Пребывание в Святогорской Лавре чудотворной Гефсиманской плащаницы Пресвятой Богородицы

81 фото / 1 аудио

21 ноября, в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, исключительно важное по своему значению событие, объединило на монастырской площади Свято-Успенской Святогорской Лавры братию святой обители и её боголюбивых паломников, а также представителей духовенства со всего Донбасса. Накануне воскресного вечернего богослужения, в 16:30 из Свято-Успенского собора Святогорской Лавры с хоругвями и молитвенным пением Божией Матери крестным шествием верующие пришли к площади у врат святой обители, чтобы встретить великую святыню мирового Православия — Гефсиманскую плащаницу Пресвятой Богородицы.

Иерусалимская чудотворная икона прибыла в Украину из Иерусалима по благословению Блаженнейшего Патриарха Святого града и всей Палестины Феофила III. Его Блаженство во время встречи с представителями Украинской Православной Церкви передал братские поздравления Предстоятелю УПЦ Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию и выразил надежду, что с молитвами Владычице нашей Пресвятой Богородице наступит благословенный мир на многострадальной украинской земле.

«Пусть Пресвятая Владычица наша Богородица, в чудотворной Её иконе Успения, упокоит вражду ради того, чтобы воскресли взаимопонимание и мир среди людей, и воскресла Украина!» — такое благословение передал Блаженнейший Патриарх Феофил верным чадам Святой Православной Церкви в Украине.

31 октября по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Онуфрия началось большое крестное шествие с Гефсиманской плащаницей по городам Украины, получившее название «Крестный ход мира «Украина под Покровом Богородицы». Чудотворная Иерусалимская икона посетила уже несколько украинских городов, и вот из города Харькова святыню привезли в Святогорскую обитель.

Желая принять участие в столь знаменательной встрече Иерусалимской святыни в Свято-Успенскую обитель собралось в этот день более 2000 верующих — словно Сама Пречистая посещала Свой удел во Святых Горах Донецкого края, и народ Божий поспешил приветствовать Царицу Небесную. В ожидании верующие соборно пели величание и другие песнопения, посвящённые Пресвятой Богородице.

И вот наконец Иерусалимская святыня прибыла в Святогорье. Сопровождавший икону митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко) передал её архиепископу Алипию (Погребняку), и торжественным крестным ходом Гефсиманскую плащаницу перенесли в Свято-Успенский собор.

Во время воскресного всенощного бдения нескончаемым потоком шли верующие на поклонение святыне. На утрени после помазания святым елеем верующим раздавались небольшие иконы с изображением Чудотворной иконы Гефсиманской плащаницы Божией Матери.

Всё время пребывания Иерусалимской чудотворной иконы во Святых Горах перед нею совершались богослужения и возносилась молитва за мир в Украине. В ночь с 21 на 22 ноября перед Гефсиманской Плащаницей Богоматери совершались молебны и все боголюбивые паломники смогли принять участие в соборной молитве перед чудотворным образом Богоматери о даровании мира, сил, терпения и благословения Божиего нашей земле.

В 6:00 перед Иерусалимской чудотворной иконой был отслужен водосвятный молебен, затем прочитаны часы и отслужена Божественная литургия. Менее суток пробыла Иерусалимская святыня в Святогорской Лавре. Проводы Гефсиманской плащаницы Пресвятой Богородицы состоялись по окончании воскресной Божественной литургии, когда торжественным крестным шествием икону провожали до ворот обители. Далее святыня продолжит крестным ходом свой путь в стольный град Киев и до своего возвращения на Святую Землю посетит ещё ряд украинских городов.

Иерусалимская Чудотворная икона — Гефсиманская плащаница Божией Матери

Иерусалимский образ Пресвятой Богородицы в виде плащаницы является иконографическим образцом, прототипом для всех известных подобных изображений Матери Божией, которые можно встретить во многих наших храмах. Находится он в Иерусалиме, в подворье Гефсиманской обители, именуемой Малой Гефсиманией, расположенной напротив входа в Храм Гроба Господня. В небольшом храме подворья справа у алтаря и хранится эта Иерусалимская святыня. Покоится она перед почитаемой иконой Божией Матери, называемой «Милостивая», украшенной множеством подвесок и монист — благодарностей за многие полученные от неё исцеления.

Вот какое описание самой плащаницы и её местоположения находим мы у архимандрита Леонида (Кавелина): «Гефсиманское подворье <…> занимает южную сторону площади, бывшей некогда под портиками св. Гроба. Здесь живет игумен Гефсиманского подземного храма и несколько его помощников из послушников. На открытой террасе второго яруса разведен небольшой цветник; рядом с игуменской кельей небольшой параклис (церквица), в коем имеет постоянное помещение икона Успения Божией Матери, ежегодно с торжественностью переносимая отсюда накануне праздника Успения Богоматери в Гефсиманию в честь сего великого праздника. Икона эта представляет вырезанную по контуру фигуру Божией Матери, возлежащей во гробе, и с обеих сторон обложена сребропозлащенным окладом; венец украшен драгоценными камнями; есть довольно привесок. Риза на ней — дар русской Мелании, графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской».

 

Гефсимания — Гробница Божией Матери

А вот как описывает плащаницу известный историк Церкви А.А.Дмитриевский, побывавший летом 1898 г. на празднестве в честь Успения Божией Матери в Иерусалиме: «Дни Успенского поста, ближайшие к празднику Преображения и непосредственно следующие за ним до 12-го числа августа, приковывают внимание богомольцев к убогой и маловместительной часовенке Гефсиманского подворья (метоха), находящегося внутри стен Иерусалима, против входных дверей, ведущих в храм Воскресения. Здесь обычно хранится плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая сионскою церковью, при отправлении торжественного богослужения в праздник Успения. Плащаница эта представляет изображение Богоматери на доске в аршин с четвертью или аршина полтора длины, перепоясанное серебряным свивальником или погребальными пеленами от шеи до ног, обутых в серебряные сандалии. Открытое лицо Богоматери, написанное художественно, окружено нимбом, шитым золотом.

Плащаница эта покоится здесь пред иконою Божией Матери „Милостивой“ на особом одре, окруженном подсвечниками, на которых негасимо горят свечи, возжигаемые усердием богомольцев. Близ этой плащаницы служатся в описываемые дни параклисы-молебны и акафисты с утра до глубокой ночи, а в три часа по полудни совершается вечерня». Дмитриевский, как и Леонид, отмечает, что плащаница — «плод усердия графини А.А. Орловой-Чесменской».

Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская

Рассказ о Гефсиманской плащанице архимандрита Игнатия (Казакоса), представителя Иерусалимского Патриархата: «Плащаница — очень древняя икона, которая хранится в Старом городе в Иерусалиме — в Гефсиманском подворье, что напротив храма Гроба Господня. Для Иерусалимской Церкви это одна из великих святынь. Плащаница Пресвятой Богородицы — это очень древняя, намоленная икона. Эту икону за три дня до праздника Успения (у нас его отмечают 15 августа) доставляют крестным ходом от того места, где она находится — фактически, от Гроба Господня, — в Гефсиманию, где её обносят вокруг гроба Пресвятой Богородицы, вокруг Иерусалимской иконы Божией Матери, которая именно там находится.


 

Там святыня пребывает 9 дней — до Отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы».

Крестный ход в день отдания праздника

«О дивное чудо! Источник жизни во гроб полагается…» — праздник Успения Пресвятой Богородицы, воплощённый в Иерусалимской иконе-плащанице

С апостольских времен, о чём свидетельствуют многие святые отцы, почитание Пресвятой Богородицы было безусловным. Церковно-богослужебное раскрытие исторического события Её всеславного Успения основано на достоверных древнехристианских преданиях. Сведения об этом столь важном церковном событии мы находим в сказаниях об Успении Пресвятой Богородицы таких авторитетных песнописцев Православной Церкви: святого Анатолия, патриарха Константинопольского (V в.), святого Германа, патриарха Константинопольского (VIII в.), святого Феофана Начертанного, митрополита Никейского (IX в.), святого Космы Маиумского (VIII в.) и преподобного Иоанна Дамаскина (VIII в.). Они изображают событие Успения Богоматери во всех подробностях, с критически взвешенных, общепринятых в Церкви позиций, соответствующих беспримерному величию и достоинству Матери Бога Слова. Богослужебные песнопения праздника Успения в полноте раскрывают смысл основных моментов данного события, а именно: собрания апостолов в Иерусалиме, последней беседы их с Божией Матерью, преставления и погребения апостолами тела Богоматери в Гефсимании (по завету Самой Пречистой «…в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое»), наказания и исцеления после обращения иудейского священника Аффония, внезапной невидимости похоронной процессии для пылающих ненавистью иерусалимских иудеев, и наконец, явления Божией Матери апостолам на третий день после Её погребения.

«Веселися, Гефсимание, Богородичен святый доме!»

После Вознесения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа Его Святая Матерь по слову Своего Божественного Сына была поручена апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Она жила в Эфесе, а в отсутствие Иоанна Богослова во время его апостольских трудов, возвращалась в Иерусалим, на Елеонскую гору.

«глас Гавриилов радостию вопияху Тебе: радуйся, Носило Божества всего»

Церковное Предание повествует нам, что Матерь Божия любила часто и продолжительно молиться у Гроба Господня и Голгофы. Когда Её земной путь приблизился к своему завершению, по Божию повелению у Гроба Господня ко Пресвятой Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о времени Ее скорого успения, как повествует Предание, вручив ей при этом пальмовую ветвь: «Радуйся, Благодатная! Тебя, Божию Невесту, призывает в Божественный Чертог Небесный Жених для бесконечного боголепного веселия».

«Апостоли, от конец совокупльшеся зде…»

В сам день своего упокоения Матерь Божия молилась Господу, чтобы апостол Иоанн Богослов и остальные апостолы пребывали в эти минуты рядом с Ней. И по Её молитве все апостолы были Духом Святым восхищены и поставлены в Сионскую горницу, где совершалось Таинство Успения Божией Матери. Иоанн Дамаскин в своих сочинениях пишет, что апостолы, подобно орлам и подобно облакам, слетелись к одру умирающей Божией Матери. И только апостол Фома опоздал проститься с Божией Матерью, но то было великим Божиим Промыслом.

«…и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой»

Сам момент смерти, как говорит Предание, нисколько не был связан с каким-либо страданием. Церковные историки и святые отцы говорят о том, что Матерь Божия как бы уснула, и в этот момент явился Господь Иисус Христос. Стены помещения как бы раздвинулись, и Божественный Сын в сопровождении ангелов Божиих восхитил святую душу Своей Пречистой Матери. Так состоялся факт Успения Божией Матери как отшествия Её в мир иной.

«…в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое…»

Ученики погребли тело Божией Матери в Её родовом склепе недалеко от Гефсиманского сада, по завещанию и пожеланию самой Пречистой Девы. Множество чудес совершалось во время шествия к этому месту от Сионской горницы. Из церковной истории нам известно, что не все в Иерусалиме относились к Божией Матери с должным почтением, и было много таких, кто ненавидел и Христа, и Его Пречистую Матерь. Со стороны ослеплённого ненавистью иудейского священника Афония была сделана попытка опрокинуть одр с телом Божией Матери, но Ангел отсёк руки дерзнувшему на такое злодеяние иудею. Афоний, познав силу Божию, в тот же момент раскаялся и тут же был исцелён.

«Приидите в Сион, на Божественную и тучную Гору живаго Бога, возрадуемся, Богородицу зряще»

По пришествии в Гефсиманию тело Матери Божией было апостолами положено во гроб. Промыслительно случилось, что апостол Фома прибыл в Иерусалим на третий день после Успения и очень сильно расстроился, что не сумел попрощаться с телом Пресвятой Богородицы. Ученики, ради любви к своему сослужителю, открыли гробницу Божией Матери, чтобы и Фома мог попрощаться с Нею. Но тела Божией Матери они там не обнаружили, лишь одни погребальные пелены. Из чего был сделан вывод, что Матерь Божия была вознесена телом на небеса.

Это повествование было впервые систематизировано и зафиксировано в письменном виде византийским церковным историком Никифором Каллистом в XIV веке. Но ещё в V веке епископ Иерусалимский Ювеналий в послании к царице Пульхерии описал событие Успения. Пусть не в том объёме, как мы видим сейчас, но это уже было связное повествование. В VI веке уже утверждается литургический праздник Успения Божией Матери.

Тема повествования об Успении Божией Матери очень тесно переплетается с темой Церковного Предания, с доверием Церковному Преданию. А вопрос доверия Церковному Преданию — это вопрос доверия Церкви, вопрос послушания ей. И Святая каноническая Православная Церковь на основании Церковного Предания учит нас именно так и только так понимать события и обстоятельства Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, не сомневаясь в истинности и достоверности церковного учения по этой теме.

Слово архиепископа Арсения в день проводов Гефсиманской Плащаницы Пресвятой Богородицы. 2 октября 2012 г.

Фотоальбом на    Яндекс Фотки    Логотип flickr

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *