Святая великомученица Варвара

аудио

17 декабря Святая Православная Церковь молитвенно воспоминает честные страдания невесты Христовой, славной великомученицы Варвары. Это престольный день Святогорской Лавры, один из приделов Успенского собора, которой освящён в честь угодницы Божией Варвары и мученицы Татианы. В День памяти святой предлагаем вашему вниманию слово похвалы Святогорского наместника славному подвигу невесты Христовой Варвары.

Проповедь митрополита Святогорского Арсения от 17 декабря 2007 г.

«Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная» (Тропарь, глас 8).

Так восхваляет Святая Православная Церковь ныне празднуемую память угодницы Божией, святой великомученицы Варвары, которая жила так далеко от нас по времени, но так близка к нам, когда мы молитвенно призываем её на помощь.

В начале IV века жила святая великомученица Варвара, и её мученический подвиг, это был как бы венец всему мученичеству, которое уже прекращалось, потому что заря нового христианского государства ― и Византийского, и Римского восходила над вселенной. Уже почти что перед окончанием гонений на христиан пострадала святая великомученица. И пострадала таким образом, что зачастую любящее христианское сердце с умилением взирало на её подвиг девственной чистоты и твёрдого мученического исповедания.

Город Илиополь ― местность теперешней Сирии, там находился этот город, тогда ещё населённый преимущественно язычниками. Но уже было проповедовано христианство, и множество христиан, хотя и тайно исповедовавших свою веру, жило в этом городе. Отец Варвары, который остался вдовцом, был язычником, и сама Варвара очень рано осиротела. Взирая на красоту своей дочери и ревнуя этой красоте неразумной ревностью родительской, он не хотел, чтобы красота эта была кем-то другим созерцаема. И отец соорудил для будущей великомученицы ― для своей дочери, башню, на вершине которой были её покои и комнаты, где она с одной лишь служанкой проживала.

«Она возрастала в чистоте, поучаясь премудрости из окружающей природы»

Неразумная родительская ревность и любовь сделали затворницу из великомученицы Варвары ещё с юности. Но всё это было, видимо, по промыслу Божию, потому что благодаря этому она не растлилась среди языческого общества. Пребывая в чистоте, в целомудрии, созерцая лишь красоту природы вокруг и только своего родителя, да служанку, она зачастую размышляла: «Кто же создал всю эту красоту (которая там ― за окнами, за стенами её добровольного затвора находится)? Кто же создал это прекрасное солнце, небо, эту природу?». И когда она спрашивала у служанки, та отвечала: «Боги, которых почитает твой отец». Отец же был идолопоклонник, который почитал не только идолов языческих, но и светила, сотворённые Богом: солнце, луну, воздавал им честь как богам. Но она, взирая на них, не понимала, как это медные идолы, которых почитает отец, могут создать этот мир, когда сами созданы руками художника? Как само солнце, которое подчинено определённому закону, который установил явно Тот, кто выше солнца, может быть почитаемо за Бога? Варвара зачастую задумывалась об этом, и так она возрастала в чистоте, поучаясь премудрости из окружающей природы.

В своё время преподобный Антоний Великий, который не умел читать и писать, когда к нему обращались и спрашивали: «Отче, откуда ты берёшь ту премудрость, которую проповедуешь», показывал одной рукой на небо, другой на землю, говоря: «Из красоты мироздания, из того, как всё премудро создано я познаю мудрость, величие и любовь Творца, и это есть источник моей проповеди». Так и великомученица Варвара, она сама себе проповедовала, умножая премудрость свою от видимых, сотворённых Богом, окружающих её творений.

И вот отец великомученицы Варвары решил обручить её и предложил ей избрать себе супруга для будущего замужества. Но полюбившая уединение, полюбившая размышления наедине, полюбившая девственную чистоту не хотела сочетаться браком. И даже когда отец стал настаивать, она строго сказала: «Если будешь понуждать меня к этому, то я лучше умру смертью, и не будет у тебя единственной дочери, но браком не сочетаюсь». И тогда отец пошёл на хитрость. Отъехав по делам своим на дальнее расстояние, он разрешил великомученице Варваре выходить из затвора и общаться со своими сверстницами, надеясь, что подруги, молодые девушки, говоря о молодых своих каких-то устремлениях, о своих женихах как-то и сердце Варвары расположат к этому. Уезжая, он заповедал рабочим построить баню, в которой должны были быть два окна в честь двух светил ― солнца и луны.

Принятие Святого Крещения

Но великомученица Варвара, умудрённая самим Богом, искала и подруг соответственно своей чистоте и своей премудрости. Она познакомилась с девушками-христианками, которые не только рассказали ей о Боге, но и пригласили пресвитера, который и крестил её там же, у неё дома. Выходя из купели крещения, она пальцем своим начертала на мраморной стене крест. И мрамор растопился под её пальцем как воск. А на мраморной ступени купели, из которой она выходила, отпечаталась её стопа в знамение силы Божией, которая почивала на сей избраннице Господней.

Ещё в XII веке игумен Даниил, ходивший по святым местам, пишет, что он в Илиополе видел и ту купель крещальную, видел и крест, начертанный на мраморе, расплавившийся как воск, и видел стопу великомученицы Варвары. Это впоследствии завоевания крестоносцев, сарацин, арабов разрушили эту святыню. А с IV до XII века эта святыня, знамение силы Божией, знамение святости великомученицы, пребывали во свидетельство всем.

И вот, возвращается отец и вдруг видит, что баня, которую он повелел соорудить с двумя окнами, сооружена с тремя окнами. Он призвал мастера и выговорил ему строго за нарушение его указания. И тот сказал: «Дочь твоя приказала сделать три окна». Призвал он и Варвару, со строгостью требуя отчёта, почему она нарушила родительское благословение? Она ему сказала: «Три лучше, чем два», ― и начала проповедовать о Святой Троице. Ревностный язычник вскипел от злобы и ненависти к своей родной дочери. Услышав, что она ― христианка, он в злобе и ненависти бросился на неё, но Варвара уклонилась от него и бежала от своего родного отца, который, казалось, так её любил и так ревновал, любя свою дочь. Она бежала не от того, что боялась наказания и смерти, она бежала как христианка, вооружённая премудростью. Она думала, что уклонится сейчас от истязаний отца, а он через какое-то время одумается, придёт в себя и будет опять таким же любящим отцом. Она как бы давала отцу время прийти в себя, раскаяться в мгновенной вспыльчивости, раздражительности, но не так-то было.

Гнев Диоскора был страшен. И тогда она, видя, что уже не успевает убежать от отца, взмолилась к Богу и скала, находящаяся перед ней, расступилась. Войдя в расщелину скалы, она скрылась от своего отца, и только пастух, видевший, как она скрылась, сказал догонявшему родителю на его вопрос, куда скрылась великомученица Варвара. Предание церковное и житие великомученицы говорит, что за то, что выдал Варвару отцу, пастух превратился в каменный столб. Отец же извлачил за власы свою дочь и с побоями влёк её домой. Но никакие уговоры и угрозы не могли поколебать её уверенности в истинности христианской веры.

Исповедание веры даже до крови

Тогда отец, по слову Священного Писания: «Предаст же брат брата на смерть, и отец ― детей» (Мк. 13:12), ― отдаёт её на истязание градоначальнику. Страшные муки претерпевает великомученица Варвара. Её сначала бьют воловьими жилами так, что кровь окропляет землю, раны растирают волосами и черепками, затем привязывают на дереве, строгают когтями, бьют молотом по голове, отрезают ей девственные сосцы, и наконец обнаженную водят по городу на позор и поругание всем язычникам. Стыдясь своей обнаженной девственной чистоты, она взмолилась Богу, и Господь покрыл её, как мглою, неким облаком, скрывши её пречистое тело от нечистых взоров и от грязных помыслов. Не добившись раскаяния, видя, что её твердость и чудеса, творимые ею во время истязаний, привлекают многих сострадать ей, так что уже и люди обвиняли отца в жестокости, и одна из христианок, мученица Иулиания, воскликнула из толпы, обличая жестокость отца и градоначальника (за что тоже была мучима вместе с великомученицей Варварой, и вместе с ней и приняла мученическую смерть, только святая великомученица Варвара была влекома на казнь родным отцом), отец отсёк ей пречестную главу. А мученицу Иулианию казнил воин.

«Любовь её была как любовь Христа: она подражала Христу любовью своею»

Но перед казнью своей великомученица Варвара испросила время для молитвы. О чём же молилась эта юная девушка? Может о том, чтобы с твёрдостью перенести страдания, или о том, чтобы Господь не лишил её Небесного Царствия, или о том, чтобы Господь естественный страх погасил ей перед страшными муками и кровавой смертью, кровавой казнью. Подумайте, о чём молилась великомученица Варвара? Она молилась о христианах, своих последователях, прося у Бога: «Господи, даруй, чтобы человек, который почитать будет моё имя, и почитать мою память сподоблялся христианской кончины, причастной Святых Христовых Таин.

Любовь её была как любовь Христа: она подражала Христу любовью своею. Помните, как Господь, на кресте вися, и терзаемый, и мучимый, говорил: «Отче, отпусти им: не вeдят бо что творят» (Лк. 23:34)? Так и велкомученица Варвара ― её мучают, а она: «Господи, сподоби христиан скончать по-христиански житие свое, сподоби их причаститься Святых Христовых Таин». Конечно, такая молитва была услышана. И великомученице Варваре была дана Богом благодать ― избавлять от внезапной смерти, от моровых поветрий, сподоблять христиан христианской кончины, Святых Христовых Таин причастных.

Честные мощи святой великомученицы

Мощи святой великомученицы Варвары одним христианином города Илиополя были положены вместе с мощами мученицы Иулиании в драгоценные раки, над которыми, над местом их погребения, была построена церковь в честь великомученицы. Впоследствии мощи великомученицы были перевезены в Константинополь. А в XI веке князь Изяслав Киевский породнился с Византийскими императорами, взявши себе в супруги императорскую сестру ― Варвару, которая, уезжая в Киев из Константинополя, упросила своего брата, императора, дать мощи своей покровительницы, Варвары, как бы в приданое ей. И она привезла мощи святой великомученицы к нам на Святую Русь. Положены они были в Михайловском Златоверхом монастыре, который построил князь Изяслав, в крещении Михаил. Эти мощи лежали в этом монастыре до Батыева нашествия.

Когда было Батыево нашествие, и Михайловский храм был разорён, как и весь Киев, мощи великомученицы перед нашествием скрыли под ступенями лестницы, ведущей на хоры. После Батыева нашествия, после того, как Киев вновь возобновился как город из разрухи, из праха и пепла, мощи великомученицы опять обрели, и они так же возлежали в этом же Михайловском соборе Михайловского монастыря.

В XVIII веке было дивное исцеление, дивное чудо помощи великомученицы Варвары, явленное всем киевлянам. Город Киев и окрестные страны страдали от страшной моровой язвы, множество народа умирало. Ворота Михайловского монастыря были распахнуты для всех. Все люди входили, молились у мощей великомученицы Варвары, и в монастыре не умер ни один человек. И те, кто прикладывался, прося великомученицу Варвару о помощи, также не болели, а заболевшие получали исцеление. Такой же точно случай во время морового поветрия был и в 1780-м году, и во время холерного мора. И народ привык притекать к святой великомученице за помощью, зная, что она поможет, что она услышит.

«Молим святую великомученицу Варвару, чтобы она эту язву на теле нашего Отечества уничтожила, разделяющую наш народ»

В советский период, когда Михайловский монастырь был разрушен, мощи великомученицы перевезли в церковь святого апостола Андрея Первозванного. А когда в 1960-е годы при Хрущёве закрывали и этот храм, то мощи её перенесли во Владимирский кафедральный собор города Киева, который, к сожалению, сейчас находится в руках раскольников. И великомученица Варвара, мощи её святые, находятся в этом храме, захваченном раскольниками. Сегодня молимся великомученице Варваре, чтобы она не только моровые поветрия от нас отогнала, но самое главное, чтобы она уничтожила этот тлетворный раскол в нашем Отечестве. Молим святую великомученицу Варвару, чтобы она эту язву на теле нашего Отечества уничтожила, разделяющую наш народ.

А мы, братья и сестры, имеем счастье видеть перед собой икону великомученицы Варвары с частицей её святых мощей, которая была написана на святой горе Афон. Со святой горы Афон она привезена была графом Андреем Николаевичем Муравьёвым и подарена княгине Татьяне Борисовне Потёмкиной, потому что на иконе изображены святая великомученица Варвара и мученица Татьяна, покровительница Татьяны Борисовны. В изображение великомученицы Варвары были вставлены её святые мощи. А в изображение мученицы Татьяны княгиня Татьяна Потёмкина вложила фамильный потёмкинский золотой крест с синей эмалью и с шестью жемчужинами. Впоследствии эта икона сохранилась у стареньких монахинь, которые её передали в своё время владыке Алипию. Но уже не было мощевика у великомученицы Варвары, он был вынут. Не было креста и у мученицы Татьяны. Только ниша из-под креста находилась на иконе, вырезанная в дереве.

И вот владыка Алипий отдал эту икону на реставрацию, тогда схимонаху, сейчас схиархимандриту, Алипию в Никольское. Каково же было удивление, что когда владыка Алипий привёз эту икону, в этот самый момент одна из старых монахинь в богодельне отцу Зосиме в Никольском передала золотой крест с синей эмалью и с шестью жемчужинами. Когда их соединили, оказалось, что это, оказывается, тот самый крест Татьяны Борисовны Потёмкиной из этой иконы! Вложены были вновь мощи в изображение великомученицы Варвары и мученицы Татьяны, и икона возвращена в нашу святую обитель…

«Была бы только вера в нас, была бы только любовь к великомученице, и она не оставит нас посрамленными»

Сейчас она лежит перед нами. Её писал Афонский иконописец. Держала её в своих руках Татьяна Борисовна Потёмкина, о которой святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Святая жена. Из рук она не выпускает Евангелие, а очи её всегда полны слёз покаяния». Это так отзывался о княгине великий святитель Церкви Христовой святитель Игнатий Брянчанинов. И чудом Господь, за молитвы великомученицы Варвары, сохранил эту святую икону и возвратил в нашу святую обитель, где мало-мало икон сохранено от старого монастыря. Потому что, когда обитель закрывали, то рубили иконы на дрова и топили окрестные сельсоветы и школы. А эту икону Господь сохранил. Значит, она благодатна. Сиянием небесной славы она осиявает сегодня душу и разум каждого из нас. Мощи великомученицы источают ту же силу исцелений, как и цельные её мощи, хранящиеся во Владимирском соборе. Была бы только вера в нас, была бы только любовь к великомученице, и она не оставит нас посрамленными.

Я знаю, братья и сестры, многих, которые почитали великомученицу Варвару и сподоблялись христианской кончины, даже день смерти был им открыт. Я знаю тех людей, которые носили имя великомученицы Варвары, и видел чудные их кончины. И один из случаев мне хочется рассказать. Когда я ещё был приходским священником, в Красном Лимане служил, однажды ночью, уже в двенадцатом часу приехали люди из села Ставки и говорят: «Там бабушка уже на «Божьей дороге», умирает, надо причастить». Но перед этим несколько случаев в епархии было, когда приезжали, забирали священников, якобы на требы, а потом избивали и даже убийства священников были, не только у нас в епархии, но и в других епархиях. Поэтому был циркуляр ― в ночное время на требы не ездить, а если ездить на требы днём, то обязательно с псаломщиком, с кем-то, не самому. И с одной стороны, ехать ночью на требу, всякие же случаи бывают, и я спросил:

— Как бабушка, она до утра доживёт?

— Ну, кто его знает, такая, слабенькая, ― говорят.

— Ну, приедьте часа в три-четыре ночи, ― думаю, что если действительно так, то люди приедут. Но в тоже время, когда они уехали, я не мог найти себе места. Как это я, священник, пастырь, отказал в предсмертной требе душе, жаждущей этого. А если она умрёт без этого? Я не мог заснуть всю ночь, молился, просил Бога, чтобы Господь продлил время жизни этой старушки. И вот в четвертом часу утра приехали эти люди, и мы поехали с ними в Ставки.

Лежала сухонькая старушка в полной памяти. Лежала, крестилась, молилась Богу. И когда я пришёл, она говорит: «Батюшка, пока вас не было, мне явился ангел и сказал, что я два греха в своей жизни не исповедала, ― и назвала эти грехи. ― Один, как сейчас помню, что, ― говорит, ― невестка моя делала аборт, а я знала об этом и не воспрепятствовала».

И вот ангел явился, чтобы напомнить ей об этом грехе. Я её поисповедовал, сразу же причастил, потому что видел её слабость, начал соборовать, на соборовании она ещё сама поворачивала руки на помазание, но шестое и седьмое помазание уже пришлось руки ей поворачивать. После соборования начал читать канон на исход души. И на восьмой песне канона она тихонечко, как свечечка, потухла. Сразу же здесь была отслужена лития о упокоении рабы Божией. Истинно раба Божия ― в доброй памяти, исповедовав грехи свои, с любовью и стремлением к Богу, причастившись Святых Христовых Таин, пошла в вечность. А святые отцы говорят, что кто причастился в день смерти, тот мытарства проходит как молния, за честь Христовых Таин. Бесы даже не смеют прикоснуться и воспрепятствовать такому человеку, такой душе. Вот как высоко ― причастить человека, когда он при последнем издыхании на смертном одре. Недаром святая великомученица Варвара просила этой великой чести для всех нас. И как бывает, мы пренебрегаем этим великим Таинством. Бывает, призываем батюшку только тогда, когда уже человек умер, тогда считаем, что надо звать священника на погребение, а когда человек при смерти, забываем его причастить.

«Давайте в сегодняшний день попросим мирной, доброй христианской кончины, причастной Святых Христовых Таин»

К сожалению, это так, братья и сестры. Я, когда служил на приходе, то за время служения несколько сот погребений у меня было, когда звали священника, и только по пальцам можно пересчитать сколько раз звали к умирающему, чтобы причастить его на смертном одре. Это великий дар Божий ― сподобиться причащения в день отхода в вечность, соединиться со Христом, идя ко Христу. Это великий дар, его нужно вымолить. И мы в сегодняшний день у великомученицы Варвары просим ни здоровья, ни успехов в учебе и в работе, ни благополучия в семейной жизни. Мы и так каждый день об этом просим. Давайте в сегодняшний день попросим мирной, доброй христианской кончины, причастной Святых Христовых Таин. И молитва наша будет созвучна молитве великомученицы Варвары. И как Господь призрел на её молитву, исполнивши её, так Он в сегодняшний день призрит и на нашу молитву, и сподобит нас недостойных этой великой чести ― любви Своей, Святого Причащения. Аминь.

Проповедь епископа Арсения в день памяти вмц. Варвары. 17 декабря 2007 г.

Два комментария

  1. Татиана

    Спаси Господи!!! За проповедь о св.вмч. Варваре,очень затронуло душу, так глубинно, понятно, просто и легко от таких проповедей, как глоток чистого воздуха. Моли Бога о нас великомученица святая Варвара! Всю братию с праздником:-):-):-)

    1. Виталий

      С праздником! Мы не знаем, в чем проблема. Скорее всего сайт не может воспроизвести аудио. Хотя аудиофайл загружен корректный. Попробуйте скачать аудио и воспроизвести локально.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *