День памяти апостола Иоанна Богослова и преподобного Арсения Великого (аудио, видео)

аудио / видео

21 мая совершается память одного из 12 апостолов, брата апостола Иакова, евангелиста, прозванного Церковью Богословом и «апостолом любви», ближайшего и любимого ученика Иисуса Христа — апостола Иоанна Богослова, а также одного из великих подвижников первых веков христианства — преподобного Арсения Великого.

Проповедь епископа Арсения в день памяти апостола Иоанна Богослова и преподобного Арсения Великого, 21 мая 2010 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Собираясь ежедневно в храмах Божиих на Божественную службу, мы, братья и сестры, молимся Триипостасному Богу, в Троице Святей славивому, молимся Царице Небесной, молимся угодникам Божиим, которые, будучи порождением рода человеческого, святостью своей жизни наследовали вечное нескончаемое бытие вместе с Богом, и по слову Господню, особое дерзновение — молиться за род человеческий. Господь в Евангелии сказал Своим апостолам, говоря о возвышенном их призвании и служении: «Вы бози есте» (Пс. 81:6), — называя их богами даже, по святости и по присутствию в них Божественной благодати, — и «Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16). В другом же месте говорил: «Вы друзи Мои есте» (Ин. 15:14), говоря о них, как о друзьях Своих. И это говорил не просто человек — это говорил Господь, Творец мира, принявший на Себя человеческую плоть. Он говорил Своим ученикам и апостолам, называя их по благодати богами, называя их друзьями Своими, и особое дерзновение внушая им. Не дерзость, нет, — потому что дерзость происходит от гордости, а дерзновение — от искренности, как у ребёнка к матери или к отцу: от искренности и от любви особое дерзновение что-то у них просить, на что-то жаловаться, делиться своей радостью, своими переживаниями. Вот это дерзновение, которое из-за святости жизни имели святые угодники Божии. Они имеют особую возможность молиться за род человеческий.

Несомненность святости угодников Божиих

Вот поэтому, братья и сестры, веками, наряду с прославлением Святой Троицы, Ангельских Сил, Пречистой Божией Матери, наряду со святыми апостолами, мы почитаем множество, сонмы угодников Божиих, которые молятся за род человеческий. Есть угодники Божии, слава о которых, как молния, облетела весь мир. Есть угодники Божии, которые — местночтимые, и о которых, может, знают только те люди, которые живут в той или иной местности, где прославились святостью жизни эти люди. Как апостол Павел говорил о святых: «Ина слава солнцу, и ина слава лунe, и ина слава звeздам. Звeзда бо от звeзды разнствует во славe» (1 Кор. 15:41). Так и святые угодники Божии.

Спросить: «Кто не знает Николая Чудотворца»? Его знают не только церковные люди, но и малоцерковные и нецерковные, неверующие люди знают о Николае Угоднике. Мало того, язычники, мусульмане почитают Николая Угодника. Кто не знает о Пантелеимоне Целителе? Кто не знает о других угодниках Божиих, которые просияли в нашей Святой Руси, таких, как Сергий Радонежский, Александр Невский, имя которого даже безбожная атеистическая пропаганда не смогла искоренить из советских учебников, как патриота, героя, искренне любящего своё Отечество, но кроме того, человека глубоко церковного, и при скончании жизни своей — монаха схимника? Кто не знает Дмитрия Донского?

И таких множество можно называть и называть, братья и сестры. Существуют ещё угодники Божии, которые являются покровителями храмов, построенных в их честь, и названых их именем. И поэтому им особые службы совершаются в этих храмах или в этих обителях, где были или есть престолы этим угодникам Божиим, исповедуя их, как особых молитвенников за данное место, и за людей, за которых они молятся, находясь у престола Божия, как друзи Христовы. Мы сегодня празднуем память угодников Божиих величайших в своей славе у Бога.

Пример истинной любви в житии апостола любви — Иоанна Богослова

Апостол Иоанн Богослов, названный Богословом за высоту своей богословской мысли, и даже символом Иоанна Богослова, когда его пишут на иконах, является орёл, изображённый рядом с ним, как символ недосягаемой высоты полёта богословской его мысли. А всё это было благодаря его чистоте, его любви ко Христу Спасителю и ближним, его преданности учению Евангельскому. Ведь он был любимый ученик Христов даже среди двенадцати апостолов. И когда Господь говорил, что один из вас Меня предаст, апостол Пётр просил именно Иоанна Богослова: «Cпроси ты у Спасителя, кто же будет этот предатель»? Иоанн Богослов, преклонивши главу свою ко Христу Спасителю, вопросил Его об этом, и Тот ему ответил, не всем апостолам, но Иоанну Богослову. Избранничество Иоанна Богослова видим и впоследствии, когда он уже был маститым старцем и гонимым, как и все апостолы за проповедание Евангелия, ему были открыты тайны будущего века и кончины мира. И он написал книгу Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова. До сих пор таинственность этой книги раскрывается и раскрывается православными богословами, и раскрывается самими событиями, которые описаны в этой книге, и о которых говорил Иоанн Богослов по откровению свыше, наделённый благодатью Господней, как любимый ученик Христов.

Целомудренный девственник, который дал пример жизнью своей многим монашествующим подвизаться ради Бога, как и пророк Илия, как Иоанн Предтеча, так и Иоанн Богослов, любимый ученик Христов, в девстве и целомудрии проведший всю жизнь и скончавшийся уже около ста лет отроду. И когда у него уже сил даже не было посещать церковные собрания и посещать церковь Божию, его приносили туда на руках. И он от старости уже не имел возможности много говорить и проповедовать. Все апостолы были уже или скончавшиеся мученической кончиной, или погибшие от руки гонителей, и только Иоанн Богослов ещё был жив, и на него смотрели и слушали с особым вниманием его слова. В старости, когда его приносили в церковное собрание, он только повторял: «Детки, любите друг друга». Сколько в этих словах кратких глубинного желания, чтобы люди любили Бога и друг друга. И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? А ведь это часто повторялось не только в церковных собраниях, но возьмите Первое Послание Иоанна Богослова, Второе Послание Иоанна Богослова Соборное, как часто там, братья и сестры, Иоанн Богослов употребляет слово любовь по отношению к Богу, по отношению к ближнему. И когда у него спрашивали, почему он так часто употребляет это слово, он говорил: «Cохраните это, и этого будет достаточно для вашего спасения».

«Любовь к Богу и любовь к ближнему — две основные заповеди, о которых сказал Господь Иисус Христос»

Как часто мы забываем эти наставления! Как часто мы, братья и сестры, будучи христианами, просто забываем, что такое любовь. Любовь — это не вседозволенность, нет. Любовь — это не потакание прихотям молчаливое (это малодушие). Любовь бывает и строга, любовь бывает обличительна, любовь бывает назидательна, любовь бывает молитвенна до слёз. Искреннюю любовь имеют к нам наши родители, и они часто и назидали нас словами, и наказывали, может быть, нас за то или иное нарушение нравственного закона. Но они и плакали за нас, и молились перед образами часто. И мы знаем, братья и сестры, что во всём их по отношению к нам настроении проявлялась именно искренняя любовь. Любовь к Богу и любовь к ближнему — две основные заповеди, о которых сказал Господь Иисус Христос: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Чего не хочешь себе, того и ближнему не твори. Не хочешь, чтобы тебя обманывали, и ты не обманывай. Не хочешь, чтобы перед тобой лицемерили, и ты не лицемерь. Не хочешь, чтобы тебя осуждали, и ты не осуждай. Не хочешь, чтобы злословили тебя, и ты не злословь. Не хочешь, чтобы тебя обворовали, и ты не воруй. И множество так, братья и сестры, можно перечислять и перечислять.

«У нас есть один духовный руководитель — это Святое Евангелие, и есть ещё наша совесть»

И в сегодняшний день, вы знаете, часто можно говорить, что вот, в наше время недостаток духовных руководителей, в наше время недостаток пастырей высокодуховных, о которых мы читаем в книгах о подвижниках благочестия или житиях святых. Но ведь мы сами не хотим слушать этих пастырей. Возьмите, почитайте Соборное Послание Иоанна Богослова в сегодняшний день. Вы побеседуете как будто с самим Иоанном Богословом. Возьмите, почитайте творения святителя Игнатия Брянчанинова. Его слова и назидания — это как будто беседа с самим святителем Игнатием Брянчаниновым. Прочитайте Феофана Затворника, почитайте древних подвижников благочестия, почитайте жития святых, где они говорят со страниц житий своих, говорят жизнью своей и словами своими нам в назидание. Но говорят, что нет сейчас духовных руководителей, некому нас назидать. У нас есть один духовный руководитель — это Святое Евангелие, и есть ещё наша совесть. Часто мы их слушаем?

Взирая на заповеди Божии или прислушиваясь к голосу своей совести, мы, братья и сестры, чётко можем сказать, что не так часто мы вспоминаем заповеди в жизни своей, в этой, земной, оправдываясь: «А, все так живут, и я так буду жить». Но ведь не так жили наши деды и прадеды, не так жили угодники Божии. И поэтому если мы хотим свою жизнь сравнивать, то надо сравнивать не с худшими, а с лучшими. Не авторитет безбожников и атеистов, и их советы, ущербные советы подчас для души нашей, должны слушать, и им следовать, а советы угодников Божиих, которые святостью своей жизни зарекомендовали и истинность, и пользу того, что они советуют. Потому что они сами испытали в своей жизни, на примере которой доказали, что так можно жить, и так — правильно жить. И так это для человека, именно как для звания человеческого, — высоко так жить.

Назидание в смирении в житии преподобного Арсения Великого

Сегодня празднуется ещё память, братья и сестры, преподобного Арсения Великого. Во всей Римской империи не было человека мудрее. Ведь дело в том, что когда император Византийский начал искать воспитателя для своих детей — царевичей Аркадия и Гонория, которые впоследствии были императорами Римской и Византийской империй, он во всей Византийской части и во всей Римской части искал человека не только премудрого по мудрости и научению, но ещё и человека, имеющего личное благочестие. Вся империя искала такого человека, и нашли одного — дьякона Арсения из Рима, который и личным благочестием отличался, который был и мудрецом по образованию, но при всём этом личное благочестие его выражалось и в глубочайшем смирении. Предание говорит, что преподобный Арсений Великий был ещё и крёстным отцом царевичей, которых он воспринимал от купели святого Крещения. А император Феодосий, однажды посетив урок и увидев, что царевичи сидят, а он стоит перед ними, ведя урок, возмутился и сказал: «Они должны стоять перед тобою, а ты должен сидеть перед ними». Он ответил, что царское достоинство требует особой чести и уважения. И тогда император Феодосий сказал: «Слишком рано говорить о их царском достоинстве. Если они будут царствовать благочестиво, если они будут действительно премудрыми управителями своих империй, если они будут действительно благочестивыми людьми, тогда они достойны уважения, а пока что они в научении у тебя, и ты должен научить их премудрости человеческой и духовному, и нравственному закону».

Царедворец, который в близких отношениях был с самим императором, удалился из царского дворца в пустыню, где прожил до скончания своей жизни в глубочайшем смирении и молчаливом уединении. Сам приход его к преподобному Иоанну Колову, известному подвижнику древности, свидетельствует о его глубочайшем смирении. Когда он пришёл к нему, представьте, бывший царедворец, крёстный отец царевичей с просьбой, чтобы он принял в монашескую общину и в монастырь, то Иоанн Колов, желая испытать его смирение (в это время шла трапеза, обед), взял кусок хлеба и бросил ему на пол. И Арсений Великий встал на четвереньки, взял этот кусок хлеба, отошёл в угол и стал там есть. Тогда Иоанн Колов спросил перед всей братией: «Почему ты поступил так»? И сказал преподобный Арсений: «Я воистину не достоин звания человека, по грехам своим я хуже скота, хуже твари, поэтому и брошен мне хлеб, как одной из бессловесных тварей. Поэтому и есть должен, как пёс смердящий, этот хлеб не вместе с людьми, а сидя в углу, в отдалении от людей». И когда потом преподобный Арсений вышел, Иоанн Колов сказал: «Это будет великий подвижник».

Самоуничижение, смирение, искренняя любовь к Богу, — он не мог и оторваться от постоянного молитвенного пребывания с Богом. И если некоторые ему говорили, что вот, другие преподобные отцы принимают учеников, принимают посетителей, подолгу беседуют с ними, преподобный Арсений кратко ответил: «Чада, я не могу одновременно быть и с Богом, и с вами». Настолько глубоко было созерцательное молитвенное общение с Богом этого угодника Божия, которого Церковь назвала великим — преподобный Арсений Великий.

В честь этого угодника Божия был назван при постриге первый по возобновлении настоятель нашей святой обители, архимандрит Арсений (Митрофанов), который в 1844-м году вместе с братьями Глинской пустыни пришёл и возобновил эту святую обитель после екатерининского закрытия. Мощи его сегодня возлежат справа здесь у нас, перед солеёй, и они были чудесным образом обретены в прошлом году (проповедь 2010 года — прим. ред.). Сам преподобный Арсений Святогорский был погребён в усыпальнице меловой скалы. После закрытия монастыря в 1922-м году, конечно же, пещеры подверглись осквернению и всякому поруганию. Погребения в усыпальницах, в которых находились мощи преподобных, были выброшены из окна на склоны под Святой Скалою. Но тогда ещё служили, до 1931-го года, в церкви Всехсвятской на монастырском кладбище, где ныне деревянный скит. Она была взорвана в 1947-м году, а до 1931-го года она существовала и действовала. И при ней оставалась последняя община монашествующих, где был настоятелем тогда игумен, впоследствии — схиархимандрит Михаил, который также прославлен ныне в лике преподобных. Его мощи с этой стороны у нас, у солеи также лежат.

Обретение мощей преподобных святогорцев Арсения и Исаакия

И вот, в прошлом году, братья и сестры, уже после канонизации наших угодников Божиих, те мощи, которых мы знали угодников Божиих, где погребены, обрели, а мощи преподобного Арсения Митрофанова мы не надеялись когда-либо обрести, потому что из пещеры его мощи были выброшены, и неизвестно, где находились. Но существовало такое предание, что мощи его где-то скрыты. И вот в прошлом году накануне праздника Рождества Иоанна Предтечи на Всесвятском скиту, возле новопостроенного большого деревянного храма Всесвятского, мы начали планировать территорию. Поскольку за храмом, за алтарем располагалось древнее монашеское кладбище, то мы решили пока прокопать поперечную траншею за алтарем, чтобы обнаружить могильные пятна, что если есть там могилы, то их восстановить, потому что за алтарем обычно хоронили подвижников благочестия или же монашествующих в священническом сане. И чтобы восстановить их погребения, мы решили обнаружить, есть ли там и какое количество погребений. И вот когда мы прорыли поперечную траншею через могилы, на глубине около метра мы обнаружили деревянный ящик, который по форме был квадратный и не походил совсем на гроб. Об этом сразу отец Амвросий с братией сообщили, и я конечно выехал сразу туда, чтобы посмотреть. Когда расчистили этот ящик и подняли верхнюю крышку, там оказалось нечто, замотанное в чёрную монашескую мантию. Ящик был небольшой по размерам, и мы недоумевали, кто мог быть погребен в этом ящике, или что там находилось. Потому что могло быть кто-то и младенцев там хоронил, как было, когда в военное время много младенцев здесь из семей, которые жили уже на территории монастыря, погребено. И за хоздвором могилы их существуют и везде, которые умирали в военное лихолетие. Но когда мы сняли саму мантию, чёрную монашескую, в которую были замотаны чьи-то мощи, мы обнаружили такого воскового желтого цвета косточки, которые, по словам Афонских старцев, свидетельствуют об особой святости почившего. Среди этих косточек лежала бутылка, и в бутылке лежало письмо, написанное рукою, которая нетленна сегодня открыта, схиархимандрита Михаила. И в этом письме было написано: «Божией милостью в сем ковчеге скрыты мощи преподобного отца нашего Арсения (Митрофанова), первого по возобновлении настоятеля Святогорской пустыни. Его мощи были в 1924-м году выброшены, в апреле месяце, из пещер меловой скалы, и я послал пономаря, монаха такого-то, чтобы он собрал мощи. И он, к великой радости, собрал мощи преподобного Арсения и обрёл его всечестную главу, и всё это принёс на Всехсвятский скит. И по откровению свыше, — как написано в тексте, — по откровению свыше, Богу, тако соизволившему, мы скрыли сии мощи в могилу почитаемого старца и прозорливца преподобного Исаакия».

Чудесное знамение при обретении честных мощей святогорских святых

Указание было на то, что в этой могиле покоится ещё один преподобный прославленный Святой Церковью Исаакий (Головин), великий угодник, имевший дар прозрения при жизни, которого чудотворцем почитали ещё во время его жития. Было отменено вечернее правило в монастыре, вся братия была созвана на Всесвятский скит. С особым трезвоном встретили мы это известие колоколов. И отслужили первый молебен прямо на могиле, ещё не поднимая мощей, они находились там, внизу. До этого, раскапывая мощи и очищая ковчег с мощами, ничего особого не ощущалось: обыкновенный запах гнилого дерева, сырой открытой земли и не больше. Но как только собралась вся братия, и был отслужен молебен преподобному Арсению и Исаакию, и братья спустились, чтобы поднимать ковчег с мощами преподобного Арсения, то вдруг братья, спустившиеся в могилу, подняли удивлённый взор и говорят: «Владыко, так ведь здесь такое благоухание»! И когда они подняли мощи, как будто разлитое миро запах, распространился повсюду. Эти мощи положили в гробик в анатомическом порядке, и братья на коленях, и так, стоя, обступили этот гроб, и тонкий такой, надмирный запах особый исходил от этих святых мощей. И Господь, подумайте, как явил чудо, ведь не сразу было это благоухание. Если бы оно было сразу, мы могли бы подумать, что перед погребением их особыми благовониями намастили. Но благоухание началось только после того, как братья соборно отслужили молебен у могилы при обретении святых мощей, этим показав особую благодать, которую имел преподобный Арсений (Митрофанов).

Его мощи, просушивая, поставили в ризницу, и каждый день ризничий и братья, которые заходили в ризницу, свидетельствовали, что утром, когда заходишь, распахиваешь двери, как будто миро разлито, настолько концентрированный запах и благоухание. И поныне мощи преподобного Арсения источают благоухание. Да, уже стоя здесь, в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, который он закладывал и во время строительства которого он скончался. Он закладывал этот собор. Он мечтал об этом соборе, думая о нас с вами, что мы сюда соберёмся и будем здесь молиться Богу.

Кроме того, братья и сестры, в сегодняшний день ещё хотелось бы поделиться утешительной новостью, связанной не только с житиями подвижников и угодников Божиих, которых мы сегодня поминаем, но и с правдой исторической, которая восстанавливается в нашей святой обители. Именно в этом году, братья и сестры, нам отдали участки земельные (в этом году принято решение), на которых когда-то были построены Преображенский храм на горе Фавор, храм Ахтырской иконы Божией Матери, у алтаря которого был погребён Иоанн Затворник, и также отдали землю скита преподобного Арсения Великого. Уже два года лежат рабочие проекты на восстановление этих храмов. Конечно, всё мы сейчас объять не можем, потому что в настоящее время обитель четыре храма строит и один храм старинный, XIX века, реставрирует в окрестных сёлах.

Но раз Господь даёт эту землю, раз Господь даровал нам уже и рабочие проекты на восстановление этих древних наших святынь, то я думаю, с Божией помощью, как мы восстановили и Успенский собор, и комплекс лаврский, потихонечку мы будем отстраивать и святыни, которые связаны с именами великих угодников Божиих древности и угодников Божиих, почти что нам современных, которые молились и трудились в этой святой обители, которые здесь стояли в этих святых стенах.

Мы в сегодняшний день, братья и сестры, поминая угодников Божиих, должны помнить, что мы не просто бездумно должны выслушивать сегодня стихиры и тропари, которые поются. Ведь эти угодники Божии живы. И как мы живого человека просим о какой-либо помощи нам грешным, так и угодников Божиих мы должны с живым сердцем, с живым разумом просить о своих каких-то или трудностях, или бедствиях, или делиться и благодарить их за ту радость и за то утешение, которое они нам принесли и приносят. И мы в сегодняшний день, прикладываясь к мощам угодников Божиих, целуя изображения на иконах угодников Божиих, будем просить у них, братья и сестры, милости Божией. Как они её стяжали святостью своей жизни, то мы, не имеющие этой святости, просим милости Божией, которая бы снизошла нам по их святым молитвам, как друзей Божиих. Просите угодников Божиих, молитесь им. Ведь они при жизни учили любви к Богу и любви к ближнему. И это учение их не только словесным было, но было подкреплено, засвидетельствовано самим образом жизни их. И по отходе из этого земного жития они сохранили ту же любовь к Богу и ту же любовь к ближнему.

«Если не будет искренней молитвы к Богу и о душах своих, и об Отечестве своём, и о ближних своих, то и миру не стоять — мир разрушится, потому что молитвой стоит мир»

И будем в сегодняшний день просить их, чтобы они восполнили в нас недостаток такой великой добродетели, как любовь, как смирение, как терпение, молитвенность, чистота и целомудрие. Так у нас не достаёт, братья и сестры, этих добродетелей. И молитвенного настроения не достаёт в нашем обществе. Умирают старые люди, преданные Церкви, а вместе с ними всё меньше и меньше, слабее и слабее делается молитва. Сказать о себе, заглянув внутрь своей души, скажем искренно, что мы очень слабы в молитве и очень нерадивы в молитве. Это касается и пастырей, это касается и мирян. Всё надеемся на свои человеческие силы, на изменение человеческого строя, на изменение каких-то принципов управления государством, ещё на что-либо взирая, всё нерадим и не просим у Бога того, в чём нуждаемся. Часто ропщем, часто унываем, часто расстраиваемся, потому что у нас что-то не ладится или что-то в нашей жизни не так. И в то же время у Бога этого не просим, и у угодников Божиих не просим помощи в данных наших переживаниях, в данных наших бедствиях. А ведь молитвой мир стоит. Если закончится молитва, если не будет искренней молитвы к Богу и о душах своих, и об Отечестве своём, и о ближних своих, то и миру не стоять — мир разрушится, потому что молитвой стоит мир.

«Чем люди ближе к Богу, тем они ближе друг к другу. И чем дальше от Бога, тем они дальше друг от друга»

Мы должны сами научиться молиться, и самое главное — приучить молиться наших детей и наших внуков, чтобы и по нашей смерти, братья и сестры, молитва не прерывалась к Богу, и чтобы было кому нас вспомнить по нашей смерти. Не только поставить водку на столы, нарезать колбасы и сказать: «Давай помянем нашего отца или мать». А самое главное, чтобы было кому поставить свечу и с воздыханием сердечным и со слезою помолиться за почивших своих родителей. Сами молитесь и приучайте с детства и детей своих, и внуков к этой великой добродетели. А если будут они, братья и сестры, стремиться к молитве, то и жизнь свою они будут в соответствии с заповедями Божиими налаживать. Если у них живое сердце будет к Богу, то живое сердце будет и по отношению к нам, грешным. Потому что чем люди ближе к Богу, тем они ближе друг к другу. И чем дальше от Бога, тем они дальше друг от друга. Помните эту мудрость, которую оставили нам святые отцы, и постарайтесь, братья и сестры, чтобы то, что нам передали деды и прадеды, отстоявши в годы гонений и страшных искушений безбожия, чтобы это не закончилось на нашем поколении. Чтобы Русь Святая была не только по названию, но по образу жизни и по принципу стремления к Богу, к нравственности и к духовности, действительно, Святой Русью. Аминь!

Проповедь епископа Арсения в день памяти апостола Иоанна Богослова и преподобного Арсения Великого. 21 мая 2010 г.

Один комментарий

  1. Ирина

    Христос Воскресе !!! Поздравляю Владыку Арсения и регента архимандрита Арсения с именинами.Желаю здоровья и многие лета ,терпения ,пусть Господь услышит Ваши молитвы и благословит Ваши начинания а Царица Небесная сохранит всю братию и обитель от всяких потрясений и бед .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *