Средоточие Великого поста: Неделя Крестопоклонная

аудио

Третье воскресенье Великого поста именуется Церковью Неделей Крестопоклонной. На этой Неделе, как самом средоточии Великого поста, выносится святой Крест — в утешение тем, кто подлинно несёт тяготы поста, в полной мере, как этого требует церковный Устав, чтобы верующие имели силы к продолжению подвига святого поста. В Неделю Крестопоклонную Церковью вспоминаются страдания Христовы, во всех её храмах звучит слово о Кресте Господнем.

Проповедь архиепископа Арсения в Неделю Крестопоклонную. 23 марта 2014 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшний воскресный день, братья и сестры, Церковь посвящает поклонению Кресту Господню. И сам воскресный день называется Неделя Крестопоклонная или, как в народе её называют ― Неділя Средохресна, этим как бы напоминая, что наступил переломный момент в Великом посту, что прошла уже половина поста, осталось ещё три недели и особая седмица ― Страстная, где будем воспоминать Страсти Господни. И сам этот переломный момент в посту, братья и сестры, он не говорит о том, что мы уже половину поста прошли и должны расслабиться. В сам этот момент ― Средохрестье — наоборот, Церковь Христова поставляет Крест Христов перед очима нашими, полагает его на аналоях церковных и напоминает нам о высокой жертве, которая принесена ради нашего спасения, напоминает нам о жертвенности, напоминает нам о подвиге. Напоминает нам, братья и сестры, о том духовном напряжении, которое должны мы иметь, не расслабляясь. Тем более что вторая седмица поста тоже наполнена особыми событиями, которые воспоминает Церковь Христова, и особыми службами ― это и Неделя преподобного Иоанна Лествичника, это и преподобной Марии Египетской Неделя, и Похвала Пресвятой Богородицы, и чтение Великого покаянного канона Андрея Критского на Мариином стоянии. Это и Страстная седмица, где мы сугубо переживаем те события евангельские, которые свершились ради нашего с вами спасения.

И Церковь, полагая Крест перед очима нашими, говорит: «Христианин, не расслабление, не какая-то беспечность должна посетить твою душу в момент этой Недели Крестопоклонной, в этот переломный момент Великого поста. Но ты должен от меньшего подвига перейти к большему, от меньшей ревности возыметь большую ревность, от меньшего, слабого стремления к Богу должен всецело наполнить мысль свою стремлением к вечности и к нескончаемому бытию, и к очищению своей души, чтобы она в полноте чувств встретила великую радость Пасхи Христовой и Его славного Воскресения.

В сегодняшний день, братья и сестры, наверно, стоит на двух моментах остановиться: на ценности поста в жизни духовной человека, и на ценности крестоношения с упованием на волю Божию и на помощь Божию. Сам Великий пост ценится у святых отцов и оставлен нам наследием Святой Церкви, передаваясь от отца к сыну, передаваясь от Христа апостолам, от апостолов до апостольских мужей, через них святителям, и через Соборы Вселенские для всей Церкви — традиция Святого Великого поста, которая положена была ещё в раю. Ещё для первозданного человека Господь утвердил правила поста и воздержания, давши ему заповедь не вкушать от Древа познания добра и зла. Уже в тот момент человеку необходимо было воздержание, человеку необходим был пост как важное средство в его духовной жизни. Нарушение этого правила воздержания привело к тому, что плоть возобладала у человека над духом.

И вот для того чтобы оздоровить наш дух, и для того чтобы плоть поработить нашему духовному человеку, это невозможно сделать, говорит Святая Церковь, без воздержания, как Симеон Богослов Новый называет пост «врачевством для души человека». Святитель Василий Великий высоко отзывается о посте, и все святые отцы говорят, что в посту усугубляет христианин молитвы к Богу. Но молитва, полнота молитвы — она ценна, когда она творится с постом, потому что пост есть для молитвы крылья, на которых она превозносится в Небесное Царство к Богу, в вечность, к престолу Вседержителя.

Пост является крыльями для молитвы. Пост является врачом для духовного нашего человека, и пост есть средство для врачевания души. И ценен он не сам по себе как ограничение в том или ином виде пищи и воздержание от чего-либо, а ценность поста заключается в изменении самого человека посредством этого средства. Ценность поста заключается в перемене, которая происходит в человеке, соблюдающем пост телесный и пост духовный. Потому что без перемены духовного человека и без духовного какого-то устремления наш пост превращается просто в диету. Чем мы тогда отличаемся от тех, кто держит диету ради похудания, или от спортсменов, или от балерины, которая мало вкушает для того чтобы соблюдать свою фигуру, для того чтобы поддерживать в нужном тонусе свое физическое состояние?

А в том-то ценность поста, когда он сплетается, братья и сестры, как средство для оздоровления души. В наше время мы часто предаемся объедению и опивству, говорит Сам Христос, обращаясь к Своим ученикам, предостерегая их, чтобы не отягощали сердца свои объедением и пьянством. Отягощение сердец производит объедение. Мало того, святитель Василий Великий говорит: «Грубая пища ― мясная, скоромная, она делает как бы такую дымовую завесу вокруг человека, через которую не проникают лучи благодати Божией, воздействующей на душу человеческую».

Почему деды и прадеды всегда относились строго к посту, особенно к посту Великому, который был строг по уставу своему. Они старались хранить пост и в моменты особых бедствий, особых трудностей ― будь то семейные, частные, будь то общественные бедствия. Всегда наш народ налагал на себя пост, стремились говеть в церкви, то есть исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин, чтобы так привести душу свою в какое-то духовное пробуждение, для того чтобы угодить этим Богу. Да и Сам Господь даёт нам примеры поста, когда Он сорокадневно постится в пустыне и затем, когда враг приступает к Нему с искушением, Господь показывает, что перед отражением искушений вражеских следует пост и воздержание. И в другом месте, когда апостолы просят у Бога, как же можно изгнать беса из бесноватого, Господь отвечает: «Род сей изгоняется постом и молитвою» (Мф. 17:21).

Мы знаем Моисея, великого во пророцех, боговидца, который принял скрижали Заповедей Божиих на горе Синайской, который перед этим сорок дней постился. Мы знаем святого пророка Божия Илию, живым взятым на небо на огненной колеснице, и который ещё придёт накануне Второго пришествия Христова на землю, чтобы обличить антихриста. Ведь недаром промыслительно Он и взят Богом на небо прежде его земной кончины и смерти, потому что надлежит ещё пророку Илии прийти. Недаром его называют Пророче и вторый Предтече пришествия Христова. И он ещё должен обличать антихриста и пострадать за правду, мученически погибнуть, утверждая в вере последних христиан, сохраняя их для вечности и для Царства Небесного.

И этот великий пророк сорок дней постился на горе Хорив в пещере и сподобился видения Самого Господа и гласа Господня. Мы знаем, братья и сестры, множество примеров из житий угодников Божиих, которые соблюдали в жизни своей пост и процветали духовными добродетелями. Такие, как Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Иоанн Затворник и многие угодники Божии, которые духовную жизнь свою неразрывно связывали с воздержанием и постом.

Поэтому, видя столь благие примеры для нас, братья и сестры, и мы должны понимать ценность поста. И поэтому Церковь Святая нам напоминает в эти святые дни о нашем духовном воздержании, потому что пост нас отрезвляет, пост устраняет от нас леность и сонливость, пост даёт нашей расслабленной и слабой молитве ревность, даёт чувство сердечное нашему окаменелому сердцу, а из сухих наших очей исторгает слёзы покаяния и сокрушения. Пост заставляет нас уклонять очи наши от зрения греховного и неподобного. Пост сами мысли наши отрезвляет и уцеломудривает.

Пост ― наставник во многих добродетелях, и кто ещё не начинал поститься, братья и сестры, начинайте, яко работники единонадесятого часа работать Богу постом, трезвением духовным и молитвенной своей жизнью. Тем более что мы назвались православными христианами от купели Крещения. Мы взяли крест Господень на себя, который и видимым образом носим в виде нательного креста. Или как священники носят наперсные, то есть нагрудные, кресты ― символ, что они есть проповедники и последователи Христа распятого и воскресшего, что они есть последователи истинного Бога и хранители Его Святых Заповедей. Этот крест нательный, братья и сестры, напоминает нам о нашем христианском звании. Это внешнее несение креста, которое мы просто символически на себе носим, символизирует то восприятие крестоношения, Христова учения, Христовой правды от времён Христовых и апостольских.

Мы взяли на себя крестоношение Святого Православия. Мы, братья и сестры, являемся последователями Святой Православной Церкви, которая непогрешимо сохранила учение Христово со времён апостольских до наших дней. Православие находится сегодня в окружении других сект, других религий, которые утверждают якобы в своём христианстве и в своём хранении истины. Но Господь говорит в Евангелии: «Созижду Церковь Мою, и врата Адовы не одолеют Ей» (Мф. 16:18), говоря в единственном числе о Церкви. Не о церквях — о Церкви. Господь говорит слова следующие, которые много разъясняют: «Аз есть с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). И как же тогда могут хвастаться, что они сохранили истину, те образования, которые называют себя церковными, и которые потрясают зачастую Священным Писаниям, оправдывая своё заблуждение, цитируя его выборочно?

Если Господь сказал, что Он будет с нами «во вся дни до скончания века», то с кем же был тогда Господь, когда возникла Католическая Церковь только в 1054 году, в XI веке? С кем же был Господь, когда Протестантская Церковь возникла только в XVI веке? С кем же был Господь, когда уния и униатство возникло в конце XVI – начале XVII века? С кем же был Господь, когда сектанты и новые секты возникли в XIX, в XX веке, а есть ещё секты, возникшие и в XXI веке? Выходит, слова Христовы неправдивы, если они говорят, что они являются истинными церквями? С кем же тогда был Господь, сказавший, «Я с вами во вся дни до скончания века»?

И мы смотрим, братья и сестры, и видим, что только одна Церковь исторически и преемственно догматически сохранила истину от времён Христовой проповеди и Его святых учеников, апостолов до наших дней. Мы можем на житиях святых, на исторических документах проследить неразрывность и непрерывность благодатной связи с Богом, со Христом и с апостолами Христовыми нашей Святой Православной Церкви.

И мы видим, братья и сестры, в чём ещё истинность Церкви Православной, в чём истинность её святого учения. Многие секты, многие лжецеркви окружают Православие ― и католики, и протестанты, и пятидесятники, и баптисты, и иеговисты ― каких только нет. И все они разные по учению, все они не согласны друг с другом и каждый отстаивает правоту своего учения. Но в чём они общие? Что у них общее? Это ненависть к Православию, ненависть к Православной Церкви ― вот что у них общее. И этим общим знаменателем они показывают, кто является их основателем и кто является сеятелем их заблуждений в их учениях.

«Причина ненависти ― предательство. Предательство всегда порождает злобу и ненависть»

Ненавидит Церковь только враг рода человеческого. В чём же причина ненависти к Православию католиков и униатов, которых в исторических периодах мы неоднократно видим то в крестовых походах, то в уничтожении Православия, которое было особенно ярко у нас на Украине. Которое проявилось и в недавнем захвате храмов в западных регионах, когда у православных отбирали церкви, избивая их, при попустительстве молчащей власти и средств массовой информации?

И вот мы, братья и сестры, смотрим, какова причина ненависти? А причина ненависти ― предательство. Предательство всегда порождает злобу и ненависть. Предатель имеет страшные муки совести. Но чтобы оправдать себя в злобе своей и в нераскаянности своей, он пытается обвинить всех. Он пытается обвинить всех и от этого злоба у него на всех, особенно злоба на тех, кто хранит правду и не предал так, как он предал. И вот предательство порождает злобу, порождает ненависть, порождает неприязнь, которая выражается и в словах, и в самих действиях против последователей правды и истины.

Даже современный раскольник, лжепатриарх Филарет, посмотрите, братья и сестры: ведь он родился в Православной Церкви, мама его умерла в каноническом общении с Московским Патриархатом и со Вселенской Православной Церковью, напутствованная Святыми Христовыми Тайнами нашим священником. И сам Филарет — ведь он был крещён, миропомазан, пострижен в монашество, рукоположен в диаконы, в священники, стал епископом, был митрополитом Киевским 27 лет и первым членом Священного Синода, был ректором Московской Духовной Семинарии и Академии. Был митрополитом Киевским, экзархом Украины, был проповедником прекрасным! И вдруг мы из его уст слышим на Мать Церковь, которая его вырастила, возвела до сана митрополита, в которой он жил и в которой получил все благодатные дары — и вдруг мы видим, что он сейчас как лжепатриарх, самочинно надевший на себя куколь патриарший, всякую хулу, всякую неправду, всякую ложь, клевету и всякую неприязнь извергает на Церковь Христову. Что же за причина? А причина одна — предательство. Он ушёл в раскол, нарушивши канонические и догматические правила. Как говорит Священное Писание: «Аще кого восхочет наказать Господь, то прежде отнимает у него разум».

Самочиние — оно само по себе, братья и сестры, даёт человеку прелестное настроение, ввергает человека в прелесть, и человек может даже до психического расстройства дойти. Но не всегда бывает так ярко открыто психическое расстройство. Именно потому, что прежде чем наказать, Господь отнимает у него разум, у человека, предавшего Церковь и пустившего злобу в свою душу, у него теряется рассуждение — что хорошо, а что плохо; что доброе, а что злое. Человек теряет рассудительность и храня вроде, казалось бы, торжественно называя себя христианином и содержа Святое Евангелие по его слову, он творит дела часто не то что безобразные, а даже недоуменные, что помыслишь, как может творить такое христианин?

Яркий пример этому, братья и сестры, дела инквизиции в католической Европе, когда людей тысячами сжигали на кострах за те или иные мнимые преступления против Католической Церкви. И часто соседи доносили на человека как на еретика, просто желая отобрать его имение. Крестовые походы были, когда шли на православных, убивая их и называя православных христиан еретиками. И шведы, и немцы, и польско-литовское войско… И сколько поляки творили, ведь наша Слобожанщина как заселялась: из-за Днепра убегали православные от гнёта католического. Бежали сюда ради одной цели ― сохранить Святое Православие, бросали родину свою. И мы все, кто сегодня живёт на Слобожанщине ― это переселенцы из-за Днепра, из Заднепровской Украины, которая перенесла тяжелейшие гонения. Против этих гонений выступали великие сыны нашего Отечества ― преподобный Феодосий Киево-Печерский, преподобный Иов Почаевский и другие угодники Божии, которые писали правду Православия, отстаивая её и обличая заблуждения католические.

Мы видим и в сегодняшние дни, братья и сестры, всякие сектантские ополчения и сектантские безобразия. Вспомните одно только «Белое братство» ― сколько людей психически больных стало, сколько потерянных юношей и девушек, которых до сих пор не могут найти, сколько слёз материнских стоила эта секта.

А сколько, братья и сестры, беды принёс иеговизм! Я знаю примеры, когда дочь выгнала из дома мать свою престарелую за то, что она ходила в церковь и не захотела вступать в секту. Вот когда у человека из-за ненависти теряется рассуждение, это воистину наказание Божие. Человек творит зло и думает, что делает добро.

И наоборот, братья и сестры, посмотрите на Святую Православную Церковь, на недавний период гонений, когда взрывали храмы, расстреливали священников, гнали на каторгу, надсмехались даже в семье над верующими, над своими матерями даже надсмехались. А что в ответ? Матери, уклонившись от насмешливых слов своих детей и внуков, тихонечко удалялись в свою комнату и за них молились. А придя в храм, писали своей старческой рукой записки об их здравии и подавали, чтобы Церковь за них молилась.

Революцию ли подняла Церковь, когда были гонения на неё? Нет, шла на расстрелы, шла на каторги. С каторги приходили исповедники. Вот сегодня мощи преподобного Михаила лежат перед нами. Сколько гонений, сколько уничижений он вытерпел! Он уже жил, братья и сестры, до 1961 года в Харькове, жил тихо, незаметно, был великим молитвенником. Его духовные чада вспоминают, что он тихонечко приходил молиться в Благовещенский собор города Харькова, и на дому совершал службы. И на этих службах люди получали исцеление от многих болезней. И когда в 1961 году Хрущёв запретил крестные хода, в этом же году умер отец Михаил, преподобный наш исповедник, то тысячи людей собрались на его похороны. Гроб вынесли из Благовещенского собора, поставили на подводу, как говорили очевидцы, и тысячи народа пешком через весь Харьков сопровождали гроб на Холодную гору на кладбище. А на кладбище собралось столько народу, что с гробом еле смогли пробиться к могиле. Люди шли впереди, останавливали транспорт на перекрёстках и давали дорогу. И никто не смел вмешаться в это торжество народного духа. Он что, завоёвывал себе авторитет какими-то воинствующими призывами или призывами ненависти? Нет! Весь его авторитет заключался в смирении, в любви и в молитве. Он подражал Христу, Который, распятый, с креста произнёс слова: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34).

«Война против Православия сейчас идёт, воздвигнутая адом. А причина этой войны ― наши с вами грехи»

В сегодняшний день, братья и сестры, мы тоже смотрим и недоумеваем о той волне ненависти, которая возникла между людьми, которая возникла между единоверными братьями ― русскими и украинцами, между украинцами, живущими на востоке и на западе Украины. Некоторые, видя волну этой ненависти и неприязни, взаимных претензий каких-то, виноватят средства массовой информации. Да, они тоже за это ответят на Страшном суде, за каждое слово. «Блаженни миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф. 5:9). Но если вместо мира средства массовой информации, искажая подчас информацию или подбирая её так, чтобы разжечь ненависть, влияя на людей, ― за это тоже надо будет отвечать на Страшном суде. Другие виноватят тех или иных политиков. Но я вспоминаю святых отцов, сказавших, что каждый народ достоин своего правительства. Мы по грехам своим приемлем, нам надо это сказать, как тому разбойнику благоразумному.

Так что же за причина этой волны неприязни, ненависти и озлобления? Мне задал вопрос один батюшка: «Ну как же так, сколько лет мы прожили вместе — и вдруг такая ненависть! Откуда это?» Я скажу больше: ведь эта ненависть в истории нашей возникала не только между государствами, не только между удельными княжествами. Эта неприязнь и вражда возникала и подчас даже в городах, когда, оправдываясь классовой борьбой, уничтожали друг друга. Даже в сёлах, когда шли и раскулачивали сосед соседа, отбирая последнее, а семью ссылая на каторгу. Или когда называли врагом народа друг друга, какая ненависть поселялась! Почитайте книгу «Тихий Дон» или посмотрите фильм, вспомните, как там в родной семье шли брат на брата, отец против сына. Не было мира. И тогда не было телевизоров ― после революции, и в моменте, который описывает «Тихий Дон», и газеты в сёлах не выписывали. Откуда же у них такая вражда и неприязнь бралась?

А причина одна. Воздействие вражие, бесовское. Война против Православия сейчас идёт, воздвигнутая адом. А причина этой войны ― наши с вами грехи. Потому что грех каждого человека, я уже говорил и повторюсь: «грех каждого человека ― это смрадная приманка, которая вызывает беса из ада и даёт ему власть действовать в мире». Так говорят святые отцы. И вот сколько мы нагрешили, сколько мы этих смрадных приманок разложили по нашему Отечеству!.. И сейчас враг вышел из ада и действует, настраивая нас один против другого, людей толкая на какие-то страшные действия вместо здравомыслия жить в труде, любви, мире, согласии, помогая друг другу. Здравомыслие превращается в какое-то нездравомыслие.

«Исправление в нашем Отечестве к лучшему начнётся тогда, когда каждый из нас будет исправлять себя к лучшему. Ведь лучшее общество там, где лучшие люди»

Но есть и другая сторона. Ведь если грех является смрадной приманкой для бесов, так добродетель является, братья и сестры, моментом, который привлекает на нас благодать Божию. Добродетель является тем, что заставляет людей Бога прославлять: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5:16).

Прославление Бога зависит от нас с вами, братья и сестры, от нашего настроения и от нашего образа действий. Мы можем своими делами, своими словами, своим отношением привлечь молитвы святых угодников Божиих, благодать Божию, Ангелов Хранителей привлечь, ангельские небесные силы можем привлечь на наше Отечество, живя добродетельно. Ведь недаром вот эта смута, которую мы сейчас переживаем и терпим, она на время Великого поста пришлась. Ведь через это Господь как бы подсказывает нам, что надо делать. Поститься и молиться, сопрягая это с добродетельной жизнью, с исправлением своей жизни.

Исправление в нашем Отечестве к лучшему начнётся тогда, когда каждый из нас будет исправлять себя к лучшему. Ведь лучшее общество там, где лучшие люди. Господь сказал: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а остальное приложится вам» (Мф. 6:34). Приложится и благоденствие, и мир, и спокойствие в душах, и безмятежность в мыслях ― ищите только правды Божией. Не виноватить друг друга мы сейчас должны, не перетягивать канат ― тот то сказал, а тот сказал это…

Смотрите на примеры угодников Божиих наших. Игумен Иоанн Стрельцов, наш преподобный исповедник: 12 лет каторги отбывший. Когда у него спрашивали: «Батюшка, как же вы каторгу переносили?» А он отвечал: «А там все такие хорошие были ― и следователи, и надзиратели, и сокамерники, и солагерники ― все хорошие люди были, один я грешник был». И это говорил человек, у которого на допросе были выбили все зубы, у которого клок бороды был вырван вместе с кожей, так что часть её даже не зарастала. Этот человек себя в грехах винил, а всех оправдывал, имея любовь великую.

И эту любовь он ещё в нашей обители, братья и сестры, воспитал, потому что в житии его написано, что когда обитель ещё была действующей до 1922 года, в ней находился госпиталь, который сначала был приурочен к войне 1914 года, Первой мировой, и раненые солдаты там лежали. Но когда началась Гражданская война, и игумен Иоанн Стрельцов был начальником этого монастырского госпиталя-лазарета, то он в этот госпиталь принимал и белоказаков раненых, и красноармейцев. Даже по его словам и воспоминаниям, в нашем монастырском госпитале лежал революционер — будущий известный деятель Ворошилов.

«Сейчас время покаяния, время исправления каждому самого себя»

Любовь, братья и сестры! Любовь — она всегда созидающая. И любовь подвигает человека к всепрощению. И кто призывает не к миру, а к ненависти — нет в нём правды Божией. Призывать к миру, к любви, к защите правды — мы должны жить в правде, защищать правду. Но как мы можем понять, где правда? Тогда мы поймём, когда будем жить по совести, по Заповедям Божиим. Когда мы будем, братья и сестры, хранить церковность, неся крест Православия в жизни своей как человек церковный, исповедуясь и причащаясь.

Сейчас время покаяния, время исправления каждому самого себя. И поверьте, что если мы исправимся и через это стяжем Духа Святого, по слову Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен! Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Господь за всех распялся. Богу всех жаль. Божия Матерь в своё время явилась игуменьей Лавры Киево-Печерской и много угодников Божиих до сих пор нетленными мощами лежат там, молясь за всех нас у престола Вседержителя. Угодники Божии, которые были родом со всех сторон нашего многострадального Отечества — они, символизируя единство духа православного, лежат в Киево-Печерской Лавре нетленными мощами.

Преподобный Иов Почаевский, угодник наш любимый. Ведь он подвизался в той обители, на Западной Украине, в Тернополе, где Сама Божия Матерь явилась на горе Почаевской и оставила стопу Свою судьбоносную в знак Своего присутствия незримого. Оставила источник, текущий из этой стопы, навсегда показавши благодатность этого края и места святой Волынской земли. И впоследствии Божия Матерь защитила от турок святую обитель Почаевскую, когда братия собрались и читали акафист в соборном храме. И чудо это даже турок заставило принять Православие.

«Божия Матерь, Она одна ― и в Почаеве на Западной Украине, и в центре, в нашей столице ― Киеве»

И наша Святогорская обитель, в которой Божия Матерь являлась, говоря преподобному Герману: «Не ты игумен в этом монастыре, Я здесь Игуменья. А всё, что ты творишь — творишь по Моей воле, как трость в Моей руке». Божия Матерь, Она одна ― и в Почаеве, на Западной Украине, и в центре, в нашей столице ― Киеве. Божия Матерь являлась и преподобному Сергию в Троице-Сергиевой Лавре, Божия Матерь чудотворным образом Своим стоит в Казани и в Санкт-Петербурге. Божия Матерь и наш край посетила многими чудотворными иконами ― «Песчанской», «Озерянской», «Святогорской», насаждая здесь Православие и укрепляя православных.

«Для того, чтобы нас люди понимали, надо, чтобы мы Бога поняли»

И в сегодняшний день будьте внимательны, братья и сестры. Сегодня враг воздвигает войну на православных, и мы должны против врага ополчиться, помня слова Христовы: «Род сей побеждается постом и молитвой» (Мф. 17:21). И врагом мы должны не ближних наших видеть, мы должны молиться за всех. Даже за врагов наших призывает Христос молиться, показывая высоту и вершину любви христианской, Сам даёт пример в словах: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34).

И вот эта любовь, это преображение нашей собственной души, стяжание через это Святаго Духа ― вот это может оздоровить наше общество и его к миру привести, к согласию, к любви и к взаимопониманию. Для того, чтобы нас люди понимали, надо, чтобы мы Бога поняли. А мы не хотим Заповеди Божии слушать и отвергаем, но хотим, чтобы наше мнение все выслушивали. Но если ты не слушаешь Самого Бога, как тебя кто-то будет слушать?

Мы должны Бога слышать и слушаться, и жизнь свою сообразовывать с Его учением, с Его правдой, ведь мы же взяли на себя крест христианства. Помните, как христиан тысячами убивали на аренах цирка, мучили? Сколько примеров до нашего времени, братья и сестры, христианского подвига, незлобия и любви мы имеем! Даже в наши дни. Со мной в семинарии учился юноша Любомир из Львовской области, сейчас он уже священник. Мы пели вместе на клиросе, в академическом хоре. И вот в 1990 годы, когда захватывали православные храмы и всячески уничижали православных священнослужителей, подвергая гонениям, он служил в селе, где одна половина села была униатов-католиков, а половина — православных. И он служил в православном храме, а католики хотели отобрать храм, но у них не получилось ― батюшка был, за которым народ шёл, которого слушал и которого держался. И до сегодняшнего дня он в этом селе, в этом храме служит, отстоявши его.

«Стойте в правде, храните правду, говорите о правде, но не допускайте при этом злобы, не допускайте при этом ненависти»

А знаете, как приходилось ему отстаивать? Угрожали и матушке, угрожали и детям, а когда он, священник, шёл на службу, то католики набирали ведро нечистот из своих туалетов и обливали его, выходя из дворов. Он возвращался домой, обмывался и опять шёл в храм, ни слова не сказавши им ни злобы, ни обиды.

И он победил. До сих пор этот приход православный. А те, кто так делал, они сами себе вред нанесли, своей злобой растливши свою душу. Ведь однажды допустивши злобу в свою душу, ты же её губишь. Допустивши ненависть в своё сердце, ты же делаешь это сердце невозможным для входа Христа с Его любовью. Открывши уста для смрадного слова злобы, ненависти и неприязни, ты уже их делаешь устами не Божьими, а вражьими. Допустивши злобу в свои мысли, ты уже имеешь не просвещённый ум Христов, а ум, порабощённый злобе дьявольской и ненависти дьявольской. Поэтому стойте в правде, храните правду, говорите о правде, но не допускайте при этом злобы, не допускайте при этом ненависти, не допускайте при этом неприязни.

Помните, братья и сестры, слова завещания святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Недаром его наш народ назвал мудрым князем, и слова его завещания сыновьям подтверждают эту мудрость. А он сказал своим сыновьям такие слова: «Дети мои! Если будете жить в мире, любви и согласии, то Бог будет жить среди вас и благословит вас миром, и благосостоянием, и покорит врагов ваших под ноги ваша. Если же будете жить в злобе, в неприязни, вражде, то погубите себя и Отечество ваше, которое деды и отцы ваши стяжали трудом великим». Это слова Ярослава Мудрого.

Поэтому, братья и сестры, всегда в этом мире были разделения. Это не новое в истории. И границы государства двигались то туда, то сюда, и удельные князья сходились биться за свои уделы, враждуя друг с другом. Но Церковь Христова наша — Русская Православная Церковь, всегда сохраняла благоразумие, призывала всех к любви, к миру, к хранению единства.

«Сегодня от нас с вами, братья и сестры, зависит судьба нашего Отечества»

И мы, братья и сестры, очень должны понимать важность сохранения канонического единства Русской Православной Церкви в наши дни. Мы знаем, была междоусобица, было и польско-литовское нашествие, были и татарские набеги. И наши деды и прадеды жили подчас во времена ещё тяжелее, чем мы, но они хранили дух любви и единства церковного. И этот дух любви и церковного единства воодушевлял их на подвиги патриотические, в которых выражалась любовь к Отечеству и любовь к ближним, когда собой жертвовали ради любви к своему Отечеству и к человеку, за которого они вставали.

Мы, братья и сестры, должны помнить, что мы были всегда сильны, когда были едины. И тот, кто сеет разделение, кто сеет раздор, вражду — тот не от Бога. Кто призывает к любви, к взаимопониманию, ко слышанию друг друга и компромиссу — мы должны понимать, что это истинные слова здравомыслия.

И сегодня от нас с вами, братья и сестры, зависит судьба нашего Отечества. А может быть, и судьба всего мира зависит от нашего с вами покаяния, от нашего с вами стояния в истине, от нашего с вами стремления к единству, от нашего с вами всепрощения, от нашего с вами уважения друг к другу и взаимопонимания. Это нетрудно. Только каждый сам пусть попробует это в себе воплотить. И тогда увидит, что вокруг него может и как перемениться силой Божией, которая будет действовать в этом мире вместе с молитвами угодников Божиих, вместе с действиями ангельских сил, которые придут на помощь нам, устрояя наше бытие в мире, безмятежии, видя наше расположение и стремление жить вечно и спасти свои бессмертные души для вечности. Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения в Неделю Крестопоклонную. 23 марта 2014 г.

Один комментарий

  1. Лариса

    Спаси Боже нашего Владыку! Всегда говорит на злобу дня, а не вокруг да около. То, что оживляет и заставляет трепетать сердце. То, что обличает и наставляет. Слава Богу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *