Закон любви от святого праведного Иоанна Кронштадтского

14 июня Православный мир чествует память великого угодника Божия, подвижника и молитвенника, златоустого богослова и верного пастыря Христова — святого праведного Иоанна Кронштадтского. 8 июня 1990 года святой чудотворец Церкви Русской был прославлен Поместным собором под председательством Святейшего Патриарха Алексия II, а 14 июня в Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга состоялся чин канонизации Кронштадтского пастыря.

Память этого славного пастыря, украшения нашей Церкви и одного из святых Божиих, в которых дивен Господь, отмечается несколько раз в году. Первое — в день блаженной кончины святого праведника — 2 января, а второе сегодня, в день его канонизации, прославления в лике святых праведников, видимое свидетельство Церкви о святости великого Кронштадтского чудотворца.

Преподобный Иустин (Попович), архимандрит Челийский
Прп. Иустин (Попович) «Философские пропасти»

Сербский святой Иустин (Попович), память которого также празднуется в этот день, об отце Иоанне так писал в своей книге «Философские пропасти» О рае русской души:

«Нам, православным, не надо возвращаться на две тысячи лет назад, чтобы увидеть евангельские чудеса. Вот они, среди нас, Кронштадтский апостол творит евангельские чудеса на наших глазах. Он даже мёртвое дитя воскрешает. Разве это не евангельское чудо? Разве на наших глазах не проявляется многообразная божественная сила, которую Спаситель давал и даёт своим апостольским последователям, заповедуя им: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте»? (Мф. 10, 8)»

Неизреченным промыслом Святогорский край имеет личную память об этом дивном святом. Наш земляк, житель Святогорска (тогда ещё села Банное) Василий Петрович Онищенко милостью Божией имел личное общение с Кронштадтским чудотворцем и благословился у него.

Фелонь святого праведного Иоанна Кронштадтского
Портрет святого праведного Иоанна Кронштадтского с его подписью

Имя святого праведного Иоанна Кронштадтского весьма почитаемо и в Святогорской обители: здесь есть уникальная реликвия, связанная с личностью праведного пастыря из Кронштадта. Милостью Божией в открытом для посещения лаврском музее хранится часть священнического облачения отца Иоанна — фелонь, в которой когда-то он совершил две Божественных литургии в храме Воскресения Христова на соляных озёрах, будучи проездом в Славянске. Там же у фелони святого праведного Иоанна Кронштадтского висит прижизненный его портрет, на котором стоит его собственноручная подпись.

Предлагаем вашему вниманию проповедь Кронштадтского пастыря, живое слово чудотворца и праведника Иоанна:

ЗАКОН ЛЮБВИ

«Якоже хощете да творят вам человецы,

и вы творите им такожде». Лк. 6, 31

Богоглаголивый евангелист Лука в ныне читанном Евангелии предает нам наставление и заповедь Господа нашего Иисуса Христа, как мы должны поступать с людьми в общежитии, чтобы нам и Богу и людям угодить, и себе приобрести доброе имя и незазорную совесть и сподобиться обещанного, нетленного Отечества Небесного за благоразумное поведение наше в отечестве земном (Лк. 6, 31-36).

Какие премудрые, возвышенные, спасительные, истинно божественные наставления и заповеди! Но так несогласна с ними ежедневная обыденная жизнь наша! Господь научает нас обращаться с людьми так, как мы желали бы, чтобы с нами обращались люди, т. е. простосердечно, доброжелательно, сочувственно, терпеливо. Он мерилом наших отношений к людям поставил нас самих, а эта мера, этот масштаб есть любовь, «ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её» (Еф. 5, 29). Но в общежитии часто бывает напротив; отношения людей друг к другу бывают весьма часто неправильные, превратные, не отличающиеся духом простоты и искренности, любви и благорасположения, миролюбия, кротости и снисхождения, чистоты и святости, сочувствия и милосердия и христианского терпения. Они нередко отличаются духом неискренности и двуличности, холодности и высокомерия, лукавства и недоброжелательства или нечистоты и сладострастия, низкого эгоизма и корыстности.

Корень, или причина, источник такого или другого обращения людей одних с другими находится в сердце человека, «ибо благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благая и лукавый человек от лукаваго сокровища сердца своего износит лукавая» (Мф. 12, 35), и происходит или от природных его качеств, или от воспитания счастливого или превратного, от различных страстей, наклонностей, привычек, например, к некоторым удовольствиям, от добрых или худых примеров, от жизненной обстановки, от большей или меньшей обеспеченности материальной или от среды, в которой кто живёт, от положения в обществе, от разных житейских уроков или искушений, оттого, наконец, насколько кто проникнулся или не проникнулся духом Христовым, евангельским, церковным.

Так, мерилом отношений к другим у иных людей бывают простота и искренность, доброжелательство, любовь ко всем — это наилучшая сторона отношений одних к другим, но нередко характером отношений одних к другим бывают хитрость, подозрительность, неприязнь, грубость, зависть, крайнее самолюбие, корысть, лицеприятие, суетность, тщеславие, честолюбие, сладострастие или крайнее высокоумие, т. е. высокое о себе мнение, ищущее унизить других. Это другой, противоположный первому вид отношений людских.

Вообще говоря, между людьми больше можно приметить отношений друг к другу неискренних, чем чистосердечных, потому что все сердца заражены больше или меньше нечистотой греха, покрыты тлею страстей. Ибо «кто похвалится чисто имети сердце», говорит Писание? Так, иных слова бывают мягки, как елей, а между тем они стрелы язвительные. Итак, по учению Спасителя нашего, мерой наших отношений к другим должна быть правильная любовь наша к самим себе; как желаем, чтобы поступали с нами люди, так будем поступать и мы с ними, т. е. просто, чистосердечно, кротко, любовию, неподозрительно, снисходительно, сочувственно, терпеливо.

Сам Господь предлагает Себя в образец нам, на который мы должны непрестанно взирать и, взирая, всегда поучаться. «Научитесь от Меня», — говорит Он, — «ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Апостол Павел говорит: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12, 14). Ещё он научает: «Любовь да будет непритворна. Будьте братолюбивы друг к другу с нежностию; в почтительности друг друга предупреждайте; в нуждах святых, т. е. братий христиан, принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесъ с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. Всякая душа да будет покорна высшим властям» (Рим. 12, 9-21; 13, 1).

Вот какие правила обращения христиан между собой начертал апостол Павел в послании своём к римлянам. Они для всех нас обязательны. Где высшее побуждение поступать нам таким образом друг с другом? В образе и подобии Божием, по которому человек сотворён, и в том, что мы чада единого Отца Небесного, члены Христовы, ветви единой лозы Христа, овцы единого словесного стада Его; вкушаем единого животного хлеба Христа, пьём из одной чаши божественную Кровь Его; напоены все единым Духом Святым; ждём одного нетленного, вечного наследия. Вот побуждение к взаимному, искреннему, любовному обращению!

«Если любите любящих вас», — говорит Господь в нынешнем Евангелии, — «какая вам за то благодарность? ибо и грешники,» т. е. идолопоклонники, «любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают», т. е. доколе пользуются благодеяниями, а это значит любить только себя, ибо в благодетелях любят только благодеяния или пользу себе.

«И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарностъ? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же», и в этом случае вы любите только себя, свои выгоды, а не пользу ближнего, не удовлетворяете его нужде совершенно. Если же этих естественных добродетелей христиане не исполняют, то они хуже гораздо и язычников, которые «естеством законная творят» (Рим. 2, 14), не имея благодатных сил, христиане же, как известно, получили «вся божественныя, сверхъестественные силы от Бога к животу и благочестию» (2 Пет. 1, 3), к исполнению всех Христовых заповедей.

Посмотрись, христианин, в это зерцало божественных заповедей и познай, каков ты, любишь ли ты хоть тех, кои тебя любят, или даже и их иногда не любишь? Делаешь ли добро благотворителям твоим? Даёшь ли в долг тем, которые возвращают долг? Не уклоняешься ли по корыстолюбию и недоверию? Многие хотят довольствоваться только любовью к любящим и не хотят понудить себя любить ненавидящих или враждебно к ним настроенных; с такой любовью языческой, христианин, останешься на Страшном суде в стыде. Но «вы любите врагов ваших», — продолжает Господь, — «благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышняго; ибо Он благ и к неблагодарным и злым». Трудное дело, по-видимому, предписывает нам Спаситель наш, заповедуя любить врагов наших и делать им добро; растленное сердце человеческое скажет: это невозможно, это противно природе и здравому смыслу! Трудное дело, правда, только для растленного сердца, не обновлённого и не укреплённого благодатью, но для сердца, возрождённого благодатью, это дело лёгкое, ибо Господь помогает верующему во всём; и мы в жизни святых видим тому много примеров.

Но кому взаймы давать, не ожидая ничего? Людям бедным, несостоятельным, для которых возвращение долга крайне трудно и часто невозможно. А люди состоятельные должны непременно возвращать долг, и заимодавцы нимало не погрешают, если ищут получения долга честным способом или судом. В противном случае было бы вредное потворство людям недобросовестным, думающим легко разжиться на чужой счёт. «Итак, будьте милосерды,» — сказал Господь, — «как и Отец ваш милосерд». От христиан, Своих чад по благодати, Господь требует милосердия, подобного милосердию Отца Небесного. И в самом деле, если христиане — чада Отца Небесного, искуплённые кровью Сына Его, и им обещаны нетленные, бесконечные блага в Небесном Отечестве, то они должны являть в этой жизни братии своей любовь и милосердие, соответственные величию к ним любви и милосердия Божия и беспредельному величию обещанных им нетленных благ, величайших почестей и венцов небесных.

«Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любитъ друг друга», — говорит святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 4, 11). Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, проповедь на Божественной литургии по прочтении Евангелия.

Святой праведный отче наш Иоанне, моли Бога о нас!

В день памяти святого угодника Божия, братья и сестры, помолимся также о упокоении души благочестивых родителей праведника и чудотворца Иоанна Кронштадтского, которых святой всю свою жизнь благоговейно любил и почитал — чтеца Илии и Феодоры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *