Собор Архистратига Михаила

аудио

21 ноября Святая Православная Церковь совершает празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Почитание святых Ангелов в Церкви такое же древнее, как и сама Церковь, и оно не прекращалось, начиная с ветхозаветных времён. О благоговейном церковном почитании наших небесных покровителей, об их значении в жизни каждого православного христианина — в проповеди Святогорского архипастыря.

Проповедь митрополита Святогорского Арсения от 21 ноября 2013 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

В сегодняшний день, братья и сестры, мы празднуем особое торжество. Праздник, который называется Собор Сил бесплотных. И сугубо среди этих сил упоминается Архангел Михаил. Почему именно в ноябре празднуется это торжество? Потому что в старом исчислении год начинался с марта, и ноябрь считался девятым месяцем. И Святая Церковь символически насчитывает девять чинов ангельских в девятый месяц и постановила праздновать их соборное торжество, возглавляемое Архангелом Михаилом.

Святая Церковь признает девять чинов ангельских. Главными из них и старшими считаются Херувимы и Престолы (Престолами они называются потому, яко на них восседает Бог ― Всесовершенный Дух). По отношению к человеку ангельские силы являются духовными существами. Но по отношению к Богу, Духу Совершенному, они являются уже имеющими некую материальную сущность — уже хоть какое-то, но всё-таки тварное состояние с природой, какое-то существенно-вещественное состояние. И по отношению к нам, плотским существам, они уже называются «бестелесными, бесплотными силами».

И мы, братья и сестры, знаем, что неоднократно Господь проявлял эти духовные силы ангельские для того, чтобы человек мог узреть их. И самих ангелов видели многие угодники Божии, и не только угодники. Ангелы являлись и многим православным верующим христианам, живущим в вере, в благочестии, то ли предупреждая их от чего-то недоброго, то ли от зла какого, то ли наставляя на какое-то благодеяние. Среди ангельских сил старшими считаются семь Архангелов, имена которых известны из книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Ангел в переводе ― «посланник», потому что Господь сотворил ангелов, чтобы они славословили Бога, в Троице славимого, и чтобы они служили спасением рода человеческого. Их называют ещё «служебными духами», потому что они служат и Богу, славословя Его величие, и служат людям, помогая им спасаться и наследовать жизнь ангельскую в Бозе.

О смыслах ангелов, братья и сестры, мы можем даже из каких-то человеческих понятий уразуметь. Например, смотрят люди на лик младенца и говорят: а личико у него, как у ангела. Встречаются с человеком добрым, кротким, смиренным, человеком, который готов помочь в каком-то деле, говорят: ангел, а не человек. Услышат красивое пение ― это ангельское пение. То есть даже по этим человеческим сравнениям можно понять и красоту, и доброту, и благолепие служения ангельских сил.

И вот среди этих ангелов ― семь главных, старших духов, которые называются «Архангелы» ― это значит «старшие ангелы, начальствующие ангелы». Первый из них ― Архангел Михаил, имя которого в переводе означает «Кто как Бог». Это имя было усвоено ему из Священного Писания, из истории, которую мы читаем в книге Бытие Ветхого Завета.

Когда Господь сотворил мир и сотворил мир ангельский, то один ― Денница, предстоявший у престола Вседержителя, один из этих ангелов возомнил о себе, что он как Бог, и возмутился, и восстал против Бога, и увлек за собой часть ангелов. И было сражение на небе между ангельскими силами, верными Богу, и противящимися Ему. И Архангел Михаил воскликнул верным ангелам: «Кто как Бог? Кто может сравниться с величием Божиим, кто может сравниться с Творцом?» И с этими словами низверг Денницу в преисподнюю, а вместе с ним и приставших к нему духов. И они, прежде бывшие светозарными ангелами, светлыми, лучистыми, за допущенное зло к себе, за противостояние Богу изменили свою сущность, стали тёмными, безобразными, злобными, и мы называем их «бесами». Они до сих пор враждуют против рода человеческого, потому что люди, спасаясь, занимают места их, спадших с неба, там, у престола Вседержителя. Поэтому зависть, ненависть, злоба подвигает дьявола и врага бороться против рода человеческого, ввергая его в грех, наставляя на всякую неправду, на всякую злобу. И вот Архангел Михаил, светлый Ангел, по сегодняшний день ограждает нас от злобных нападок сатанинских и наставляет нас на всякую добродетель.

Архангел Михаил, братья и сестры, является ещё и наставником монашества. Мы читаем в житии Пахомия Великого, что Архангел Михаил явился ему, пустыннику, в монашеских одеждах, с уставом первого общежительного монастыря и наставлял, как создать монастырь, и повелел собирать пустынников в него под руководством духовников. По слову Пахомия Великого, первый монастырь был основан в Тавене и насчитывал 10 тысяч человек.

Архангел Гавриил, братья и сестры, всем нам известен, о нём говорят, что он в своё время являлся Божией Матери, Которая с детства воспитывалась в святая святых ― в храме Иерусалимском, и наставлял Её. Он питал и Иоанна Предтечу в пустыне после смерти Елизаветы и после убиения отца его Захарии. Архангел Гавриил являлся Иоакиму и Анне, благовествуя, что у них родится Дочь благословенная, Которой благословляться будут все народы земные ― Божья Матерь. Архангел Гавриил явился и на Успение Божией Матери, возвещая Ей скорое восшествие из земного мира в мир небесный.

Архангел Гавриил означает «цвет Божий, или огонь Божий». Когда мы охладеваем духом, когда мы привязываемся к чему-то земному, то Архангел Гавриил молится за нас, чтобы отвратить нас от привязанности к земному и возжечь, воссветить душу нашу ревностью по Бозе, ревностью к Царству Небесному, духовному нашему спасению. Очень мудрый ответ дал он праведнику ветхозаветному Ездре, который хотел познать пути Господни, величие Творца. И тогда Архангел Гавриил сказал Ездре такие мудрые слова: «Можешь ли ты взвесить огонь? Можешь ли ты указать начало ветра? Можешь ли ты вернуть вчерашний день? Я у тебя не спрашиваю, сколько источников в бездне… Я у тебя не спрашиваю, сколько покоящихся в глубинах морских… Я не спрашиваю у тебя, каковы пределы рая, потому что ты мне скажешь, что не был ни в безднах морских, ни в аду не был, ни в раю не был ― как я могу об этом судить? Но огонь, ветер, вчерашний день ― это то, с чем ты живёшь, и на эти вопросы ты не можешь дать мне ответа. Как же ты хочешь ответить о величии Божием и познать его скудным человеческим разумом?»

Следующий ― Архангел Рафаил, что значит «исцеление Божье». Он, как и Пантелеимон Целитель, изображается с коробочкой, в которой всякие врачебные снадобья сложены для исцеления болезней человеческих. Он когда-то путешествовал с Товием, сыном Товита (что описано в Ветхом Завете) и исцелил его отца. И мы, братья и сестры, прибегаем к Архангелу Рафаилу при болезнях духовных и болезнях телесных, прося исцеления, прося помощи.

Архангела Селафиила называют «ангелом молитвы». Наши молитвы зачастую кратки, рассеянны, нечисты, немощны, слабы. Часто мы, братья и сестры, имеем молитву, которая, как в Писании говорится, «в недра твои возвратится». Так, вроде словесно молимся, а помыслами где-то бродим, где-то ходим, что-то думаем, что-то решаем. И вот Архангел Селафиил возбуждает нас к молитве, очищает разум наш от помыслов, мешающих молитве, помогает нам молиться, усиливает нашу немощную молитву своей молитвою всесильной.

Архангел Иегудиил изображается с венцом в руке царским. Этим венцом он награждает трудящихся праведников, он награждает и правосудных судей, он награждает и добрых правителей. Архангел Иегудиил венчает венцом всех, кто старается трудиться ради Бога, ради Царствия Небесного, и в Царствии Небесном венчает этим венцом всех, кто стремится к нему.

Архангел Варахиил ― тоже великий угодник Божий, «слава Божия». Он обычно награждает тех, братья и сестры, кто трудится добрым трудом, со смирением, с кротостью, с милостыней. Он награждает и землепашцев, награждает и просто добрых тружеников, занимающихся каким-либо рукоделием. Но особенно награждает тех славой Божией, кто творит милостыню ближнему своему, потому что милостыня избавляет от погибели и покрывает, даже изглаживает множество грехов. Как в своё время другой Архангел ― Архангел Рафаил говорил, что доброе дело ― молитва с постом и милостыней (потому что милостыня избавляет от погибели) стирает множество грехов, способна уничтожать грехи человеческие. Вот почему наши деды и прадеды творили милостыню, и почему мы поминальные обеды устраиваем за наших почивших сродников. Это милостыня, творимая за их души, в память о них, это милостыня, подаваемая людям ради спасения их души, чтобы Господь изгладил их грехи и избавил их от вечной погибели.

И вот мы, братья и сестры, перечисляя Архангелов, великих и первых служителей Божиих, не забудем и Ангелов-Хранителей, которые рядом, возле нас стоят, которые сопутствуют нам от купели Крещения. Мало того, Ангел-Хранитель есть у каждого человека, Ангел-Хранитель есть у каждого храма Божия, и при освящении он у престола стоит в алтаре Божием и молится вместе с народом к Богу. Мало того, когда храм разрушается, Ангел-Хранитель остается на месте храма и совершает незримо службы на месте разрушенной церкви.

Сейчас современные ученые говорят, что во дни праздников церковных на местах разрушенных храмов они электромагнитные колебания фиксируют, которые говорят о пении какого-либо хора и человеческой речи, хотя никто там не присутствует и нет там никакого разговора. Современные приборы фиксируют то, что передали нам святые отцы, потому что им открыто было в святом зрении, как ангелы Божии молятся за нас у храмов Божиих, и даже на месте их разрушения. Ангелы-Хранители всегда пребывают с нами, когда мы творим добро. Вспоминая житие преподобного Андрея, Христа ради юродивого Константинопольского, мы вспомним и о таком событии.

Когда он шёл по городу, то в одних домах углы бил палкой, а другие углы домов целовал. И когда ученики спросили: «Отче, ты зачем так делаешь?» ― «В тех домах, которые я бью палкой, живут благочестивые люди, и Ангелы-Хранители служат их жизни в этих домах, а бесы, злобствуя, стоят на углах этого дома и ждут, когда же люди, живущие в этом доме, согрешат или сделают какое-то неправедное дело, чтобы тут же вскочить в дом и творить всякие козни. Поэтому я и бью бесов, на углах их домов стоящих». ― «Отче, почему ты целовал углы домов?» ― «Я целовал углы тех домов, потому что там живут нечестивцы. Бесы правят в этих домах. Они там руководят жизнью. А Ангелы-Хранители этих людей стоят и плачут, и ожидают хоть одну какую-то добродетель в доме, чтобы иметь причину войти в дом и послужить людям. Поэтому я целую не углы, а Ангелов, стоящих на этих углах».

Вот, братья и сестры, как Ангелы-Хранители пекутся о нашем спасении. И в дни кончины нашей мы увидим своего Ангела-Хранителя. Если мы прожили нечестивую жизнь, то мучительно будет для нас видение этого Ангела, плачущего о нашей погибающей душе. И наоборот, если мы стремились творить правду Божию, каяться в грехах своих, исправлять жизнь свою, то Ангел-Хранитель со светозарным лицом, как утешение великое, явится нам, когда мы будем на смертном одре лежать. И наше лицо просветится от той радости, потому что мы увидим своего помощника в деле нашего спасения и по светлому лицу его облечемся в надежду спасения о Бозе.

И множество, братья и сестры, таких случаев, когда люди, жившие благочестиво, видели ангелов Божиих. Я вспоминаю событие, которое было в нашем селе. Жил здесь дедушка Игнатий Лютиков. Он певчий был, на клиросе пел, ревностно посещал храм Божий. Но поскольку в советское время церковь одна была на район, то в праздничные дни там много народа было, храм битком был набит. И батюшка служил ― горы записок были. И вот в родительскую субботу, когда поминают умерших, Игнатий решил: «если столько народа соберётся, батюшка все записки разве прочитает? Наверно, не успеет. Вот я оберну свою грамотку, свою поминальную записочку фольгой блестящей, чтобы она заметна была, подам в алтарь и стану возле Царских врат и буду смотреть внимательно: возьмет батюшка мою грамотку, будет читать, значит, буду подавать в алтарь. А не возьмёт, буду сам вычитывать её дома, зато все будут помянуты». И как он рассказывал: «Верите, добрые люди, я уже и батюшке каялся, и добрым людям, и всем об этом говорю: началась заупокойная лития, батюшка стал поминать записки у престола, и вдруг рядом с батюшкой как молния блеснула. Я увидел ангела, который стал рядом с нашим священником, взял моё поминание, в фольгу обёрнутое, и начал читать. А прочитав, повернулся ко мне и поклонился. Я стоял, меня то в холод, то в жар бросало до конца службы. Отстоял я службу в слезах, и сказал: не моё это дело. Моё дело ― подать в алтарь. Радивый священник помянёт и помолится, но если священник не помолится, он будет за это осуждён, а Ангел-Хранитель престола исполнит то, что должен исполнять священник».

Вот такое, братья и сестры, было видение в наше советское время Ангела Божия, Хранителя престола. И сегодня в каждом храме Ангел-Хранитель стоит, и возле каждого из вас Ангел-Хранитель стоит. Постарайтесь не обижать их грехами своими в сегодняшний день. Сегодня их праздник, сегодня их торжество. Они сегодня сорадуются, что мы собираемся в храмах Божиих молиться к ним о своём спасении. Ведь дело их служения ― нам спасение сотворить, братья и сестры. Когда мы к этому спасению стремимся, и наше смирение с их смирением сообразуется, как Ангелы этому радуются, как они этим утешаются.

Постарайтесь в сегодняшний день творить милостыню, кому-то доброе слово сказать, помолиться лишний раз, посетить какую-то больную старушку. Может быть, ещё какое доброе дело вам Господь на душу положит сделать: может, примириться, с кем враждовали, может, ещё что-нибудь сотворить. Да мало ли сколько дел мы сегодня можем сотворить, чтобы утешить наших Ангелов-Хранителей. Может, грех исповедать, который душу нашу гнетёт. Да мало ли причин порадовать сегодня нашего Ангела-Хранителя… Сколько он нас от купели Крещения заботится, сколько он за нас переживает, до самого престола Божьего будет вести нас через мытарства. И когда бесы будут показывать наши грехи, Ангел-Хранитель будет показывать наши добродетели, которые он также записывает.

В житии блаженной Феодоры пишется, что когда бесы на мытарствах её встречали после смерти и напоминали, что она и там грешила, и там грешила, Ангел-Хранитель стирал её прегрешения, напоминая о её добродетелях. Там такие добродетели были малейшие, даже шаги, когда она шла в храм, были подсчитаны ― сколько она шагов совершила. Если она даже лампаду поправляла ― это было записано, свечку поправила ― и это было записано. В храме где-то порядочек навела после службы ― и это было записано. Даже иконку протёрла ― и то записано было. Даже малейшая добродетель Ангелом-Хранителем не забыта была и записана. И против каждого нашего греха он ставит нашу добродетель, и бесы остаются опозоренными и отвергнутыми.

Вот так, братья и сестры, старайтесь творить добрые дела, старайтесь добром жить, чтобы не бессмысленна наша жизнь была. У христианина жизнь наполнена великим смыслом: здесь, на земле, пожить с Богом, и там Бога не лишиться, быть с Ним целую вечность. И там, в вечности, встретиться с нашими бабушками, дедушками и матерями, которые отошли уже из этой жизни в жизнь вечную. Представьте, какая радость видеть Бога, видеть святых, видеть ангелов, видеть сродников своих, о которых мы над гробом плакали. Оказывается, они нас там ждут, ждут наших молитв за них, ждут нашей встречи с ними. Сколько радости Господь готовит нам! И в этом смысле ― радость в жизни во Христе и с Богом.

Ведь потому, братья и сестры, наши благочестивые предки и жили с радостным духом. После войны голодные, холодные, обуться, одеться не во что, есть нечего, за палочки, за трудодни в колхозах работали от восхода до захода солнца. И дома ждала куча детей, и работа, и на хозяйстве, и на огороде. Но заметьте, из колхоза, наработавшись, ехали с поля и песни пели. Думаете, зря эта радость у людей была? Они жили как праведники. И эта праведность давала им связь с Богом, с ангелами, со святыми. Поэтому люди были радостными, и радость эта выражалась и в отношении друг к другу, и в этих песнях народных. Да даже так было, вспомните недалёкое прошлое, как жили: ведь хаты не закрывали, не то что сараи, ―доверяли друг другу. Калошу или палочку ставишь, чтобы видели, что дома нет, что или на огороде, или у соседей, или в магазин пошли. И я жил в селе, и я это помню. А на похороны всё село собиралось. В престольный день троюродные, четвероюродные со всех хуторов и сёл окрестных съезжались, по 40–50 человек родни в престольный день гуляли, разом праздновали, так же играли и свадьбы. Хату ― бедно было, трудно было ― но строили хату, и вся улица становилась мазать эту хату, а помазав, потом садились, столы накрывали ― хозяева радовались и пели. А чему радовались? Да добродетели же совершили. Ближнему помогли хату помазать, бескорыстно, не за деньги, а просто так ― взяли и помазали. И эта добродетель давала людям радость. И поймите, если мы сегодня начнём жить добродетелями, у нас жизнь тоже будет с радостью. И даже невозможно будет понять, откуда эта радость берётся.

Почему сейчас все какие-то унылые ходят? Всё не так, всё неправильно, всё не то. Посмотришь, кругом слышится: всё плохо, всё не так. А почему? А потому, что внутри у человека радости нет. «Чистому всё чисто». И когда мы чисто живём, тогда в другом свете всё видим. И ближний для нас как ангел тогда, мы не враждуем против него, не ропщем на него, не недовольствуем на него, а радуемся с ним, стремимся ему помочь. Его скорбь — наша скорбь, его радость ― наша радость, когда мы сами праведно живём и с Богом. И тогда, братья и сестры, от Бога, как от источника всякой радости и утешения, нам это утешение и радость воздастся.

И в сегодняшний день, когда мы собором собираемся, чтобы праздновать торжество Собрания бесплотных Небесных Сил ангельских, мы просим у Бога: «Господи, ты даровал нам Ангелов-Хранителей, помоги, чтобы мы в жизни своей не оскорбляли их жизнью своею. Чтобы ни словом, ни делом Ангел-Хранитель не был от нас оскорблён, но утешен был нами, и чтобы мы были утешены видением его в день отшествия из этого земного, временного мира в мир вечности и бесконечности».

Спаси Бог вас, братья и сестры, и пусть Ангелы-Хранители сопутствуют вам и вашим домам, охраняют ваши семьи, ваших детей. Пускай, братья и сестры, сегодняшний ангельский день станет для каждого из нас Днём Ангела, потому что мы сегодня его празднуем, празднуем День своего покровителя. Не именинника, а День Ангела-Хранителя. Сегодня у каждого из нас торжество, и каждый может участвовать в нём, если захочет. Аминь.

Проповедь архиепископа Святогорского Арсения на праздник Собора Архистратига Михаила. 21 ноября 2013 г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *