Престольный праздник древнего храма Святогорья

Память св. Александра Невского в скиту с. Богородичное
54 фото

«Звезды мысленныя, просиявшия на тверди Церковней,

иноков Российских основание,

песньми, людие, почтим»

(из тропаря преподобным Антонию и Феодосию Печерским)

15 сентября — день празднования двух великих святых, двух светочей Русской Церкви, прославленных ею в лике преподобных, — основателя Киево-Печерской Свято-Успенской Лавры преподобного Антония Печерского и его усердного соработника в деле созидания обители Божией, устроителя святой Киево-Печерской обители и первого учредителя иноческого общежития в русских монастырях — преподобного Феодосия Печерского. В аскетических подвигах труда, молитвы и безмолвия этих святых мужей лежат истоки всего русского монашества. Плоды этих подвигов — сонм святых Киево-Печерской обители, благодаря преподобным Антонию и Феодосию Печерским ставшей центром древнерусской духовности. «Монашескаго в Руси жития первоначальницы», — поём мы в посвящённом им акафисте. Всей своей жизнью преподобные явили яркие примеры настоящих воинов Христовых и верных последователей Божественного Евангельского учения и явились светочами, образцами истинной иноческой жизни для многих и многих последующих поколений монашествующих на Святой Руси.

Икона Божией Матери Свенская. Фреска Покровского храма

Великие святые, в Киевских горах подвизавшиеся и прославившиеся, по праву считаются покровителями всех монахов, в земле Русской подвизающихся. Милостью Божией под их молитвенным покровительством и особым попечением находится и Свято-Успенская Святогорская Лавра, в числе храмов которой имеется подземная церковь святых преподобных Антония и Феодосия Печерских, расположенная в одноимённом скиту на территории обители.

История древнего Святогорского храма

(по материалам готовящемуся к изданию «Историко-статистическому описанию Свято-Успенской Святогорской Лавры»)

Скит прпп Антония и Феодосия 01
Церковь прпп. Антония и Феодосия. Фото XIX в.

«Пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских находится к востоку от монастырских построек, у подножия горы, возле верхнего гостиничного корпуса. Поскольку пещерный храм до 1845 г. был всеми забыт и завален землёй, о его происхождении и времени ископания почти ничего неизвестно. Остаются предания и предположения.

Первые свидетельства об этой церкви относятся к началу XIX века. Иван Яковлевич Тихоцкий, член Харьковского историко-филологического общества, писал: «Что всего чудеснее, по бок монастыря, недалеко от нынешней каменной ограды, за год перед сим я был там сего 1817 года… сделался в земле провал, и саженях в 4-х глубины открылась каменная церковь, в которую Изюмский городничий сходил, но как она со всех сторон засыпана землею, то по темноте ничего свидеть не мог».

Изустное предание о подземной церкви преподобных Антония и Феодосия записал в начале XIX века приходской священник Николай Лащенков, более десяти лет прослуживший в упразднённой Святогорской обители. «…В Святогорском монастыре, — писал отец Николай, — есть подземные скиты выше монастыря, с особенного рода кирпичным сводом, глубиною в земле до трёх сажень; и поныне приметно, что была там церковь, в которую вход пещерою, примерно около 5 или 6 саженей».

В 1844 г., после возобновления Святогорской обители, благочестивый старец иеромонах Феодосий видел по ночам на том месте, под которым находилась церковь, чудный свет, а два священника — Марк и Николай — ощущали необычайное благоухание.

Указал на провал, ведущий в церковь (как оказалось впоследствии — слуховое окно), столетний старец Мафусаил. Вот как об этом писал святитель Филарет, архиепископ Харьковский: «По тайному распоряжению Промысла, не попущающего изгладиться на грешной земле следам верных рабов Его, во свидетельство о существовании и судьбе незримаго храма, до перваго года восстановления древней обители сохранился столетний старец. Он жил ещё в древнем монастыре и доживал последние дни в имении господина Потёмкина. Он-то кратко, но верно объяснил, что найденное отверстие ведёт в завалившияся пещеры, где был пещерный храм преподобных Печерских Антония и Феодосия. Храм сей, говорил он, скрывался уже под землёю в то время, когда иноки переселились со скалы в долины. Следовательно, сокрылся гораздо прежде того времени, т. е. прежде половины XVII столетия, и, по всей вероятности, во время опустошения края татарами. Лет за 80 прежде 1840 г. пещера случайно найдена и открыта руками сего старца, тогда бывшаго ещё юношею; иноки того времени имели намерение восстановить храм, но последовавшее упразднение монастыря оставило их намерения неисполненными, после чего пещера от времени дошла до упадка. По этим-то указаниям стали очищать землю и открыли в ней следы храма».

Читаем в «Донесении Святейшему Синоду» епископа Харьковского Иннокентия: «Небольшое четвероугольное каменное здание, найденное в горе под землёю, действительно должно было составлять некогда церковь, признаком и доказательством чего служат углубления в средине передней стены, какие делаются для горняго места, остаток в левой стороне жертвенника и два углубления в стене по бокам входной двери для певцов. Кирпич и кладка стен показывают, что здание сие должно быть устроено не в самой глубокой древности, а века за три или четыре до нашего времени… Пещера, в коей устроена сия церковь, по свидетельству того же старца-указателя, носила исстари название Варяжской».

Тогда же возник вопрос о первоначальной истории этой церкви, времени её возникновения и отношении к пещерному монастырю в меловой скале.

Ещё до сих пор видны остатки тайного хода, который соединял меловые пещеры в скале с подземной церковью преподобных Антония и Феодосия. Протоиерей Пётр Фомин писал: «Бывший подземный ход от скалы к Антониево-Феодосиевской церкви на расстоянии 250 сажень в целом своём виде не сохранился: первая его половина от скалы до нынешнего монастырского керосинового склада срыта при устройстве площади под соборную церковь, а вторая — прорытая в глинистом грунте, местами совершенно завалилась, и никем никогда не была исследована». Протоиерей Пётр, изучая cвятогорские пещеры и находясь в этом самом меловом туннеле к церкви преподобных Антония и Феодосия, отметил, что следы рубки мела, оставленные первыми ископателями, указывают на то, что этот ход был вырублен сверху вниз. Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее древними пещерными сооружениями являются пещеры в середине и на вершине скалы, а более новыми — длинный опускающийся ход и замыкающая его церковь преподобных Антония и Феодосия.

О том же свидетельствует историк А.Н. Муравьёв: «Нельзя, однако, определить времени ископания сей пещеры, во всяком случае, она гораздо позднее келий мелового утёса, потому что сама правильность внутреннего расположения церкви и отделка сводов… не восходит далее XV или XVI веков».

После восстановительных работ, проводившихся в XIX веке без детального описания, следы первоначального устройства этого пещерного храма были уничтожены. Уже тогда протоиерей Пётр Фомин с сожалением отмечал: «Нельзя в точности определить, что из существующего здесь — древнейшее».

Некоторыми современными исследователями ископание этого подземного храма отнесено к XVII веку. Доказательством такого вывода для них послужил строительный материал, обнаруженный в остатках входной части церкви — большемерный кирпич XVII в. (30х15х8см), который также использовался при строительстве Никольского храма на скале. Однако существует ряд причин, препятствующих согласиться с таким выводом.

Во-первых, оформление входной арки из кирпича в XVII веке, несомненно, было сделано по причине обвала пещерного хода, соединявшего эту церковь с меловой скалой. Сделанный в XVII веке свой, ближний выход, минующий прохождение к храму по пещерному туннелю, косвенно указывает на то, что церковь преподобных Антония и Феодосия ископана ещё ранее, нежели появилась эта входная арка.

Во-вторых, в связи с отсутствием документов, упоминающих эту церковь, можно также предположить, что она оказалась утеряна в древнее время из-за обвала пещерного хода и вновь обретена лишь в XVII веке. Возможно, что немедленному восстановлению сообщения с ней препятствовали такие причины, как, например, крайняя скудость в рабочих руках и средствах, которые были характерны для жизни обители в XVII веке, многочисленные татарские разорения, своей внезапностью грозившие большой бедой удалившимся от святой скалы инокам, и моровые язвы.

Скит прпп. Антония и Феодосия 02
Фреска в притворе храма с изображением обретения пещерной церкви.

В-третьих, из грамот XVII века известно, что число братии в те времена немногим превышало 25 человек, которые, по свидетельству архимандрита Иоиля, все являлись преклонного возраста. Под силу ли было такому немногочисленному седовласому братству, кроме поддержания уже существующей обители, ещё и копать подземный пещерный ход длиной около километра и вырубать в горе церковь? Необходимо также учесть и другие сложности жизни в то неспокойное ввиду татарских нашествий время, трудности с доставкой воды и прочее.

Поэтому, подводя итог всему вышесказанному, можно с большой степенью уверенности утверждать, что подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских ископана была ещё до XVII века.

К августу 1846 г. завершились работы по восстановлению древнего храма, который для большего простора расширили боковыми притворами, придавшими церкви подобие крестообразной формы.

Андрей Фёдорович Ковалевский описал, какой вклад внёс затворник Святогорской пустыни иеросхимонах Иоанн, будучи ещё экономом обители, в открытие и возрождение сокрытого в недрах земли святилища древних иноков: «Один из послушников монастырских по имени Михаил, пася стадо монастырского скота на месте пещернаго храма, нечаянно открыл отверстие в земле, служившее входом туда, о чём и сообщил монахам прежняго монастыря, которые имели намерение открыть его и возобновить, но закрытие монастыря, вскоре затем последовавшее, помешало этому, и открытое отверстие опять засыпалось и покрылось землею. Промыслом Божиим, этот самый Михаил, уже столетний почти старец, по закрытии монастыря проживавший в вотчинах Потёмкиных, дожил до возобновления монастыря в Святых Горах, поступил в число его братии и при пострижении наречён соответственным его возрасту библейским именем Мафусаила. Он поведал настоятелю и братии новооткрытаго монастыря о существовании пещернаго храма преподобных Печерских, открытаго им в молодости, и указал самое место, на котором ещё ранее того благоговейный старец обители, духовник иеромонах Феодосий, видел по ночам свет, как бы выходящий из недр земли. Настоятель отец Арсений и ктиторы обители Потёмкины с благоговейною радостию приняли это известие, внушившее им живейшее желание, — открыть следы пещернаго храма и возобновить его, как залог благословения прежних подвижников этого святого места.

С благословения Преосвященнаго Иннокентия, тоже принявшего особое участие в этом деле, по указаниям столетняго Мафусаила, начались раскопки земли на месте храма сперва одним управляющим Потёмкиным, без участия монахов, но оказались безуспешными, ибо Богу угодно было, чтобы храм, изрытый, без сомнения, руками иноческими, ими же был и открыт.

По благословению настоятеля эконом Иоанникий, собрав к себе способную к труду сему братию, после усердной молитвы к Богу начал раскапывать полугору на указанном месте. Приступил он к этому делу с особым благоговением, с постом и молитвою, ибо отнюдь не надеялся на силы человеческия, а боле уповал на помощь Божию. «Дело священное», — говорил он собравшейся для раскопки братии и всех приглашал усердно молиться Богу, да не посрамит их упований обрести сокрытое в недрах земли святилище.

На месте подземного храма не было никаких даже признаков, могущих указать его место: всё поросло лесным кустарником, сравнялось, и лишь небольшая возвышенность имелась на почве. Став на этой возвышенности, эконом приметил на склоне ея, на правой стороне, небольшую впадину, вроде засыпанной ямы, в которой признал следы отверстия, открытаго в молодости Мафусаилом. С этой впадины начали копать землю, и на 3-х аршинном расстоянии от поверхности открыли сначала окна, ведущия в церковь, наконец, и самую церковь, свод которой сохранился в целости, внутренность была же полузасыпана землею; монашествующие начали вынимать её в своих одеждах, причём открылись помост, следы алтаря и прочия части подземнаго храма.

Велика была радость святогорской братии: новооткрытый храм спешили отделать и вновь освятить, причём эконом упросил отца Арсения, для большаго простора, расширить его притворами направо и налево, которые, под непосредственным его руководством и были выкопаны в земле руками иноков. Таким образом, если предположить, что храм этот в древности ископали иноки, — в новейшее время откопали, счистили и распространили его тоже исключительно иноки».

Эконом монастыря, монах Иоанникий, возглавивший работы по расчистке древнего святилища, собственноручно вырубил для новооткрытого храма из цельного дикого камня Престол.

Алтарь пещерной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

Одновременно была устроена и наружная часть церкви, с северной стороны которой, около усыпальницы, построили каменный одноэтажный крытый железом корпус с двумя келиями для братии, где впоследствии, как свидетельствовал писатель В.И. Немирович-Данченко, проживали некоторые схимонахи.

По словам современников, «вход в этот подземный храм сделан в виде украшенной изображениями святых икон арки или часовни из кирпича, увенчанной тремя главами и крестами. У самого входа по обеим сторонам изображены во весь рост преподобные Печерские угодники Антоний и Феодосий, посреди, над самым входом, — икона Киево-Печерской Божией Матери, а над нею большая икона коронования Пресвятой Девы — Богом Отцом, Иисусом Христом, держащим свой крест, и спускающимся в виде голубя Духом Святым.

Войдя в небольшой притвор храма, ведущий в пещеры, направо и налево видны маленькие приделы, или часовни, в них покоятся некоторые благотворители святой обители — князья Куракины, Голицыны и др. В левом приделе устроительница монастыря Татьяна Борисовна Потёмкина избрала и себе, и супругу своему Александру Михайловичу, место вечнаго упокоения, но Богу, по Его неисповедимым судьбам, не угодно было исполнить это заветное желание Татьяны Борисовны, она и ея супруг погребены близ Петербурга в Сергиевской пустыни. Долго и после смерти Татьяны Борисовны, на избранном ею месте, стояла присланная ею икона, прекрасной живописи, — явление Воскресшего Спасителя Марии Магдалине; Татьяна Борисовна желала, чтобы эта икона была поставлена после ея смерти на ея могиле. Теперь эта икона находится в больничной церкви обители. Из притвора в пещеры, ведущия в церковь, надо идти с зажжёнными свечами. Пройдя по этим небольшим, в несколько саженей длины, пещерам, мы вступаем в древний подземный храм святых угодников Антония и Феодосия. Иконостас этого храма железный, украшенный бронзой с позолотою. Иконы писаны тоже на железных досках. На Царских вратах изображено Благовещение Пресвятой Девы, над ними небольшая икона Успения Божией Матери. За местными иконами Спасителя и Божией Матери, на южных и северных малых воротах, изображены во весь рост преподобные Антоний и Феодосий, и в этом тёмном храме, при слабом мерцании свечей и лампад, стоят они, как живые; за преподобными по правую сторону икона святителя Николая, а по левую — апостола Иакова. На горнем месте довольно большая икона Святой Троицы.

На жертвеннике прекрасная икона — снятие Спасителя с Креста. Алтарь и храм очень небольшие; направо в храме устроено маленькое углубление, где стоят певчие во время служения здесь Литургии».

Святитель Иннокентий Борисов

30 августа 1846 г. Преосвященный Иннокентий, архиепископ Харьковский, освятил обретённую церковь в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, имени которых, по словам старца Мафусаила, она и была посвящена прежде. «Но самому старцу, — пишет в своих воспоминаниях о Святых Горах А.Н. Муравьёв, — не суждено было видеть окончание указанного им подвига. Он как бы нарочно дожил до того только времени, пока ему поверили и открыли утаённое: однако и при самой смерти был виновником скораго обновления открытого им святилища. Когда вся братия со слезами соборно предавали земле тело его подле самой пещеры, в залог и память ея обретения, нечаянно проезжавший мимо купец Изюмский [Яков Дегтярёв. – Сост.], который не имел прежде особого расположения к обители, ни даже вообще к церкви, полюбопытствовал, от чего такое собрание народа и усердие к усопшему? Когда же услышал рассказ о чудном обретении и увидел самую пещеру, только что разрытую, умилился сердцем и объявил мне желание немедленно устроить в ней церковь на свой счёт: с тех пор сделался он ревнителем благочестия до самой кончины, вскоре воспоследовавшей».

Устроенный на средства купца Дегтярёва иконостас не сохранился, однако известно, что он был железный, крашенный белой масляной краской, с 10 иконами, писанными тоже на железных досках, и украшен бронзой с позолотой. Оценивался он в 700 рублей серебром.

Иконы у жертвенника тоже писаны на железе: 1) Спаситель с 5 язвами, из которых истекает Кровь, и 2 предстоящих Ангела с сосудами; 2) Положение во гроб.

Среди других храмовых лампад выделялась одна сребропозлащённая 84 пробы с чеканными Херувимами по углам, которая весила 41 золотник и стоила 10 рублей серебром.

Маленький пещерный храм освещался двухярусным медным посеребренным с 12 подсвечниками паникадилом весом 39 фунтов и стоимостью 20 рублей серебром.

На полу в храме стояли два медных посеребренных подсвечника весом по 12 фунтов каждый.

Впоследствии храм преподобных Антония и Феодосия обнесли оградой, сделали в ней врата с колокольней на один 7-пудовый колокол. Над колокольней установили железную вызолоченную главу с крестом».

Из новейшей истории храма в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских

В начале возрождения Святогорской обители, в то время, пока шли реставрационные работы в Свято-Успенском соборе, литургии и вечерние богослужения совершались в пещерной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Подобно служению древних иноков, положивших начало Святогорской обители жительством в пещерах, или семени, вложенному в недра земли, которое тайно готовит первые ростки и цветы — будущее благолепие святой обители, — таково было служение и молитва братии в этом пещерном храме. Чудотворный же образ Владычицы Богородицы, именуемый Святогорским, в это время находился в скромном правом отделении пещерника, где утром служились полунощница и молебны, а вечером — монашеское правило.

К 1996 году маленький пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских уже не мог вместить всех приезжавших в обитель паломников и 21 мая 1996 года, на праздник преподобного Арсения Великого, в храме святителя Николая на меловой скале состоялась первая литургия. С этого времени небольшая церковь святителя Николая, несмотря на трудность к ней доступа, приютила в своих стенах братию обители и стала временным центром монастырской жизни.

В 2000 году Святогорскому монастырю наконец были переданы пещерные храмы преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, преподобного Алексия, человека Божия, и Рождества святого Иоанна Крестителя, находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника. С этого времени пещеры, издревле почитаемые в обители как святыня, открыты для многочисленных паломников.

Братия Святогорской обители, радуясь восстановленной справедливости, расчистила стены возвращенных пещер от надписей советского периода. Пещерный ход украсился многими иконами, подсвечниками, вырубленными в мелу крестами и нишами для лампад.

В настоящее время в скитской Антоние-Феодосиевской церкви по воскресным дням служится вечернее богослужение, а в зимний период — молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.

В поминальные дни у древней пещерной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, где находится усыпальница князей Голициных и где погребены духовники и благотворители обители, святогорской братией служатся панихиды.

Престольный праздник в скиту преподобных Антония и Феодосия Печерских

В день празднования великих покровителей и родоначальников монашества на Святой Руси в Свято-Успенской Святогорской обители отмечали престольный праздник одного из лаврских скитов, храм которого освящён в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. 20 лет назад литургическая жизнь в храме протекала ежедневно, теперь же Божественная литургия здесь служится только несколько раз в год. Одна из них обязательно бывает в престольный день древнего пещерного храма.

Богослужения начались в 6:00. По прочтении утренних молитв и полунощницы был отслужен водосвятный молебен с акафистом преподобным Антонию и Феодосию Печерским. Обращаясь в молитвах ко иноческаго жития основателям и первейшим новоначальных иноков в Руси наставникам, верующие просили преподобных, да будут они обителей своих бодрии и неусыпающии хранители и собранному ими стаду непреоборимии во всем поборницы.

После чина малого освящения воды совершилось окропление святой водой верующих и соборно пелось величание.

Около 8:30 стали читать часы и была отслужена Божественная литургия. Богослужение престольного дня возглавил архимандрит Амвросий (Бобров) в сослужении братии скита.

Преподобнии и богоноснии отцы наши Антоние и Феодосие Печерстии, молите Бога о нас!

Материалы по теме:

— Престольный день скита преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. 15 сентября 2014 г.
— Пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

Фотоальбом на      Яндекс Фотки    Логотип flickr

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *