Поминальная суббота накануне праздника Троицы

Суббота этой недели именуется Церковью Троицкой родительской субботой. В этот общий день поминовения усопших совершается память всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших.

Проповедь архимандрита Исихия (Клыпы), 30 мая 2015 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В нынешний день, братья и сестры, Святая Православная Церковь, как любящая мать, которая простирает свою любовь на всех своих духовных чад — не только на тех, которые находятся в этой временной, скоро преходящей жизни, но и на тех, которые окончили уже своё земное существование и находятся там в вечности, Святая Церковь простирает свою любовь и обнимает ею и тех отшедших наших усопших сродников, знакомых или близких, которые находятся уже не в этой, но неизменяемой, непреходящей вечности.

Не изменяются они, ни эта вечность, ни сами по себе эти родственники, — их состояние неизменяемое, — само бытие там, Царство Небесное и адские муки неизменяемы, но состояние наших родственников может измениться.

Оно может измениться по причине той любви, которую мы будем испытывать к ним, и если мы будем стараться своими молитвами, раздаянием милостыни и приношением бескровной жертвы, движимой нашей любовью, омывать те прегрешения, которые наши родственники не успели очистить своим чистосердечным раскаянием или теми добрыми делами, которые они по своей немощи, общей нашей человеческой, не смогли совершить в этой земной жизни.

«Наши усопшие родственники, которые находятся в адских мучениях, являются такими же больными и немощными людьми, которые нуждаются в том, чтобы мы помогали им своими молитвами»

Здесь, не земле, мы видим много обществ, которые стараются заботиться или о бедных, или о больных, или об увечных людях. Они собирают средства, устраивают разнообразные мероприятия и потом эти собранные средства пытаются перевести тем или иным больным или немощным людям. Но наши усопшие родственники, которые находятся в адских мучениях, являются такими же больными и немощными людьми, которые нуждаются в том, чтобы мы помогали им своими молитвами. И только одна организация ― Святая Православная Церковь может помочь, и те наши молитвы, ту нашу любовь и наши устремления к помощи этим нашим родственникам может перенести в ту загробную, нескончаемую жизнь.

Поминовение на Божественной литургии

Самое главное поминание, которое существует, ― это Святая Бескровная Жертва, когда священники вынимают из просфор частицы за упокоение наших умерших родственников, которые в конце Божественной литургии опускаются со специальной молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих», опускаются в чашу, и там частицы эти омываются Пречистой Кровью Господней. В это время Господь омывает и грехи тех людей, за которых вынуты эти частицы.

Поминанье это столь велико, что даже святые угодники Божии просили о нём. Так, Феодосий, архиепископ Черниговский, после своей смерти являлся преподобному Алексею Голосеевскому и просил, чтобы он совершал бескровное поминовение за его уже умерших родственников ― иерея Никиту и Марию. А когда преподобный Алексий спрашивал: «Неужели, отче, твоя молитва в Царстве Небесном не сильнее моих молитв?», святитель Феодосий отвечал, что «достоинство Божественной литургии столь велико, что оно превосходит мои молитвы у престола Божия».

Поэтому будем всячески стараться по мере наших сил имена наших родственников подавать на сорокоусты или на более длительные поминания, или хотя бы на одноразовые заупокойные поминания на литургию, чтобы Пречистая Кровь Христова омывала их прегрешения.

Милостыня и личная молитва за усопших

Второе по силе действо ― это то, когда мы стараемся раздавать милостыню и просить больных или увечных, или немощных людей, чтобы они совершали поминовения за наших умерших родственников. Но даже если мы раздадим и такому человеку, который не будет совершать поминовения, то Господь, видя наши действия любви и зная, в память какого человека мы приносим и раздаём ту или иную милостыню, будет вменять ему это доброе дело и очищать его от согрешений.

И наши личные молитвы тоже должны не оставаться хладными и бездейственными. Мы должны вспоминать слова Христовы: «как вы хотите, чтобы поступали по отношению к вам люди, так старайтесь поступать и вы» (Мф. 11:12). Мы должны мысленно ставить себя на место тех людей, которые уже не могут изменить своё состояние сами, но которые желают этого изменения.

Старец Паисий говорил, что девяносто процентов тех православных крещёных людей, которые находятся в адских муках, они хотят, чтобы за них были совершаемы молитвы, и чтобы их состояние изменилось. Только десять процентов находятся там в состоянии ожесточения, они не хотят, чтобы за них молились и сами не желают изменяться и войти в Царство Небесное, настолько ожесточённы их души.

Но остальные желают этого изменения. И поэтому мы, ставя себя на место наших умерших родственников, как бы мы хотели, чтобы за нас молились со вниманием, с усердием, с каким-то сердечным сокрушением, а не с холодностью, рассеянностью, не автоматически, так точно будем стараться и мы молиться за наших родственников.

Как православным относиться к явлению во сне умерших близких

И в молитве за наших родственников мы должны обратить внимание ещё на одну деталь современную, очень сильно распространившуюся, ― это на желание видеть наших умерших родственников во сне.

Та духовная литература, которая продаётся в Православной Церкви, где рассказывается о многочисленных явлениях наших умерших родственников или во сне или наяву, — она проверена духовными людьми. Они, проверяя каждый случай, видят, что это было действительно истинное явление умерших наших родственников, и после этого уже благословляют вносить их в те или иные духовные книги. Но мы, когда у нас появляется желание увидеть наших горячо любимых родственников или во сне после их смерти или наяву, очень часто попадаем в бесовские ловушки.

Бесы пользуются этим нашим желанием и начинают являться нам под видом наших родственников сначала молча, потом потихоньку начинают с нами разговаривать, или улыбаются, или что-либо говорят. А потом, через некоторое время, начинают нас спасать от тех или иных жизненных ошибок или неудач, и мы начинаем испытывать особое доверие к этим явлениям. А после того, как всё доверие и всё внимание человека захватывается этим, тогда бесы уже показывают своё настоящее лицо и дают такие советы, которые заканчиваются страшными трагедиями. Или человек меняет свою святую православную веру на какое-либо еретическое лжеучение, потому что во сне ему сказали, что «переходи или в католичество, или в мусульманство, или ещё куда-либо». Или умерший родственник настойчиво требует, чтобы мы закончили жизнь самоубийством, и что это избавит нас от тех или иных мучений и неприятностей.

И нам, после того, как мы уже долгое время верили этим явлениям, не думая о том, что это на самом деле не родственники, но бесы являются во сне, очень трудно избавиться от этого воздействия и впечатления. Одной женщине очень часто снился её отец, который предупреждал её о тех опасностях, которые она действительно через некоторое время встречала в своей жизни. Но в последнее явление, когда он ей приснился, он потребовал, чтобы она закончила жизнь самоубийством. Какая-то сила, которая охватила её, уже подводила нож к её горлу, и она, из последних усилий обратившись к Богу за помощью, смогла не закончить это дело самоубийством и не совершить его. Из этого она только поняла, что все и предыдущие явления были не явлением во сне умершего любимого ею отца, а на самом деле ― бесовским искушением.

Поэтому и мы, братья и сестры, будем стараться не поддаваться на эту уловку. Независимо от того, снятся или не снятся нам наши родственники, мы, как православные христиане, исполненные любви по отношению к ним, должны стараться неупустительно совершать наш долг любви и молиться за их упокоение.

О молитве за самоубийц

Вторая часто встречающаяся ошибка ― если кто-то из наших родственников закончил жизнь самоубийством, наше желание помочь ему своими слабыми духовными силами. Некоторые люди начинают пренебрегать запрещением Церкви молиться за тех людей, которые закончили жизнь самоубийством, начинают дерзать на это. Но дело в том, что люди, закончившие жизнь самоубийством, находятся в бесовских руках. И когда человек духовно не подготовленный начинает молиться за таких людей, то он вступает в очень серьёзную схватку с бесами и сам не ожидает того, что может произойти.

Один архимандрит в Троице-Сергиевой Лавре рассказывал, что в детстве, когда он был ещё маленьким, его отец закончил жизнь самоубийством. Мама и бабушка были верующие, и в сельской хате они поставили всех детей на колени и сами стали перед иконами, чтобы помолиться за своего умершего отца. В это время они увидели, как бес явился между ними и иконами. Это произвело на них столь страшное впечатление, что они, кто в двери, а кто в окно повыскакивали из этой хаты и через всё поле бежали от своего дома. Через некоторое время они поехали в один, ещё не закрытый в те сороковые годы монастырь, и там старец сказал им, что «упаси вас Бог молиться за самоубийц!».

Сила церковной молитвы за усопших

Поэтому и мы будем стараться не дерзать пренебрегать этим запрещением церковным молиться за самоубийц. Но молиться только за тех наших родственников, которые окончили свою жизнь, может быть, и не совсем православными христианами (имеется в виду не с глубоким чувством покаяния), но мы надеемся, что в последние минуты своей жизни, когда мы с ними не находились, Господь даровал им это чувство. И ради этой надежды мы стараемся молиться за них. Мы знаем многих людей, которые в этой временной земной жизни зачастую совершали те или иные ошибки, но молитвы Церкви за них не бездейственны.

Одному старцу, у которого был ученик, проводивший нерадивую жизнь, после его смерти было видение, где он увидел своего ученика, находящегося по шею в огне. Он усилил свои молитвы, начал приносить за него бескровную жертву и с особыми слезами молиться за своего ученика. Через некоторое время в видении он увидел его, стоящего уже по пояс в огне. А последнее видение было, когда его ученик и совершенно освободился от этого огня.

Также и святитель Митрофан Воронежский, который находился в большой духовной дружбе с царём Петром. После смерти явился одному человеку и сказал ему, что «если ты имеешь любовь ко мне, молись за царя, императора Петра Великого». Этот царь, хотя и имел много недостатков, но в то же время он был человеком глубоко верующим. Каждую праздничную и воскресную литургию он обязательно приходил в храм, сам пел на клиросе, читал Апостол, имел сильную и глубокую веру, совершал много дел для блага нашего Отечества и перед своей смертью пожертвовал своей жизнью, спасая простого моряка во время бури.

Хотя он имел и другие недостатки, о которых мы все знаем, но ради этих своих, и других хороших дел, участь его не решена — не решена однозначно отрицательно. И святитель Митрофан как раз и показал, что молитвы Церкви могут помочь этому человеку избавиться от мучений и сподобиться Царства Небесного. И это касается и многих наших усопших родственников.

Поэтому, братья и сестры, будем стараться не забывать молиться об умерших. И не только в те особо установленные в Церкви дни, — родительские, как эта ― Троицкая, или другие субботы совершать поминовение наших родственников, но в любое время. Даже находясь во время каких-либо трудов и занятий, ничто нам не возбраняет помолиться и вспомнить наших усопших родственников, потому что и мы все пойдём тем же самым путём, по которому прошли все наши знакомые и близкие, и весь род человеческий.

Все мы окончим эту земную жизнь. И если мы в этой земной жизни старались прилагать усилия, чтобы молиться за наших родственников, то Господь тогда устроит так, что и после нашей смерти будет кому поминать нас, совершать о нас бескровное поминовение, читать Псалтырь и совершать другие заупокойные молитвы. Совершая это дело любви, и желая нашим умершим родственникам Царства Небесного, да сподобимся его мы все. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *