Неделя святых отцов I Вселенского Собора

В 7-е воскресение после Пасхи, именуемое Неделей по Пасхе, Святая Церковь чтит память святых отцов I Вселенского Собора (325). На Первом Вселенском Соборе была осуждена ересь Ария, утверждены первые семь членов Символа веры, а также определено празднование Пасхи.

Бог пришёл в мир не только спасти человека, но чтобы основать Свою Церковь. О чём Сам Господь наш Иисус Христос дал обетование словами: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16, 18). «Бог поругаем не бывает», — учил в своём послании первых христиан Галатии, а вместе с ними — и всех последователей Церкви Христовой святой апостол Павел, — «Церковь — столп и утверждение истины», — благовествовал достойный ученик Христов в послании к своему ближайшему ученику, апостолу от 70-ти Тимофею. Ничто — ни внешние гонения, ни внутренние раздоры никогда не смогут одолеть Святую Церковь Христову. И празднование этого воскресного дня вновь напоминает нам об этом.

Церковная история о I Вселенском Соборе

В Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были святители Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский и Афанасий Великий, бывший в то время ещё в сане диакона, преподобный Иаков епископ Низибийский, свтятитель Александр Александрийский и многие другие светильники Церкви Божией. Собор был созван императором Константином Великим Равноапостольным и проходил в 325 году в Никее (ныне город Изник, Турция). Поводом для созыва этого священного собрания послужила распространившаяся в то время в Святой Церкви и смущавшая умы многих её верных чад ересь александрийского священника Ария.

Когда в 313 году император Константин Великий издал свой Миланский эдикт, легализующий христианство, и прекратил лютейшее гонение на Церковь, то враг рода человеческого, до сих пор терзавший Церковь снаружи, начал терзать её изнутри. В церковной среде стали появляться ереси и расколы, а наиболее жестокой ересью, наиболее дерзкой и хитрой, самой опасной на то время и была ересь александрийского священника, пресвитера Ария, называемая ересью арианства. Это еретическое учение сводилось к хуле на Сына Божьего: Арий учил, что Сын сотворён и что было время, когда Его не было. Единосущие Сына с Отцом он категорически отрицал. И святые отцы со всей Вселенной собрались на сей Вселенский Собор, было среди них множество исповедников и мучеников за веру христианскую, много претерпевших в страшную годину гонений на Церковь Христову. И все они желали одного: опровергнуть это ложное арианское учение и утвердить истинную веру — веру в то, что Христос вечен, что Бог-Сын также вечен и пребывал всегда, как и Бог-Отец.

Никейский собор (румынская фреска, XVIII век)
Никейский собор (румынская фреска, XVIII век)

Долго шёл Собор, много было споров, много мудрых слов в опровержение безумному Ариевому лжеучению. И даже совершением чудес доказывали святые отцы истины Православия. Так, к примеру, святитель Спиридон Тримифунтский триединство Бога доказал чудом — по его молитве в руках его простой кирпич распался на три составляющих — вверх взвился огонь, на землю полилась вода, а в руках чудотворца осталась глина. «Смотрите философы, — говорил святитель, — плинфа (кирпич) одна, но в ней есть три: глина, огонь и вода. Также и Господь наш: Один по природе, но в Нём Три Лица: Отец, и Сын, и Дух Святой».

Итогом I Вселенского Собора явилось провозглашение догмата о том, что Сын — Бог, Единосущный Отцу и во всём Ему равен. Сам император, равноапостольный Константин Великий предложил Собору внести в текст Символа веры слово «Единосущный», так часто звучавшее из уст пастырей Церкви Христовой, выступавших на Соборе против лжеучения Ария. Было принято семь членов Символа веры и двадцать канонических правил. Также на I Вселенском Соборе было утверждено празднование Пасхи: постановление Собора повелевало праздновать её обязательно отдельно от иудеев, а именно — в воскресенье ближайшее от дня весеннего равноденствия.

Слово Святогорского архипастыря в праздник отцов I Вселенского Собора

«В этот день мы празднуем память отцов, святителей Божиих, призванных отовсюду, где было проповедано христианство, где была утверждена Церковь Христова, собранных на I Вселенский Собор, чтобы принять решение в отношении ереси Ариевой и его пособников явить миру, Церкви и пастве своей правду Божию.

Мы празднуем это событие I Вселенского Собора как событие, которое установило истину и не дало нам заблудиться, не дало нам уйти со стези, которая ведёт в Царствие Небесное.

В наше время зачастую тоже, братья и сестры, можно услышать, что «всё равно ведь, как веровать, Бог-то один». Нет, братья и сестры, не может Бог по-разному являться людям и разную истину возвещать. «Един Господь, едина вера, едино крещение», говорит слово Евангельское. Един Бог и Отец всех! И Бога Истинного надо проповедовать.

Поклонялись ведь и язычники божествам своим в своё время. Но что толку было в этом поклонении, когда у них было такое заблуждение, что даже детей своих, младенцев приносили в жертву языческим божествам, когда человеческие жертвы приносились перед этими бездушными идолами. Тогда оправдывать нужно и эту веру.

Многие говорят, «ну и что тут такого, всё вроде одинаково, в одного Бога веруют». Но посмотрите: у нас Бог есть Любовь, у нас Бог смирился настолько, что принял распятие, распялся за род человеческий, чтобы спасти его. Ни в одной религии мира нет бога, который бы смирился до оплевания, до распятия, как это сделал Христос Спаситель. Для мусульман это безумие: их Аллах может только миловать и наказывать, но смиряться или распинаться он не может. Значит, если у них другое понимание верховного бога, значит, и бог у них совершенно другой. Есть бог и у индусов, которые поклоняются идолам: Кали тысячерукая, ожерелье у которой из человеческих черепов. Есть и Кришна у кришнаитов, имя которого в переводе звучит как «чёрный». Есть и другие у них такие боги, которым приносились жертвы кровавые, жертвы человеческие. И по сей день считалось и считается великим подвигом, когда оканчивали жизнь самоубийством через самосжигание. Даже было до XIX века впоследствии англичанами пресечённая эта традиция, когда умирал муж, то жена восходила на костёр и с умершим мужем сжигала сама себя. Это тоже их вера. Но разве здесь есть что-то общее с христианством? Нет, братья и сестры.

В других верах нет единства. А Господь Иисус Христос говорил о единстве Своей Церкви, не о многих церквях, а об одной, единственной Церкви, которую «врата ада не одолеют». О Единой Церкви, о едином учении говорил Господь. Одна истина и одна Церковь. Как не может быть двух или трёх матерей одновременно, но есть одна мать, родившая, от которой ты плоть от плоти, так и Церковь Едина у христиан.

Церковь святая зиждется, братья и сестры, на заповедях Господних, на учении святых апостолов, но также зиждется она и на апостольских правилах, и на решениях Вселенских Соборов, на которые съезжались все иерархи Православной Церкви, чтобы решать те или иные вопросы в каноническом, в догматическом правах Церкви.

И нам с вами, братья и сестры, не Церковь нужно защищать, а нужно Церкви держаться, а она сама защитит, силою Божиею от всякого зла, от всякой неправды, в чём да поможет нам Господь по молитвам святых отцов I Вселенского Собора, которые молятся за нас, за Церковь Христову, за всю паству свою. Аминь!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *