Праздник Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (аудио)

аудио

3 июня Святая Православная Церковь установила одно из трёх празднеств в честь Владимирской иконы Божией Матери (празднуемое в этот день установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Мехмет-Гирея в 1521 г.).

Проповедь архиепископа Арсения, произнесённая 3 июня 2014 года, на престольный праздник Владимирской иконы Божией Матери в селе Никольское.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Когда-то Божия Матерь, придя к Cвоей сроднице Елисавете, услышала из её уст слова: «И откуду мнe сие, да приидет Мати Господа моего ко мнe»? И Она ответила на это приветствие пророческими словами, которые записал евангелист Лука. Божия Матерь, в ответ на величание, воздаваемое Ей Елисаветой, сказала со смирением: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозe Спасe Моем. Яко призрe на смирение Рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди: яко сотвори Мнe величие Сильный, и свято имя Его». Воздавая величие Творцу, Его святости, Она, тем не менее, сказала пророческие слова, записанные евангелистом, что отныне будут ублажать Божию Матерь все роды, и что Он сотворил Ей величие — особое величие благодатного заступления рода христианского.

Сегодня, братья и сестры, мы празднуем событие, связанное с одной из икон Божией Матери. Божия Матерь, Она — одна, но по любви христиан к Царице Небесной было написано множество Её икон. Множество иконописцев писали различные изображения Божией Матери с Младенцем, Которого Она держит на руках — с Христом Спасителем. И эти иконы прославлялись в тех или иных местах: одна — во Владимире, другая — в Казани, третья — в Святогорске, и по месту своего благодатного прославления они и назывались. Не Божия Матерь, как часто говорят, Святогорская или Владимирская, а икона Божией Матери Владимирская, икона Божией Матери Казанская, икона Божией Матери Святогорская.

И вот, с одной из икон, братья и сестры, с иконой Божией Матери, именуемой «Владимирская», связано наше торжество и празднество сегодня. Эта икона, по преданию, была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. Ещё при жизни Божией Матери евангелист Лука писал Её изображение, причём, писал на досках того стола, за которым трапезовала Она, Христос Спаситель, ещё будучи отроком, и святой праведный восьмидесятилетний старец Иосиф-Обручник, которому Она была поручена священниками. Вот на досках этого стола и была написана икона, и писал её апостол и евангелист Лука, взирая на Саму Божию Матерь, тщательно списывая Её лик. После написания иконы, по преданию, Божия Матерь, взглянув на неё, сказала: «Благодать Моя и Рожденного от Меня с сим образом да пребудет». И повторила пророчество: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди».

До середины пятого века эта икона находилась в Иерусалиме. В 450-м году она была перевезена в Константинополь и хранилась там. Впоследствии патриарх Лука Хризоверг благословил этой иконой, этой святыней, русского киевского князя Юрия Долгорукого. И тот поместил эту икону недалеко от Киева в Вышгороде, в женском монастыре.

У Юрия Долгорукова был сын — князь Андрей, которого русские летописи называют Боголюбским. Боголюбским он назван за то, что любил молитву, любил церковное благолепие, и говорили, что имя Божией Матери не сходило с уст его, то есть, всё время он Ей молился. И вот, Андрей Боголюбский надумал устроить новую столицу в северо-восточной Руси, в городе Владимире, который располагается на реке Клязьме. И он хотел для своего города особого благословения. И в Вышгороде случилось чудо: по ночам икона Божией Матери в храме Вышгородском стала сходить со своего места и становиться на воздухе посреди храма. Андрей Боголюбский, увидев в этом знамение, взял эту икону и, помолившись пред нею, повез её во Владимиро-Суздальскую землю. Довёз до города Владимира, а поскольку город тогда ещё только устраивался, он решил поставить её в более значимом городе северо-восточной Руси, в Ростове Великом. Но отъехав десять верст от города Владимира, вдруг кони с повозкой, на которой стояла икона, встали. Тянули их за узды, били их погонщики, но лошади не трогались с места. Перепрягли лошадей, но они опять не сдвинулись с места. Утомлённые, разошлись в свои шатры, оставив всё, как есть. Но князь Андрей молился, чтобы ему была явлена воля Божия. И ему явилась Божия Матерь и повелела икону оставить в городе Владимире. «Такова Моя воля», — сказала Она. И с тех пор икона стала называться Владимирской. Она была поставлена в храме, который построил князь Андрей Боголюбский всего лишь за два года, в Успенский собор, и который с одиннадцатого века по сей день стоит в городе Владимире, являясь одним из древнейших храмов на Святой Руси. Причём этот храм никогда не закрывался, он всегда был действующим. Божия Матерь хранила святыню этого храма.

Многие беды случались во Владимире впоследствии. Мятежные бояре убили и самого князя Андрея Боголюбского, после чего поднялся мятеж и грабёж в городе, и тогда священник Николай, взяв икону Владимирскую, крестным ходом двинулся по городу. Любовь к Божией Матери и страх Божий обуяли жителей, мятеж и грабёж города прекратились. Через некоторое время пожар страшный посетил город Владимир. Города, в основном, были деревянные. Горел и Успенский собор, но икона осталась нетронутой пламенем. Осталась она целой и во времена монголо-татарского нашествия. Множество чудес и исцелений являла Божия Матерь.

Вот уже прошло и Куликово побоище, когда монголо-татары во главе с Мамаем были на поле Куликовом разбиты. И владимирцы говорили, что по молитвам Божией Матери прекратилось это бедствие, но иго татарское ещё продолжалось. И вот, в 1395-м году «Железный Хромец», как его называли, Тамерлан, собрав огромные полчища, двинул их на Русь. До этого татары, которые нападали на Русь, хотя они были и язычниками, не затрагивали церковную жизнь русских людей. Даже в столице Золотой Орды они учредили епархию и разрешили русским строить там храмы. Но Тамерлан шёл уже как убежденный мусульманин и он положил, что уничтожит христианство на Руси. Страшное полчище двигалось на Русь. Они прошли уже южные окраины Рязанских и Воронежских земель, подошли к городу Ельцу, сожгли город, убили множество людей и стали станом на Аргамачской горе. Жители Руси не видели избавления от этого страшного нашествия. Не было ни войск, ни сил, потому что татаро-монгольское иго истощило народ. Сколько пленников хватали, сколько молодёжи угоняли в рабство, сколько народа убито было, насколько нищие были люди и запуганные.

И решили перенести чудотворную икону из Владимира в Москву, тогда уже столицу. На Успение Божией Матери, на праздник, был поднят образ из Владимира. Владимирцы плакали вслед: «Матерь Божия, на кого Ты нас оставляешь? Зачем Ты оставляешь нас сиротами? Куда уходишь»? Но понимая важность события и беду нашествия, люди со слезами провожали икону Божией Матери далеко за город. Десять дней шёл крестный ход от Владимира до Москвы. По пути Божия Матерь творила много чудес от своей святыни, и людей воодушевляло, что Божия Матерь не оставила их и явит им Своё милостивое заступление.

И вот, восьмого сентября, по новому стилю, в городе Москве народ весь вышел навстречу иконе Божией Матери. Архиереи, священники, монашество, вся великокняжеская семья, весь народ устремился за город на Кучково поле, встречать Царицу Небесную. Зрение было и величественное, и предельно скорбное. Царица Небесная, украшенная цветами и лентами, в нашитых пеленах, на носилках внесена была в город священнослужителями с пением молебнов. А народ: и бояре, и князья, и простецы, и младенцы — все падали ниц перед иконой Божией Матери и криком кричали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую». Люди ждали помощи от Царицы Небесной.

И вот, в тот день, когда встречали на Кучковом поле чудотворную икону Владимирскую, Тамерлан спал в своем шатре на горе Аргамачной возле Ельца. И вдруг во сне ему явилось видение: высокая гора, на вершине которой стояла облаченная в царские ризы светоносная благолепная Жена, воздевшая руки в молитве к Богу. Впереди Её шли святители святорусские, потрясая жезлами с угрозой, а вокруг Неё стояли ангельские воинства с огненными мечами, грозно противостоя завоевателю. Проснулся Тамерлан, не знавший страха, в непонятном смятении и страхе, собрал своих воевод, мудрецов, гадальщиков: «Что значит это видение»? И тогда некоторые из них сказали: «Это видение не простое. Это Матерь русского Бога, и если Она ополчилась против тебя, то тебя ждёт беда здесь». Объятые страхом, который передался от Тамерлана на всё его войско, татары бежали с пределов Руси, повернули свои войска и ушли, и Отечество осталось неразграбленным.

В память об этом событии был учреждён праздник в сентябре, а сегодняшнее празднество, оно связано с событиями 1521-го года, началом шестнадцатого века. То же самое, уже Орда распалась на части: Казанскую, Ногайскую, Крымскую, и они не всегда жили мирно между собой. Но в 1521-м году князь Хан Мехмед Гирей объединил три орды вместе, чтобы идти походом на Русь. Опять этот навал полчищ и орд татарских был на нашем Отечестве. От Нижнего Новгорода на Волге, все земли Воронежские и Рязанские, где только они проходили, ничего не оставалось. Девушек и женщин забирали в плен, молодых юношей продавали в рабство, мужей и стариков секли, младенцев морили голодом. Это страшное бедствие, выжжены были дотла все села и города, настолько страшное это нашествие было. И опять не было защиты у Руси, опять не было воинства, даже князя не было в городе…

Митрополит Варлаам молился перед иконой Божией Матери, прося заступничества Царицы Небесной со слезами. И вот ночью юродивому Василию было видение: с большим шумом распахнулись врата Успенского собора, из этих врат икона Божией Матери сама, несомая незримыми силами двинулась к выходу, и от иконы слышался голос: «Забыли заповеди Мои, Моего Сына, потеряли страх Божий, оставляю город на поругание, чтобы через скорбь обратились на путь христианской жизни».

В ту же ночь слепой монахине Вознесенского монастыря, находившегося в Кремле, тоже было видение. Она увидела, что будто святители святорусские, с древних времен просиявшие святостью, восстали в светящихся ризах, взяли с собой икону Божией Матери и крестным ходом, который сопровождали многие праведники святорусские, двинулись из Успенского собора через Спасские ворота Московского Кремля из города. И когда они уже выходили из города, то навстречу им, в видении, вышли преподобный Сергий Радонежский и преподобный Варлаам Новгородский и Хутынский и сказали: «Куда идёте, святители, и куда несёте икону Божией Матери»? И они сказали: «Повелено нам от Бога оставить этот город за многие грехи его и вынести чудотворную икону, оставив город на разорение». И тогда преподобный Сергий и преподобный Варлаам пали ниц и молили святителей не покидать город и не выносить святыню. Тогда святители, внявшие молитвам преподобных, совершили молебен перед чудотворной иконой Владимирской и вернулись назад в город, поставив икону на своё место в Успенском соборе. Вот такие ночью были видения, о которых поведали блаженный Василий и слепая монахиня Вознесенского монастыря, и народ со слезами каялся, прося у Бога прощения, а у Божией Матери милости.

И в тот же день татарам, которые стояли уже вокруг Москвы и пожгли все деревни в окрестностях, и собирались уже сжечь посады вокруг Московского Кремля, вдруг представилось в видении огромное воинство, стоящее вокруг города. Они прибежали к Мехмед Гирею, говоря: «Огромное воинство вокруг города стоит». Он послал своих лазутчиков, а тем представилось видение еще большего воинства. Он послал приближенного своего советника и тот увидел огромное войско, которое двинулось на татар. А войска не было, это все было только в видении, которое Божия Матерь сотворила. И татары в страхе бежали, опережая друг друга, побросав пленных и свои обозы с награбленным. Бежали только с тем, что могли лёгкое взять с собой и, мало того, что бежали, ещё и в страхе поражали друг друга. Вот такое Божия Матерь совершила заступление в сегодняшний день, в 1521-м году.

В память об этом событии наши благочестивые предки положили в этот день отмечать празднество всемилостивого Её заступления. Мы в сегодняшний день, братья и сестры, стоим перед изображением иконы Божией Матери. На аналое лежит Владимирская икона Божией Матери, которая когда-то принадлежала Николо-Стрелечему женскому монастырю в Харьковской губернии, спасена была монахинями этого монастыря и передана в нашу Святогорскую Лавру. Там на столпе изображение Владимирской Божией Матери — небольшая икона, которая являет собой уменьшенную копию чудотворного образа Владимирского. А здесь, в иконостасе, на месте храмовой иконы, стоит Владимирская икона Божией Матери, которую написали в городе Владимире на Клязьме, и которую уже из города Владимира привезли к нам в обитель. Вот так на сердце положилось эту икону принести сюда.

И как когда-то из Владимира пришла Божья Матерь на спасение Святой Руси, так и сегодня Божия Матерь из Владимира пришла в нашу землю: сначала в нашу Лавру, затем в это селение — Никольское, чтобы покрывать и охранять нас от всякого зла.

В сегодняшний день, братья и сестры, там, в Небесном Царствии творится великое действие. Сегодня Божия Матерь, когда-то заступившая землю Русскую, Она вся в слезах стоит у престола Божия и за нас молится. И дай Бог и нам со слезами о грехах своих, о беззакониях своих, о неисправленности своей молиться перед Божией Матерью. Велика сила Её Материнского заступления.

Во время Великой Отечественной Войны, когда наше Отечество снова поразило бедствие, преподобный Серафим Вырицкий молился Божией Матери, прося Её о помощи. И ему было видение в середине войны, он увидел, что Божия Матерь стоит у престола Божия и молится, но Господь сказал: «Матерь Божия, ты молишься за Русь, но она порушила храмы, она убила священнослужителей, она глумится над святынями, и Я накажу Русь». Но Божия Матерь всё плакала, и тогда Господь говорит Ей: «И не проси, Матерь Моя, за многие грехи и беззакония Я накажу Русь», и тогда Божия Матерь стала у престола Божия на колени, и встал Господь с престола, подошёл к Ней, поднял Её и сказал: «Матерь Моя, не могу презреть Твое моление, поэтому за Твои только молитвы, хоть и накажу за грехи Русь, но помилую». Молитвами Божией Матери в Великой Отечественной войне мы были помилованы, потому что множество народа молилось пред Её Пречистым Образом, плакали и молились Божией Матери, вручая всю свою судьбу и все жизни свои Её Материнскому заступлению.

В недавнюю чеченскую войну был такой случай: мама, провожая своего сына в армию, благословила его металлической иконкой Божией Матери, небольшим медным образком со словами: «Пусть, сынок, Божия Матерь тебя охраняет». И это материнское благословление солдат носил в нагрудном кармане своей формы. И вот, во время чеченской войны он попал под обстрел, и пуля попала ему прямо напротив сердца, но иконка, которую он носил в кармане, Божия Матерь Своей иконкой приняла эту пулю на Себя. Эта пуля смяла иконку Божией Матери, оставив её не пробитой, а только вогнутой в месте попадания, и солдат остался жив. Божия Матерь на Себя пулю приняла, но защитила благословленного матерью сына.

И множество таких случаев не только в древние времена, но и в наше время мы знаем. И поэтому в сегодняшний день, вспоминая события древности, молимся, по примеру наших благочестивых предков. И молясь Божией Матери, надеемся на Её заступление, чтобы эта междоусобица, чтобы это безумие в нашем Отечестве прекратилось. Чтобы люди успокоились, чтобы прекратились литься материнские слёзы, чтобы дети не оставались сиротами, чтобы молодёжь не лежала калеками вследствие этого всего, чтобы города и сёла наши не были разрушены.

И в сегодняшний день, молясь Божией Матери, братья и сестры, усердно стойте на службе и взывайте к Ней словами: «Матерь Божия, спаси землю Русскую, спаси Отечество наше, спаси от всякой беды, от всех враг, видимых и невидимых, ополчившихся на нас. Аминь».

Проповедь архиепископа Арсения в день празднования Владимирской иконы Божией Матери. 3 июня 2014 г.

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *