«Твори благо, бегай злаго — спасен будеши»: из духовного завещания свт. Митрофана Воронежского

аудио

Публикуем выдержки из проповеди митрополита Святогорского Арсения, произнесённой 20 августа 2014 года на Божественной литургии в день памяти обретения честных мощей святителя Митрофана Воронежского, одного из престольных праздников Свято-Успенской Святогорской Лавры.

«Их свет перед людьми светился, потому что они были как светильники для людей во тьме неверия и безбожия»

Мы, братья и сестры, часто празднуем памяти святых, лик которых называется святительским. Святителями называются те угодники Божии, которые послужили Богу, Церкви Его Святой и народу Божьему в сане епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, и этот сан называется «святительский». Действительно, их свет перед людьми светился, потому что они были как светильники для людей во тьме неверия и безбожия, во тьме греховной блуждающим людям. Они были светильниками, маяками, которые путеводили людей ко спасению, ко свету вечного и нескончаемого Небесного Царствия. Один из таких угодников Божиих — это святитель Митрофан, в схиме Макарий, первый епископ Воронежский, память которого мы сегодня, братья и сестры, празднуем.

Духовное завещание святого архипастыря

…Святитель Митрофан был прекрасным проповедником, так что из других городов приходили только чтобы послушать его проповедь. Но от всех его проповеднических трудов осталось только его завещание. Краткое, но говорящее о его высоком благочестии и о святоотеческом образе жизни:

«Употреби труд, храни мерность — богат будеши,

воздержно яждь, мало пий — здрав будеши,

твори благо, бегай злаго — спасен будеши».

Вот и всё завещание святителя Митрофана, которое он оставил своей пастве, пастве благодарной.

Взгляд в прошлое: условия святительства Митрофана Воронежского. Помощь беженцам с Украины

Мы, братья и сестры, не можем не вспомнить, что это было за время в историческом отношении. На Дон, который протекает через всю Воронежскую область, тогда бежали и беглые крепостные, и разбойнические шайки, и люди, искавшие вольного образа жизни, который часто был связан и с грабежом, и с насилием, и с ограблением купеческих караванных судов, идущих по Дону. Но, кроме того, область его епархии в его святительство населилась сотнями тысяч переселенцев с Украины. В 1651 году украинское православное казачество, пошедшее походом на Польшу, потерпело под местом Берестечком страшное поражение. На пять вёрст были укрыты поля трупами православных казаков, которые шли за православие. Поляки в отмщение сожгли все города, местечки, все сёла вокруг города Берестечко. И после этого страшное гонение на православных было воздвигнуто так, что 1652 году полковник Иван Дзиньковский, а вместе с ним 1000 украинских семей, и два монастыря — Николая Чудотворца мужской и Параскевы Пятницы женский — поднялись с города Острога Ровенской теперешней области. И уходя от притеснений католических, от убийств, от насилий, от обращения православных в папство, они бежали, с боями пробиваясь на переправах Днепра, где поляки поставили вооружённую охрану, пробивались, чтобы только сохранить православие.

В память о своём городе Остроге они основали город Острогожск в 1652 году. После этого было ещё две волны переселений, которые во время усиления католического западнического гнёта на Украине, когда люди подвергались этому, бежали тогда в пределы диких полей, под набеги татарские, бежали, только чтобы сохранить святое православие.

Святитель Митрофан и Святогорская обитель

Святитель Митрофан всячески поддерживал новых переселенцев, давал им земли под монастыри, под города, под поселения. Были основаны или возобновлены такие древние пещерные монастыри, как Дивногорский, Шатрищегорский, Белогорский. Населились новые города, новые селения, а некоторые селения он брал под своё покровительство. Так, например, наше село, в котором я родился, было в епархиальных владениях святителя Митрофана. В своё время Пётр Первый, видя такую рачительность как хозяина и такое расположение его души и любви святителя к людям, настолько распространил территорию Воронежской епархии, что в её пределы входила и наша Святогорская пустынь, мы тоже были под управлением святителя Митрофана. Недаром впоследствии через 160 лет после обретения его святых мощей 20 августа 1992 года в Святогорской Лавре была отслужена первая после открытия обители Божественная литургия. Именно на праздник святителя Митрофана совершилась первая литургия в нашей обители, и совершается непрерывно по сегодняшний день.

Его титул был «Воронежский и Азовский», настолько распространилась его епархия. И везде святитель Митрофан, объезжая епархию, останавливался, служил, проповедовал, назидая свою паству.

«…С самого детства я был воспитан на особом отношении к сему угоднику Божию»: из личных воспоминаний митрополита Арсения

…Моя епископская хиротония была 5-го декабря, а первую литургию как епископ я служил 6-го декабря — в день памяти преставления святителя Митрофана Воронежского. Как раз Господь управил, что первая моя литургия как епископа была тоже в день его памяти. Всегда, с самого детства я был воспитан на особом отношении к сему угоднику Божию. Даже Николай Чудотворец, в одно время, явившись воронежскому купцу, сказал: «Вы, если что, просите обо всём святителя Митрофана, он рядом с вами. А он всё мне передаст, мы с ним там, в Царстве Небесном, вместе». Так святитель Николай Чудотворец похвалил сего угодника Божия, сказавши о единодушии, о совместном их пребывании. А значит, и о равной славе перед Богом, и о равной чести перед Богом в Царстве Небесном сего угодника Божия.

«В сегодняшний день, братья и сестры, молитесь сугубо святителю Митрофану, чтобы он даровал нам мир. …Но мир этот будет только тогда, когда у нас будет мир с Богом»

Это особый угодник Божий. Особый молитвенник, который помогает даже тогда, когда люди его не просят. Является и помогает в их бедах и нуждах. Как Николай Чудотворец, скорый на помощь, великий по силе благодати и великий молитвенник за нас пред Богом. Поэтому в сегодняшний день, братья и сестры, молитесь сугубо святителю Митрофану, чтобы он даровал нам мир. Мир духовный, мир с совестью, прежде всего, и мир внешний, которого так мы хотим. Но мир этот будет только тогда, когда у нас будет мир с Богом. И недаром в кондаке святителя есть слова, в которых мы просим мира для душ наших, и доброго ответа пред Богом и прощения грехов. Дай Боже, чтобы по молитвам святителя Митрофана всё плохое, скорбное переменилось на лучшее и радостное. Но лучшее и радостное тогда будет, когда переменится наш внутренний человек. И тогда верьте, братья и сестры, что благодать Божия, действуя в нас и через нас на всё окружающее, многое изменит. То, что мы хотим изменить зачастую человеческими силами, Бог может изменить в мгновенье ока.

«…Молитесь ему, и не только о больных ногах и позвонках, — молитесь о своих бессмертных душах»

И ещё, святитель Митрофан особый помощник в семейных, в государственных делах, и в поиске работы всегда к нему обращаются. В бедствиях, потому что он очень многих выкупал из долговых тюрем, посещая эти тюрьмы и выкупая должников за средства епархиальные. Святитель Митрофан ещё помогает тем, у кого больные позвоночники, у кого больные ноги. Очень многих он исцеляет. А, наверное, причина этого открылась, когда мы облачали его святые мощи. В грудном отделе его позвоночника несколько позвонков сросшиеся, с такими наростами узловатыми, буграми. Это показывает, что угодник Божий терпел боль в спине, и, наверное, тяжело ему было и на ноги, тогда ещё при жизни, поэтому он и помогает тем, у кого больны позвонки, у кого больны ноги.

Поэтому молитесь ему, и не только о больных ногах и позвонках, — молитесь о своих бессмертных душах. Святитель Митрофан даёт нам сегодня пример благочестия, пример любви и попечения, пример доброго хозяйственника и устроителя церковной и государственной жизни, пример кротости и смирения, ревности по Бозе. Многие примеры он даёт нам.

Дай Боже, чтобы мы хотя бы один пример из его жития взяли себе на вооружение, и постарались сегодня хоть какое-то доброе дело сделать, подражаю угоднику Божию, славному святителю Митрофану, покровителю нашему, память которого мы ныне совершаем. Аминь.

Слово архиепископа Арсения в день памяти свт. Митрофана Воронежского. 20 августа 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *