Закончена роспись купола Игнатьевской часовни в селе Долина

21 фото / видео

К концу сентября 2016 года иконописцы Мукачевской епархии закончили роспись купола часовни, освящённой в честь святителя Игнатия Кавказского (Брянчанинова), расположенной неподалёку от возводящегося в селе Долина скита Свято-Успенской Святогорской Лавры.

Работы по росписи часовни святителя Игнатия ведутся с 16 февраля 2015 года. По благословению Святогорского наместника митрополита Арсения и архиепископа Мукачевского и Ужгородского Феодора роспись выполняют мастера иконописного дела иконописной мастерской «Елеон» Мукачевской епархии — иконописцы Василий Прокопчук и Виталий Черепаня.

Сама часовня сравнительно небольшая, всего 4х5 м, высота 3 м до основания купола. Устроена она рядом со зданием бывшего некогда постоялого двора. В своё время по пути в Лавру в этом постоялом дворе останавливались известные люди (вполне возможно, даже сам император), а также святитель Игнатий Брянчанинов. По словам местных жителей, после Великой Отечественной войны в селе Долина уцелело всего лишь два здания — роддом и этот постоялый двор. В виду исторического значения здания постоялого двора оно было выкуплено Лаврой и отреставрировано, рядом построили часовню в честь святителя Игнатия Брянчанинова в память о том, что он там когда-то останавливался.

Один из мастеров-иконописцев Виталий поделился с пресс-службой Святогорской Лавры своим видением росписи Игнатьевской часовни, творческими планами и ходом работ:

«Владыка Арсений поставил перед нами задачу, рассказал, что он хотел бы видеть. Поскольку часовня находится на территории здания постоялого двора (ныне будущего музея), то владыка очень хотел, чтобы роспись гармонично сочеталась с этим местом, чтобы сам смысл концепции росписи, её программа соответствовали назначению этого места.

Поскольку исторически на том месте когда-то был постоялый двор, где останавливались известные личности, соответственно, была поставлена задача и внутри часовни отразить тему странноприимства. Поэтому там были использованы такие сюжеты, как странноприимство Авраамово, как такая центральная тема (то есть Ветхозаветная Троица). Всё остальное подчиняется классической системе внутреннего пространства (которое ещё называют иеротопией) обычного классического православного храма. В этом небольшом, сжатом пространстве надо было отразить тему и литургического цикла, и местного (поскольку часовня посвящена конкретной личности — святителю Игнатию Брянчанинову). Из литургического ряда владыка Арсений одобрил использовать новозаветную сцену чуда насыщения пяти тысяч человек, а по святителю Игнатию в часовне было утверждено написать четыре так называемых клейма — четыре фрагмента из жития святого. Тема — посещение святителем Игнатием Святогорска, его паломничество в Святогорскую обитель. Первое клеймо отображает сцену, как принимали святителя жители села Долины, второе клеймо изображает чудо спасения святителя от неминуемой гибели [1]. Третье клеймо — изображение встречи святителя Игнатия с тогдашним настоятелем Святогорского монастыря архимандритом Арсением (Митрофановым) и святогорской братией, сцена их общения напротив Святых Гор и обители. И четвёртое клеймо посвящено святителю Игнатию как духовному писателю (насколько мне известно, в лаврском музее имеется даже рукопись святителя).

На восточной стороне изображён Деисис — многоиконная композиция, именуемая «моление» [2]. Изображён Спаситель на троне, за троном лики двух архангелов, и с двух сторон от Христа изображены Божия Матерь и Предтеча Господень, также два апостола и всё это будет изображено в арках, где, скорее всего также будут написаны ангелы. Также на восточной стороне в полный рост будут изображены два святителя (здесь мы пошли путём традиции написания икон в иконостасе, когда в правой части местного ряда возле дьяконских дверей изображают или событие, или святого, в честь которого был освящён храм). Выходит, если смотреть на восток — в центре, в нише изображён Деисус, а в восточной стороне, вне этой ниши, под так называемыми «парусами» [3], — в правой части изображён святитель Игнатий Кавказский, в честь которого освящена часовня, а симметрично ему в левой части — святитель Иоанн Шанхайский. Изображение святителя Иоанна благословил написать владыка Арсений, поскольку недалеко находится Адамовка — родное село святителя, и так увековечить его память было личным желанием владыки.

Затем, соблюдая традицию, в парусах мы изображаем евангелистов, в самом куполе тоже традиционно крест, четыре херувима и декоративный орнамент (поскольку купол очень маленький, более ничего не удалось написать).

Западная часть часовни расписана также по классической схеме. С одной стороны изображается всё, что касается смерти, как, например, Успение Божией Матери, и в числе прочих — Суд Божий: Второе Пришествие и всё, что связано с этим временем, с той композицией и смысловой нагрузкой. И поскольку та стена имеет интересную форму (она ломаная вся, много арок имеет), то мы там решили изобразить притчу о богаче и Лазаре. Подошла именно по форме, по архитектуре часовни, и по смыслу не нарушает традиции. Таким образом, мы там изобразили в виде притчи суд души, который будет после смерти: вверху, у западной стены, в медальоне изображается Ветхий Денми, чуть ниже изображены души богача и Лазаря: как ангелы уносят душу Лазаря в лоно Авраамово и душу богача в ад. Также там будет изображено само лоно Авраамово и горящая в огне душа богача. По всему периметру будет изображено полотенце с орнаментом [4]».

В своём творчестве иконописцы ориентируются, в основном, на художественные традиции стран Балканского полуострова: «В виду того, что есть очень хорошая, большая база данных, в своей работе мы берём за основу балканское искусство (опыт в храмовой росписи — фресок, внутреннего убранства храмов стран Сербии, Македонии, Черногории). Более всего мы ориентируемся на сюжеты таких монастырей, как Высокие Дечаны, Студеница, Грачаница, Старо-Нагоричино. Все они расписывались примерно в одно и то же время XIV века. Это и взято нами за основу: и концепция, и программа росписи, и богатая сюжетная линия. Также мы активно используем наработки сербского фонда «Благо», на данный момент это огромный фонд снимков памятников церковной архитектуры Сербии».

Виталий отметил, что для них стало приятной неожиданностью узнать, что побывают на родине святителя Иоанна Шанхайского, в тех краях, где святой родился и вырос. «А поскольку он по своим предкам имеет сербские корни, для нас это очень близко и очень радует», — отметил иконописец.

Часто навещает мукачиевских мастеров назначенный владыкой Арсением куратор этого проекта — архимандрит Феофан (Люкшин), казначей Святогорской Лавры и духовник её Свято-Георгиевского скита. По словам Виталия, не один раз отец Феофан приходил к ним с детками — показывал и много рассказывал о росписи, акцентируя внимание ребят на чуде, изображённом на втором клейме святителя Игнатия. Дети засматривались, очень интересовались, и как отмечает иконописец, ему очень запомнилось внутреннее расположение детей: на лицах, в их глазах читалось восприятие детей, их заинтересованность. Было видно, как действует на них этот иконописный язык, лица становились благоговейными, созерцательными.

По поводу готовых результатов и сроков завершения работ: «На данный момент готова роспись купола и подкупольное пространство, Деисус, и на 70 % готова роспись житийных клейм, посвящённых святителю Игнатию, а остальное пока в проекте. Все свои идеи мы обсуждали и согласовывали с владыкой Арсением, у нас были даже весьма интересные дискуссии и размышления на эту тему, очень творческий такой подход. Так что пока следуем утверждённой программе. Окончание росписи с Божьей помощью, планируем к весне следующего года, может быть, к концу зимы».

[1] «21-го (декабря) епископ [Игнатий — ред.] в четыре часа пополудни весьма засветло поворотил со станции «Голая Долина» в Святогорский монастырь, отстоящий в двенадцати верстах оттуда. Был один градус тепла. Ехали на колесных экипажах. Когда своротили с большой дороги на проселочную, к монастырю, поднялась сильнейшая степная снежная метель. В расстоянии сажени ничего не было видно. Ямщики сбились с дороги и ехали куда попало. Наконец, лошади упорно остановились без всякой видимой причины: оказалось, что экипаж епископа стоял на краю глубокого обрыва, над самой пропастью, и только к двум часам ночи, при ярко светящей луне и при двадцати градусах мороза, прибыл епископ в монастырь» (Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского, Глава XIII).

[2] Деисис (от греч. δεησις — «прошение, моление», встречается также неправильная русская форма — «Деисус») — композиция из трёх икон — в центре икона Иисуса Христа Пантократора, слева икона обращенной к Нему Богородицы, справа — Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. В иконописи первоначально выполнялся на одной доске. Позже появились Деисисы на трёх отдельных досках и многочастные Деисисы.

Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр.

Основной догматический смысл деисисной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. В послеиконоборческую эпоху икона Деисис помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратился в деисисный чин высокого иконостаса (ДРЕВО: Открытая православная энциклопедия).

[3] Паруса (строит.) — элементы купольной конструкции, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана. П. имеет форму сферического треугольника, вершина которого обращена вниз и заполняет пространство между арками, соединяющими соседние столпы подкупольного квадрата. Основания сферических треугольников П. в сумме образуют круг и распределяют нагрузку купола по периметру арок. Являясь одной из коренных конструктивных особенностей византийской архитектуры, П. стали характерным элементом и древнерусского церковного строительства. П. встречаются также в архитектуре купольных зданий эпохи Возрождения и 17—19 вв. (Большая советская энциклопедия).

[4] В системе храмовой росписи убру́с (полотенца) — живописная имитация узорной ткани, используется для оформления нижних ярусов стен. Таким образом, святые образы находятся выше уровня человека, белая драпировка нижних ярусов призвана создать ощущение торжественности и чистоты. При этом нижняя, наиболее повреждаемая, часть росписи может быть без особого труда поновлена. Другим способом оформления нижних уровней стен является мрамор (в Византии, архитектуре барокко) и роспись стен под камень (мраморировка).

Фотоальбом на    Яндекс Фотки    Логотип flickr

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *