Новомученики Святых Гор XX века: монах Ипатий

Начало XX века для братии Святогорской пустыни явилось поистине временем исповедничества и мученических страданий за свою веру и преданность родной для святогорцев обители. Многие из тех, кто принял мученический венец в Святых Горах, ещё ожидают прославления Церковью, в их числе имя монаха Ипатия.

Святогорский Патерик содержит совсем немного данных об этом святогорском новомученике.

Святогорский Патерик, Том III, Новомученики и исповедники Святогорской пустыни ХХ века, С. 452:

«Монах Ипатий

(†1 / 14 апреля 1918 г.)

Зверски убит 14 апреля (н. ст.) 1918 г. По-видимому, он был ограблен и зарублен шашками за монастырскими стенами бродячей большевистской шайкой. «В то время, — писал монастырский летописец иеродиакон Лука (Грицкевич), — надежда на жизнь и существование обители была потеряна, доходило до того, что нужно было укрываться в леса, спасая от них [большевиков] свою жизнь».

Примечание: По сведениям ЦГАВОВУ (Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины), ф. 5, оп. 1, д. 1094, л. 26 об.—27; Фельштинский Ю. Г. Красный террор в годы гражданской войны. — London, 1992. — С. 182.»

Чтобы хоть немного представить себе картину того страшного времени гонений на Церковь и понять поистине нечеловеческие условия, в которых тогда доводилось подвизаться святогорцам (а многим из них, как отец Ипатий, принять мученическую кончину), приведём запись одного из насельников Святогорской пустыни того времени.

Святогорский Патерик, Том III, Новомученики и исповедники Святогорской пустыни ХХ века, С. 55:

«С февраля по апрель 1918 года в обители продолжались обыски, производившиеся образовавшимися бандами. Обыски эти неизменно сопровождались грабежом и насилием. Наравне с другими братиями Святогорского монастыря невероятным издевательствам и унижениям подвергся и сам настоятель, архимандрит Трифон.

Вот как повествует о событиях тех дней «Описание действий большевиков в Святогорской пустыни Харьковской епархии», составленное иеродиаконом Лукой (Грицкевичем). «15/28 февраля [1918 г. — сост.], в 10 часов вечера некие неизвестные постучались в ворота Святогорской обители, — так начиналась скорбная летопись отца Луки. — Когда ворота были отворены, вошли 15 вооружённых солдат и потребовали настоятеля. На вопрос: «Что им угодно?» солдаты требовали их накормить и дать им приют. Требование их было немедленно исполнено. В 4-м часу ночи стали вновь стучать. Когда им отворили ворота, вошли несколько вооружённых солдат — между ними один был местный милиционер, — и направились к настоятельским помещениям, начали [стучать] в дверь. Толкнув в грудь отворившего дверь послушника, немедленно двое приставили к его виску револьверы, а двое вошли в коридоры и встретили келейника отца-настоятеля (схиархимандрита Михаила (Галушко), прославленного Церковью в лике преподобноисповедника Святогорского — ред.), которому [также] приставили револьверы и потребовали 15000 «контрибуции» и 20 бутылок вина. Выпросив полчаса у них времени, келейник незаметно выпроводил их за ограду монастыря, и дверь снова заперли.

Разбудили братию. Братия порешила ворот более не отворять. [Солдаты] начали вновь стучать и бить прикладами в св. ворота, ругая грязными словами монахов и кричать: «Отворяй, а то всех перестреляем!» Начались выстрелы. Перепуганное братство ударило в набат в большой колокол. Озлобившись звоном колоколов, солдаты усилили выстрелы по колокольне. Так продолжалось до самого рассвета, до 7 часов утра. Собравшиеся окрестные жители не могли подступить близко к монастырю, так как везде [на дорогах] был поставлен караул.

С рассветом солдаты оставили обитель и на захваченных монастырских подводах уехали на [железнодорожную] станцию.

Иеродиакон Лука (Грицкевич). Описание действий большевиков в Святогорской пустыни. 1918-1919 гг. Иеродиакон Лука (Грицкевич). Описание действий большевиков в Святогорской пустыни. 1918-1919 гг.
Иеродиакон Лука (Грицкевич). Описание действий большевиков в Святогорской пустыни. 1918-1919 гг.

26 марта / 8 апреля явились в обитель 16 человек кавалерии Красной Армии и направились в пещеры с обысками оружия. В церквах пещерных в шапках входили в святые Алтари, прикасались к святым Престолам с кощунственными словами и облокачивались о них, клали свои шапки; один плетью ударил святую икону.

Придя к настоятелю, дерзко, с угрозами расстрела требовали вина. Набрав церковного вина, они расположились в настоятельских помещениях выпивать, а затем сели на лошадей, захватив при этом одну монастырскую лошадь, переехали через Донец, выстроились в шеренгу, сделали по обители несколько залпов и уехали.

Вскоре после них стали появляться в монастыре новые партии Красной Армии, производя обыски, грабежи, днём и ночью наводя потрясающий ужас. Особенно бедственно отразилось для обители последнее время при отступлении большевиков: тогда надежда на жизнь и существование обители была потеряна, доходило до того, что нужно было укрываться в леса, спасая от них свою жизнь. В это время был убит один святогорский монах Ипатий.

Примечание: Стилистические и синтаксические особенности письменной речи иеродиакона Луки (Грицкевича) составитель Патерика старался сохранить в первозданном виде, проведя лишь поверхностную коррекцию, не изменившую суть рассказа, для большего удобства чтения».

Царствие Небесное и вечный покой всем новомученикам и исповедникам края Святогорского и всей земли Русской!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *