Проповедь в Неделю о самаряныне (аудио)

аудио

О наименовании воскресных дней Богослужебного года согласно Евангельским чтениям в эти воскресенья за литургией. Евангельский сюжет этого воскресного дня: беседа Христа и женщины-самарянки. Толкование предложенного отрывка из Евангелия, глубокие смысл и содержание читаемых слов. О дальнейшей судьбе Фотинии-самаряныни, в будущем мученицы за Христа. О Христовой любви, о Христовой жертвенности, желающей всем спасения — в проповеди Святогорского архипастыря.

Проповедь епископа Святогорского Арсения, сказанная им в Неделю о самаряныне 17 мая 2009 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Каждый воскресный день является малой Пасхой. Недели до праздника отдания Пасхи, недельные воскресные дни имеют свои названия по тем или иным евангельским отрывкам, которые читаются на богослужении в эти дни за литургией.

Сегодняшняя неделя называется Неделя о самаряныне. В эту неделю читается Евангелие от апостола Иоанна Богослова, где говорится о беседе Христа Спасителя с некоей женою-самарянкой. Вслушиваясь в слова евангельские, мы износим из этих слов назидание для своих бессмертных душ и укрепляемся в любви ко Христу Спасителю как истинному Пастырю, Который ищет заблудшую овцу, оставляя дома девяносто девять, чтобы найти и приобрести её к вечности, Царству Небесному.

«Христос, видя её душу бесхитростную, …первый обращается к ней»

Сегодняшнее Евангелие говорит о том, что Христос Спаситель, проходя с проповедью по Израилю, проходя с проповедью по Иудее, зашёл в землю Самарийскую, к городу Сихему. Этот город был древним, в своё время ещё праотец Иаков даровал это селение своему сыну Иосифу. Близ города находился колодец, по преданию, выкопанный ещё самим патриархом Иаковом.

И вот ученики отлучились в город, а Христос Спаситель в полдень присел у колодца. И пришла к колодцу жена-самаряныня. Пришла с почерпалом, чтобы набрать воду для своих хозяйственных нужд. И Христос, видя её душу бесхитростную, искреннюю, прозревая в ней будущую святую Святой Православной Церкви, первый обращается к ней.

Сколько раз мы встречаем в Евангелии, братья и сестры, те моменты, когда Господь Сам, первым обращается к закоренелым грешникам, располагая их души к жизни праведной, располагая их к покаянию.

Помните евангельское событие, когда Господь входил в Иерусалим? Один из мытарей так хотел увидеть идущего Христа, что даже на дерево возлез. И видя его такую ревность и желание, Христос обратился к нему: «Закхее, потщись слезть с древа, потому что Мне сегодня в дому твоем подобает быти».

Подумайте, мытарь, который был в презрении у всего народа еврейского как сборщик податей для Римской империи, мытарь, в котором видели предателя своего народа и который привык слышать презрение от всех и укоры, вдруг услышал голос: «Мне в дому твоем подобает быти».

А как в доме Симона-прокаженного Господь вместе с учениками присутствовал, а как жену кровоточивую исцелил? А как жену хананейскую похвалил перед всем народом? «О, жено, велия вера твоя!» ― говорил Он ей за её ревность, за её стремление, за её живое сердце. Господь первым обращался к ним, то доброе, что в их душе существовало, стараясь не только поддержать, а добрую искорку развить в пламя ревности о Боге, в пламя любви истинной ко благочестию.

«Если бы ты знала, Кто с тобой говорит, то ты бы сама просила у Него воды»

Так Он обращается и к жене-самаряныне. И обращается просто, прося воды напиться. Но это было немыслимое дело, потому что иудеи с самарянами не общались. И пить из сосуда самарянского гнушались и брезговали евреи, а тем более беседовать, общаться с ними считалось грехом, осквернением. Поэтому самарянка и удивилась: «Как это ты, еврей, просишь у меня воды напиться? Ведь мне кажется, что нет общения между иудеями и самарянами?»

И Господь говорит: «Если бы ты знала, Кто с тобой говорит, то ты бы сама просила у Него воды». И она, мысля ещё по-человечески, говорила: «Какой воды я могу просить у Тебя, Ты не имеешь даже чем набрать эту воду из колодезя. Неужели Ты больше, чем наш отец-Иаков, который нам эту воду дал?» И Господь говорит ей о Его воде живой, пия которую человек не вжаждется вовеки, тогда как после простой воды он снова захочет пить.

Тогда поняла жена-самарянка, что с ней говорит не обычный человек, поэтому и стала говорить с Ним о тайнах вероучительных: где подобает поклоняться Богу ― то ли на горе Гаризим, как говорили учители Самарии, то ли в Иерусалиме в храме.

«Жене-грешнице, самарянке Он открывает высочайшую Истину о Себе! Почему?»

И Господь рассказывает ей о правильности веры Ветхозаветной, направляя ум её к познанию несовершенства и ложности веры самарийской. Но в то же время говорит, что скоро придёт время, когда на каждом месте поклонятся Богу в Духе и Истине. И уже самарянка беседует с Ним о Мессии. Но прежде чем говорить о пришествии Мессии, Спасителя в мир, желая слушать от Него глаголы спасительные, она слышит из уст Христовых слова: «Пойди и пригласи сюда своего мужа». И она, желая скрыть свой грех, стыдясь своего греха, говорит: «Я не имею мужа».

Тогда Господь показывает, что Он сердцеведец, что знает её помышления, внутренние и сердечные, и, обличая её жизнь во грехе, говорит: «Правильно ты сказала, пять ты имела мужей. И этот, которого ты имеешь теперь, тебе не муж».

И Он открывается ей. Поразительно, братья и сестры, не правоверным евреям, не книжникам, не фарисеям, не священникам храма иерусалимского ― жене-грешнице, самарянке Он открывает высочайшую Истину о Себе! Почему? Да всё потому, что, как Пастырь, хочет спасения её бессмертной души. Он девяносто девять овец Своих оставил, апостолам так прямо ещё не говорил, а тут жене самарийской говорит: «Я ― Мессия». И она с Ним беседует, она Его видит! И слово Христово, разительное слово, исполненное силы Божественной, оно соделало великую перемену в душе простой жены-грешницы.

«Господь не презрел её: видя добрую искорку в её сердце, Он исцеляет её душу»

Помните моменты евангельские? Это Божественное слово было способно исцелять неисцелимые болезни. Господь только одним словом восставлял парализованных и расслабленных, Он одним только Своим словом, прикосновением исцелял слепых, Он одним только словом воскрешал мёртвых и четверодневного Лазаря, Он множество чудес сотворил Своим словом, сильным, имеющим силу Божью как Бог, принявший на Себя плоть человеческую.

И вот это разительное слово, которое исцеляло телесные болезни, примеров которых мы множество видим в Евангелии, это слово Божественное в сегодняшний день исцеляет душу самарянки. Простой женщины, хлопочущей о хозяйственных нуждах, женщины, которая, не имея благодати Божией и помощи благодатной от Бога, жила, во грехе прозябая. Господь не презрел её: видя добрую искорку в её сердце, Он исцеляет её душу. И мы видим разительную перемену в этой женщине. Она бросила свой водонос, она забыла о своих нуждах хозяйственных, она пошла в город и, не боясь, что над ней посмеются или будут её гнать, ходила по улицам и говорила: «Там Христос у колодца! Идите, слушайте Его, Он имеет глаголы жизни вечной!»

И уже её слово, исполненное благодатной силы Христовой, которую восприняла она от беседы со Христом, и душа её, которая потрясена была благодатью присутствующей, были разительными для всех.

«…самаряне, еретики, язычники просили Христа, чтобы Он у них остался»

Простую женщину послушали все горожане, и множество мужей и жен самарийских вышли из города к колодцу Иакова и слушали слово Христово. И Господь учил самарян жизни в Боге, учил их правде Царства Небесного ― да так, что самаряне просили Его остаться.

Вспоминаются города еврейские. Когда Господь исцелил двух бесноватых гардаринских, то жители той страны вышли от Него, убоявшись силы Его слова, убоявшись действия Его слова, когда стадо свиное вверглось с кручи в море. Свиное стадо, которое не подобало евреям держать, которое они держали ради корысти, ради торговли. И они сказали: «Уйди из нашего города».

И другие города еврейские, о которых говорил Господь: «Горе тебе, Капернауме» ― не приняли проповеди Христовой. И в Иерусалиме Христа гнали, распяли.

А здесь самаряне, еретики, язычники просили Христа, чтобы Он у них остался. Просили, придя по слову этой простой женщины, которая возвестила им о Христе Спасителе, и веру в Которого они вместили в сердца свои. Апостолы удивлялись, апостолы поражались этому. И Он апостолам говорил: «Паствы много, делателей же мало. Посмотрите на нивы, как они побелели и как готовы к жатве». Это он говорил о тех сердцах, которые к Нему прильнули и с жаждой слушали Его слово. Вот это и есть вода живая. С жаждой слушали слово Христово, напитывались этой водою и сами становились источниками живой воды, живой проповеди, живой благодати силы Божией, которая действовала на тех мужей, и впоследствии которой они напояли всю вселенную, проповедуя о Христе Спасителе и о вечном Небесном Царстве, о Евангелии.

Церковное предание о жене-самаряныне

Церковное предание сохранило сказание об этой жене-самаряныне, о том, что Христос у колодца не просто беседовал с ней, а назвал её ещё и Фотиньей, что значит Светлана – «светозарная». Это имя Христово она восприняла как христианка и впоследствии прославилась проповедями о Христе Спасителе. Житие святой мученицы Фотинии-самаряныни говорит, что и она сама, и её сын Иосия, и её старший сын Виктор, который был переименован в Фотина, сначала проповедовали в Карфагене. Когда же вспыхнуло гонение на христиан при императоре Нероне, когда были умерщвлены в Риме Пётр и Павел, Фотиния-самарянка вместе со своими пятью сёстрами, вместе со своими сыновьями пошла в Рим. Безбоязненно пришла она к Нерону императору и проповедовала о Христе, призывая и его душу ко спасению, желая ему спасения, потому что сама была грешница и сама когда-то восприняла глаголы Христовы и хотела, чтобы все так же их восприняли. С простотой сердца она пришла к императору с проповедью, но встретила сердце злобное, не ищущее истинного утешения в Боге, не ищущее истинных источников, вводящих в жизнь вечную, не ищущее источников воды живой. И они пострадали мученически ― и сама Фотиния-самарянка, и пять её сестёр, и два её сына: их и ослепляли, и дробили руки молотом… С живых содрали кожу и бросили в колодец, где и предала она вместе с ними дух свой в руки Божии. Такую ревность о Христе, такую ревность за правду эта жена явила перед лицом императора, глаголя правду.

Последователи мученического подвига Фотиньи-самаряныни

Множество таковых последователей мы, братья и сестры, видим и впоследствии в христианстве. Это София со своими дочерьми ― Верой, Надеждой и Любовью, это и младенец Кирик-мученик со своей матерью Улитою, это множество и других угодников Божиих нашего последнего времени. В 20-е, в 30-е годы, когда особый пик гонений был на христиан, когда они шли на каторгу, шли на расстрелы, шли на муки, на заключение, на пытки, слушали насмешки, но от Христа не отрекались и веру во Христа несли в сердце своём. Вот это и есть как раз та вода живая, которой человек, однажды напившись, уже не вжаждет вовеки. И напившись этой воды живой, в любых гонениях, в любых притеснениях сохраняет твёрдость духа и истинность своей веры.

Многие критикуют сейчас Церковь (мода такая пошла), критикуют священников, критикуют верующих. Да те, кто критикует, они испытали каторги? Они шли на расстрелы за веру, глядя на то, как храмы взрывают, как иконы на дрова рубят, как издеваются над верующими? Они сохранили веру, стоя твёрдо в ней?

Когда в 60-е годы говорили, что последнего попа покажут в 80-м году по телевизору, эти священники шли в семинарии и учились в них не ради чести, не ради славы. Это сейчас мы привыкли, что по телевизору священников показывают, а думал ли кто, что пережили они в 60-70-е годы? Что пережили дети этих священников, над которыми в школах издевались как над поповскими детьми? И все они при этом сохранили веру. Что же помогало им сохранить эту веру? Да как раз эта вода живая ― благодать, сила Господня, с которой можно слушать безумные глаголы безбожников и гонителей Церкви и оставаться при этом Божьими, оставаться при этом носителями проповедей о Христе и глаголов вечной жизни.

Духовно-нравственный урок Евангельского чтения

Мы в сегодняшний день, братья и сестры, поучаемся из Евангелия, что Господь по слову Своему вновь показывает нам на примере жены-самарянки, что Он пришёл не праведников спасти, но грешников призвать к покаянию. Недаром говорит Святое Писание, что праведник едва спасётся. Тот, кто мнит себя праведником, кто мнит себя уже чего-то достигшим, ему уже и Бог не нужен, он сам для себя идол и Бог, он сам на себя любуется ― самолюбием своим и самомнением ― и думает, что он уже чего-то достиг. Как тот фарисей в храме молился: «Благодарю тебя, Господи, что я не такой, как прочие грешники: в храм хожу, десятину даю, посты соблюдаю, не то, что тот мытарь, который в конце храма стоит». А мытарь в конце храма стоял, бия себя в грудь и говорил, не поднимая головы: «Боже, милостив будь ко мне, грешному».

И Господь, говоря притчу о мытаре-грешнике, о мытаре и фарисее, повествует, что мытарь из храма вышел оправданным. Почему? Да ему Бог был нужен, он себя перед Богом чувствовал грешником, он чувствовал, что его душе нужно возрождение, его душе необходимы силы духовные для поддержки. Этот человек нуждался в Боге.

Так Господь и жену-самаряныню грешницу оправдал, видя её простоту, её бесхитростность, её открытость, живинку и её искание веры.

Ведь недаром она спрашивала, где надо поклоняться Богу, недаром говорила, что Мессия придёт, Который возвестит Истину, недаром говорила, что жила верой. От греха не могла она сдержаться ― грешница была, но стыдилась греха своего, потому и Христу не открылась сначала как простому человеку, говоря, что не имеет мужа, желая скрыть свой грех, не бесстыдно своим грехом хвасталась, как сейчас это принято хвастаться. И Господь, видя эти добрые качества в её душе, соделал её наследницей вечности, соделал её проповедницей, равной святым апостолам, которая проповедовала истину Христову и среди простых людей, и перед царями.

«Этот пример сегодня Святая Церковь показывает для того, чтобы и мы не отчаивались, а искали Христа, просили Его помощи»

И мы все в сегодняшний день, братья и сестры, каждый из нас, осознавая свою греховность, не будем отчаиваться, потому что не только к жене-самарянке голос Божий направлен. Этот пример сегодня в Евангелии Святая Церковь показывает для того, чтобы и мы не отчаивались, а искали Христа, просили Его помощи, просили Его заступления. Чтобы мы в Боге не прокурора видели, который только наказывает. «Бог есть Любовь», ― говорит апостол Иоанн Богослов. И насколько Он есть Любовь, показывает сегодня нам Евангелие о жене-самарянке. Такая любовь, которая в своё время через святых отцов говорила, что достаточно одной добродетели, чтобы покрыть сто грехов и спасти человека. Но при этом человек должен стремиться к этому спасению, желать этого спасения, желать быть со Христом. Осознавая свою недостаточность, осознавая свою греховность, взывать живым голосом ко Христу, как мытарь в храме Иерусалимском: «Боже, милостив будь ко мне, грешному».

Ты знаешь, Господи, что мы грешные, Ты знаешь, Господи, не только все греховные дела наши, но помышления сердечные знаешь. Но и Ты же, Господи, знаешь, что другого Бога, кроме тебя, нам не нужно. Ты, Господи, знаешь, что другого помощника нам в борьбе с грехом нет кроме Тебя Самого. И в сегодняшний день, осознавая себя греховными, как те самаряне, с жаждой впитываем слова евангельские о Христовом милосердии, о Христовой любви, о Христовой жертвенности, желающей всем спасения. И слушая эти слова, как жена-самарянка, имея в сердце своем посетившую нас благодать за искренние наши слёзы и покаяние, будем проповедниками жизнью своею, словами своими, делами своими, помышлениями своими. Будем проповедниками, братья и сестры, Христовой Истины, которая так умаляется в современном мире.

«Мы пребываем в беспечности, и не молимся Богу о том бедственном состоянии, в котором  сейчас находимся»

Сегодня люди хотят всего достичь без Бога, редко Его вспоминают даже сейчас, когда всенародное бедствие в нашем Отечестве. Я не побоюсь сказать: мы без войны разорили своё государство и после этого спрашиваем: а в чём мы грешны? Да наши благочестивые предки государство в войну защитили, после войны разрушенное отстроили, а мы своими руками всё разрушили ― и нравственность, и культуру, и экономическое состояние, и хозяйство ― всё разрушили. А сами сидим у телевизора и радуемся, что теперь вместо одной программы у нас несколько десятков. Мы щёлкаем кнопками и пребываем в беспечности, и не молимся Богу о том бедственном состоянии, в котором мы сейчас находимся. А самое страшное, что в ещё большем бедственном состоянии будут находиться дети наши и внуки наши. Мы об этом не думаем.

Раньше, когда бедствие было, бедность, разруха кругом, народ в храмы шёл. В Великую Отечественную войну десятки тысяч храмов были открыты ― такая потребность у людей была. Люди Богу стремились молиться, храмы были переполнены. А сейчас… Мы видим это бедствие. В Донецкой области, по статистике, на одно рабочее место ― восемь безработных, в Николаевской области и того больше: на одно рабочее место ― 16 безработных. Чем людям жить, что делать, как детей растить, как внуков воспитывать? Это же мы своим безбожием всё это разорили. С нашим безбожием, с нашим безразличием пришла эта разруха.

«Всем всё равно. Общая болезнь общества ― безразличие, бесчувствие»

А мы все мертвенны, все бесчувственны, непонимающие все остаёмся. Да нам бы сейчас, братья и сестры, храмы наполнять, плакать перед Богом, просить Его о помощи. Раньше крестными ходами поднимались, чудотворные святыни поднимали, молебствия особые служили и заказывали.

Сейчас никому ничего не надо. Все в беспечности ― день прожили и ладно. Да неужели же общая беда нас не касается? Неужели мы это бедствие не чувствуем? Неужели мы настолько холодны и бесчувственны стали, что нас чужая беда, чужая боль уже не трогает?

Старшее поколение может подтвердить мои слова, что после войны беда одного человека была всеобщей бедой. Радость одного человека ― это была всеобщая радость. На похороны всё село сходилось, и на свадьбу каждый нёс что-то от себя, чтобы праздник был праздником для всех. Вместе радовались, вместе скорбели. Похоронки с фронта получали, вдова не одна с детьми оставалась, все соседки сходились и плакали вместе с ней, как о своём горе, разрушенные хаты всем селом отстраивали. Я человек сельский, я это знаю.

А сейчас? Всем всё равно. Общая болезнь общества ― безразличие, бесчувствие. А вслед за этим бесчувствием и безразличием идёт пустота и безбожие. А пустота и безбожие всё разоряют на своём пути. «Не бойся убийцы, ― говорят святые отцы, ― не бойся предателя, бойся человека безразличного, равнодушного, потому что при безразличии других совершаются и предательства, и убийства».

«И мы просим сегодня Бога, просим сегодня и мученицу Фотинию-самаряныню о помощи»

В сегодняшний день, братья и сестры, мы ― как те самаряне: осознавая свою греховность, свою бесчувственность, у Бога просим:

Господи Милосердный! Да если мы ценность в Твоих очах ещё какую-то имеем, снизойди к нам благодатью Своею, просвещая сердца наши и умы наши! Потому что они настолько уже бесчувственны и окаменелы стали сердца и умы наши, что уже без оживления силой благодатной Господней мы сами воскресить ничего не сможем, сил наших уже не хватает. А грех, захлестнувший всё наше общество, и последнее доброе в наших душах умерщвляет. И мы просим сегодня Бога, просим сегодня и мученицу Фотинию-самаряныню о помощи. Она знала путь от греха к добродетели, она знала путь от беспечности к подвигу христианскому. Просим её сегодня, чтобы она молитвами у Престола Вседержителя с простотой сердца своего ― как сама была грешница, но стала святой угодницей Божией ― помолилась за нас, грешных! Да хоть частичка святости в наших душах поселится, да хоть чуть-чуть, хоть на какой-то срок воскреснет наша душа и помыслы сердечные, и чувства наши воскреснут к той жизни во Христе! Хоть бы чуть-чуть сегодня нам утолить жажду свою духовную глотком воды живой, воды благодатной, воды Царствия Небесного!

И в сегодняшний воскресный день, братья и сестры, постараемся, каждый из нас, совоскреснуть духовно со Христом Спасителем, обновить свою ветхую, поражённую грехом, как болезнью, природу и постараться жить так, как Христос учит нас жить не только в Святом Евангелии, но и на примерах угодников Божиих и угодниц Божиих, пример одной из которых мы для себя в назидание сегодня воспоминаем. Аминь!

Проповедь епископа Святогорского Арсения в Неделю о самаряныне. 17 мая 2009 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *