«Поклоняемся Страстем Твоим, Христе…» Пассия. Служба страданиям Христа Спасителя

аудио

Начиная со второй седмицы Великого поста, во всех храмах Святой Православной Церкви служится особое великопостное богослужение, именуемое Пассией. Это служба, всецело посвящённая страданиям Христовым — великой и страшной Жертве Любви, принесённой ради нашего спасения.

«Взбранный Воеводо и Господи Небесе и земли,

Тебе, Царя Безсмертнаго, зрящи на Кресте висяща…»

Пассия. Само название этого торжественного великопостного богослужения раскрывает его глубокий смысл, ибо латинское слово «passio» в переводе на русский язык означает «страдание», а на церковнославянском означает «страсть».

В Русской Православной Церкви этот вид богослужений по времени своего возникновения самый поздний. Так, впервые пассия как отдельная служба появляется в XVII веке на юго-западе Руси (территория современной Украины).

Свт. Пётр Могила

Составил первоначальный вариант этой службы создатель очень многих литургических форм святитель Пётр (Могила), митрополит Киевский (1596–1647 гг.). В 1702 году в Киево-Печерской Лавре как прибавление к богослужебному Уставу был впервые напечатан чин пассии.

«Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем»

Свт. Иннокентий Херсонский

Впоследствии святитель Иннокентий (Борисов, 1800–1857 гг.), архиепископ Херсонский и Таврический добавил в чинопоследование пассии акафист Страстям Христовым. С 1-й четверти XX века пассии получают в Русской Православной Церкви повсеместное широкое распространение и становятся одними из самых любимых в народе великопостных служб. Таким образом, авторство чинопоследования пассии, совершаемой в нашей Церкви сегодня, принадлежит двум святителям — Петру и Иннокентию.

Пассия служится только во время Великого поста, четыре раза (по числу евангелистов): в воскресные дни (или же пятницы) второй, третьей, четвёртой и пятой седмиц. Служба проходит традиционно в вечернее время. Накануне пассии в центре храма устанавливается распятие, к которому перед службой и после неё благоговейно прикладываются все молящиеся. Перед распятием на аналое полагается Святое Евангелие.

На каждой из четырёх пассий читаются главы из Евангелия одного из Евангелистов, посвящённые страданиям Христа и крестной смерти Спасителя. Так, за первой пассией читают 26 и 27 главы Евангелия от Матфея, за второй — 14 и 15 главы Евангелия от Марка, за третьей — 22 и 23 главы Евангелия от Луки и за четвёртой — 18 и 19 главы Евангелия от Иоанна. Как правило, к чтению Евангелия присоединяется также акафист Страстям Христовым и поучение. Во время пассии всем молящимся принято держать в руках зажжённые свечи, что создаёт особую проникновенную молитвенную атмосферу.

«…мене ради, Бог сый, человек быв, человека умерша грехми Животворящим Телом и Кровию Твоею оживил еси»

Митр. Арсений Святогорский

Велико значение этих великопостных служб: главная цель пассий, как и всего Великого поста — подготовить верующих к Страстной Седмице, на которой воспоминаются крестные Страдания и смерть Господа и Бога нашего Иисуса Христа. И каждый православный христианин должен стремиться принять молитвенное участие в пассиях, где каждое песнопение пронизано болью сострадания к страждущему Христу Спасителю, а очерствевшая душа под действием сопереживания и сострадания к Нему оживает и делается чище.

Евангельские чтения, посвящённые страданиям Богочеловека и Творца мира, чтение акафиста Страстям Христовым, проникновенные, глубокие и печальные песнопения пассии настраивают душу на сопереживание, духовным зрением она созерцает Гефсиманию и Голгофу, состраждет и плачет вместе с Богородицей и апостолами, делаясь сопричастной страшным Евангельским событиям, сопричастной Страждущему Христу Спасителю.

«Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем»

По окончании пассии в 2008 году Святогорский архипастырь так обратился к своей пастве: «Мы вспоминаем жертву любви Христовой. Как говорит Священное Писание, «живо слово Божие и действенно и острее всякого меча обоюодоостра». Так и слова евангельские сегодня пронзают и душу, и сердца, и умы наши. Мы как бы по-новому сопереживаем всем тем событиям, которые произошли почти 2000 лет назад, но настолько актуальны и в сегодняшний день. Потому что на страницах евангельских, слыша рассказ о распятии Христовом, слыша повествование, записанное святыми апостолами, свидетелями страданий Христовых, мы видим как в зеркале в словах евангельских и свою душу.

…И мы сегодня, братья и сестры, как разбойники, себя осуждаем, себя поставляем на суд Христов. Надеясь на милосердие Христово, на Его любовь, из мучений сердца своего исторгаем вопль, как разбойник: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». И как, братья и сестры, хочется нам сегодня услышать голос из измученных уст Христовых: «Ныне будеши со мною в раи».

И плач наш, братья и сестры, слёзы наши покаянные, слёзы нашего самооосуждения омывают наш разум, чувства наши, сердца наши. Души наши омываются ими. И хотя мы не слышим этих слов, которые Христос произнёс разбойнику, но душою чувствуем милосердие Божие, милость Божию сердцем ощущаем. Сердцем мы чувствуем, что сегодня Господь и нам, кающимся, и нам, сострадающим Его страданиям, не насмехающимся, сопереживающим и так же мучающимся сердцем, глядя Его распята вместе с Матерью Его и сострадая, говорит и нам спасительные слова. Мы сегодня сердцами своими, в душах своих слышим тихую милость Божию, тихое слово Христово: «Господи, прости им, не ведают бо, что творят». Эти слова над всеми нами несутся, и за этими словами благодать Божия, очищающая нас от грехов, покрывает наши грешные главы, очищает нашего грешного человека, живущего по похотям его. И сегодня обетование Христово для каждого из нас Господь полагает в сердцах наших, давая тихую скорбь и растворённую каким-то особым чувством — чувством, с которым расстаться не хочется. Это незримое, неслышимое слово пронеслось в душах наших: «Ныне будеши со мною в раи».

Сегодня Господь, братья и сестры, каждого из нас, распростирая руки, призывает к себе, готовый обнявши весь мир, призвать его к вечному, нескончаемому бытию и наследию, к которому и устремимся живой, деятельной верой строя своего внутреннего, духовного человека. Не по нашим рассуждениям, но по заповедям Божиим просвещая разум свой чтением Священного Евангелия, аминь!»

Проповедь епископа Арсения по окончании пассии. 23 марта 2008 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *