы — от людей, которые жили здесь свято, — известно с XV в. Настоятелями и монахами здесь были грамотные люди, именно наших монахов приглашали в Москву для перевода Библии с древнегреческого. Жили здесь по уставам Глинской пустыни, чей устав был строжайшим в Царской России и соответствовал Афонскому. Кстати сказать, Святогорский монастырь был вторым по строгости устава после Молченской Софрониевой пустыни. В середине ХIХ века настоятелем по единодушному согласию братии стал иеромонах Герман. Именно ему дважды являлась Царица Небесная. Первый раз он увидел Ее в царских вратах на горнем месте алтаря Покровской церкви во время акафистного пения. Пока монахи пели «О, Всепетая Мати!», Богоматерь стояла с молитвенно воздетыми руками. Когда акафист завершился — видение исчезло. Второй раз отец Герман увидел Ее в то время, когда он только принял настоятельские обязанности и заунывал, что не сможет понести такое тяжелое бремя, и хотел оставить игуменство. Размышляя об этом, он задремал. И тогда во сне увидел перед собой Божию Матерь с тростью в руке, а по сторонам Ее святителя Николая Чудотворца и патриарха Германа Константинопольского (небесного покровителя отца Германа). Богоматерь, показывая отцу Герману небольшую трость в Своей руке, сказала: «Что унываешь, малодушный? Не ты будешь управлять обителью, а Я: ты в руках Моих будешь как эта трость». Проснувшись, отец Герман утешился. Он пробыл настоятелем 30 лет, и преимущественно ему лавра обязана своим благоустройством и традициями старчества».

РАЗГРАБЛЕНИЕ. До Октябрьской революции 1917 года в Святогорском монастыре было до 750 монахов — просто огромное количество даже по тем временам. «Настоятелем тогда был архимандрит Трифон, на чью долю выпали особые испытания, — продолжает наш гид отец Лазарь. — В Первую мировую войну 40 святогорских монахов едут под Харьков и выполняют роль медбратьев в госпиталях, в то время как в монастыре принимают в 1914 году 750 беженцев из Волыни и устраивают военный госпиталь. Заметьте, ровно через 100 лет история повторится, только лавра примет под свое крыло уже 1000 беженцев из своего региона. С 1918 по 1922 годы начинается разорение обители. На лавру нападают по очереди то красные, то банды Махно, то банды Маруси (причем «Марусь» было несколько, они даже нумеровались: «Маруся 1», «Маруся 2»). Когда приехала комиссия по изъятию ценностей, владыка Трифон сказал: «Я в этом участвовать не буду, забирайте, что хотите, сами». Все небогослужебное он отдал, даже кресты с себя снял. Но все было мало, его обвинили в том, что он прячет имущество и подвергли пыткам. В своих воспоминаниях иеродиакон Лука (Грицкевич) пишет: «Братию с настоятелем поставили в ряды и начали обучать воинским приемам. Причем над многими чинились пытки. Разули на снегу настоятеля и надели на него опорки, стригли волосы, заставляли курить, пить чернила и уксус». Множество братии было растерзано, замучено и убито. Монастырь превратили в Дом отдыха, а в Святогорских пещерах сделали музей антирелигиозной пропаганды.

САНАТОРИЙ. После Великой Отечественной войны здесь снова санаторий. Когда Успенский собор, построенный еще в XIX веке, переделывали под кинотеатр, то согнали студентов и платили им от выработки. Потому студенты так старались закрасить и сбить со стен все, что росписи восстановлению не подлежали. Только в куполе сохранились некоторые фрагменты росписи. Старожилы вспоминали, как иконы, ризы, книги, архив вынесли в две огромных кучи между Успенским и Покровским храмами и сожгли. На просьбы детей: «Оставьте иконочки, они же такие красивые!» — их отгоняли палками, грозились в костер кинуть. Поначалу храмовые постройки переоборудовали под жилые комнаты красноармейцев. Только спать тут красноармейцы не смогли — каждую ночь им слышался женский плач, как при погребении или оплакивании. А после территорию передали заповеднику в безоплатное пользование. До сих пор часть зданий монастыря, а часть — заповедника. Монастырь открыли в 1992 году, а возрождать обитель пришли 3-е монахов и 5 послушников по благословению епископа Алипия. Помещения отдавали неохотно, потому поначалу монахи жили в Успенском соборе. С января 1995 года наместником становится нынешний архиепископ Арсений и начинается возрождение лавры, реставрация храмов, постепенное возвращение и ремонт корпусов.

ВОЗРОЖДЕНИЕ. «В начале 90-х мы с мамой приехали сюда паломниками, — вспоминает 36-летний отец Лазарь. — Условий тут не было никаких. Ночевали в Успенском соборе, умываться и зубы чистить ходили на реку Донец. Но я прилепился душой к этому монастырю. Узнав, что в лавре на клиросе петь некому и нот не было, я вернулся домой и засел за написание нот, переделывание партитур, которые нашел у себя, со смешанного хора на мужской. Как раз выпускные экзамены начались — так я днем готовился, а по ночам ноты писал. Экзамены в школе я сдал, на выпускной не пошел, да и мама сказала: «Петров пост, тебе там делать нечего». Мой аттестат зрелости мама сама получила, а я через неделю после экзаменов приехал в Святые Горы. Познакомился с владыкой Арсением, стал его духовным чадом и келейником. А с 1996 года занимаюсь восстановлением всей документации по истории монастыря».

Санаторий не хотел так просто отдавать здания, многое приходилось просто выкупать или отвоевывать. Поначалу монахи служили службу в пещерном храме Антония и Феодосия Печерских. Церковь эта очень древняя, ее еще называют варяжской. Из­за того, что до 2002 года церковь принадлежала музею-заповеднику, монахам разрешалось служить только в нерабочее для музея время: с 6 до 10 утра и после 17. В остальные же часы здесь проводились экскурсии. «Каждый раз, идя на богослужение в церковь преподобных Антония и Феодосия, приходилось идти мимо корпусов, где каждый вечер дискотеки крутили при санатории, — вспоминает отец Лазарь. — Но владыка Арсений не унывал. Поднимался на сцену, брал в руки микрофон, при этом музыка выключалась, и говорил: «Братья и сестры! Здесь же действующий монастырь, побойтесь Бога!» Потом спускался со сцены, а музыка снова включалась и все продолжалось. А мы с владыкой и братьями под эту музыку «маршировали» в храм. Сейчас на том месте — паломническая трапезная, где готовят и кормят паломников и переселенцев. А когда древнюю церковь монастырь выкупил у коммунального хозяйства, на балансе которого она значилась, пришлось делать капремонт, восстанавливать фасады по дореволюционным документам, которые доставали в архиве». Паломникам всегда показывают при входе в храм фреску с ангелом. По монашескому преданию, каждого посетителя храма ангелы записывают. Потому, чтобы «облегчить» ангелам труд, имена братии, которая тут служит, уже написаны на фреске.

СВЯТЫНИ. Первым делом владыка решил восстановить Успенский собор, превращенный коммунистами в кинотеатр в два этажа. Перед центральным алтарем была оркестровая яма, в самом алтаре — сцена, в боковых пределах — гримерка и туалеты. Из Успенского собора вынесли 2600 тонн мусора, 40 вагонов, целый состав. Братия и рабочие трудились и днем, и ночью. В 1992 году сюда крестным ходом принесли икону Святогорской Божией Матери, которую удалось сохранить верующим в советское время. Это список с древней иконы, сделанный афонским монахом. С 1992 года икона находится только в монастыре, что связано с древней легендой, по которой Божия Матерь явилась священнику во сне и сказала: «Икону мою не выносите из церкви и не оставляйте на ночь в ином доме». Был случай, когда в 1918 году икона после крестного хода в с. Байрачек осталась у местного псаломщика дома. Наутро возле иконы нашли пять трупов тех, кто был в доме, убитых бандитами. На иконе у спасителя и Божией Матери были выцарапаны глаза, лик поврежден штыками. В 20-е годы икону отреставрировал неизвестный художник, но и сейчас на свету видны места повреждений. У иконы очень много свидетельств исцелений от бесплодия. Было несколько случаев, когда дети рождались в день празднования иконы Божией Матери (30 июля), а также много случаев исцелений онкобольных.

МУЗЕЙ ИКОН. Есть в монастыре и уникальный музей икон (XVI–XIX вв.). Каждая — со своей историей. А еще такие уникальные святыни, как мощи святого Пантелеимона Целителя, рука святителя Тихона, патриарха Московского, власы Христовы, часть Животворящего Древа Креста Господнего. Так как каждая святыня требует молитвенного предстояния, рядом с музеем был сделан придел для богослужений в честь преподобных отец и матерей, в подвизе просиявших.

ПЕЩЕРЫ СВЯТЫХ ГОР. Меловая скала Святых Гор с Николаевским храмом наверху и длинными пещерами в глубинах — визитная карточка лавры. Пещеры не закрывались даже в советское время, хотя были осквернены, коммунисты позаботились уничтожить все захоронения. «Гиды заповедника до сих пор вспоминают, как и в те атеистические времена некоторые люди, поднимаясь по пещерам с экскурсией, вдруг начинали кричать: «О, святителю! Преподобный! Не мучай нас!», — говорит наш гид отец Лазарь. — Чтобы беснование прекратилось, люди возвращались и сдавали билеты. Это нам сами экскурсоводы рассказывали, мирские люди. Как-то одна женщина после такого беснования покаялась, пожертвовала большое кольцо и попросила прощения у Матери Божией. Оно и неудивительно, с глубокой древности здесь проходила молитвенная жизнь монастыря. Благодаря пещерам, Святые Горы были неприступны — попасть внутрь, в Святую Скалу, как в неприступную крепость, было невозможно. Прежде они были очень длинные, до двух километров, и доходили до пещерного храма преподобных Антония и Феодосия. Но когда строили в XIX в. Успенский собор, в ущелье сделали плато, а пещеры сократили, разделив на два хода. Впоследствии нижняя часть пещер засыпалась. Успенский собор соединялся с храмом Святителя Николая 500 ступенями, но в войну их разрушили частично, а в 1970-е годы полностью. До того, как пещеры отдали монастырю, монахи карабкались по тропкам, как могли, цепляясь за ветки. Ходить же по пещерам монахам не разрешалось. Для стареньких бабушек в лавре поначалу был спецтранспорт — старенький трактор с прицепом. Послушник Артем сажал всех бабушек в прицеп возле Успенского собора и по серпантину доставлял их трактором на службу в храм Святителю Николаю. Сейчас там восстановлена Кирилло-Мефодиевская лестница».

КЕЛИЯ ЗАТВОРНИКА. С перехода видно небольшое окошечко в скале — это келийка, где 17 лет жил в затворе иеросхимонах Иоанн. Ежедневно он бил по 700 поклонов, спал в гробу с соломой, носил тяжелые вериги (железные кольца для смирения чувств и желаний плоти). Сырость была такая, что в теле затворника, в местах, где он носил вериги, образовались раны, и в этих ранах появились черви. Еле уговорили его эти вериги снять и отдать в починку на кузню. Только потом Иоанн снова их надел. Первые пять лет он вообще жил без печного отопления, потом братия поставили ему печечку. Он причащался еженедельно в пещерном храме святого Иоанна Предтечи и благословлял после службы приходящих людей. Зимой здесь тепло, летом — прохладно. Температура держится +12 градусов. Как-то Иоанн Затворник попросил одного художника нарисовать его портрет. Народ удивлялся: схимнику нужен портрет? Зачем? Однако благодаря этому изображению мы сегодня имеем представление, как выглядел Иоанн Затворник.

Здесь стоит вспомнить и преподобного Иоанна игумена. Игумен Иоанн был прозорливцем, исцелял многих людей. В 60-е годы вернулся с каторги, служил на приходе. Как-то к нему приехали паломники из с. Малеевка, один них, школьник Вася Погребняк, рассказал монаху: «Нас в храм в Боровой не пускают, сказали, если увидят в храме детей — вообще церковь закроют». «Ничего, придет время, будешь ты Святые Горы открывать. Обитель процветет, прославится. Колокола будут такие, что до Красного Лимана слышно будет», — сказал игумен Иоанн маленькому Васе. Потом, когда Вася поступил в семинарию Троице-­Сергиевой лавры, то в 70-е годы туда приехал игумен Иоанн, вызывает Васю (тот уже был иеродиаконом Алипием) и говорит: «Где ж ты ходишь? Я вот был на приеме в Кремле и просил об открытии монастыря. Но я старый, не доживу, а ты доживешь, и будешь еще Святые Горы открывать». Так и случилось в 1991 году — этот мальчик становится епископом Донецким и подписывает документы об открытии Святогорского монастыря. Владыка Алипий не раз вспоминал, что когда взял ручку подписывать документы, вспомнил пророческие слова отца Иоанна, и из-за набежавших слез не сразу смог поставить подпись.

ЧУДЕСА И ИСЦЕЛЕНИЯ. Есть в меловых пещерах в Святой Скале несколько церквей. В одной из них в XVI в. было явление иконы святителя Николая, явившейся на столбе. Там сейчас находится список иконы и лампадка, в которой миро с мощей святителя Николая. Над иконой меловая выемка в столпе, из которой берут мел и оставляют на лбу мелом крестное знамение.

В пещерах найдены места погребений монахов. Что интересно, была отдельная ниша для погребения косточек (костница) и отдельно были черепа (по афонскому уставу) — потому есть предположение, что первыми монахами Святых Гор были выходцы из Афона. Пещеры протяженностью в 1 километр, нужно идти снизу вверх по крутому извилистому ходу.

О. Лазарь рассказывал: «Мой дядя — астматик, сложная форма, ложился в больницу, а на работе боялся говорить — иначе выгонят. Приехал сюда и захотел пройтись по пещерам. Я боялся, вдруг начнется приступ. Мы помолились и пошли. Однако в пещерах дядя чувствовал себя нормально, несмотря на сырость и холод пещер. Дошли до выхода, все хорошо, он побыл и уехал домой. Через месяц звонок. «Представляешь, моя астма прошла! — говорит мне дядя. — Вообще никаких лекарств не принимаю! Ты когда будешь водить людей по пещерам, всегда теперь рассказывай мою историю исцеления». Здесь вообще и сердечники, которые на второй этаж подняться не могут, преспокойно поднимаются вверх с пением «Богородице, Дево, радуйся!»

ЮРОДИВЫЙ И АРТЕМ. Что особо удивляет в Святогорской лавре — это монумент Артема, созданный в стиле кубизма скульптором Кавалеридзе. Напомним, что «товарищ Артем», который был революционером и другом Сталина, после смерти похоронен у Кремлевской стены. Интересно, что на том месте, где теперь стоит Артем, в начале ХХ века хотели церковь построить. А для этого по традиции спрашивали благословения у старцев. В то время особым даром прозорливости обладал преподобный Исаакий. Он был юродивым, зимой ходил в летней одежде, летом — в зимней (в рукавицах и сапогах таких огромных, что они при ходьбе издавали неимоверный шум). Вот настоятель и спрашивает: «Отец Исаакий, благословите на том месте храм построить?» Тот руку в рукавице поднимает, смотрит на гору и говорит: «Нет, там здоровый человечина стоит». Что за человечина, тогда никто понять не мог. Но без благословения строить не решились. Только спустя 20 лет, в 1923 году воздвигли памятник Артему. А в Великую Отечественную войну на Святых Горах были ожесточенные бои, поэтому за памятником Артему — огромная братская могила наших солдат и их командира, генерала Батюка. Когда ему сообщили, сколько бойцов погибло в этой операции по освобождению этих гор, он умер от разрыва сердца».

ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ. Владыка Арсений первым делом повел нас в комнаты, где работает воскресная школа для деток. «Это наш детский сад, малыши тут рисуют, лепят, сочиняют, — говорит владыка Арсений. — Хотите свой портрет покажу? Это я с посохом! Знаете, что детки поначалу рисовали? Танки, машину с пулеметом на крыше, взрывы, кровь на асфальте, дом горящий, черную свечку на столе. Но это для дошкольников. Деток постарше сами в школу собирали. Святогорская школа перешла на две смены, вторая — специально для беженцев, а в окрестных сельских школах в 2 раза увеличилось число учащихся.

В целом у нас уже год живут беженцы. Кому есть куда вернуться, уезжают, остальные тут. У нас за это время только 178 беременных мамочек побывало. Некоторые детки тут и родились. Люди, когда приезжали, приходили к нам на беседу, на исповедь — людям надо было выговориться, выкричаться, так монахи потом возвращались в кельи — руки дрожат, спать нельзя от всего услышанного, ведь все пропускали через сердце. Например, вот у бабы Любы 24-летний племянник в Краматорске вез коляску с годовалым малышом в магазин, продуктов купить. Прямое попадание мины — ни папы, ни ребенка. От малыша осталось только четыре пальчика левой руки. Положили в коробку из-под обуви кусочки обоих и похоронили. Или еще, приходит брат наш ко мне, заупокойную литургию заказать хочет за новопреставленную рабу Ольгу. Кто это, спрашиваю? Говорит, жена брата, была на 7 месяце беременности. Ехали с мужем в маршрутке, попали под обстрел. Прижалась к мужу и умерла. Врачи констатировали инсульт в 24 года. У послушника Ромы отца осколком убило, на похороны не попал — за 10 дней только надо подавать на оформление пропуска в ДНР. Приходит, плачет: «Не могу маме дозвониться». Говорю, молись Божией Матери, чтобы она мамку сохранила. Через две недели мама приехала. И рассказала, что она с соседками прижались друг к другу и так три дня сидели в страхе, холоде и без еды в разбитом доме зимой. Когда помощь пришла, все, кроме мамы Роминой, уже были мертвы от переохлаждения. А мама была без сознания, ее откачали».

В трапезной паломников вовсю идет готовка обеда. Женщины-переселенки разбились на группки, каждая занята своим послушанием. «Мы тут уже как семья, горе сближает, — говорят женщины. — Готовим, убираем — все вместе. Мы из Горловки, дед звонил недавно, говорит, с 5 утра бомбили, он в подвале сидел, сказал, чтобы из лавры ни ногой. Так и живу здесь 9 месяцев, картошку чистим». «Знаете, что самое страшное, девочки? — говорят нам женщины, убирающие коридор. — Дочь звонит и говорит: «Мам, сейчас вот собралась в Украину за продуктами». Что может быть страшнее? Как нас поделили! Как настроили друг против друга! Что делать? Мы вам скажем. Нужно телевизор поменьше смотреть, а больше друг с другом разговаривать и друг друга слышать. Здесь у нас нет телевизоров — и хорошо!»

Да и священникам в военное время непросто. Святогорские монахи пересказывают мытарства владыки Илариона, который, несмотря на обстрелы, служит в Донецке, и владыки Митрофана в Горловке. «Куда я поеду, если у меня полный храм людей? — говорил владыка. — Были случаи, что на приходах «Херувимскую» допевали, лежа на полу. Ведь нельзя прекращать службу, даже если идут обстрелы».

Анастасия Белоусова
редактор отдела “Люди”
газета “СЕГОДНЯ”

Материалы по теме:

— «Всё делается с молитвой» — Святогорская Лавра глазами журналистов киевской газеты «Сегодня»

— Интервью наместника Святогорской Лавры: «Война — производная больной души человеческой»

Фотоальбом на   Яндекс Фотки    Логотип flickr

 

Два комментария

  1. Виктор

    Езжу в Святогорскую обитель много лет. В этом благодатном месте душа радуется и ликует. Побудешь на службах, исповедуешься, причастишься, поучаствуешь в трапезе, погуляешь вдоль набережной, поднимешься по серпантину, послушаешь чудный звон лаврских колоколов, посмотришь на монастырские клумбы с цветами – и появляются силы жить дальше!
    Очень хочется приехать еще, но нахожусь по ту сторону искусственно созданной границы. Скорее бы кончилась война!
    Знаем, что владыка Арсений и братия молится за весь народ. Спаси вас, Господи, за ваши молитвы!
    Хочу передать поклон владыке Арсению, о. Галактиону, о. Иоанникию и всей братии.
    Виктор, Луганская область.

  2. илья

    Желаю братии и наместнику Лавры владыке Арсению крепости душевных и телесных чувств. Мы все с надеждой взираем на наше монашество — это наша духовная опора. Пусть вас всех благословит Господь, наши родимые! Пусть пошлёт Господь мир на многострадальную Украину!

  3. Ольга

    Частичка моей души навсегда связана со Святогорском. Много сказочных событий произошло со мной в этом красивом месте. Я ездила в монастырь 4 года, пока не началась война. У меня много дома сувениров, напоминающих мне о Святогорске! Каждый день в молитвах я вспоминаю архиепископа Арсения и братию. В памяти всплывают все мои паломнические поездки в эту святую обитель: благословение архиепископа Арсения и архиепископа Польской Православной Церкви Авеля, разговор с батюшкой Серафимом, встреча со схимонахинями Иустиной и Магдалиной… Хочется поблагодарить владыку Арсения и всю братию за то, что вы молитесь за нас. Дай Бог вам ЗДОРОВЬЯ И МИЛОСТИ БОЖЬЕЙ! С поклоном, раба Божия Ольга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *