Слово на Великий Четверток

аудио

Четверг Страстной седмицы, именуемый Церковью Великим Четвертком, — день напряжённых богослужений. В день, когда Святая Церковь совершает воспоминание Тайной Вечери Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со Своими учениками, — проповедь Святогорского архипастыря о Таинстве Святого Причащения.

Проповедь епископа Арсения в Великий Четверток. 5 апреля 2007 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Каждый день Страстной седмицы, братья и сестры, предлагает для нашего внимания то или иное Евангельское чтение, вслушиваясь в которое, мы как бы следуем за Самим Христом, начиная от входа Его в Иерусалим, и каждый день вместе с Ним и Его святыми учениками совершая путь как тогда, в I веке, когда Христос Спаситель ещё жил здесь с нами, в земном бытии.

И в сегодняшний день Церковь акцентирует внимание на величайшем Таинстве, которое устанавливает Господь наш Иисус Христос во время действия, которое называется в Церкви «Тайная Вечеря». Что же это за Тайная Вечеря? Почему она так сокровенна? Потому что и апостолы уединялись от злобствующих иудеев, и само это Таинство совершали в уединении. Потому что на этой Вечери было явлено и Таинство — Таинство Святого Причащения, которое впервые Господь Иисус Христос Спаситель наш прежде Своего распятия, погребения и славного воскресения преподаёт Своим ученикам со словами: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26) и, подавая чашу, говорит: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вы и за многие изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27‒28).

Видео: Проповедь архиеп. Арсения в Великий Четверток

И с тех времён, от времён апостольских, мы восприняли вместе со Священным Писанием и Преданием церковным это Святое Таинство. И причащаясь в церкви Тела и Крови Христовых, которые преподаются нам под видом хлеба и вина, веруем, что причащаемся Истинного Христа, соединяясь в Таинстве Святаго Причащения.

Сама Тайная Вечеря сопряжена с ещё одним событием, которое омрачает наше настроение и заставляет глубже всматриваться вглубь своего духовного человека, ― это предательство Иудино. Среди 12 апостолов Христовых явился один предатель, которого подвигло на предательство сребролюбие. Любовь к стяжанию, желание земной славы и земных почестей подвигло его на предательство своего Господа и своего Учителя. Но посмотрим на Любовь Христову: как Господь старается отвратить его, остановить пытается от этого страшного шага, который приведёт его не только к временной, но и к вечной гибели. Господь с любовью, зная, как Сердцеведец Бог, внутреннее состояние души каждого из своих учеников, знает и об этом затаённом помысле Иуды. Знает и о том, что он был вором, похищавшим средства, которые жертвовали люди, ходившие за апостолами и за Христом, слушавшие их проповеди и получавшие великие и дивные исцеления.

И вот Иуда сидит на Тайной Вечере. Христос не оттолкнул его от 12 учеников, он присутствует здесь со всеми. Вместе с другими апостолами Христос омывает ему ноги. Вместе с другими апостолами сидит он, когда Христос говорит: «Один из вас Меня предаст» (Мф. 26:21). Этим словом, как когда-то Адама в раю, пытался Господь остановить, говоря: «Не ел ли ты от древа?» (Быт. 3:10). И Он, Сердцеведец, как тогда в раю, зная, что тот уже ел от древа, вопрошал его: «Адаме, где еси?» (Быт. 3:8). Так и здесь. Этот же вопрос повторяется Богом как предупреждение Иуде от страшного шага: «Один из вас Меня предаст». Все апостолы в смятении говорят: «Не я ли, Господи, не я?». И Иуда говорит это лицемерно: «Не я ли, Господи?» (Мф. 26:22). Господь, стараясь остановить, вновь говорит: «Омочивый со Мной руку в солило» (Мф. 26:23). То есть показывая, что дерзость ученика уже дойдёт до того, что он даже не посмеет остановить своей руки, а вместе с Учителем будет омакать часть пищи своей в солило, и этим как бы ещё обличая его.

Но Иуда и здесь не останавливается. Святые отцы говорят, что Господь допустил его до великого Таинства Причащения. Некоторые толкователи от недоумения такой милости Божией говорят, что не мог Иуда причащаться, что он ушёл раньше. Но Иоанн Златоуст, великий проповедник и вселенский учитель Церкви говорит, что Господь истощил всю любовь, истощил всё Своё человеколюбие, чтобы остановить Иуду. Он причастил его Святых Христовых Таин. Иуда сподобился причастия Христова, вкушал Тела и Крови Господней, но от этого, как говорит Писание, вошёл в него сатана. Нечистым сердцем, нечистым умом, лукавным разумом, лицемерием принимал он Святые Тайны Христовы, и они послужили ему не во здравие духовное и телесное, не в вечное спасение, а во всегдашнее обличение, погибель. Вместе с этим недостойным причащением причастился себе на гибель, и после этого вошёл в него сатана.

И вот Иуда, держась за скобу двери, уже собрался уходить. И Господь вновь говорит слова: «Друже, иди, совершай то, что ты задумал». Здесь, казалось бы, время остановиться… Нет, не останавливается. Не останавливается и потом, в Гефсиманском саду, когда будет целовать Христа, предупредив воинов: «Кого поцелую, Того и хватайте». Когда он будет целовать Христа, и здесь Господь его останавливает: «Иуда, целованием ли предаёшь Сына Человеческого?», уже чётко и ясно говоря о его предательстве. Но вместо раскаяния услышал лицемерное: «Радуйся, Равви» (Мф. 26:49). «Радуйся» говорил Тому, Кого предавал на распятие, на муки, на темничное заключение, на крестную смерть, на позор и унижение.

И мы в сегодняшний день, братья и сестры, как верные чада Христовой Церкви, как последователи святых апостолов, по их завету и преданию причащаемся Святых Христовых Таин. Причащаемся Святых Христовых Таин, исповедуя с сокрушением грехи свои и беззакония, стараясь открыть все тайники свои духовные, очистить как можно больше душу, чтобы не быть яко Иуда. Недаром и в молитве перед Причастием нам напоминает об этом Церковь Христова, когда человек говорит: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз». Исповедует себя грешнее мира человек в этот момент, все свои грехи перед Богом бросает в этот момент и обливает, и омывает своими слезами: «Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная…» (Закон Божий, ч. 268) и дальше: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем».

И мы, яко разбойник на кресте, исповедуем грехи свои, беззакония, неправды свои перед Богом. «Потому что если даже собрать грехи всего мира и каждого человека, живущего в мире, будь то человек богослов, будь то человек преступник, будь то человек развратник, если все грехи мира собрать, то они, как горсть песка, брошенная в пучину морскую милосердия Божия. Если кто скажет, что бездна грехов человеческих может превзойти бездну человеколюбия Божия, тому анафема да будет», ― говорят святые отцы.

Бездна человеколюбия Божия неизмеримо выше. Исповедуя свою греховность, своё недостаточество, своё богоотступничество своими делами и словами своими, мы с дерзновением, трепетом и благоговением приступаем к чаше, принимая Тело и Кровь Христовы. Сейчас отверзутся Царские врата ― это как врата Царствия Небесного, отверзающиеся к земному миру. Сейчас священник выйдет с чашей, вынесет Тело и Кровь Христовы. Но это Сам Христос выйдет сейчас навстречу нам, простирая к нам Свои руки ― прободённые, пронзённые ранами от гвоздей. Это Господь навстречу нам выйдет, предлагая Себя без остатка для нашего же спасения.

Когда-то Господь перед вознесением говорил Своим ученикам: «Не оставлю вас сирыми, пошлю Духа Утешителя» (Ин. 14:18). И Он послал Духа Святаго, который живёт и действует в Церкви Христовой, совершая дивные чудеса, и утешает нас на исповедях, и совершает дивные чудеса нашего духовного возрождения. Но не только Духа Святаго посылает Господь, — Он Сам нас не оставляет, Он вновь и вновь выходит к нам в Святых Своих Тайнах. Он предлагает Само Тело Своё и Саму Кровь Свою. Предлагает нам, чтобы мы, принимая их с благоговением, со страхом Божиим и верою, соединялись с Самим Богом. Недаром говорит Писание: «Вы бози есте» (Пс. 81:6) и «Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16). И Дух Божий живёт, на нас почиет Дух Утешитель. И бози мы есте, по словам Писания, причащаясь Святых Христовых Таин и соединяясь через это с Самим Христом, Спасителем нашим.

Господь избирает простые вещества ― хлеб и вино для нашего причащения. В этих веществах ― символ соборности Церкви. Как хлеб испекается? Зерно собирается с полей, мелется, превращается в муку. И все те отдельные зёрнышки испекаются во единый хлеб.

Так и мы, братья и сестры, причащаясь здесь, в другом городе, в другой стране, на другой стороне земного шара Святых Христовый Таин, как зёрнышки, соединяемся в одно Тело Христово и составляем единство ― Церковь Христову, которая есть Тело Господне.

Само вино также, братья и сестры, выжимается из ягод, которые растут на плантациях, на виноградниках, и которые каждое само по себе, отдельно. Но выжимаемый из них сок сливается в один сосуд, опять же представляя собой единство. Под этими простыми веществами Господь заложил великий смысл соборного нашего единства ― единства как Тела Христова. Ведь мы являемся Церковью тогда, когда соединяемся и неразрывно существуем со Христом. Ведь недаром, когда мы исповедуемся, будучи крещёные, ходящие в церковь, молящиеся, но через грех отступающие от Христа, отделяющиеся от Церкви, мы слышим над собой разрешительную молитву священника: «Соедини и примири его святей Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе нашем».

Грех наш отделяет нас от Христа, отделяет от единства. Мы, братья и сестры, тогда едины, тогда мы со Христом, когда не только причащаемся Его Святых Христовых Таин, но когда мы, братья и сестры, храним себя после Причастия в благочестивой жизни. Преподобная Мария Египетская два раза в жизни причастилась ― в начале своего пустыннического подвига после раскаяния, и в конце ― в самый день смерти. Но как она хранила это Причастие, будучи 47 лет в пустыне… Она, охраняя эту святыню ― Святое Причастие — и по водам ходила, и в воздух возносилась во время молитвы, и Священное Писание цитировала наизусть, будучи неграмотной, и дар прозрения имела таковой, что видела и настоящие, и прошедшие, и грядущие судьбы мира.

Вот что сообщает Святое Причастие человеку, если человек благоговейно хранит его и старается сохранить себя во благочестии. Некоторые скажут: как могут кусочек хлеба или часть вина быть Телом и Кровью Христовыми? Могут, братья и сестры. А как возможно то, что мы, созданные от праха земного, тоже являем собой живое существо, существуем, движемся, разговариваем, мыслим, обретаем чувства?

И стоит посмотреть, братья и сестры, на то, как враги относятся церковные, враги Святой Церкви ко Святому Причастию. Сатанисты, захватывая храмы, в первую очередь стараются осквернить Святые Дары церковные. Как мы знаем, сатанисты, приходя в храмы, то выбивали чашу из рук священника, то зачастую, прокрадываясь ночью и затаившись в храме, брали частички Тела и Крови Христовой, которые хранились в дарохранительнице на престоле для причастия для больных на дому (в течение года хранятся эти частички). Они брали эти частички и издевались над ними, как над живым человеком. Если это хлеб, если это вино, то почему такая ненависть у сатанистов к этому Таинству?

Мало того, в масонских кругах, как однажды исповедовал один офицер, было такое страшное, братья и сестры, воистину страшное стремление уничижить образ Христов, внушённое врагом рода человеческого. В начале XIX века даже пословица ходила среди дворян: «Кто ныне не масон?» Идеалом жизни была Франция с её революцией. И зачастую, вступая в масонские общества, люди отвращались от Церкви или были лицемерными церковными людьми. И вот среди офицеров-масонов ходило такое поверье, что надо пойти в церковь, причаститься, утаить частичку во рту, а потом прийти, поставить её где-то и постараться попасть в неё из револьвера. Если попадал офицер, то он всю жизнь уже стрелял без промаха. Вот такое поверье ходило ― сам сатана его внушил для поругания Тела и Крови Христовых.

И вот однажды безумный один из офицеров, утаив частичку Причастия, поставил её в лесу на пне, сам отошёл не несколько шагов, прицелился и вдруг увидел вместо малой частички Причастия, положенной им на пне, стоящего перед ним Христа в белых ризах. От страха и трепета он не мог прийти в себя, а потом, с благоговением принеся эту частичку в церковь, исповедовал перед всеми свой страшный грех по отношению к Богу.

Мы видим, братья и сестры, как и в советский период запрещали причащать детей, даже больных на дому запрещали причащать, всячески уничижая Таинство Святого Причащения. Как только ни глумились, что только ни говорили о Святом Причастии, и во всём этом видна ненависть безбожников, ненависть врагов Церкви к этому великому Таинству. Но нельзя ненавидеть Того, Кого нет. А раз они ненавидят, то мы должны Его любить. И из их примера мы должны сделать вывод, что если они ненавидят Бога и Таинство Святого Причастия, то мы должны любить Бога и мы должны благоговеть перед этим величайшим Таинством.

Как же необходимо нам, братья и сестры, причащаться в этой земной жизни, особенно тем, кто находится на смертном одре! Это является величайшим утешением для человека умирающего. Святые отцы говорят, что если человек причастился в день смерти, накануне своего отшествия из этого земного мира, то он и на мытарствах не задерживается. Он проходит мытарства, как молния. Его бесы не смеют ради чести Христовых Таин задерживать на мытарствах с хартиями грехов человеческих. И Господь говорил: В чём застану, в том и сужу (Мф. 24:42).

И великое дело, братья и сестры, сотворит тот человек, который будет способствовать подготовлению человека к отходу из этого земного мира в мир вечный. Ведь недаром в старину старые люди, умирая, старались пригласить священника на дом для причастия, чтобы не отойти в вечность отлучёнными от Христа. А в дореволюционное время человек, десять лет не причащавшийся, даже не хоронился на кладбище. Его, как самоубийцу, хоронили за кладбищенской оградой без отпевания и не ставили крест на могиле.

Так и мы, братья и сестры, должны задуматься. Ведь это не Христу необходимо, чтобы мы причащались, это нам необходимо быть со Христом. Это ради нашего спасения Христос истощил Себя. Это ради нашего спасения, братья и сестры, ради нашей пользы Он предлагает Себя, Телом и Кровью Своими истощая Себя ради нашего духовного возрождения, чтобы мы, причащаясь Святых Христовых Таин, уже жили как люди верующие, и стремились жить по благочестию.

Мне вспоминается один из случаев. Когда я учился ещё в семинарии в Троице-Сергиевой Лавре, как обычно, в Лавру приезжали многие туристические экскурсии. И вот однажды приехали туристы из Москвы — абсолютно нецерковные люди, посмотреть на Лавру как на памятник архитектуры и истории. Зайдя в Успенский собор, они как раз попали на время Святого Причастия. И один мужчина, видя, что все стоят в очереди и батюшка им что-то с ложечки даёт, не зная даже, что такое Святое Причастие, не понимая этого, думая, что всем так надо, стал в очередь и причастился Святых Христовых Таин. На следующий день он приехал в Троице-Сергиеву Лавру и попросил: «Покажите мне того священника, который вчера меня причащал». Нашли служащего батюшку: «Что вы со мной сделали?» А батюшка спрашивает: «Что я с вами сделал?» «Да вы вчера что-то дали мне с ложечки, я съел, и во мне случилась такая перемена ― я всю ночь не спал и плакал о своих грехах. Меня теперь тянет в церковь, тянет к Богу. Я не могу жить без Бога, я не могу жить без Церкви. Скажите, что мне делать дальше?»

И этот человек впоследствии сам рассказывал о произошедшем с ним. Он на всю жизнь остался верующим и как паломник всегда приезжал в Троице-Сергиеву Лавру. А тот священник, у которого он причастился даже не понимая что делает, навсегда остался его духовником и руководителем его духовной жизни.

Вот так Господь Своим милосердием даже по неведению приступающих обращает на путь спасения и покаяния. И мы, если с верою будем приступать, если с надеждой и с любовью ко Христу Спасителю, братья и сестры, если с самоукорением, помня слова, которые в начале святой молитвы к Причащению говорятся: «Я первый из всех грешников мира», если с таким чувством мы будем причащаться Святых Христовых Таин, то поверьте, что величайшее чудо преображения Господь будет творить в нашем духовном человеке.

Поэтому в сегодняшний день, братья и сестры, готовясь к Святому Причащению, как верные чада Христовы, встречайте Христа со слезами покаяния. Как блудница падала пред Христом на колени, омывала его ноги слезами своими, волосами главы отирала, так и вы плачьте перед Христом, сокрушайтесь в грехах своих, просите у Него помощи и прощения. И Господь милостив будет здесь к нам, допустив нас милостиво до принятия Своих Святых Христовых Таин, не оставит нас, и на пороге вечности примет с любовью, как верных своих истинных святых апостолов. Аминь.

Проповедь епископа Арсения в Великий Четверток. 5 апреля 2007 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *