В преддверии Рождественского поста

На этой неделе у православных начинается Рождественский пост, иначе называемый Филиппов пост. Это последний многодневный пост в году, он предшествует празднику Рождества Христова и начинается 28 ноября, за 40 дней до него (почему по аналогии с Великим Постом имеет ещё название «малой четыредесятницы»). В западной традиции Рождественский пост носит имя «Адве́нт» (от лат. adventus — приход, в русском переводе звучит как «пришествие»), что означает пришествие в мир Господа нашего Иисуса Христа. Сей пост установлен для того, чтобы верующие достойно подготовились к наступлению праздника Рождества Христа Спасителя. Сущность подобной подготовки заключается в том, чтобы через воздержание от пищи умножить борьбу с грехом и таким образом приобщиться к ожиданию светлого праздника Рождества, а после — ощутить Господне Рождество как великое событие пришествия Живого Бога на землю, как личный Праздник.

Содержание и смысл поста как деятельного очищения своей души очень точно выражены в одном церковном песнопении: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно радуешься неядению, ибо если нет в тебе стремления к исправлению, то возненавидена будешь от Бога, как лживая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим».

Другими словами, главное в посте — вовсе не качество и состав пищи, а борьба со своими душевными повреждениями, си́речь страстями. Ведь не нужно объяснять необходимость своевременного систематического обследования и лечения больного человека — вот так же и наши души, будучи больны духовно, тем паче нуждаются в периодическом исправлении и очищении.

«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его»

Икона свт. Иоанна Златоуста (фрагмент) из иконостаса Успенского собора Святогорской Лавры

По словам святителя Иоанна Златоуста, память которого празднуется Церковью в этот день, «и врачи, когда намереваются дать лекарство желающим очистить у себя гнилые и испортившиеся соки, приказывают воздерживаться от обыкновенной пищи, дабы она не помешала лекарству подействовать и оказать свою силу; тем более мы, готовясь принять это духовное врачество, т. е. пользу, происходящую от поста, должны воздержанием очистить свой ум и облегчить душу, дабы она, погрязши в невоздержании, не сделала для нас пост безполезным и безплодным.

…Один только пост не вводит на небо, если не имеет своей сестры — милостыни, потому что она соединена с ним, и между ними не только братские и тесные отношения, но милостыня служит даже опорой поста. И откуда это известно? Ангел говорил Корнилию: “Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом” (Деян. 10:4). Милостыня — крыло молитвы; если не сделаешь молитве крыла, то она не летит, а когда душа окрылена, то она быстро несётся на небо… Итак, дай сорабу, чтобы иметь должником Господа, для Которого приятно быть должником и Который отдает капитал с лихвой. Не так солнце, освещая лёд, заставляет таять, как милостыня, столкнувшаяся со множеством грехов, истребляет их.

Икона св. ап. Павла (фрагмент) из иконостаса Успенского собора Святогорской Лавры

…Велика сила поста и много пользы от него бывает душе. Поэтому прошу любовь вашу, чтобы, узнав пользу от поста, вы не лишились ея по нерадению, и при его наступлении не печалились, но радовались и веселились, согласно с словами блаженнаго Павла: «аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется» (2 Кор. IV, 16). В самом деле, пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полёт, делает её способною подниматься на высоту и помышлять о горнем, и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни. Как лёгкие суда скорее переплывают моря, а обременённые большим грузом затопают, так и пост, делая ум наш более лёгким, способствует быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и к предметам небесным, не дорожить настоящим, а считать его ничтожнее тени и сонных грёз. Напротив, пьянство и объядение, обременяя ум и утучняя тело, делают душу пленницею, обуревая её со всех сторон, и не позволяя ей иметь твёрдую основу в суждении, заставляют её носиться по утёсам и делать всё ко вреду собственного своего спасения. Не будем же, возлюбленные, безпечны в устроении нашего спасения, но зная, сколько зол проистекает от невоздержности, постараемся избегать вредных от нея последствий».

«Теперь ищу не того, какова — трапеза, но — произошло ли изменение злого образа мыслей»

«…Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, — продолжает наставлять нас вселенский церковный учитель. — Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и всё наше тело… Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния.

…Не говори мне, что “я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту”, но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что если ты упоён гневом, то зачем угнетаешь свою плоть?.. Теперь ищу не того, какова — трапеза, но — произошло ли изменение злого образа мыслей», — так писал о посте златословесный святитель Иоанн.

Таким образом, основная цель поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель, в том числе составляющая пост.

«Милости хочу, а не жертвы», — так говорит Господь (Мф. 9, 13). Через апостола Павла Спаситель обращается ко всем, вступающим на поприще поста: «Едим ли мы что, ничего не приобретаем, и не едим ли мы что, ничего не теряем». Поскольку важно не то, хороша наша пища или плоха, обильна или скудна. Важно лишь одно — наше духовное состояние, не воздержание в пище, а воздержание как таковое.

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *