25 января — день памяти мученицы Татианы

аудио

Издревле Святая Православная Церковь почитает эту угодницу Божию. С III века ― времени её славного жития и мученической кончины христиане всего мира воздают честь и хвалу святой мученице Татиане, своей горячей верой, просвещённым умом, знаниями о Боге и великим терпением приведшей множество людей к вере.

Мученица Татиана вместе с великомученицей Варварой является Небесной покровительницей Святогорья. Один из приделов Свято-Успенского собора посвящён этим двум святым. 25 января в Святогорской обители ― престольный праздник. Это также повод привести себе на память подвиг жития святой мученицы Татианы. Изложение жития святой и его осмысление ― в проповеди Святогорского владыки, произнесённой в 2010 году в день памяти угодницы Божией Татианы.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний день, всечестные отцы, братья и сестры, мы, собравшись в храмах Божиих, почитаем одну из угодниц Божиих ― святую мученицу Христову Татиану. Около тысячи восьмисот лет отделяют сегодняшний день ― день памяти святой мученицы ― и дни её земной жизни. Но за тысячу восемьсот лет память о святой мученице не угасла, а пример её благочестивого жития и мученической кончины передаётся из уст в уста, печатается во многих книгах в назидание верным. Для укрепления нашей веры, для осознания того, как мы должны носить, взявши на себя, великое звание христиан ― последователей Христа Бога.

Святая мученица Татиана жила в начале III века. Что это было за время? Это было время страшных гонений и от язычников, и от иудеев на только что возникшую христианскую веру, весть о которой апостолы разнесли по всему миру. И язычество как ложь, изжившая сама себя, уже не могло удовлетворять многих в их духовных потребностях. Поэтому многие, ища единого, еже «есть на потребу» (Лк. 10:42) ― духовной жизни и пользы для спасения своей души в вечности, принимали христианство не только в бедных слоях населения, как часто представляют нам историки и идеологи атеизма, но и множество людей в знатных, сановных кругах.

Таковым христианином по вероисповеданию был и отец святой мученицы Татианы. Именно от него она почерпнула уроки благочестия, причём уроки не только на словах, но и на примерах его благочестивой жизни. Он трижды избирался консулом в Риме, был богатым и знатным человеком. И поскольку христианство тогда было гонимо и притесняемо, он его исповедовал тайно, однако для домашних своих, для ближних своих, был светильником христианской веры.

Его дочь, взирая на образ жизни отца своего, также восприняла христианство не только по названию, а и по деятельному благочестию, по деятельной любви к Богу. И эта любовь к Богу воплощалась и в её любви к ближнему, по слову апостола: «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть» (1 Ин. 4:20). Как можешь любить Бога, которого не видишь, если ближнего, который рядом с тобой, ты ненавидишь? Так и святая мученица Татиана за своё благочестие была избрана диаконисой в древней Римской церкви. А кто такие были диаконисы? Это были жены, отличающиеся особым благочестием, живущие в целомудрии, посвящавшие посту и молитве дни и ночи, и посвящавшие жизнь свою служению ближним. Они служили больным, они посещали заключённых в темницах, они воспитывали детей, помогая родителям в христианских семьях, они прислуживали в церкви, поя на клиросе и участвуя деятельной помощью в церковных Богослужениях, которые собирались там, в древнем Риме. Таковой была Татиана. Она не гнушалась этой работой, она не гнушалась ухаживанием за больными, посещением тюрем, потому что черпала примеры любви к Богу и ближнему в Святом Евангелии.

Вскоре один из римских императоров, жестокий гонитель христиан, был убит своими же подданными, и на его место, на римский престол, взошёл шестнадцатилетний император Александр. Сам он не был гонителем христиан, поскольку мать его Мамея была христианкой. Но у него было своеобразное почитание христианства. Он в саду своего императорского дворца воздвиг статуи и Аврааму, и языческим богам, и Аполлону, и статую Христа поставил. Но поскольку он был юный, ему не доверяли управление империей, а управляли приближённые фавориты, которые отличались жестокостью по отношению к христианам, были их гонителями. Кроме того, их стремление гнать и преследовать христиан обусловливалось ещё и тем, что часто они наследовали имения заключённых и убитых христиан, расхищая их и обогащаясь за счёт этого. Поэтому эти временщики всячески преследовали христиан и всячески следили особо за знатными людьми, не исповедуют ли и они христианство, чтобы разграбить их имения.

И вот, зная благочестие святой Татианы, они её схватили и ввергли в темницу. Страшным мукам подвергали они святую угодницу Божию. Она была прекрасна лицом, и ненавистные мучители сначала раздирали крючьями, расцарапывая ей глаза и лицо, заставляя её поклониться идолам и принести им идоложертвенное, но она твёрдо стояла на своём, исповедуя веру во Христа. И тогда те, кто её мучил, почувствовали, что они наносят раны ей, а она как будто их не чувствует, они же испытывают страшную боль, хотя на них нет ран и их никто не мучает. Недоумевая, они смотрели друг на друга, не понимая, откуда у них эта боль. И вдруг Господь открыл им очи, и они увидели четырех ангелов, стоящих вокруг непорочной этой девы, хранящей целомудрие, и охранявших её даже посреди мучений. Восемь человек мучителей пали ниц к ногам мученицы Татианы, прося их простить. Император, разгневанный, повелел их схватить. Не мог император стерпеть, что и они исповедуют Христа, видя пример благочестия в святой деве. И после долгих допросов и пыток они были казнены и крестились своей кровью.

Татиана же была брошена в темницу. Наутро, когда её привели к мучителю, удивлению его не было предела: она стояла абсолютно здорова, и ни одной раны не было на ней. Пораженный мучитель уговаривал её: «Что? Видишь, как наши боги тебя исцелили»? Она же смеялась над ним: «Не боги твои, Христос исцелил меня». И вновь подверглась она пыткам. Её тело резали острыми бритвами, но на удивление мучителей, вместо крови из ран бежало молоко. Она же стояла, как будто не чувствуя мучений.

Вновь ввергли её в темницу. Привели на третий день, но и на третий день она оказалась здрава. Ей отрезали сосцы, били воловьими жилами, истязали, как только могли, но ничего не могли преуспеть. Думая, что она волхвованием или колдовством каким-то всё это творит, обрезавши волосы, по совету языческих жрецов (потому что думали, что в волосах её сила), её затворили в языческом храме Зевса, думая, что там-то она будет сломлена силой их суетных, языческих богов. Татиана молилась всю ночь в языческом храме, а наутро, когда мучители открыли храм, то увидели, что все идолы пали, да и сама молния вместе со страшным громом ударила в храм и испепелила его и множество язычников.

Святая мученица Татиана, по приказу мучителя, была казнена усекновением мечём. Ей отсекли главу. Отсекли главу и её отцу, перед этим подвергши его пыткам и тюремному заключению, и также не добившись от него отвержения от Христа.

Так преставилась святая мученица Татиана в III веке. И память о её мучениях, её твердой вере, о неложном её последовании Христу Спасителю была записана первыми христианами и до нашего времени сохранилась.

Особое почитание святой мученицы Татианы стало у нас на Святой Руси, начиная с XVIII века. И многие знают, что «Татьянин день» считается днём студенчества, днём учащейся молодежи. По какой причине святая мученица Татиана, жившая в далеком Риме, и казалось, не учившаяся особо в университетах, вдруг стала покровительницей студенчества? Дело в том, что первый Московский университет ― первый из университетов и самый старый у нас на Руси, был открыт в 1755-м году на Татьянин день, по старому стилю 12-го января или 25-го по новому. Кроме того, мама графа Шувалова, первого ректора университета, носила имя Татиана. Именно ко дню её именин он приурочил открытие своего детища ― университета Московского. И в этом университете он организовал храм в честь мученицы Татианы. После открытия университета, придя домой, граф Шувалов сказал своей маме: «Мама, в день твоих именин я дарю тебе университет». Благодаря дню памяти мученицы Татианы, благодаря такой нелицемерной любви к своей матери, по закону Христову: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле» (Исх. 21:17), основатель первого в России университета поручил своё учреждение учебное покровительству святой мученицы Татианы.

Поручил ещё и по другой причине. Ведь не просто и не зря храм был устроен прямо при университете, рядом с аудиториями, где преподавались светские науки. Храм ― это училище науки духовной. И как никто тогда, наши деды и прадеды, наши благочестивые предки помнили, что такое «образование» и исповедовали истинный смысл этого слова. Образование ― это достижение человеком образа Божия. Можно иметь пять дипломов и больше, и быть не образованным человеком, а «оборзованным» ― гордым, надменным, презрительным к другим. А можно иметь два класса церковно-приходской школы образования и быть человеком, образованным по образу и подобию Божию.

И мы, братья и сестры, имеем в жизни своей примеры наших благочестивых матерей, наших благочестивых предков: дедушек, бабушек, которые примером своего благочестия помогали и нам стяжать что-то доброе в наших душах, чтобы наши души соответствовали тому высочайшему назначению, соответствовали призванию ― быть образом Божиим. «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небeсный совершен есть» (Мф. 5:48), ― говорит Священное Писание. То есть, предел человеческого совершенства может простираться до бесконечности. Человек может восходить «от силы в силу», дондеже ему «явится Бог богов в Сионе» (Пс. 83:8). И если человек считает, что он чего-то достиг, и никакого стремления совершенствовать себя духовно у него нет, то это значит, что человек умер. Он остановился на одном и не стремится ни к чему другому, большему.

Смысл жизни человека ― не только стяжать добродетели, но более того, как говорит преподобный Серафим Саровский, цель жизни христианина ― стяжать Дух Божий. «Стяжи Дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», ― говорил он и тут же объяснял: «Как человек-купец торгует тем товаром, который приносит ему прибыль, так и христианин должен совершать те дела и поступки, которые делают его причастным благодати Духа Святого».

Не самоцель, братья и сестры, сами добрые дела, мы их творим не ради того, чтобы перед Богом как по бухгалтерскому отчёту отчитываться: «Вот, я Тебе, Господи, то и то, а Ты мне обязан Царствие Небесное и всякое благополучие». Мы творим добрые дела, потому что мы последователи Христовы и не можем их не творить. Сама душа просит нас и радуется, когда мы творим что-то доброе. Ведь, когда мы творим добродетель, не только в будущем Господь награждает за это человека. Человек уже в состоянии Небесного Царства, в благодати Духа Святого живёт здесь, на земле, уже человеку радостно и утешительно от того, что он живёт по-Божьему и с Богом. Радости сподоблялись преподобные уже при жизни своей. Вспомните того же преподобного Серафима Саровского, как он жил в радости благодати Божией, когда он каждого приходящего к нему приветствовал словами Пасхального приветствия: «Христос Воскресе, радость моя!» Каждый человек для него был радостью. Так и каждый христианин, творящий добродетели и живущий в свете Христовой благодати, он имеет радость и утешение, причём радость и утешение эти бывают не только в дни земного благополучия, но даже и в скорби, даже в болезни, даже в темничном заключении, даже во времена гонений.

Именно это объясняет, братья и сестры, почему миллионы наших соотечественников, наших собратьев и сестёр, миллионы, в двадцатые, тридцатые, сороковые, пятидесятые годы шли на каторгу, шли на расстрелы и не отрицались от Христа. И само мучение за Христа, и само заключение и ссылка на каторгу им в радость были. Я вспоминаю рабу Божию Евдокию, которая 17 лет каторги отбыла. Скончалась она в Красном Лимане, здесь рядом. И вот она рассказывала, что когда её и сестру отправили на каторгу, она писала сестре письмо. Писала зимой, на срезе пенька от дерева при сорокаградусном морозе карандашом на клочке бумаги, и слова этого письма были такими: «Милая моя Аннушка, поздравляю тебя с праздником Рождества Христова. Остаюсь под покровом Божией Матери и тебе желаю того же». Это писала слабая, немощная женщина на лесоповале в сорокаградусный мороз, не забывая по любви своей, поздравить сестру с днём Рождества Христова. Потому что силу давал Господь своей благодатью, давал силу бороться с грехом, с неправдой, с врагом рода человеческого, бороться за свою душу и за право быть с Христом не только здесь на земле, но и в вечности.

Множество духовенства, множество монашествующих, множество мирян страдали по примеру мученицы Татианы и не отрекались от Христа. Вспомните, братья и сестры, такой ещё пример. Одна из царственных дочерей носила имя мученицы Татианы. Царь Николай, царица Александра, царевич-отрок Алексей и четыре сестры, одна из которых ― царевна Татиана, были лишены всего своего имения. Представьте: царь, который владел, казалось бы, всей Российской Империей, был лишён всего, закрыт в доме Ипатьева. Насмешкам и всяким укорам подвергались, и неправде, и грязи всякой, которую на них лили, при этом они исповедовались, причащались, молились, стихи писали, любили друг друга. Так что приходилось часто менять охрану их, потому что солдаты сначала со злобой к ним относились, потом, видя высоту их благочестия, пленялись красотой их духовного совершенства, и вместо гонителей становились их почитателями, старались служить им. И они тоже мученически пострадали. А ведь императрица Александра была внучкой королевы Англии. И запрос был от самой королевы Англии, от других иностранных государей и правителей западной Европы, чтобы разрешили выехать из тогдашней советской России хотя бы царице с детьми. И царица Александра ответила: «Я искренне люблю этот народ. Меня обвиняли в том, что я ― немецкая шпионка, и во время Первой мировой войны на пользу Германии шпионю. Я докажу, что я люблю этот народ. И чтобы не пришлось вынести мне и моим детям, я всё приму с благодарным чувством к Богу».

Вот так последователи Христа в совсем недавнее от нас время, братья и сестры, старались подражать святым мученицам, таким, как мученица Татиана, ныне празднуемая. Да и не нужно далеко ходить, когда в 60-70-е годы грозили с трибун центрального комитета партии, а именно Хрущев грозил, что он в 80-м году покажет последнего попа по телевизору. Несмотря на такие угрозы, на тотальный атеизм, которым старались напичкать с ясельного возраста, юноши шли в семинарии и, оканчивая их, становились священниками, обрекая себя на насмешки и гонения. Причём смеялись и гнали не только самих священников, но и их детей в школах, насмехаясь над ними, как над поповскими детьми. И всё это вынесли, всё это пережили, почему? Потому что у них была любовь к Богу и любовь к ближнему, и желание послужить ближнему в деле спасения. Далеко не нужно ходить за примерами: таковых священников, особенно в старшем поколении, у нас множество, которые в то время и в то лихолетье, в 60-70-е годы, обрекая себя на гонения, становились пастырями Церкви. Хотя говорили, что благодаря науке достигнем бессмертия, и что Бога нет, а они проповедовали вопреки государственной тотальной идеологии атеизма ― Бог есть! И к этому Богу старались приводить свою паству.

Да и множество исповедниц среди наших сродников, когда наши бабушки, наши матери искреннего христианского благочестия, как люди церковные, когда ходили в храм, молились, бывало, даже подвергались насмешкам от своих детей и от своих внуков, которые над ними часто посмеивались, как над «тёмными», «забитыми», мол: «Бога нет, мы ― просвещённые». А они шли в церковь, писали записку за своих безбожников домашних: сыновей, дочерей и внуков, и по этим запискам Святая Церковь, в лице священников, поминала их. И вымолили ведь нас, глупых и неразумных, которые ходили и махали красными флагами на демонстрациях и кричали: «Слава КПСС». Ведь вымолили. И не отреклись ни от Христа, ни от веры. И мы сегодня ― их последователи, братья и сестры. И храмы восстановились, которые были поруганы, и новые храмы строят. И новые люди в эти храмы приходят, и новых священников воздвигает Господь для того, чтобы они были няньками для нас с вами ― для своей паствы.

В сегодняшний день, братья и сестры, мы молимся святой мученице Татиане. Молимся, чтобы она даровала нам искреннее благочестие. Чтобы мы были не только по слову христиане, но и по смыслу своей жизни. Тогда это слово «христианин» носить будем не обличительно, не со стыдом, а с величайшим утешением и с величайшей радостью, что Господь избрал нас Своими последователями.

У нас на аналое лежит икона святой мученицы Татианы, где она изображена со святой великомученицей Варварой. Это старая икона, сохранившаяся с дореволюционного времени, именно из нашего Успенского собора. История её такова. Эту икону граф Андрей Николаевич Муравьёв (знаменитый путешественник и описатель святых мест) привёз со Святой Горы Афон и подарил княгине Татиане Борисовне Потёмкиной, которая была покровительницей, благотворительницей нашей обители. Эту икону она подарила монастырю, предварительно в изображение своей покровительницы, мученицы Татианы, вложив свою семейную святыню ― золотой крест с синей эмалью и шестью жемчужинами, и вложив в изображение святой мученицы Татианы часть её святых мощей, её нетленного тела, в котором она жила, в котором она подвизалась в III веке ещё в Риме.

Эта икона сохранилась. И Господь управил так, что её передали владыке Алипию монахини, монахиням же она досталась от священника, но в этой иконе остались только вырезанные ниши, и в этих нишах уже не было святых мощей, не было и креста Татианы Борисовны Потёмкиной, на иконе сохранились лишь сделанные под них вырезы. Эту икону владыка Алипий отдал на реставрацию схиархимандриту Алипию в село Никольское. И когда принёс он эту икону на реставрацию, в тот же день в богадельню приняли матушку, которая сказала: «Батюшка, у меня тут святыня сохраняется с давних времён, пускай будет Вам на святую обитель». В сверточке, который она передала, были завёрнуты мощи святой мученицы Татианы и был завёрнут крестик, фамильный крестик княгини Потёмкиной. Когда вложили этот крестик в место, где он должен быть в иконе, то оказалось, что это именно та святыня, которая, казалось, уже была потеряна. Так в один день Господь соединил эту святыню, и она находится в нашем храме.

Ничего без промысла Божия не бывает. Господь говорит, что волос с нашей головы не падает без воли Его, тем более, без воли Его не собираются так святыни, не сохраняются, не передаются. Разве эта святыня сбереглась бы в такое лихолетье? Если она разрозненная собралась воедино и легла опять на своём месте в Успенском соборе, значит эта святыня велика по благодати, хранима Богом и полезна для нас в деле приобщения к благодати Святого Духа. Это значит, что не только Господь не оставил нас Своим промыслом. Это значит, что мученица Татиана не оставила свою обитель (правый престол в Успенском соборе был посвящён именно в честь мученицы Татианы и великомученицы Варвары). И значит, своего молитвенного предстательства эта угодница Божия не отняла от святой обители, а значит и от всех нас, здесь, под её покровом молитвенным собравшихся.

Поэтому просим её святых молитв. Как при жизни она любила ближних своих, так и ныне, да пребудем мы в любви. В любви, которой осенять нас будет эта святая мученица Татиана, молясь за нас у престола Вседержителя и посылая нам благодатные дары помощи Божией на стяжание добродетелей, на хранение христианского образа жизни. И поскольку она ― покровительница всех учащихся и всех студентов, а ведь мы все тоже учимся христианской жизни, мы тоже ученики, мы тоже студенты Церкви Христовой ― величайшего духовного университета, а значит, и мы находимся под её покровом, под её молитвенным предстательством спасаем свои бессмертные души. Аминь.

Проповедь епископа Арсения в день памяти мц. Татианы. 25 января 2010 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *