День памяти святителя Иоанна Златоуста

26 ноября Святая Церковь воспоминает великого святого, одного из трёх своих Вселенских святителей — Иоанна Златоуста, Патриарха Константинопольского. «От избытка сердца глаголют уста» — так слова Господни исполняются на златословесном проповеднике, великом учителе Церкви Христовой, жизненный путь которого пронизан любовью к Богу и к людям.

Проповедь архимандрита Исихия (Клыпы), произнесённая 26 ноября 2014 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Современная культура и искусство создали множество образов героев. Но если мы внимательно посмотрим на то, кем они являются, то увидим, что это люди или совершенно ничтожные, совершающие какие-то решительные «геройские» поступки ради того, чтобы приобрести богатство или временное земное наслаждение. Или если посмотрим на другой образ современных «героев», которые борются или за справедливость, или защищают каких-либо людей, угнетённых или несчастных, то в их душе мы увидим гордыню, увидим, что они тех людей, которых считают преступниками, стараются или уничтожить, или как-либо оградить их действия. Они считают их уже за людей, не способных к исправлению, и только единственное, что можно сделать, — это или убивать их, или ещё как-либо устранять из этой временной жизни.

Сами же себя они считают за людей великих и добродетельных, хотя, в сущности, если посмотрим на них, они тоже совершают множество других преступлений, которые, тем не менее, за преступления не считают.

Но не таковым является святой угодник Божий Иоанн Златоуст, память которого ныне мы совершаем, вспоминая его жизнь, вспоминая многие его духовные наставления и заботу его о ближних. Когда Иоанн Златоуст заботился об исправлении ближних, о том, чтобы люди не совершали греха, чтобы они боролись со сребролюбием, чтобы они не совершали хищений или других беззаконий, то он не считал этих грешников за своих врагов. Он видел в них людей, которые подпали под власть диавола и которых он всеми средствами старался вырвать из этой диавольской власти. В своей душе он не считал себя лучше их и как бы с высоты своего духовного преуспеяния не взирал на них, как на мелких и недостойных, но искренне молился о их спасении и обращении. И если его слова, его действия и казались кому-то из людей жестокими, то это было только по той причине, что сами они, будучи людьми мирскими и омрачёнными многими страстями, не могли понять внутреннего духовного состояния, в котором находился этот угодник Божий, ревнующий о спасении каждой души, с которой он соприкасался, и не могущий спокойно смотреть на то, что диавол похищает христиан, что он обманывает их и влечёт за собой в погибель. И мы, вспоминая житие этого угодника Божия, с благоговением и удивлением смотрим на то, какой жизненный путь он прошёл.

С самого детства воспитанный своими благочестивыми родителями (в основном матерью, Анфусой) в благочестии, он вместе с этим внутренним сокровищем приобрёл ещё и внешнее богословское и философское образование. Но затем, пренебрёгши всем этим и тем положением, которое он, благодаря своему происхождению, мог бы занять в мире, он уходит в монастырь на несколько лет, потом подвизается в пустыне, где вкушает только ячменный хлеб и воду и проводит всё время в очищении своей души. Там он достигает великой святости духовной, так что апостолы Пётр и Иоанн Богослов являются одному из старцев той обители, где подвизался Иоанн Златоустый, и открывают ему всю высоту добродетелей этого угодника Божия. Затем, взятый из пустыни, по откровению Божию, он сподобляется диаконского и священнического сана в Антиохийской Церкви и там начинает совершать новые чудотворения, изгоняя нечистых духов, исцеляя многие болезни в людях, а своими словами и проповедями исправляя людские нравы. Сам победивший страсть и видевший, как грех пленяет человека, он и другим людям старается помочь избавиться от той диавольской власти, в которой находится каждый человек.

Грех обычно обманывает людей, представляя земные блага за нечто великое, и с помощью разных лукавых помыслов представляет приобретение богатства или славы, или временных земных наслаждений как то, к чему должен стремиться человек. И в своих проповедях и поучениях Иоанн Златоустый каждый этот лукавый помысел и каждое это оправдание греха пытается разоблачить, и делает это великолепно. Посещённый Божественной благодатью, он показывает, что грех на самом деле является безумием, что он несёт человеку не наслаждение, а величайшее страдание, что он не дарует ему свободу и независимость, как кажется человеку, но наоборот, он повергает его в величайшее рабство.

И эти поучения Иоанна Златоустого настолько просвещали умы и сердца людей, что каждый, кто хотя бы один раз слышал, как Иоанн Златоустый изобличает грех, как он показывает его безобразие, как он возвеличивает добродетель и открывает ту величайшую славу, которая скрыта в добродетельной жизни, сейчас же исполнялся любовью к этому угоднику Божию. Так же те места, в которых он проповедовал, наполнялись множеством людей: горожане оставляли свои обычные дела ― торговлю, судебные занятия, свои ремёсла, и когда слышали, что Златоустый проповедует в том или ином храме, они спешили наполнить этот храм. Многие писцы записывали его поучения, так что от этого святого отца осталось наибольшее количество бесед и объяснений Священного Писания, чем мы имеем от любого другого отца и угодника Божия. Хотя многие и были утрачены, но всё равно сохранилось великое сокровище, где Иоанн Златоустый объясняет Евангелие от Матфея, Иоанна, объясняет и послание святого апостола Павла. И когда к нему пришёл помысел, правильно ли он разумел или во всей силе то, что хотел сказать апостол своим последователям, то ученик его Прокл видел, как сам первоверховный апостол Павел по ночам беседует с ним и, тихо шепча ему на ухо, объясняет те Божественные истины, которые сохранились в его апостольских посланиях. Мало сохранилось его бесед на Ветхий Завет, в основном это беседы на Новый Завет. Но, читая это великое сокровище, люди смогут избавиться от власти диавольской и греха и насладиться добродетелью и устремиться к ней.

Часто, когда кто-то говорит, что нужно совершать то или иное доброе дело, мы не чувствуем в своей душе никакое движение или желание, или наоборот, мы даже начинаем ощущать желание совершать прямо противоположные вещи. Мы часто не можем понять, почему это происходит. Но это происходит по той причине, что человек, который говорит правильные вещи, сам своей жизнью не соответствует эти вещам и сам не проводит эту жизнь, а таким образом, говорит как лицемер.

Но когда говорил святой Иоанн Златоуст, то вся его жизнь являлась подтверждением тех слов, которые он повествовал своей пастве, и поэтому слово его было силой. Так что сердца людские сейчас же загорались желанием оставить греховную жизнь и принести искреннее покаяние и приобрести евангельские добродетели. Жизнь такого угодника Божия не осталась незамеченной, и он в скором времени из Антиохийской епархии был переведен в город Константинополь, где принял должность Патриарха Константинопольского. И там уже во всей силе развернулись те таланты, которые были в его душе.

Свт. Иоанн Златоуст. Икона. XV в.

Кроме проповеднической деятельности он занялся миссионерством, и его ученики, которых он посылал в разные страны, просветили кельтские народы, просветили скифов, финикян, ниспровергли идолов. Он соорудил и построил множество больниц и странноприимных домов в Константинополе, и два ученика его пресвитера обслуживали больных и странных людей, находя их и помогая в их телесных нуждах. Он исправлял нравы в епископах и священниках всей Малой Азии. Постоянно путешествовал, и если замечал где-либо какие-либо преступления, тотчас же их исправлял. Такова его жизнь и его учение.

Многих, конечно, восстанавливали против него. Много было людей, которые уже до конца погрузились в угождение своей плоти, своим страстям и не желали исправить свою жизнь. Таких людей поучения Иоанна Златоуста задевали, и они не могли остаться равнодушными к его проповедям. Они собирались вместе и обсуждали, что именно им сделать с таким человеком. Но их злоба не достигла бы ничего, если бы во главе этой партии не встала царица Евдоксия, которая увлеклась сребролюбием, хотя и первоначально была простой мещанкой, была незнатного рода и смогла бы победить в себе эту страсть. Но, тем не менее, когда она стала царицей, эта страсть возобладала над её душой, и она ради этой страсти совершала много разных преступлений, отбирая у тех или иных людей или с помощью страха, или с помощью хитрости часть их имений. И конечно, проповеди Иоанна Златоуста трогали её, и она думала, что он обличает только её одну. И когда говорит о сребролюбцах и похитителях чужих имений, то только её имеет в виду. Поэтому совесть постоянно укоряла её, и она думала, что выходом из этого положения будет не то, чтобы она изменила свою жизнь, а то, чтобы Иоанна Златоуста отправить или в ссылку, или каким-либо образом убрать его с Константинопольской кафедры.

Когда другие враги Иоанна Златоустого узнали, что и сама царица враждует с ним, то они объединились вместе и с помощью лукавого Александрийского патриарха Феофила собрали собор, на котором возвели многие ложные клеветы на угодника Божия и таким образом достигли того, что он был низведён с кафедры и отправлен в заточение.

Но в это время в Константинополе под действием Сына Божия поднялась великая буря, началось землетрясение, и весь народ, который с любовью относился к своему пастырю, поднял великий мятеж, требуя, чтобы Златоустый был возвращён на кафедру.

Сама царица испугалась, потому что видела, что её дворец, в котором она живёт, сотрясается сильнее всех других зданий, находящихся в Царьграде. И поэтому в скором времени Иоанн Златоуст был снова возвращён на свою Константинопольскую кафедру. Но его жизнь не изменилась: он так же изобличал грехи людей, так же старался вести их в Царство Небесное. И поэтому через некоторое время вновь диавольская злоба обрушилась на него через тех людей, над которыми диавол имел власть и над которыми он мог ради их грехов и страстей руководить.

И снова Иоанн Златоустый оказался в ссылке. В это время, когда он находился в ссылке, он писал послания своей ученице Олимпиаде. В этих посланиях мы видим всю красоту, благородство и величие души этого угодника Божия. Как он, после столь великой славы и почестей, находясь в гонениях и в ссылке, в заточении, постоянных поношениях со стороны своих врагов, тем не менее, не впал ни в уныние, ни в ожесточение, ни в ослабление. А красота его души ещё более просияла, открывая всё новые и новые духовные сокровища, которые он приобрёл и стяжал по благодати Божией.

Душа его через некоторое время пришла в Царствие Небесное, оставив это земное тело. Иоанн Златоуст перед смертью сподобился опять видеть апостолов Петра и Иоанна, которые за несколько дней до его кончины, восхваливши его мужественное терпение, его смелое дерзновение против беззаконнующих царей, обещали ему вход в Царствие Небесное и совместное сопребывание. В сам день его смерти святой мученик Василиск, который почивал в городе Каманах, явился ему и сказал, что на следующий день он будет вместе с ним находиться в раю. А после его смерти епископ Адельфий, находясь в духовном восторге, видел Царствие Небесное и видел всех патриархов и учителей Константинопольских. Каждый из них подходил к нему, и было ему названо его имя. И в этом Царстве Небесном епископ Адельфий не увидел Иоанна Златоустого. По этой причине, когда он выводился из этих чертогов, то находился в скорби и унынии. Страж Царства Небесного остановил его и спросил: «Все люди, которые входят сюда, пребывают в унынии и скорби, но когда выходят, пребывают в радости и веселии. Ты же поступаешь совершенно наоборот. Вошёл сюда радостный и весёлый, а выходишь находящимся в скорби». «Это происходит по той причине, ― отвечал епископ Адельфий, ― что я не увидел здесь Иоанна, архиепископа Константинопольского». ― «Ты разумеешь Иоанна проповедника покаяния?» ― спрашивал его ангел. «Да», ― отвечал епископ Адельфий. Тогда ангел Господень сказал: «Человеку, который находится в теле, невозможно видеть Иоанна Златоустого, потому что он находится вместе с Херувимами и Серафимами возле престола Царя Славы. По этой причине ты и не видел его находящимся в Царстве Небесном». Утешенный этим откровением, епископ Адельфий поведал об этом всей Церкви. И мы видим, какой великой славы сподобился этот угодник Божий.

И мы, братья и сестры, часто встречаемся с ним во время Божественной литургии, когда слышим те возгласы и молитвы, которые были составлены Иоанном Златоустом, и сами читаем молитвословие ― утреннее или вечернее, или к Святому Причастию, совершая крестные ходы, которые были установлены Иоанном Златоустом.

Читая его бессмертные творения, будем стараться наслаждаться теми духовными благами, которые собрал этот угодник Божий сначала в своей душе, а потом щедро и неленостно поделился с нами, православными христианами. Поучения его настолько удивительны, что не только все православные учителя Церкви относились к ним с восхищением, но и многие язычники, читая их, удивлялись, насколько силен был его разум, насколько его доказательства, которыми он ниспровергал и иудеев, и язычников, и утверждаемые ими незаконно бесопочитания или идолопоклонство, насколько они сильны и необоримы. Сами еретики ― ариане, анамеи и другие, ничего не могли сказать против тех доказательств Истинной Святой Православной веры, которые в своих творениях и беседах приводил этот великий пастырь Церкви Христовой.

Поэтому, братья и сестры, будем стараться не лениться, прочитывать хотя бы немного его творения, читать толкования его на святых евангелистов, его беседы в похвалу апостола Павла и многие другие, которые зажигают сердца желанием последовать добродетельной жизни этого угодника Божия.

Показывая добродетель во всей её красоте, он показывает безобразие греха и приводит людей к тому, что у них появляется желание не следовать за грехом, не служить сребролюбию, тщеславию, человеческим наслаждениям или другим грехам, но появляется желание совершать добродетели и приобретать себе Царство Небесное, находить то блаженство, к которому призывает нас Христос Спаситель и которого достиг угодник Божий Иоанн Златоуст. И находясь там, у престола Божия, молится он и о нас, о всей православной пастве вселенской, находящейся по всему лицу земли, чтобы каждый православный христианин пришёл в духовное совершенство, смог победить свои страсти и грехи и вместе с ним находиться в Царстве Небесном. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *