Троицкая родительская суббота

аудио

В преддверии вселенской родительской субботы, всегда совершаемой перед великим праздником Святой Троицы, предлагаем вашему вниманию проповедь митрополита Святогорского Арсения, раскрывающую смысл этого столь важного для всех христиан общего дня поминовения усопших.

Проповедь епископа Арсения в Троицкую родительскую субботу. 14 июня 2008 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Ежедневно Православная Церковь читает Символ веры: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя… И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия… И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго…» Этот Символ веры читается и в кельях во время утренних молитв или полунощницы, «Верую» мы слышим и на чине исповеди. Мы слышим Символ веры, поемый всем народом в церквях Божиих, мы слышим чтение Символа веры и на повечерии, после совершения вечерни, на вечернем правиле. И этот Символ веры завершается словами, которые выражают торжество и сущность христианской религии: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь» — значит, истина: чаю, ожидаю с надеждой воскресения мертвых и жизни будущего века.

Сегодня Троицкая родительская суббота. Ради чего мы собрались здесь? Поплакать об умерших своих, посетовать на скорбную многотрудную жизнь свою, которая заканчивается смертью, вспомнить с отчаянием тех, которых мы, якобы, не вернём? Нет, братья и сестры, мы сегодня пришли для того, чтобы свидетельствовать торжество святой христианской Православной веры, торжество жизни над смертью, победы нетления над тлением. Почему и светлые ризы сегодня и всегда в родительские субботы таковы бывают. Это в 60-е годы прошлого века начали надевать чёрные платки на похоронах, в советский период. В 30–40 годы родственники почившего надевали белые платки, даже на старинных фотографиях видно, что в белых платках, как одеяние священнослужителей на панихидах и на погребениях. Белые одежды чистоты, света Христова, радости, нескончаемого пребывания со Христом во свете невечернем — это символ этих риз, это символ риз праведников, которые добродетельным житием своим убелили ризы свои и милостию Божией вместе с прощением грехов своих за молитвы Церкви получили светлые ризы праведных в вечности.

Мы сегодня пришли, братья и сестры, вспомнить о догмате: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». Мы пришли, чтобы молитвою своею душе своей напомнить о скором переходе туда, в истинное, нескончаемое бытие от этого бытия временного, которого 70, от силы 80 лет. Мы пришли, братья и сестры, сегодня пообщаться с нашими усопшими. «Они не умерли, — говорит Священное Писание, — у Бога нет мертвых, у Бога все живы». И создавая человека, Он вдохнул в него душу живую по образу и подобию. Эта душа в человеке обладает свойствами, как и Господь, от Которого она пришла, — свойствами вечного нескончаемого бытия.

Мы пришли, братья и сестры, и свои души подготовить к встрече со Христом в вечности, напоминая себе о часе смертном. Мы пришли сегодня молитвенно пообщаться с нашими сродниками по плоти, готовясь к встрече с ними. Как при жизни мы за них переживали, их любили, заботились о них, так и по смерти они не умерли. Для нас, верующих, они так же существуют, мы за них переживаем, их участь беспокоит нас: как им там, в вечности…

И, желая облегчить, сделать эту участь им радостной, светлой, вечной со Христом, мы молимся за их души Христу, Царю Бессмертному. Вспомним Святую Пасху, братья и сестры, как мы ждём слов «Христос Воскресе!», чтобы грянуть взрывом народной толпы словами «Воистину Воскресе!» Эти два слова приносят какую-то неизреченную радость и церковным людям, и нецерковным, детям и взрослым. Дети не спят ночь, радуются, этими же словами восклицая в Церкви. Человек нецерковный в эту ночь не спит и тянется почему-то в Церковь, душа тянет его на то место, где славословится Христос, победивший смерть Своим воскресением и даровавший жизнь всем верующим в Него. Неосознанно, подсознательно душа у каждого человека христианка, и она торжествует победу жизни над смертью, влечёт в этот день всех людей в храмы Божии. Даже в советский период, когда было тотальное атеистическое воспитание, приходилось назначать работников райкомовских, учителей, чтобы они отгоняли детей от храмов, чтобы они смотрели, кто там из комсомольцев, из молодёжи, атеистически воспитанной, идёт в храмы. Шли, чтобы следить, отгонять — и не смогли отогнать, не смогли победить праздника Пасхи. Почему? Потому, что Пасха — это праздник торжества жизни над смертью.

А Родительская суббота для нас, братья и сестры, — напоминание об этом событии, напоминание об этом догмате, напоминание нам о нашей будущности. Нет у нас смерти, у нас только вечное бытие. Плоть истлевает, но душа вечно живая. Но и плоть будет воскрешена и преображена, соединена вместе с душой в день, когда будет славное пришествие Христово, а для грешников Страшный суд.

Мы в сегодняшний день, братья и сестры, стоим с непостыдным лицем, как верующие, перед Христом Спасителем. Мы сегодня стоим с утешением и спокойствием совести, помолившись за наших почивших сродников, воздавши за их любовь своей любовью. А скорбь? Да, есть скорбь, но она тихая, растворённая ожиданием встречи, это скорбь разлуки. Как мы провожаем в длительное путешествие кого-то, или сына в армию, или какого-то дорогого человека куда-то отправляем в поездку, мы плачем. Всплакнём, но ожидаем встречи с ним, ожидаем его возвращения, переписываемся с ним, созваниваемся по телефону, посылаем открытки, поздравления. Вот так точно и мы сейчас — проводили в вечность своих сродников и общаемся с ними телеграммами наших заупокойных записочек, общаемся с ними молитвенным разговором вместо телефонного, общаемся с ними, посещая в родительские дни Церкви Божии, поздравляя с воскресением мертвых и их, наших сродников, которые незримо здесь с нами присутствуют. И от их присутствия и у нас на душе утешительно, и скорбь наша не имеет тени отчаяния. Нет, это скорбь с ожиданием, которое выражено в словах Символа веры и которое мы твёрдо исповедуем, готовя свою душу к встрече со Христом, и готовясь к встрече, которая ещё состоится с теми, кто, казалось бы, от нас уже навсегда ушёл. Не навсегда, до скорой встречи мы всего лишь с ними распрощались. И как на Пасху мы идём на кладбище и говорим им: «Христос Воскресе!» на могилах, так и сегодня мы говорим им: «Чаем воскресения мертвых, чаем вашего воскресения, наши дорогие и близкие. И жизни будущего века чаем вместе с вами, вместе со Христом в нескончаемом Царстве». Аминь.

Проповедь епископа Арсения в Троицкую родительскую субботу. 14 июня 2008 г.

Напомним, что согласно богослужебному уставу Православной Церкви, Вселенская родительская суббота совершается всего два раза в году: в субботу перед Неделей мясопустной или Неделей о Страшном Суде и в субботу перед праздником Пятидесятницы (Днём Святой Троицы).

Помимо Вселенских родительских суббот, в календаре Русской Православной Церкви есть ещё несколько дней особого поминовения усопших. И почти все они имеют переходящую дату. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, Радоница, 9 мая — Поминовение усопших воинов и суббота накануне праздника святого великомученика Димитрия Солунского, именуемая Димитриевской родительской субботой, поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову (в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской), а также поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных (в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 11 сентября. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины II).

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *