Пятидесятница — День рождения Церкви Христовой

121 фото / аудио

Проповедь Святогорского архипастыря о великом евангельском событии, связанном с Третьим Лицом Пресвятой Троицы — Святым Духом, Которым «всяка душа живится», Его сошествии на апостолов.

Проповедь епископа Арсения в день Святой Троицы. 15 июня 2008 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

День Святой Троицы, день Святой Пятидесятницы, день сошествия Духа Святого на апостолов празднует сегодня Святая Церковь. День сегодняшний называют днём рождения Церкви Христовой. Святая Христова Церковь получила своё основание от первой общины святых апостолов, а в наше время люди, действием Духа Святого поражённые, присоединяются к общине этих святых апостолов, воссоздавая Церковь Христову. И событие это происходит следующим образом: Господь и Бог наш Иисус Христос, сошедший на землю, Вторая Ипостась Святой Троицы, принявшая на Себя плоть человеческую при Божественном Своём воплощении, пребывал с нами, проповедуя Евангелие Царствия Небесного.

Господь, претерпев распятие, воскрес тридневен от гроба, и накануне Вознесения Своего даёт апостолам утешительные обетования. Он говорит им: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам», «не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня», «Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины», «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину».

Апостолы, видевшие чудное зрелище Вознесения Господня, пребывали в радости о Божественности Учителя, о Его истинном мессианском достоинстве и в молитвах. Они находились в городе Иерусалиме, по слову Христову, в Сионской горнице, где совершилась Тайная Вечеря — Вечеря накануне страданий Христовых. И в день Пятидесятницы апостолы сподобились чудного действия и пришествия Духа Утешителя.

День Святой Пятидесятницы праздновался ветхозаветной иудейской церковью и был связан с дарованием закона Моисеева, который Бог возвестил пророку Моисею, законоположнику народа израильского на горе Синай. Праздновался день Святой Пятидесятницы обычно по прошествии семи недель после еврейской пасхи. Его ещё называли праздником седмиц, и поскольку проходило пятьдесят дней до его празднования, то назывался он и днём Святой Пятидесятницы.

По обычаю того времени, ветхозаветного, люди этот день праздновали особо. Они собирались все в храм Иерусалимский, который был единственным святилищем у народа еврейского. Тем, кто жил в Иерусалиме и рядом, возле Иерусалима, это было не тяжело, но многие из любви к Богу предпринимали паломническое шествие, шли пешком к городу Иерусалиму, неся в руках своих ветви деревьев. Сам храм Господень в праздник украшался ветвями деревьев и цветами. В этот же день приносили и начатки плодов на благословение в храм Иерусалимский, потому что день Пятидесятницы в Иудее приходился как раз на окончание жатвы. Люди торжествовали этот день, все украшено было цветами и ветвями деревьев. Это делалось ещё и в память того, что закон Моисеев был дарован на горе Синай весной, когда всё цвело, когда кругом зеленела трава и деревья и цвели цветы. А также в память того, что народ израильский, в течение сорока лет странствовавший по пустыне Синайской и получивший через Моисея десять заповедей на горе Синай, был вынужден жить в палатках и в кущах, то есть в шалашах, которые были сделаны из ветвей деревьев. И вот в память об этом и Сионская горница, где собрались святые апостолы, также была украшена ветвями и цветами, по тогдашней традиции народа еврейского.

И вот, когда утром, в третьем часу дня, по древнему исчислению времени (по-нашему это в девять часов утра) народ по улицам города стремился в храм Иерусалимский на особое утреннее приношение жертвы, на утреннюю молитву, вдруг над городом сделался шум, как от урагана, «яко носиму дыханию бурну», но это был только шум, без самого урагана. Этот шум как бы проходил над городом, концентрируясь там, где находилась Сионская горница. Небывалый шум подвиг весь народ устремиться к тому дому, где собрались святые апостолы.

А апостолы, находившиеся в молитве, слыша шум бурный, и находясь в особом духовном состоянии, вдруг увидели, что вместе с «дыханием бурным» в виде огненных языков на главы их снисходит действие благодати Духа Утешителя, Святого Духа. Прежде, во время Крещения Господня на Иордане, Он явился в виде белого голубя, символизируя чистоту и невинность Христову. А сегодня Дух Святой, Третья Ипостась Святой Троицы, принимает на Себя вид огненного пламени — пламени, которое очищает и просвещает, и которое попаляет всякую скверну.

И вот, этот неопалимый огонь сходит на главы святых апостолов, и в них происходит разительная перемена. Дотоле святые апостолы рассуждали о Христе, даже после Его Воскресения, ещё по-человечески: то некоторые не верили в Его воскресение, то говорили, что Он просто пророк, то впоследствии уже, когда Господь перед Вознесением шёл с ними на гору Елеонскую, они всё ещё ждали от Него, что Он устроит им земное царствие. А здесь вдруг их разум человеческий переменяется на боговдохновенный, на разум боговдохновенного рассуждения. И вместе с этой переменой человеческого разума на боговдохновенный, они принимают действие благодати Духа Святого, они начинают понимать языки других народов. То есть, они начинают понимать речь и египтян, и речь греков, и речь римлян, и других народов, которые во множестве собрались в городе Иерусалиме. И выйдя из Сионской горницы, они начали проповедовать, каждый, на понятном для того или иного народа языке, так что все удивлялись: «Сии говорящие не все ли Галилеяне?»

Галилея — это беднейшая страна, которая была в презрении у народа иудейского. Там жили простые труженики, крестьяне, рыбаки. Не богословы и отнюдь не те, кто знал несколько языков иностранных. И вот, увидев в них, в этих галилейских рыбаках, такое чудное видение, толпа была поражена, тем более что каждый слышал их на своём родном языке. Не на еврейском языке, на котором тогда совершали молитвы в храме Иерусалимском, а каждый на своём языке слышал слова о славе Божией, слова о величии Божием. Нашлись некоторые скептики, которые говорили: «Они напились сладкого вина». Это говорили, конечно же, иудеи, которые не понимали других языков и не могли оценить этого чуда, и поэтому скептически к нему относились. И тогда апостол Пётр сказал: «Мужи иудейские, и все живущие в Иерусалиме! Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня». Этими словами он говорит, что сейчас, в это время, приносится утренняя жертва в храме Иерусалимском, а в праздничные дни никто из людей, исповедовавших ветхозаветную религию, не позволял себе вкушать пищи и пить воды до этого времени, до третьего часа.

Кстати, эта благочестивая традиция была и в нашем народе, когда старые люди в воскресные и праздничные дни никогда не вкушали пищи прежде окончания Божественной литургии. Я вспоминаю свою бабушку, которая в воскресный день никогда не садилась завтракать раньше одиннадцати часов утра. И когда ей предлагали, то она говорила: «Ещё люди из церкви не повыходили», хотя церковь тогда была одна всего лишь на район и находилась на далёком расстоянии. Так и у ветхозаветных людей было благоговейное отношение к праздничным дням, и никто не позволял себе, ради благоговения к празднику, вкушать пищу или пить воду раньше этого времени. И, кроме того, апостол Пётр, этот простец-рыбак, вдохновлённый Духом Святым, начал говорить такие Божественные глаголы, которые в умиление повергли всех слушающих, так что они в восторге и в покаянных чувствах слушая слова апостола Петра сказали: «Что нам делать»? И апостол ответил: «Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа». И три тысячи человек в тот день крестилось.

Это — начало возрастания Церкви Христовой, и сейчас мы видим не три тысячи человек, а миллионы и миллионы христиан, которые исповедуют Христа Спасителя истинным Мессией, истинным Богом, и живут в благодати действия Святого Духа. Как апостол Пётр говорил: «И приимете дар Святого Духа», приводя в пример своё состояние, так подобно и мы, братья и сестры, в сегодняшний день являемся причастниками благодати Святого Духа.

Многие скажут: как же можно увидеть эту благодать Святого Духа в Церкви Христовой, как можно её ощутить или осознать, что она действительно присутствует? Хочу несколько примеров вам привести, братья и сестры, где явно видно действие благодати Святого Духа, действие силы Господней, действие, которое Господь показывает даже на малейших предметах, которые мы приносим Ему на освящение.

Первое действие — это освящение святой воды, которое явно для всех и привычно для всех. Когда мы приносим в сосудах воду, хотя сами зачастую бываем не такие чистые духовно, но Господь, по нашей вере к Нему, делает эту воду нетленной, делает её чудодейственной. Причём в эту воду, бывает, срывается всего лишь несколько капель с кропила священника, окропляющего после освящения сосуды с принесённой нами водой. Матери знают действие святой воды: когда младенцы не спят или болеют, или когда непонятная тревожность у младенца бывает, то всегда прибегают к окроплению своих детей святой водой, и после этого ребенок тихо и спокойно засыпает.

Мы знаем, братья и сестры, это действие, можем его видеть, как, например, у нас в Церкви есть традиция освящать «четверговские» яички. В Чистый Четверг яички красят, а на саму Пасху их освящают. И тоже, хотя одна или две капельки упадут на эти яички, они год лежат не портясь. И через год ими на следующую Пасху разговляются, вкушают их, хотя они лежали не в холодильнике, не заморожены были, а хранили эти святые яички в Святом углу под святыми иконами. Это тоже действие Святого Духа.

Мы видим нетленные мощи угодников Божиих, которые во множестве рассеяны по лицу земли нашей Святой Руси: Киево-Печерская Лавра, нетленные мощи преподобного Иова Почаевского, других угодников Божиих, когда тело праведника, вопреки всякому закону природы, по которому тление должно поразить его составы, сохраняется нетленным. Это тоже действие Духа Святого.

Кто из вас, впервые в жизни перешагивая порог церкви, не ощущал особый трепет? У некоторых бывает, например, как я вспоминаю: один мужчина пришёл в храм, впервые перешагнул, а у него вдруг потекли слёзы. И он, стыдясь этих слёз, как бы оправдывался: «Господи, откуда это у меня взялось? Я и не хочу, а они текут и текут, эти слёзы, мне как-то и перед людьми стыдно, вроде такой здоровый мужик и плачет». Это тоже действие Святого Духа, пребывающего в Церкви Христовой, Который действует на душу человеческую.

Кто впервые из вас исповедовался, помните тот священный трепет на исповеди и то облегчение, которое вы, исповедавшись, получали? Как камень с души свалился: лёгкость, радость, весь мир, казалось бы, хотелось обнять, и плакать, и плакать. И это были слёзы счастья, как бы радости какой-то, как будто избавился от бремени тяжелейшей болезни. А ведь так оно и есть, ведь это действие Духа Святого. Господь Иисус Христос, предвозвещая сошествие Святого Духа Своим ученикам, по воскресении явившись им, дунул на них и сказал: «Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся». Так и мы, браться и сестры, от апостолов через рукоположение прияли власть «вязати и решити грехи человеков». И каждый из христиан знает, как это бывает на исповеди, и какое это утешительное таинство.

Святое Крещение, когда человек становится христианином, участвуя в таинстве Крещения. Мы знаем множество случаев, когда у людей, болевших неизлечимыми болезнями, такими, как цирроз печени, раковые заболевания, после крещения полное восстановление организма происходило, особые изменения в состоянии человека. Таких случаев множество, таких примеров и у нас, братья и сестры, достаточно. Так, я вспоминаю исцеление одного мужчины, у которого печень настолько уменьшилась, что уже гроб ему был заготовлен и место для могилы обозначено. Но после того как его крестили, у него печень начала восстанавливаться, и впоследствии он стал здоровым. Но не всегда люди бывают настолько благодарны по отношению к милостивому Богу, чтобы потом Ему посвящать жизнь и не отходить от Бога в жизни своей. Множество и других случаев, братья и сестры, мы можем перечислять и перечислять.

Вот действие Святого Духа у нас перед глазами — у чудотворной иконы Божией Матери. Когда образ Царицы Небесной, написанный в воспоминание о Ней, перед которым мы преклоняемся и молимся Божией Матери, творит чудеса действием Святого Духа, Который почивает на всякой святыне, находящейся в храме Божием, а сугубо на чудотворных иконах, на святых мощах праведников Божиих. И от Святогорской иконы Божией Матери, и от мощей преподобного Иоанна Затворника происходит множество исцелений, которые письменно засвидетельствованы под присягой людьми, эти исцеления получившими.

Троица Святая, день Святой Троицы, день сошествия Святого Духа, день рождения Церкви — великое таинство, великий праздник, великое чудо милосердия Божия и промысла Его о верующем народе. Многие могут сказать: «Как это? Отец, Сын и Святой Дух — единый Бог? Как это — “Три во единице”?» В своё время митрополит Вениамин Федченков в своей проповеди говорил:

— Мы знаем не только Три во единице, мы знаем даже семь во единице.

Спрашивали:

— Как это, семь?

— А вы посмотрите на радугу, ведь это один луч всего лишь, один луч солнечный, который в спектре своём разлагается на семь абсолютно разных цветов. Все в единстве они составляют единый луч всего лишь, светлый, согревающий, просвещающий по промыслу Божию всю земную подсолнечную. Но, в тоже время, в спектре он раскладывается на семь цветов разных. И если их вместе смешать, эти краски, то получится чёрный, но вместо этого свет мы видим — светлый, яркий.

Мы, братья и сестры, видим само солнце, вот, сам шар, как планета солнечная, вот лучи света от него исходящие, вместе с этими лучами до нас доносится тепло от этой пламенеющей планеты. Сама планета, само тепло, сам свет — это разные вещи, но все три вместе, они составляют единое солнце. И мы видим, братья и сестры, что они, не смешиваясь, а находясь сами по себе, составляют солнце. Отнимите тепло у солнца, уже оно не будет солнцем. Отнимите от него свет, отнимите саму планету — не будет солнца как такового. Все три вместе составляют единое светило, созданное Богом, в котором Господь тоже, как бы, заложил икону Своего Триединства. Недаром, братья и сестры, в некоторых канонах Святая Троица именуется солнцем, просвещающим всю вселенную, как бы, образом солнца ещё раз подтверждая и утверждая бытие Святой Троицы.

Бытие же Божие невозможно, братья и сестры, человеческим разумом утвердить или рассудить, или как-то доказать, что вот так и так, всё по полочкам. Если бы мы доказали бытие Божие истинное, то это значило бы, что Бога нет. Почему? Потому что, если бы мы с точностью до микрона доказали бы бытие Божие, это значило бы, что Бога придумал разум человеческий. Но бытие Божие невозможно постичь разумом. Его невозможно доказать какими-то человеческими параметрами, как ложкой невозможно вычерпать море. В свое время блаженный Августин, задумав написать богословский трактат против ариан, ходил по берегу моря и рассуждал о бытии Святой Троицы. Он увидел мальчика, который, выкопав ямку на берегу, носил ложкой из моря воду и вливал в неё. Блаженный Августин подошёл к нему и сказал:

— Что ты делаешь?

— Вот, — сказал ему мальчик, — хочу море в мою ямку вместить.

Блаженный Августин улыбнулся и говорит:

— Нет, это невозможно, дитя.

И тогда это дитя (а это был Ангел Божий, посланный для вразумления богослову) улыбнулся и сказал: «Скорее я море вычерпну в мою ямку, чем ты постигнешь бытие Святой Троицы», — и тут же исчез, на глазах у поражённого богослова.

Постигнуть бытие Божие в той мере, в которой Господь нам откроется, возможно, только верой. Вера — это одно из чувств человеческих, как разум, любовь, сострадание, дар речи, это одно из состояний души человеческой, один из её штрихов. Некоторые говорят: «Я неверующий». Да нет, верующий, только не в то, что надо, верующий. Вера — это то, что присуще каждому человеку. Каждый из нас — верующий, но верующий по-своему. И мы веруем, что Бог есть, что Бог истинен. Недаром вера наша подтверждается теми или иными явлениями, действиями Божиими в мире. И мы, утверждая эту веру, собираемся в храмах Божиих и становимся причастны действию Святого Духа в этих храмах. Почему мы стоим и в тесноте, и в жаре, и предпринимаем пути долгие, добираясь в это место, приезжая в автобусах, электричках, в жару и в холод, в мороз, и в гололёд? Едем к этому святому месту, чтобы прикоснуться к святыне присутствия Божия, Божественной благодати, к действию Святого Духа.

Это и заставляет нас, это и привлекает нас, наши души в храмы Божии, из которых после службы расходясь, мы бываем, хоть и уставшие, но радостные, со спокойной совестью, имея великое утешение от Бога, Который здесь вместе с нами присутствует. От Бога, Который не оставил нас сиротами, но действием Святого Духа пребывая среди нас, делает нас сынами и дочерьми божественной славы, сынами и дочерьми Небесного Отечества, причастниками вечного, нескончаемого бытия, пути к которому мы, братья и сестры, тщимся придерживаться и идти к тому Небесному нескончаемому Царствию, к которому неложными словами призвал нас Христос, которое есть и которое пребудет во веки вечные, и которое уготовано нам — чадам Святой Православной Церкви Христовой. И дерзая этим званием, братья и сестры, мы сегодня стоим, молимся Богу истинному, призывая на себя и на весь мир молитвою своею, подобно святым апостолам, действие Святого Духа Утешителя. Аминь.

Проповедь епископа Арсения в день Святой Троицы. 15 июня 2008 г.

Фотоальбом на    Яндекс Фотки    Логотип flickr

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *