Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский

Имя «Феодосий» в переводе с греческого означает «Богом данный», и в отношении преподобного Феодосия полностью себя оправдывает и соответствует той великой роли, которую сыграл этот святой муж в жизни Святой Руси. Ученик преподобного Антония Печерского, строитель Лавры Печерской, основатель общежительного монашества на Руси, святой являет собой светлый идеал христианства, ярчайший образ служения Богу и ближнему.

В Святогорской Лавре сугубо почитается память сего великого угодника Божия. Преподобным Антонию и Феодосию Печерским, Небесным покровителям Святых Гор, посвящён скит и древний пещерный храм.

«Он стяжал совершенное смирение»: о святом, которого величают отцом русского монашества, в проповеди архимандрита Исихия (Клыпы), произнесённой в день памяти преподобного Феодосия Печерского 27 августа 2014 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Со страхом Божиим и благоговением каждый входящий в храм Божий сподобляется особого благодеяния Божия. Имея эти богоугодные чувства, люди, прикасаясь к святыне, начинают видеть то действительно великое значение, которое она имеет. Если же мы без страха Божия, благоговения и веры приобщаемся к святыне, целуем святые иконы, входим в храм Божий с дерзостью, рассеянностью и невнимательностью, попускаем себе в храме Божием недостойное поведение или пустые разговоры ведём, то сами навлекаем на себя неприятности, скорби и беды. И повествование о великой церкви Успения Божией Матери, которая была построена по молитвам преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, показывает нам, сколь велика святыня храма Божия, в которую мы, по милости Божией, православные христиане, дерзаем ступать.

В повествовании об этом храме говорится, что три князя сына Ярослава Мудрого пришли к преподобному Антонию взять благословение на поход против половцев. Преподобный Антоний данной ему от Бога благодатью предсказал, что поход будет неудачным для русского войска, что многие воины будут разбиты и сами князья еле спасутся после этого похода.

Среди князей был и боярин Симон, который незадолго до этого из варяжско-норвежской земли пришёл к нам на Русь. Слыша это предсказание о неудачном походе, он со слезами отдельно подошёл к преподобному Антонию и просил, чтобы он помолился о его здравии и спасении. На что преподобный отвечал: «Ты не погибнешь в этой битве, но через некоторое время вернёшься в Киев, умрёшь здесь своей смертью и будешь положен первым в церкви, которая будет создана в честь Божией Матери».

Через некоторое время три князя пошли на реку Альту и там были разбиты. Сам Симон повествовал о себе, что он, весь израненный, лежал после битвы и уже ожидал себе смерти. И в это время он помолился: «Господи Иисусе Христе, молитв ради Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отец Антония и Феодосия, спаси меня от этой лютой смерти».

И тотчас оказался на другом берегу реки, ещё не занятом половцами, и был исцелён от многих ран, которые до этого покрывали его тело. Придя к преподобному Антонию, он рассказал о своём чудном избавлении и поведал: «Теперь, отче, я узнал, о какой церкви мне предсказывалось. Раньше я жил в своей варяжской земле, но дядя мой, Якун, изгнал меня из неё. Отец же мой, Африкан, ещё при жизни своей сделал большое распятие с изображением на нём Господа нашего Иисуса Христа. На главу Христову он возложил золотой венец, а пояс Спасителя опоясал поясом, который был в весе сто гривен золота. И вот когда я покидал свою землю, то я дерзнул взять этот золотой венец и тот пояс, который был на Спасителе. Когда я снял венец, то услышал: «Не дерзай никогда, человече, возлагать этот венец на свою голову. Но в той земле, в которую ты пойдёшь, отдай этот венец преподобному, который в церкви, созидаемой в честь Моей Матери, повесит этот венец над жертвенником».

Когда мы плыли по морю, поднялась великая буря. Так что корабль, на котором плыл я со всем своим семейством, начал уже тонуть. И в это время мы все взмолились Богу о помощи. И вот на небе я увидел изображение той великой церкви, о которой мне повествовалось. И мне снова было поведано, что я не погибну в морской пучине, но буду похоронен в этой церкви. И вот от тебя, преподобный отче, я слышу о том, где будет создана эта церковь».

После этого блаженный Симон принёс венец и пояс, и поведал, что ему было открыто видение: чтобы этим поясом были отмерены размеры церкви. Она должна была состоять из 20 поясов в ширину, 30 в длину и 50 в высоту.

Через некоторое время из города Царьграда, Константинополя пришли знаменитые зодчие-строители и спрашивали у преподобных Антония и Феодосия: «Где желаете вы построить церковь?» Тогда преподобные собрали всю братию и стали при них расспрашивать зодчих-строителей: кто они, откуда и по какой причине пришли в нашу землю.

Они же поведали о себе следующее: «Когда мы в городе Константинополе почивали на своих постелях, однажды рано утром к нам пришли светозарные юноши и сказали: «Идите в местность Влахерну, там ожидает вас Царица». Мы оделись прилично царскому приёму и вместе со своими домашними пришли во Влахерну. Там увидели всех своих друзей и знакомых, которые поведали, что и они были призваны светоносными юношами. Все ожидали появления Царицы.

Через некоторое время пришла и Царица. И вы преподобные отцы, Антоний и Феодосий, окружали Её, а также было и множество чудных воинов, которые стояли по Её бокам. Царица обратилась к нам: «Я хочу в Русской земле построить Себе церковь, поэтому берите золота как можно больше и скорее отправляйтесь в эту землю. Преподобный Антоний лишь благословит начало постройки и отойдёт в вечность, а на следующий год почиет и блаженный Феодосий. Поэтому, взяв как можно больше золота, скорее плывите в эту землю». Зодчие спрашивали, в честь какой иконы или святого построить храм. На это Божия Матерь отвечала: «Я хочу построить этот храм в Моё имя». После этого, отдав золото, Она исчезла».

А зодчие через некоторое время отплыли на кораблях в Русскую землю, и, придя к преподобным отцам Антонию и Феодосию, поведали эту историю и спросили, где начать строительство? Преподобные отвечали, что ещё не знают этого места — Господь его укажет. Вся же братия единодушно свидетельствовали, что ни преподобный Антоний, ни преподобный Феодосий никогда не покидали Киевской земли и не могли появиться в городе Царьграде. Но все зодчие с клятвой утверждали, что видели именно их и именно из их рук получили деньги для строительства этой церкви.

Так было начало строительства великой и чудной церкви Успения Божией Матери. После этого преподобный Антоний благословил, чтобы все молились, дабы Господь Сам указал место для строительства храма.

И Господь в эту же ночь явился ему и сказал: «Антоний, ты обрёл благодать предо мною». И тогда Антоний сказал: «Если, Господи, я обрёл благодать пред Тобою, то пускай на месте строительства церкви будет роса, а на всём месте остальном — суша». И действительно, на следующий день нашли место, покрытое росой (то, на котором и была построена церковь), а по всей земле была суша. Потом преподобный молился, чтобы на всей земле была роса, а на этом месте была суша.

На третий же день приехал князь Святослав Ярославович и подарил им это поле. Пришли и преподобные Антоний и Феодосий. Преподобный Антоний, воздев руки к небу, молился: «Господи, послушай меня огнём». В это время спал с неба великий огонь, который попалил все деревья, кустарники, траву, находившиеся на этом месте, и сам котлован для будущего строительства храма изрыл этим чудесным огнём. Все бывшие там в ужасе упали на землю, а будущий великий князь Владимир Мономах, присутствовавший при этом, и бывший ещё малым отроком, получил исцеление от своей тяжкой и лютой болезни.

Преподобный Антоний заложил начало этого храма и вскоре почил о Господе. А на следующий год отошёл в вечность и преподобный Феодосий. Эти два угодника Божии стяжали великую благодать для земли Киевской. Своей чистой и богоугодной жизнью они угодили Божией Матери, так что Она после Святой Афонской Горы и Иверской земли нарекла Киево-Печерскую Лавру уделом Своим третьим.

Преподобный Феодосий — спостник и друг преподобного Антония, с детства возлюбивший Бога, память которого мы воспоминаем ныне, обрёл величайшее и дивное смирение. Это смирение мы видим из тех многих обстоятельств его жизни, когда он показывал, какой внутренний залог находился в его сердце. Однажды келарь монастыря, в котором преподобный Феодосий уже был назначен игуменом, пришёл и поведал, что нет дров для того, чтобы топить печь и готовить пищу. Преподобный Феодосий, сам выйдя из кельи, взял топор и начал рубить дрова. А братия, выходившая в это время из трапезной, увидев своего настоятеля рубящим дрова, и сами подошли к нему на помощь и в короткое время нарубили большое количество дров, которых хватило на долгое время.

В другое время просфорник жаловался, что нет воды для печения просфор и некого послать на это занятие. На что преподобный отвечал: «Я сейчас нахожусь в праздности, поэтому сам пойду и наношу воду». И вышедши, взял вёдра и начал носить для этой монастырской нужды. Братья, увидев игумена, снова устыдились своего поведения и очень быстро наносили требуемое количество воды.

Один раз Феодосий возвращался от Киевского князя Изяслава, и князь дал ему в дорогу небольшую повозку, где и посадил его. Возница этой повозки, думая, что везёт какого-либо бывшего у князя по незначительному делу простого человека, утомлённый перед этим, сказал ему: «Сядь на коня и вези эту повозку, а я очень утомился и буду отдыхать в возке». И так занял место, пребывая в ночное время в спокойствии и отдыхе. Когда же начало рассветать, ему на дороге стали встречаться именитые и знатные бояре и военачальники. И все они, видя и зная преподобного Феодосия, начали кланяться ему в землю. Это привело в великий ужас возницу. Когда же они въехали в Киево-Печерскую Лавру, и тот узнал, что это настоятель — преподобный Феодосий, слава о котором шла тогда уже по всей Русской земле, то с великим страхом поклонился ему. Но преподобный Феодосий не превозносился, не стал укорять его или обличать, но накормив и ласково утешив его, отпустил.

Эти случаи, когда преподобный Феодосий сам своим примером в тех обстоятельствах, в которых люди, если бы имели хотя бы малейшее надмение или хотя бы какое-либо значение предавали своей личности, поступали бы по-другому, показывал, какой внутренний залог находился в его сердце. Он стяжал совершенное смирение, так что Господь, являясь преподобному Симону, нарёк ему, что строитель храма в честь Успения Божией Матери будет преподобным отцом. И хотя Сам Господь Своими пречистыми устами ещё при жизни назвал преподобного Феодосия преподобным отцом, тот не приписывал это себе, но даже и в этом случае сохранял дивное смирение.

Незадолго перед успением преподобного Феодосия блаженный Симон пришёл к нему и сказал: «Я, отче, хочу просить у тебя великого дара». На что преподобный отвечал: «Чего мы можем подать тебе? Мы часто в монастыре не имеем и дневного пропитания, у нас и для братии часто не хватает хлеба. Что же мы можем дать такому знатному и именитому боярину?» На что Симон отвечал: «Ты, отче, по данной благодати можешь дать мне то, чего сильно желает душа моя. Я желаю, чтобы ты помолился обо мне, как ты молишься и о всех своих иноках». На что преподобный согласился вознести молитву о нём и его детях.

Но Симон не отступал от него и просил, чтобы он своей собственной рукой написал ему разрешение и прощение грехов и ходатайство перед Богом о том, чтобы он предстал перед Страшным судом Божиим и был оправдан. И только получив это рукописание преподобного Феодосия, отошёл от него, радуясь.

И действительно, после своей смерти блаженный Симон явился одному из иноков Киево-Печерской Лавры и сказал: «Я и мои родственники получили великую пользу от молитв преподобного Феодосия, получили прощение своих грехов и дарование Царства Небесного. Поэтому сходи и передай моему сыну Георгию, чтобы и он следовал по тем стопам, которыми и я ходил, и получил бы молитвы блаженных и преподобных отцов Киево-Печерских».

И мы, братья и сестры, взирая на то, какое великое дарование приобрели эти преподобные отцы, как они приклонили и милость Божию, и милость Божией Матери к нашей святой Русской земле, как по их ходатайствам она покрылась многими монастырями, расцвела и процвела в богоугодной Святой Православной вере, не будем унывать в наше скорбное время. Будем же прибегать к этим мощным молитвенникам, чтобы они умолили Пречистую Божию Матерь, Господа нашего Иисуса Христа и исходатайствовали нам мир, спокойствие и процветание нашей земле, преуспеяние в нашей духовной жизни, прощение наших грехов и приобретение нам Царства Небесного, аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *