Великомученик Георгий Победоносец (текст, аудио)

аудио

6 мая Православная Церковь молитвенно празднует память святого великомученика Христова, Победоносца и Чудотворца Георгия. В скиту Святогорской Лавры, созидаемого в честь сего угодника Божия в селе Долина, 6 мая отмечается престольный праздник. В этот день в Свято-Георгиевской обители обязательно служится водосвятный молебен и Божественная литургия, после которой совершается крестный ход.

Проповедь архиепископа Арсения в день памяти святого великомученика Георгия-Победоносца в селе Долина. 6 мая 2015 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Под сводами этого новостроящегося, но уже святого храма мы собрались, братья и сестры, чтобы почтить день его покровителя, святого храма сего, — святого великомученика и Победоносца Георгия. Когда-то мы, призывая благодать и помощь Божию на строительство храма, вместе с вами молились, закладывая основание этим святым стенам. Мы уже совершали здесь богослужения, этот храм сподобился посещения великой святыни, когда братия со Святой Горы Афон, проезжая из Киева в Святогорскую Лавру, привезли сюда десницу, правую руку нетленную мощей святого великомученика и Победоносца Георгия. И все мы имели возможность насладиться той благодатью и прикоснуться к этой великой святыне — деснице великомученика Георгия Победоносца, которого в нашем народе называли любовно, но в то же время, отражая величие и святость его, и величие подвига, называли Егорий Храбрый.

Всегда к этому угоднику Божию прибегали во всех случаях жизни. То ли молились ему, когда наших детей призывали в армию, то ли вверяли ему своих сыновей, называя их именем великомученика Георгия — Юриями или Егорами, что однозначно связано с именем этого святого.

Множество раз мы прибегали к сему заступнику и угоднику Божию. И в сегодняшний день мы прибегаем к Георгию Победоносцу, прося его молитв и заступления. При своей кончине уже в конце жития святого великомученика Георгия приводится его молитва за людей, которую он творит уже перед своим усекновением. И поразительные слова. Он, ведомый на усекновение мечом за город, где его собирались казнить, он молится о своих преследователях, молится о своих гонителях и молится о своих убийцах, говоря: «Прости им, Господи, что они по немощи и по неведению согрешили. Прости им грехи».

И вот мы в сегодняшний день приходим в храм великомученика Георгия, наверно, сегодня не чего-то земного просить, а просить спасения своим бессмертным душам и просить у него молитву за наши грешные души о прощении грехов наших.

Житие святаго великомученика Георгия

Святой великомученик и Победоносец Георгий родился в Каппадокии — побережье южное Чёрного моря. Родился в знатной семье христиан Геронтия и Полихронии. Отец его был подвергнут пыткам, мукам и заключениям, был подвергнут казни за Христа и скончался мученически. Мать, оставшись вдовой, проживала жизнь во благочестии. И поскольку в Палестине близ Иерусалима у них были обширные имения, как у людей богатых, она вместе с сыном приехала поближе к Святой Земле — туда, где проводил земную жизнь Христос Спаситель.

Вырос святой великомученик Георгий не только во благочестии, но как часто бывает, внутренняя красота отображается и на внешней красоте человека. Он рос сильным, крепким, мужественным, так что снискал вскоре некое внимание от императора Диоклетиана, который его за крепость сил, за храбрость, проявленную в боях, поставил сначала военачальником, а потом и комитом. Это была очень высокая должность, личные советники императора, которые сопровождали императора в походах.

Но Диоклетиан был язычник закоренелый. И вот он, в то время ревнуя о языческих богах, воздвигнул страшное гонение на христиан. Как войною, империя римская ополчилась против христиан. Потому что идол Аполлон бесами, которые обитали в нём, возопил: «Я не могу пророчествовать, потому что праведники мне мешают». Вопрошали его, император с жрецами: «Кто сии праведники?» «Это христиане, которые мешают нам», — говорили бесы через идола Аполлона.

Воздвиглось страшное гонение. Совет специально император созвал, что как истребить всех христиан во всей империи. Георгий, со скорбью видя это и слыша, будучи христианином, до этого тайно совершая службу Христу своей жизнью, Георгий Победоносец, на третий день, когда уже окончательно совет при императоре был собран, открыл своё христианство.

В изумлении смотрел император на мужественного своего и мудрого военачальника, который был мудр не по годам, будучи молодым, а был по благодати Божией мудрым советником его. Стремился сначала его уговорить, а затем подверг всяческим мукам и пыткам. Страшные пытки и муки терпел Георгий Победоносец: его заковывали в тяжёлые оковы и возлагали огромный камень при этом на груди, закапывали в яму с негашеной известью, думая, что она его истребит, вращали его на колесе, истыканном железными орудиями, заставляли пить насильно отравленное питиё, но ничто не вредило угоднику Божию. Промыслом Божиим из известковой ямы он выходил целым. Ангел, являясь, сокрушал колесо с орудиями пыток, и он вставал абсолютно здрав перед императором. Идолы в храмах языческих, куда его приводили с надеждой, что он принесёт жертву, сокрушались в пыль и прах, разбиваясь о землю. И множество других чудес творил святой великомученик Георгий, и множество людей через эти чудеса пришли ко Христу. Великое чудо воскрешения мёртвого совершил святой великомученик Георгий. И на это чудо волхв Афанасий, который говорил, что своим волхвованием он приведёт святого Георгия к покорности императору, — и тот исповедовал Христа истинным Богом и был казнён.

Множество народа золотом платили стражам темничным, чтобы они разрешили им прийти к Георгию великомученику на беседу с просьбой его святых молитв, потому что по его святым молитвам и дивные исцеления совершались, и дивные чудеса творились. Наши простые люди, крестьяне (забытое, к сожалению, это имя в нашем народе, ведь не князья, не императоры давали название «крестьяне», что значит «христиане», нашему сельскому народу по причине его благочестия). И вот, братья и сестры, есть причина, почему это благочестие наше христианское называло людей сельских (сейчас сельское население «аграрии» называют) раньше «крестьянами» называли, что значит «христиане». Наверно и мы потеряли образ жизни христианской, раз от нас это название отобралось, к сожалению.

Однажды пришёл простец крестьянин в темницу к нему и говорит: «Георгий, мой вол в лесу упал в пропасть и разбился, он был кормилец всей моей семьи. Помолись, чтобы мне как-то бедность мою перемыкать, эту горесть мою». И улыбнулся святой великомученик Георгий. Ведь подумайте, сколько любви, сколько простоты здесь, сколько здесь открытости по отношению ко всем людям. Он, советник императора, сам человек знатный, имевший обширные имения, военачальник, он принимает простого крестьянина с такой его простой просьбой и говорит: «Иди на то место, где упал твой вол, жив он, твой вол».

Когда крестьянин пришёл, он увидел, что вол его пасётся мирно на том месте, где лежал разбитый. Пойдя в гору, крестьянин тот, в простоте своей величая святого великомученика Георгия, восклицал: «Велик Бог христианский, велик святой великомученик Георгий Победоносец!» И за это и крестьянина казнили, что он проповедовал.

Вот мы, братья и сестры, видим, что казнили и волхва, казнили Анатолия и Протолеона, казнили и крестьянина. Даже царица Александра, видя чудеса, супруга императора Диоклетиана, исповедала Христа. И она была подвергнута мучениям, и на пути на казнь, уже изнемогая, она скончалась. И святой великомученик Георгий молился за неё, царицу Александру. А перед кончиной молился за своих гонителей.

О высоте благодарности в страданиях

И вот, братья и сестры, мы, взирая на житие святого великомученика, веря его святым молитвам, исповедуя его святость, мы, братья и сестры, здесь немного давайте задумаемся. Вот, казалось бы, — угодник Божий, праведной жизни, при жизни своей раздавший после смерти матери имение своё нищим и распустивший слуг своих, умерший в молодых летах, при этом благодарил Бога о том, что Он сподобил его мученического венца и сподобил его страданий. Благодарил Бога за то, за что, казалось бы, не благодарят — ведь мы воспринимаем как горе раннюю смерть. Страдания сами для себя не желаем — мы просим Бога избавления от страдания, от бед и от скорбей. Но тут же святые отцы и Священное Писание говорят: «Без скорбей невозможно спастись». Как же это так — без скорбей невозможно спастись?

Все мы, братья и сестры, грешим. И правосудие Божие требует наказания за преступления. И мы знаем, братья и сестры, что будет наказание в вечности нераскаявшимся грешникам. И вот сами скорби являются причиной Божией любви к нам: то есть Господь посылает нам что-то претерпеть в этом мире, какую-то скорбь, какую-то беду, какое-то страдание, для того чтобы нас уже здесь, на земле, очистить от грехов наших. Потому что Бог за один грех два раза не наказывает. Если мы что-то с благодарностью Богу и с терпением безропотно претерпели здесь, как наши деды и прадеды говорили: «Бог терпел, и нам велел», — если мы что-то здесь потерпели, со смирением принявши это как наказание Божие за грехи наши, то, соответственно, мы в вечности за это не будем уже наказываться. Поэтому сами скорби, сами страдания являются милостью Божией — Господь любит наши души, хочет быть с нами целую вечность, чтобы мы с Ним там пребывали. И причём в свете праведном — хочет Бог нас праведниками сделать. Ведь недаром Амвросий Оптинский говорит, что признак спасающихся христиан в последнее время — это будут скорби и болезни.

Ведь недаром в своё время купец елецкий, прибыв к протоиерею Иоанну Жданову, праведнику и духовному чаду Тихона Задонского, зашёл и говорит: «Я благодарю Бога: я богат, в чести, во власти, семья у меня, дом с достатком». И сказал ему протоиерей Иоанн: «Горе тебе, несчастный человек, ты пьёшь беззакония, как воду, и Бог забыл тебя, так что уже и скорбями не посещает». Задумавшись, вышел купец от протоиерея Иоанна, а ночью у него загорелся дом. И когда люди сбегались тушить, он вышел, упал на дорогу на колени, воздел руки к Богу и со слезами воскликнул: «Благодарю Тебя, милосердный Владыка. Наконец-то Ты вспомнил убогого и грешного недостойного раба Твоего и, любя меня, посещаешь меня скорбями». Вот так наши деды и прадеды относились.

Вспоминается рассказ Афонских старцев, как однажды они, приехавши в Александрию, увидели знатную жену, которая, придя со слугами в храм, плакала у иконы Спасителя и говорила: «Господи, что ж Ты меня забыл? Господи, что же Ты меня не посещаешь?» И думали, видно, эту вдову кто-то чем-то обидел, видно, какое-то горе у неё, кто-то её притесняет, раз она так горько плачет. И дождавшись, когда она кончит молитву, подошли к ней: «Что ты так плачешь, что ты так сетуешь? Видно, тебя кто-то обижает? Какое-то горе у тебя приключилось?» — «Да никакого у меня горя нет. Три года я уже живу безбедно, без скорбей, в любви и в почитании у людей. И даже сами болезни в течение трёх лет не приключались со мной. Вот я и молюсь Богу, и прошу, что же Он так меня забыл, что никакими болезнями и скорбями не посещает, не спасает мою грешную душу». Подивились старцы великой такой духовной крепости и духовной жизни сей вдовы.

Мы часто смотрим на смерть в раннем возрасте как на какое-то горе, как на какую-то беду, на саму смерть даже так смотрим по причине уменьшившейся нашей веры, что есть жизнь вечная. Мы смотрим, как на горе, и часто можно услышать: «Желаю тебе многих лет жизни». Ну, во-первых, конечно, можно понять: мы любим человека, желаем долгих лет ему, чтобы как можно дольше с ним общаться, как можно дольше его видеть. Но ведь мы все знаем, братья и сестры, что сколько бы мы лет ни желали, рано или поздно придётся всё равно нам расставаться с этим человеком. Но как с верующим, мы ещё и встретимся с ним там, в вечности — потому что жизнь-то не пресекается земным только этим бытием, она ещё в вечности есть. Поэтому, если мы желаем с человеком быть в вечности, так мы должны за него молиться, помогать ему жить праведно и самим стремиться жить по Заповедям Господним, чтобы вместе наслаждаться друг с другом общением и с Богом, и общением со святыми в блаженной вечности.

«У Бога нет больных, здоровых, старых, молодых. У Бога есть одно — готовый»

Мы часто «живи дольше» говорим. Давайте тоже задумаемся: ну живём дольше —80, 90 — и что при этом? Сил никаких нет у человека. Глазами бы всё переделал, а уже руки не поднимаются. И голова уже плохо работает, забывает. И болезни приключаются, а то и парализованный человек лежит по 7, по 8 лет, недвижимый. За ним ухаживают сродники, и он просит: «Господи, пошли мне смерть, потому что я уже не столько за себя, сколько за моих близких переживаю, что они со мной мучаются». Часто бывает так. И рано или поздно всё равно ж смерть забирает человека. Да и дело-то в том ещё, ведь чем дольше мы живём, казалось бы, блага желаем человеку — долгих лет жизни, да? Чем больше мы живём, ни для кого не секрет, тем больше грехов приобретаем.

Младенец умер — чисто ангельская душа к Богу пошла. Молодого человека Бог принял —тоже в своё время. Как, например, хозяйка вынимает пирог из печи — и не сырым, и не горелым, а тогда, когда он готовый. И тогда этот пирог и приятен, и гостям его не стыдно поставить на стол, так же? Вот так и Бог — вынимает нашу душу из нашего бренного тела тогда, когда мы готовы. У Бога нет больных, здоровых, старых, молодых. У Бога есть одно — готовый. И душу у человека Бог забирает в тот момент, когда она наиболее к Богу приближена, наиболее может спастись.

Или ещё Господь, бывает, пресекает жизнь человека, когда видит, что человек уже никогда не исправится. Мало того, жизнью своей он горе и беду другим причиняет, да ещё и других заражает грехом, а жизнь его во вред ближним. Вот тогда Господь берёт тоже и пресекает его жизнь, тогда смерть и пресечение жизни как наказание.

Поэтому дай, Боже, братья и сестры, нам жить в этом мире, осознавая, что мы здесь в гостях. Погостили немного какое-то время, сколько Господь определил, и билеты сдали: и на родину, туда, в вечность — там, где угодники Божии, где святые. А то, что эта вечная жизнь есть, так это несомненно, братья и сестры. Вот святой Николай Чудотворец. Он умер 1700 лет назад. Кто скажет, что его нет? Есть. К пустому колодцу народ за водой не ходит. Храмы в день его памяти переполнены народом, потому что сколько угодник Божий чудес сотворил, что имя «чудотворец» стало для него как имя собственное — Николай Чудотворец. Люди неверующие, нецерковные, знают, придя в церковь, говорят: «Где тут Николая Чудотворца икона? Свечку поставить». Живой? Живой.

Святой великомученик Победоносец Георгий: точно такой же угодник Божий, скорый помощник, заступник, молитвенник за нас. Он также жил, братья и сестры, и молится в сегодняшний день за нас пред Богом. Мало того, я дерзновенно скажу: он сегодня с нами. Почему? Потому что Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18:20). Значит, Господь среди нас, а где Господь — там Божия Мать, где Господь — там и Ангел, где Господь — там святые. Потому что Господь сказал: «Идеже Аз, там и слуга Мой» (Ин. 12:25‒26). Значит, и Георгий Победоносец здесь, с нами.

«Помните, молитва ― это не какое-то заклинание, это разговор — разговор с угодниками Божиими, с Самим Богом о наших бессмертных душах»

Серафим Саровский и многие угодники Божии говорили: «Когда умрём, приходите к нам на могилку, где наши тела будут лежать, и всё рассказывайте нам, как живым. И мы будем вас слышать и помогать». И вот мы стоим перед иконой, где вложена часть мощей великомученика Георгия. И ему тоже рассказываем, как живому, о наших бедах, о наших скорбях, о нашей надежде на его молитвенную помощь. И он сегодня всех нас слушает и слышит, и все наши молитвы немощные, которые по нашей недостойности достойны в недра наши возвратиться, а он берёт своими лёгкими молитвенными крылами и возносит наши грешные молитвы к престолу Божию и говорит: «Господи, они ж пришли почтить мою память. Неужели же я их оставлю без внимания, без помощи, без заступничества и неуслышанными?» Поэтому помните, молитва — это не какое-то заклинание, это разговор — разговор с угодниками Божиими, с Самим Богом о наших бессмертных душах.

Мы все здесь собрались, братья и сестры, почтить угодника Божия. Но и он сегодня здесь пребывает с нами, потому что мы к нему любовь проявили, а неужели он, святой, к нам любовь не проявит? Конечно же, проявит, потому что любовь эту являли при жизни своей и вместе с бессмертной душой его эта любовь пошла и в вечность, в нескончаемое бытие. Именно так деды и прадеды относились к угодникам Божиим — с живой верою, с живым чувством, с живою молитвою к сим угодникам Божиим.

«Сколько бы праздников ни было в этом мире, Пасха есть праздников Праздник и Торжество торжеств»

Мы в сегодняшний день, братья и сестры, празднуем Преполовение Пятидесятницы. Вот уже половина дней от Пасхи до Троицы совершилась. Так и жизнь наша уже какое-то время прожита. Но дело-то в том, что в нашей жизни есть особый смысл: мы не только здесь живём, мы ещё и там живём. Христос Воскресе из мертвых, смертью Своею смерть поправ, и сущим во гробех жизнь — живот даровав.

Поэтому, братья и сестры, сколько бы праздников ни было в этом мире, Пасха есть праздников Праздник и Торжество торжеств. Почему мы сорок дней до самого Вознесения не перестаём друг друга приветствовать: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» И сразу улыбки у всех на лицах — и у старых, и у молодых, и у детей, и у взрослых. А детки на Пасху «Воистину Воскресе!» у нас в Лавре так кричат, аж подпрыгивают на месте от радости! Да и у взрослых такая радость, такое величие этого праздника, который заставляет не спать в пасхальную ночь, а Богу молиться. Почему? Потому что жизнь жительствует, смерти нет. Добро победило зло, жизнь победила смерть.

И всё это, братья и сестры, наше Святое Православие. Это вера апостольская, которая называется так по той причине, что мы неповреждённо, от Христовых учеников, от апостолов приняли эту веру и храним её по сей день. Радость, что мы, братья и сестры, по сегодняшний день являемся носителями Святого Православия, а скорби, беды, болезни — ну что ж, ну по грехам нашим приемлем. Надо каяться и Бога просить. И даже посреди падения нашего, посреди отчаяния, казалось бы, не будем давать врагу радоваться о нашем ропоте, о нашем недовольстве, о нашем пессимизме. Даже посреди падения встаньте и творите добро. Даже посреди «в грех впали» — тут же повернитесь, сотворите что-то ради Бога, а грех свой сокрушенно с воздыханьем и плачем оплачьте.

«Как важно исповедовать грехи, какие последствия бывают от грехов наших»

Часто мы, бываем, обижаемся: тот на нас не так глянул. Так и мы ж не так на кого-то смотрели. Обижаемся: кто-то нас осуждает — и мы осуждали. Говорят: нас обокрали… Так и мы воровали, особенно в колхозах, что там греха таить — сам грешный был таким. И так можно перечислять и перечислять, братья и сестры, что если что-то от кого-то мы и терпим, так это как раз Господь правосудием Своим за наши же грехи даёт и нам что-то потерпеть.

Вспоминается как у одного крестьянина рождались детки слепые: один слепой, второй, третий. И он пошёл к старцам Оптинским. «Такая беда, — говорит, — детки, слепые рождаются». А старец ему отвечает: «Вспомни своё детство». Тот говорит: «Не могу вспомнить ничего». «А я тебе напомню, — и прозорливым своим взором, прозирая всё его детство, сказал: — Когда-то вы коней пасли в ночном, и ты нашёл гнездо с птенчиком. И троим ты выколол глазки, а четвёртого оставил. Вот четвёртый ребёнок у тебя будет зрячий».

Поэтому как важно исповедовать грехи, какие последствия бывают от грехов наших. Или, как говорил старец Нектарий: «Когда-то я стоял возле колодца за водой. Было скользко, лёд вокруг от налитой воды. И вот ключом из колодца, доставая воду, впереди меня монах, не зная, что я сзади, да ключ через плечо так подал, что заострённый конец палки ключа колодезного остановился возле моего глаза». «А мне вдруг, —говорит старец Нектарий, — вспомнился сразу же случай из моего детства. Когда-то моя мама сидела и шила, а я игрался, маленький, с котёночком. И я взял иголку у мамы и, любуясь глазками котёночка, такие, как бусинки, по неразумию детскому своему, решил попробовать, что будет, если я иголочкой кольну в этот глазик. И занёс иголочку, и хотел уже кольнуть, а мама увидела и вскричала: «Упаси тебя Бог, сынок! Сохрани Бог тебя, сынок, от этого!» И я, конечно, не сделал этого, и мама забрала у меня иголку. Так вот когда заострённый конец ключа колодезного остановился у моего глаза, мне сразу вспомнился случай из моего детства».

«Всё, что ни приходится терпеть — скорби, болезни, беды — помните, что через это Господь исцеляет и спасает наши души»

Вот как всё связано, как наши грехи, как наши поступки связаны с нашей жизнью, с будущим состоянием нашей души. Поэтому, братья и сестры, всё, что ни приходится терпеть, всё, что ни приходится — скорби, болезни, беды — помните, что через это Господь исцеляет и спасает наши души. Ведь врач, леча человека, ведь он его не кормит сладким и вкусным — горьким лекарствами, вены прокалывает, чтобы капельницу вставить, операции делает, ампутацию ноги или руки, причиняя боль человеку, чтобы сохранить живым человека. И мы потом этому врачу благодарны и благодарим его, забывая, что он нам болезни причинял, и боли, зная, что ведь он это всё делал ради пользы нашей.

Вот так и Бога благодарите, как врача душ наших. Тело — сегодня мы живём, завтра скончались, и нас отнесли и около родственников рядом положили. И придут к нам на Пасху и будут над нами петь: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», а мы незримо душами будем присутствовать и при этом радоваться, что «Господи, это тело моё тут лежит, а душа вот она. За неё молятся, и Господь её исцелил от многих лютых грехов и духовных болезней».

И я в сегодняшний день радуюсь и веселюсь, потому что нет смерти, а жизнь жительствует. Поэтому мы с вами, братья и сестры, в Попразднество праздника Пасхи радуемся и веселимся, при этом каемся в грехах наших, не забываем, что надо каяться, и молимся святому великомученику Георгию. Если он за врагов молился, то как же он сегодня за нас молится! Но главное, чтобы мы молились, беседуя с сим угодником Божиим о нашей жизни.

«Поэтому в наше время старайтесь как можно много добра делать, добрых слов, добрых дел, добрых мыслей»

А самое главное, не только за себя ему сегодня молитесь и просите — за всё наше Отечество, потому что кроме наших физических болезней у нас Отечество духовно больное сейчас. Потому что все мы от Адама и Евы, братья и сестры. И любая война — она братоубийственна, потому что ведь мы родственники все по Адаму и Еве. Но, к сожалению, кроме Адама и Евы в нашем роду были Авель праведный и Каин братоубийца. Вот когда мы грешим, то Каиново семя, Каинова кровь в нас берёт силу и заставляет нас творить зло и неправду. А когда мы начинаем творить добро, милосердие друг другу, то тогда Авелево семя в нас действует и Авелева праведность, живущая в нашей душе.

Недаром Достоевский Фёдор Михайлович говорил, что здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца человеческие. Поэтому в наше время старайтесь как можно много добра делать, добрых слов, добрых дел, добрых мыслей. Милостыню подавать, потому что милостыня избавляет от погибели и «блаженни милостивые, яко тии помиловани будут» (Мф. 5:7), «И суд без милостыни, — говорит Господь, — не сотворившему милость

Поэтому старайтесь, братья и сестры, быть Христовыми, быть Божиими! Творить добро, воскрешать в себе праведность Авелеву, через это погашая неправедность и братоубийство, и злобу Каинову и зависть не допуская. Чтобы быть, братья и сестры, христианами не только по названию, а по состоянию своей души, или праведности, ну хотя бы в стремлении к этой праведности. Или, по крайней мере, в покаянии о своей неправедности, о своей греховности, когда мы жили, Бога забывая, считая: «а, все так живут, и я так проживу». Нет, не все так живут, многие живут праведно и свято. Дай Боже, на эти примеры обращать внимание, а не на те, которые ведут нас к погибели. И в том да поможет нам своими молитвами святой великомученик и Победоносец Георгий. Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения в день памяти св. вмч. Георгия-Победоносца. 6 мая 2015 г.

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *