День памяти святителя Димитрия Ростовского — престольный день Святогорской обители

2 аудио

«Пришёл я к вам с любовью…

…мир вашему жительству, мир вашим домам и сердцам вашим!

…пришёл же я к вам не для того, чтобы вы служили мне, но чтобы я послужил вам…»

(из первой проповеди святителя в кафедральном Успенском соборе города Ростова)

4 октября — день, когда Православная Церковь совершает память святого, именуемого в разных источниках украинским или русским «Златоустом» — великого святителя Димитрия Ростовского. Сегодня воспоминается обретение честных мощей угодника Божия.

Учёный и богослов, духовный писатель и талантливый агиограф, весьма умелый полемист и блестящий оратор-проповедник, в совершенстве владеющий редким даром слова, успешный церковный администратор, переводчик, поэт и даже искусный драматург-театрал — всё это о святителе Димитрии, митрополите Ростовском, имя которого широко известно и глубоко почитаемо во всём православном мире. Видный церковный деятель Петровской эпохи, образованнейший человек своего времени, святитель владел несколькими иностранными языками и собрал большую библиотеку. В истории Русской Православной Церкви он первый, кто был канонизирован в синодальный период и единственный святой, прославленный в XVIII столетии. К тому же он был наиболее почитаемым русским святителем того времени.

Прославление митрополита Димитрия в лике святых совершилось в 1757 году. У гроба любимого народом Божиим ростовского владыки происходили сотни исцелений. Спасо-Яковлевский монастырь, где покоились чудотворные мощи великого святителя, стал центром паломничества для множества страждущих, с верой притекающих к новому источнику Божественной благодати.

Архипастырские труды доброго пастыря

Златословесный учитель Восточной Церкви, сей славный угодник Божий более многих других потрудился на ниве церковного просвещения, проповедничества и научения церковного народа Таинствам и истинам христианской веры. Он написал множество духовно-нравственных трудов — проповедей и поучений, духовных книг, прославлений Божией Матери и святых. И, безусловно, прежде всего, славный угодник Божий знаком каждому верующему как великий агиограф и летописец, крупнейший систематизатор житий святых, известных на тот момент Святой Православной Церкви.

Благодаря святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому церковная духовная сокровищница пополнилась драгоценным бисером плодов его многолетних усердных трудов — Четьими-Минеями. Они представляют собой упорядоченный согласно церковному календарю свод оригинальных и переводных житийных и риторических памятников церковно-учительного и исторического характера, расположенных по дням их празднования в соответствии с кругом годового богослужения. Во время своей работы над составлением этой фундаментальной агиографической энциклопедии, состоящей из 12 томов, великий святитель и одарённый учёный сам кропотливо собирал, дополнял и исправлял жития и поучения.

К работе над Четьими-Минеями он приступил в 1684 г. по благословению старцев Киево-Печерской Лавры. Святитель посвятил этому более двадцати лет, начав свой великий труд в колыбели русской святости — Киеве и продолжая до конца своих дней, завершив его в 1705 г. на своей святительской кафедре в Ростове. Многолетний неустанный труд над созданием Четьих-Миней, ставший величайшим подвигом святителя Димитрия, принёс ему общецерковную славу и общенародную известность. Этот житийный сборник, только в XVIII веке выдержавший десять изданий, стал вторым после Евангелия самым любимым чтением на Святой Руси, имеющим поистине огромное влияние на верующее русское общество.

Значение духовного наследия святителя Димитрия Ростовского

Как отзывался о духовном наследии святителя Димитрия Ростовского святитель Игнатий (Брянчанинов), его творения «носят на себе печать благодатного помазания Божия и сообщают это помазание читателям своим».

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев считал святителя Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».

Всемирно известный классик русской литературы Фёдор Михайлович Достоевский в своих «Записках о русской литературе» в разделе «О безошибочном знании необразованным и безграмотным русским народом главнейшей сущности восточного вопроса» отмечал: «…по всей земле русской чрезвычайно распространено знание Четьи-Минеи — о, не всей, конечно, книги, — но распространён дух её по крайней мере, — почему же так? А потому, что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Миней прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются. Я сам в детстве слышал такие рассказы прежде ещё, чем научился читать. Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали. Эти рассказы передаются не по книгам, а заучились изустно. В этих рассказах, и в рассказах про святые места, заключается для русского народа, так сказать, нечто покаянное и очистительное. Даже худые, дрянные люди, барышники и притеснители, получали нередко странное и неудержимое желание идти странствовать, очиститься трудом, подвигом, исполнить давно данное обещание…»

Известный историк Николай Иванович Костомаров писал о святителе: «Литературные труды Димитрия имели важное значение именно потому, что были сильно распространены в русском обществе… Едва ли какой другой духовный писатель имел такой обширный круг читателей».

4 октября 2009 года, в год празднования 300-летия со дня преставления святителя Димитрия Ростовского Святейший Патриарх Кирилл в своём первосвятительском слове так восхвалил угодника Божия: «Его устные проповеди и его письменные творения сегодня воспринимаются церковным преданием как святоотеческая письменность, потому что влияние святителя Димитрия было так велико и так сильно, что оно действительно осуществляло перемены в сердцах людей, сохраняло Церковь нашу в единстве, в благочестии, в ревностном служении Господу, а народ наш — в глубокой вере».

Духовная связь святителя Димитрия Ростовского со Святогорской обителью

Божественным Своим Промыслом Вселюбящий Господь управил так, что обитель во Святых Горах тоже имеет духовную радость быть под небесным заступничеством великого святителя. Один из трёх приделов её величественного Свято-Успенского собора освящён в честь трёх святителей — Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского.

В готовящемся к изданию «Историко-статистическом описании Свято-Успенской Святогорской Лавры» содержатся такие сведения:

«…В августе 1861 г. Святогорскую пустынь посетили приглашённые Татьяной Борисовной Потёмкиной Государь Император Александр II Николаевич, Государыня Императрица Мария Александровна с Августейшими детьми — Великим князем Сергеем Александровичем и Великой княжной Марией Александровной.

13 августа 1861 г., в тот самый день, когда вся православная Русь светло праздновала открытие в городе Задонске святых и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Тихона, епископа Воронежского, отец Герман в домовой церкви Потёмкиных в присутствии Августейшей Семьи совершил Божественную Литургию. По желанию Императрицы им же был отслужен первый молебен новоявленному угоднику Божию святителю Тихону, в память чего отец Герман решил левый придел новостроившегося собора, посвященный архимандритом Арсением святителю Воронежскому Митрофану, вместе посвятить и святителю Тихону. Впоследствии, по предложению знаменитого русского путешественника и боголюбивого писателя Андрея Николаевича Муравьева, он присоединил к ним и святителя Димитрия Ростовского, посвятив этот придел совместно всем трём новоявленным великим святителям Русской Церкви: Димитрию, Митрофану и Тихону.

…Левый придел собора в честь трех новоявленных святителей Русской Церкви — Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского — отец Герман освятил уже в следующем 1869 году 8 августа, в сороковой день по смерти Татьяны Борисовны Потёмкиной, которая 1 июля 1869 г. скончалась заграницей в Берлине.

Собору трёх русских святителей А.Н.Муравьёв вскоре составил особые тропарь и кондак, а братия обители написали совместную им службу».

Празднование памяти святителя Димитрия Ростовского в Святых Горах

Накануне и в сам день престольного праздника в Свято-Успенской Святогорской Лавре прошли праздничные богослужения и молебные пения в память святителя Димитрия Ростовского.

3 октября наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры митрополит Святогорский Арсений возглавил торжественное всенощное бдение.

4 октября богослужения престольного дня Свято-Успенского собора начались с обычного утреннего правила, после которого был отслужен водосвятный молебен с акафистом святому Димитрию Ростовскому, великому святителю Христову. В своих молитвах верующие просили нового и великого чудотворца, православия ревнителя и душепагубных расколов и ересей искоренителя, да сподобит Господь по его святым молитвам «мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное и богоугодно прейти поприще временныя жизни». «Церковь же Святую от ересей и расколов сохрани, верных укрепи, заблуждающих обрати и всем даруй вся, яже ко спасению и славе Божией подобающая. Отечество твоё сохрани от врагов ненаве́тно, но побора́й оружию крестоноснаго воинства, и подаждь нам всем твоё архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякия беды и напасти» — возносили богомольцы свои молитвы истинному и доброму пастырю, угоднику Божию святителю Димитрию.

После молебна читались часы и состоялась встреча владыки наместника, возглавившего Божественную литургию в день престольного праздника Свято-Успенского собора Святогорской обители.

После прочтения Евангелия Его Высокопреосвященство обратился к собранию верующих с проповедью. Похваляя угодника Божия и его великие труды во славу нашей Церкви и нашего Отечества, особенно составленные святителем Димитрием Ростовским сборники житий святых, владыка наместник сугубо отмечал их огромную роль в духовной жизни верующего народа. Также в своей проповеди владыка Арсений вспоминал, что в год открытия Святогорской обители, именно в день памяти святителя Димитрия Ростовского произошло величайшее в истории Святых Гор, знаковое событие. 4 октября 1992 года крестным ходом в обитель была возвращена одна из великих святынь, находившихся в монастыре до его закрытия — чудотворная Святогорская икона Божией Матери, чудесно сохранённая в безбожное советское время благочестивыми людьми.

На сегодняшний день также приходится отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня, когда по окончании Божественной литургии Крест вносится обратно в алтарь. По отпусте литургии во время пения хором тропаря празднику Воздвижения владыка наместник торжественно через царские врата внёс Крест в алтарь, положив его на престоле. После закрытия царских врат и завесы Крест благоговейно перенесли к месту его хранения.

По окончании Божественной литургии были прочитаны молитвы по Святом Причащении и все присутствующие в храме богомольцы проследовали на праздничную трапезу в честь престольного праздника Свято-Успенской Святогорской обители.

Православия ревнителю и раскола искоренителию,

Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче,

списаньми твоими буих уцеломудрил еси,

цевнице духовная, Димитрие блаженне,

моли Христа Бога спастися душам нашим.

(Тропарь святителю Димитрию Ростовскому)

Слово митрополита Арсения в день памяти свт. Димитрия Ростовскаго. 4 октября 2015 г.

Слово епископа Арсения в день памяти свт. Димитрия Ростовскаго. 4 октября 2009 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *