Праздник величания Святого Духа

аудио

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается отдельный праздник в честь Святого Духа. Он был установлен Церковью «ради величия Пресвятого и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Проповедь архиепископа Арсения в День Святого Духа. 24 июня 2013 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В нынешний день, братья и сестры, ― второй день праздника Пятидесятницы Церковь посвящает сугубому празднованию и почтению Третьего Лица Святой Троицы ― Бога Духа Святого. Мы веруем в Триипостасное Божество Единого Бога в Трёх Лицах ― Отца, Сына и Духа Святого. И Дух Святой равночестен Богу Отцу и Богу Сыну. Это не действие — действие Божие называется силою Божиею, благодатию. Дух же Святой является личностным существом, является Богом, является Третьим Лицом, Третьей Ипостасью Святой Троицы.

Это мы видим, братья и сестры, и в Священном Писании, когда апостол Пётр, обличая Ананию, говорит: «Вы солгали не мне, но Духу Святому» (См. Деян. 5:3). И заповедует Господь Своим ученикам: «Идите в мир, проповедуя Евангелие всем, крестяще их во имя Отца, и Сына и Святаго Духа» (Мк. 16:15, Мф. 28:19), поставляя вместе с Отцем и Сыном и Духа Святого как Личность, как Божество, самовластного и сопрестольного Отцу и Сыну.

Исполнение обетования Христова о Духе Утешителе

Господь и Бог наш Иисус Христос ― Вторая Ипостась Святой Троицы ― Бог Слово пришёл в этот грешный мир, принявши плоть от Пречистой Девы, неизглаголанным действом Божества соткавши плоть Себе из Пречистой плоти Божией Матери. Он воплотился и пребывал здесь, с людьми. Люди Его по зависти распяли. Самовластно, как Бог, Он воскрес, совоскресив с Собою и воспринятую плоть человеческую, восшел на небеса, отверз нам вход в Царство Небесное и навсегда послал нам Утешителя ― Духа Святого, поныне действующего во Святой нашей Матери-Церкви.

Сегодняшнее Евангелие, братья и сестры, как раз говорит о действии Духа Святого в Церкви Христовой. Господь заповедует Своим ученикам, говоря: «Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» (Ин. 20:22-23). И то, что свяжете на земли, будет связано на Небеси, и что разрешите на земле, будут разрешена на небесех (См. Мф. 18:18). Даёт власть апостолам посредством действия в них Духа Святого — власть вязать и решить грехи человеческие.

И мы, братья и сестры, священники и епископы эту власть, данную апостолам, через преемство от святых апостолов и от апостольских мужей до нынешнего дня восприняли. И власть эту имеет священство Православной Церкви — она проявляется в действии их во время Таинств церковных, во время священнодействий, она ярко проявляется в таких действиях, как водосвятие.

О действии Духа Святого в благодати священства

До этого вроде молодой мирской человек, после хиротонии во священника в церкви, после возложения на него рук епископских делается вдруг чудотворцем. Вода, принесённая нами простая в храм, делается нетленной посредством молитв, которые он над нею произносит и через погружение креста Христова. Она делается нетленной, непортящейся, показывает на себе действие силы Божией, хранящейся в Церкви, исходящей от Духа Святого ― благодати Божией. И священник, как преемник от апостолов и имеющий эту благодать Духа Святого, чудодействует уже, братья и сестры, в этом мире.

А сколько можно привести свидетельств, когда священника приглашают к человеку неисцельно болящему и умирающему, и вдруг врачи, которые уже безнадёжно смотрят на человека, становятся свидетелями чуда, когда человек полностью исцеляется после молитвы Церкви, после молитв над ним священника! А сколько примеров, братья и сестры, действия Святого Духа через святыни, будь то святые мощи угодников Божиих, будь то чудотворные иконы, когда люди, приходя и прикладываясь с верой и молясь Тому, Кто изображён на иконе или мощи чьи почивают в гробнице, просят Сего угодника Божия и Царицу Небесную и получают дивные исцеления.

Подчас врачи не могут понять причину действия. Вот яркий пример ― святитель Лука, архиепископ Крымский, который прославлен Церковью, казалось бы, совсем недавно, но жизнь которого была как жизнь древних подвижников, исполненная мученичества и исповедничества. И какую благодать даровал ему Господь исцеления! Когда мальчику, у которого были ампутированы пальцы на руке, после того, как они с бабушкой приехали и молились, и он положил руку свою на гробницу святителя Луки, этот мальчик, и говорил: «Святитель Лука, я хочу играть на пианино». На глазах удивлённых врачей в скором времени пальцы отросли вместе с ноготками, полноценные. И мальчик ― даже документальный фильм об этом снят ― мальчик сидит, играет на пианино, показывая абсолютно здоровые руки.

Действие Духа Святого в Церкви Христовой

И здесь, братья и сестры, мы в обители были свидетелями многих исцелений. Когда в результате неудачных абортов врачи говорили женщине, что «всё у вас, мы настолько уже навредили, что никогда Вы не будете иметь детей», 17 лет прожила бездетная эта супружеская пара. И после 17 лет приехали сюда, в Святые Горы, со слезами молились у иконы Божией Матери Святогорской, и у них на следующий год родилась девочка. И радости от этого не было предела! И мама уже была более 40 лет, и уже надежды, казалось бы, никакой не было у этой супружеской пары иметь чад, но Божия Матерь, Дух Святой, действующий через чудотворную икону по молитвам Царицы Небесной, сотворил это чудо, где врачи были уже беспомощны. И как сказал один врач, что «я думал, что я всё могу. Оказывается, есть кроме меня Тот, Кто действительно всё может, и я склоняю перед Ним голову свою».

И это действие Духа Святого в Церкви Христовой, братья и сестры. А какое счастье — действие Святого Духа, когда мы входим в храм и видим множество угодников Божиих! Вот Николай Чудотворец, вот Пантелеимон Целитель, вот Варвара Великомученица, вот другие угодники Божии, которых мы почитаем ― преподобный Иоанн Затворник, преподобные Святогорские. И они, братья и сестры, стали святыми действием Святого Духа. Они стяжали благочестием своим, ревностью, верою, надеждою своею стяжали Духа Святого. И Он действует даже через их мощи по их преставлении от этого земного мира. А их молитвы пред Богом от Престола Божия низводят благодать Божию, силу Божию, действо Святого Духа, которое действует от их святых икон, от их святых мощей.

Благодать Духа Святого в угодниках Божиих

И мы счастливы, братья и сестры, тем, что мы имеем столько помощников, столько молитвенников, столько угодников Божиих, которые действием Святого Духа, действием благодати и силы Божией стали родными для нас, помощниками для нас. Но мало того, Дух Святой готов из нас воздвигнуть новых Николаев Чудотворцев, Пателеимонов Целителей, если мы только так же, как они, постараемся душу свою предать в волю Божию, не забывать Заповеди Божии, жить в покаянии и смирении, в осознании своего недостоинства, как жили эти угодники Божии.

Помните случай из жития преподобного Иоанна Затворника, когда он в Рождества Иоанна Предтечи церкви, причащаясь там каждый вторник, выходил и молча стоял потом и благословлял народ, который подходил к нему с благоговением? Рядом стояла кружка для пожертвований, и народ, беря благословение у Иоанна Затворника, по усердию своему к храму Божию ложил свою лепту. И вот барин стоял один, смотрел, смотрел на это и в конце подошёл и с раздражительностью сказал Иоанну Затворнику: «Какой ты затворник, какой ты схимник — цыган ты, а не затворник». Иоанн Затворник в смущении сказал следующие слова: «Простите меня, Христа ради. Ведь я человек грешный, недостойный, я праздно сижу в затворе, а обитель меня кормит и поит. Должен и я хоть какую-то малую часть труда полагать, чтобы не напрасно мне воспринимать ту милость от обители, которую она мне подаёт». А затем позвал духовника и исповедовался ему. И после этого он стал ещё больше сокровенным и самоуглублённым.

Но подумайте, какие слова сказал тот, который 17 лет прожил в затворе, из них пять лет без печного отопления! Разве ему богатство нужно было? Или ему те копеечки нужны были, когда он жил, питаясь одной просфорой да водичкой, спал в гробу на соломе, которая истлевала через месяц буквально, превращаясь в труху? Когда носил вериги, и когда вериги лопнули и растёрли так, что уже загноилась рана и черви завелись в ране, а он всё не хотел снимать, говоря: «Я хоть что-то потерплю ради Бога»? То есть старался так жить ради Бога, отвергая не то что всё в мире, а даже плоть свою отвергая, дабы дух возвысился.

Единственное средство стяжать благодать Духа Святого

И вот, братья и сестры, какие глубочайшие смиренные слова! А вспомните святителя Тихона Задонского, когда он спорил с одним дворянином, который был заражён нигилистическим духом ― безбожным, атеистическим, который с насмешкой возражал святителю Тихону Задонскому, споря с ним. А святитель Тихон смиренно, кротко, но твёрдо отвечал, говоря о достоинстве Божием, и так, что дворянин, раздражившись, подскочил и ударил его по щеке. Но святитель Тихон в ответ упал ему в ноги и сказал слова: «Прости меня, брат, что я своими ответами раздражил тебя и вызвал у тебя гнев». Дворянин, видя епископа, который с земным поклоном упал ему в ноги, стоял, как громом поражённый, а потом со слезами упал ему в ноги, прося прощения, и на всю жизнь остался учеником святителя Тихона.

Вот какие угодники Божии, братья и сестры, были, которые стяжали благодать Духа Святого. Преподобный Силуан Афонский говорил, что благодать Духа Святого стяживается через смирение и покаяние. Он как бы напоминает нам слова Священного Писания: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19) и другие слова Писания: «На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66:2). Вот кого призрит Господь, вот кого Он помилует, вот в кого Он вселится, вот с кем Он будет жить ― с кротким, смиренным, терпеливым.

Но мы всё хотим, братья и сестры, всё как-то отвергнувши эти добродетели, при этом ещё стяжать Дух Святой, стяжать благодать и силу в себе Духа Святого. Но святые угодники Божии, и Господь в Священном Писании, и примером жизни своей, и словами сказали, что Господь гордым противится, смиренным даёт благодать. Как в наше время, братья и сестры, люди, бывает, вроде и ревнуют по Бозе, и вроде и в храм ходят, и вроде и молятся домашним келейным правилом, и посты вроде бы соблюдают, но при этом не хотят смиряться.

«Что нас делает отличным от беса ― смирение и покаяние»

Ведь недаром говорили святые отцы: «Что толку от вашего поста и что толку от вашего бдения. Бес не спит и не ест, да всё в преисподней живёт». Потому что, как сказал однажды бес, явившись одному преподобному: «Ты молишься, чтобы Бог умножил у тебя веру, а я верю и знаю, что Бог есть, и знаю, что Страшный Суд будет. Ты постишься, а я вообще не ем. Ты бдением подвизаешься, а я вообще не сплю, ― говорил бес преподобному. ― Но в одном ты выше меня. Ты имеешь смирение и покаяние, а я этого не имею и не хочу иметь».

Вот, братья и сестры, что нас делает отличным от беса ― смирение и покаяние. Ведь недаром, братья и сестры, и святые отцы говорят, что вера без дел мертва есть, потому что вера без дел веры ― это вера бесовская. И бесы веруют, но трепещут.

И вот, братья и сестры, мы должны понимать пример Христова смирения, пример Христова терпения, ведь недаром наши деды и прадеды слагали пословицы, богомудрые подчас пословицы, говоря: «Бог терпел и нам велел». И в этих терпениях что только не перенесли наши деды и прадеды.

Святая Русь постоянно подвергалась, братья и сестры, каким-то военным нашествиям. Враг всегда воздвигал на Святую Русь врагов, которые пытались её завоевать. Но заметьте интересный момент такой: и монголо-татары, и поляки, и французы, и немцы, и шведы, и турки, — и кого только на наше Отечество не было, кого только ни посылалось! В плен сотнями уводили, на полях брани сколько погибло, города сжигали, сёла уничтожали, и при этом при всём наше Отечество, пока хранило Святое Православие, жило духовной жизнью, распространялось всё больше и больше.

Уродливые и смертельно опасные плоды безбожия

Наше Отечество имело Варшавскую губернию, и Финляндия была губернией Царской России, Аляска принадлежала Царской России на Американском континенте. В Китае были православные монастыри и православные храмы, русскими насаждённые. Сибирь, Сахалин, Камчатка стали русскими. Казалось бы, Господи, да как же ж так, вроде и войны постоянные, бедствия постоянные, сколько у нас и холерные моры были, и голодоморы, что только… а у нас государство расширяется всё больше и больше!

И заметьте, что, братья и сестры, стало, когда мы отказались от Бога, когда мы отказались от духовной жизни, махая рукой: авось проживу как-нибудь, авось Бог простит, все так живут, и я так буду жить. Посмотрите, что делается… Бурьянами заросшие наши поля, спившиеся наши соотечественники, снаркоманившиеся, изблудившиеся… Разваленные наши заводы и предприятия, которые на металлолом режут, вывозя в Турцию…

Имея богатейшие земли, питаемся продуктами, о которых уже и по телевизору в открытую говорят, что это ж химия чистая, что вы едите. И при этом при всём, братья и сестры, мы всё не хотим ни поля обрабатывать, ни скотину держать. Всё порошковую какую-то сметану едим и, из туалетной бумаги колбасу сделанную, ― и бываем довольны. Это на таких-то землях и при таком-то богатстве!

Только за время независимости Украины, за время незалежности, на территории Украины исчезло 600 сёл. Во время войны не было столько уничтожено. Стёрты с лица земли, прекратили существование 600 сёл, на несколько миллионов сократилось население. Сирот у нас в Отечестве сейчас в два раза больше, чем после войны в детских домах и беспризорниками.

«Где Бог — там единство, там любовь, там взаимопомощь, там сострадание. А где нет Бога — там вражда, неприязнь, зависть, осуждение, ропот, — это атрибуты безбожия»

И это всё после того, как мы отказались от духовной жизни, братья и сестры. В послевоенное время был всплеск духовной жизни. И посмотрите, какие чудеса наш народ творил с помощью Божией! Победили, казалось бы, когда немец у Волги стоял. Ведь победили, да ещё и всю Европу освободили. И День Победы по сегодняшний день святым праздником считается. Предприятия с Урала возвращали на освобождённую территорию. В двухмесячный срок они давали продукцию. На коровах пахали, в бороны женщины впрягались ― в сёлах ведь остались одни дети да женщины. Но ведь поля засевали, трудились сколько, и как трудились! Старшее поколение это помнит.

А кто помнит своих бабушек и матерей, как это всё было. А какое у них утешение: радость одного человека была радостью для всех, скорбь одного человека была скорбью для всех. Честность была такая, что, я помню, братья и сестры, я сам сельский человек, у нас до 1990-х годов никто хаты не закрывал. Так, палочкой подопрут, чтобы видели, что на огороде или куда-то отлучился к соседям, что в хате никого нет. Хаты не закрывали, не говоря уже о сараях и погребах, никто замки не вешал. Я учился в 1980-е годы в институте, жил в общежитии, я не помню, чтобы среди нас была наркомания. Мы учились, студенты, в областном центре, в общежитии жили, молодёжь одна, но у нас наркотиков не было, как сейчас это поголовно захлестнуло и нормой жизни считается.

Ведь посмотрите, братья и сестры, что нам безбожие дало. Неужели это такая ценность, которую надо отстаивать и ещё ею хвастать: я в Бога не верю. И что толку? Ну не веришь, и что это тебе дало? Нравственное растление нашего народа, разорение нашего государства, вражду и разделение. Посмотрите, и на религиозной почве какие-то секты, раскольники возникают. Это же из-за гордости, в нас живущей всё. На политическом уровне партии грызутся друг с другом, как норма жизни уже стала. В семьях мира нет, потому что без страха Божия живут.

Умирают родители, дети между собою не общаются, родные братья и сёстры, потому что там обида: мать на кого-то хату переписала, на меня не переписала. Всё это, посмотрите, разлад, развал всё кругом. Ведь это всё плоды безбожия, ничего иного. Потому что где Бог — там единство, там любовь, там взаимопомощь, там сострадание. А где нет Бога — там вражда, неприязнь, зависть, осуждение, ропот, — это атрибуты безбожия, когда человек забывает о Боге.

«Имейте крепкую веру, имейте несомненную надежду, и Бог не оставит вас!» (преподобный Паисий Афонский)

И вот, братья и сестры, что же мы выберем? Ведь мы сейчас стоим на распутье. И мы как-то забываем слова Божии, когда Господь говорит к своей Церкви: «Созижду Церковь Мою, и врата Адова не одолеют Ей» (Мф. 16:18). Другие слова: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Почему мы эти слова забываем? Сам Господь клянётся, что будет с нами, Сам Господь клянётся, что Церковь сохранит до Второго пришествия. А мы что-то начинаем там придумывать, какие-то причины выдвигать, что-то не так: и то не так, и священники не такие, и епископы не такие… Святые отцы говорят, Паисий Афонский, в частности: «Имейте крепкую веру, имейте несомненную надежду, и Бог не оставит вас! Старайтесь жизнь свою жить земную со смыслом. Старайтесь Бога иметь помощником себе, сообразуя Его Заповеди со своим житием земным, ведь Господь нас к этому призывает».

И, братья и сестры, почему ж мы так глухи, почему бесчувственны? Почему мы не слышим Бога, почему мы не слышим то, что нам говорят с амвона церкви? И наоборот, слушаем то, что, казалось бы, ну вообще безумство! Один политик натравливает одних на других, и вражда такая, что даже в семье до развода доходит. Но это ли не глупость! Другие дикторы телевидения говорят: 22 декабря ― конец света. И с ума все посходили… Бегут: батюшка, что, конец света? Что надо делать? Керосин покупать, спички или вермишель?

Да конец света ― это ж не отключение электричества. Конец света ― это конец земному бытию этого мира греховного. И причём это не с амвона церкви, не Патриарх об этом сказал, не Блаженнейший, не епископы, не священники ― какой-то диктор телевидения… И все, рот открывши, поверили.

И до такого позора дошло: депутаты Верховной Рады хвастались, как они 22 декабря купили себе раскладушки, буржуйки купили, построили бункер, керосиновые лампы закупили и всю ночь сидели там возле этих ламп, ждали конца света, ждали каких-то катаклизмов. И это депутаты Верховной Рады, которые управляют нашим государством! Это ли не сумасбродство! То, что Церковь говорит, слушать не хотят: а, там попы рассказывают… Да попы за то, что рассказывают, — они на каторгу шли, на расстрелы шли. А кого вы слушаете?

Истинность Святой Православной Церкви

И вот, братья и сестры, не забывайте, что Бог есть. И есть Церковь Его Святая, которая, Он сказал, что она будет до Второго пришествия. И Он обещал пребывать с нами. Сейчас много церквей. Баптисты себе клянутся, что они истинная Церковь, иеговисты ― себе, католики ― себе, протестанты ― себе. Но простите, а как же тогда слова Господни: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20)?

Католицизм возник в 1054 году, в XI веке, протестантизм ― в XVI веке, баптизм, иеговизм ― и того позже, в XVIII–XIX веке. А некоторые есть современные мнимые церкви, такие как Аделаджи в Киеве. И что интересно, Патриарх Московский приезжал, начинают кричать: «Геть московского попа с Украины», а негр проповедует там, ему деньги дают на строительство, и на стадионах выступают. Это ли не бред?

И вот, братья и сестры, если они говорят, что они истинная церковь, то ведь Господь сказал, что Я с вами во вся дни до скончания века, а с кем же Господь тогда был в I веке, в III веке, в IV веке, в IX веке, в X веке? А исторически в это время и по житиям святых прослеживается одна единственная Церковь ― Православная. Католичество возникло уже после 1054 года — после тысячелетнего существования Православия возникло только католичество, а говорит, что истинная она церковь. Нет.

Раскольник Филарет только недавно в раскол ушёл, с ним ни одна Православная Церковь в мире не общается. Его по телевизору показывают, как патриарха Киевского и всей Украины. А какой он патриарх? Артист, одевший на себя патриаршии одежды, отлучённый от Церкви и влекущий в погибель свою окаянную душу и всех своих последователей. И люди идут кто знает за кем, кто знает чего слушают.

И вот, братья и сестры, ведь помните ещё слова Господни, не забывайте, как Господь сказал: «Созижду Церковь Мою» (Мф. 16:18). Об одной единственной Церкви сказал. В другом месте: Церковь столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). В третьем сказал: «Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18:17).

«Церковь Святая пребывала с нашим народом и в горе, и в скорби, и в радости»

Вы посмотрите на нашу Мать Церковь, что она перенесла с нами! Она была с нами, с Русью Святой, во время княжеской междоусобицы, призывая к единению. Она была в монголо-татарское нашествие, идя в орду ходатайствовать, чтобы они не делали набеги, и, воодушевляя и поддерживая людей, которые в отчаянии находились. Патриарх Гермоген призвал Минина и Пожарского и чёрную сотню на освобождение, когда поляки захватили всё наше Отечество и Православие попирали, и в храмах конюшни делали. Церковь Святая встала и во время французского нашествия. Церковь Святая пребывала с нашим народом и в горе, и в скорби, и в радости. А последние времена как Церковь Святая у нас, в нашем Отечестве, посмотрите, — шла на каторги, на расстрелы в лице своих священнослужителей. Взрывали храмы, оскверняли святыни, надсмеивались над верующими, а Церковь Святая, как любящая мать, всё молилась, всё любила, всё ждала покаяния. И ведь вымолила.

Да какую ж нам Церковь ещё надо? Какие нам ещё доказательства её истинности нужны, если её доказательства ― это её любовь к нам. Мы были коммунисты и комсомольцы, здесь, стоящие в храме. Дай, Боже, чтоб десять процентов набралось, которые не отрекались от Бога. А девяносто процентов нас, тут стоящих, говорили: «Бога нет», атеистические собрания посещали и хвастались своим безбожием, атеизмом, и икон в доме не держали.

И только потом, промыслом Божиим и молитвами Святой Церкви, Господь просветил наши души. Господь кого скорбями, а кого и радостью, и помощью привёл к Себе, и мы сегодня стоим в этих храмах Божиих. А кого-то привёл за молитвы их матерей, отцов, их дедушек и бабушек, или благочестивых сродников, или соседей, которые за нас молились, когда мы ещё с ясельного возраста, с детских пелён воспитывались в атеизме, за нас молились. И ведь вымолили.

Вновь о страшных последствиях жизни без Бога

Да что ж нам ещё надо, братья и сестры? И посмотрите, наша Святая Церковь, сколько она для нашего Отечества добра в настоящий момент делает. Монастыри, храмы воздвигаются, украшая наши сёла и города. Но главное, ведь в этих храмах молятся о упокоении наших родителей, молятся о нашем здоровье. В этих храмах стараются воспитать наших детей священники, когда идут в школы или в воскресные школы собирают, чтобы детки не моральными, не нравственными уродами выросли, а утешением для своих родителей. И здесь священники ― соработники делаются родителям.

Учителя некоторые с ума посходили. Начинают валеологию какую-то преподавать, разврат проповедуя деткам ― 5‒6-классникам, принося какие-то средства предохранения на уроки и прочее, потому что им с районо программу такую спустили. С ума посходили… Да вы ж учителя, с вас же Бог спросит за нравственное и духовное этих деток состояние душ. Как вы можете, оно ещё неокрепшее, не имеющее ответственности и понимания этой ответственности. Ты в них пробуждаешь какие-то грязные чувства, нецеломудренные, страшные, которые могут привести к страшной трагедии душ этих детей. К страшной трагедии, когда они вырастут блудниками, и когда мать потом будет хвататься за голову, бежать в церковь и кричать: «Батюшка, помолитесь, моя дочь погибает! В блуд пошла. Сын мой в блуд пошёл, семью бросил, помолитесь, Христа ради!» И криком кричат потом матери. А учителя в этом помощники были, выходит. Да какой ответ можно на Страшном Суде потом за это давать?

И вот, братья и сестры, помните, что единственная Церковь ― хранительница истины. Ещё в Церкви можно услышать: вот это белое, вот это чёрное. Вот это Божье, вот это вражье. Вот это хорошо, вот это плохо. Потому что сейчас кругом всё стёрли. Между плохим и хорошим стёрли грань ― и вроде и плохое не такое плохое.

И вот, братья и сестры, стоим сегодня в храме Божием. Поймите, какая на нас ответственность лежит. На нас всех, здесь стоящих, лежит ответственность, будет ли Бог с нами, будет ли Бог по неложному Своему обещанию с Церковью Своею Святой. От каждого из нас это зависит. И от епископов, и от священников, и от монахов, и от мирян, потому что мы все называемся единым словом ― христиане. И каждому одинаково одни и те же заповеди Евангельские даны, в каком бы мы сане, звании, чине не пребывали и в каком бы возрасте ― одни заповеди для всех. Одна совесть, вложенная в душу каждого из нас. И дай, Боже, нам эту совесть слушать. Дай, Боже, нам эти заповеди только читать и воспринимать сердцем и им следовать. Вот тогда Бог будет с нами.

«Я не говорю о следствиях, а говорю о причине ― о нашем безбожии, о нашей бездуховности, о нашей греховности, о нашей нераскаянности, о нашем несмирении и нежелании смиряться»

И вот, братья и сестры, я почему об этом говорю. Пришли ко мне люди и говорят: «Батюшка, почему Вы на проповеди не говорите о сланцевом газе?» Я отвечаю: «Так вы добавьте ещё много чего. А почему я не говорю о землетрясении, о голодовках, о болезнях, о спиде и прочее, и ещё о чём-то — да всё это последствия. А я говорю о главном: о том, что нам покаяться надо и не грешить. А когда мы покаемся и перестанем грешить, так тогда у нас будет и решение правительств на благо нам, и катаклизмы всякие не будут как наказание Божие за грехи наши, и в семьях будет мир и порядок. Я не говорю о следствиях, а говорю о причине ― о нашем безбожии, о нашей бездуховности, о нашей греховности, о нашей нераскаянности, о нашем несмирении и нежелании смиряться ― вот о чём я говорю. А как Господь сказал: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6:33). Тогда и скважины затампонируют сланцевого газа, тогда и в семьях мир будет. Тогда и дети родителей будут слушаться, когда родители перестанут аборты делать ― матери убивать во чреве своих детей. Потому что непослушание детей ― это наказание Божие за то убийство матери и отцу, которое они допустили в своей семье, убивая своих детей.

И поэтому мы, братья и сестры, должны понять, что главное в нашей жизни. И к этому главному мы должны устремиться. Цель жизни у нас какая? Смысл жизни у нас должен быть. «Не бывайте неразумни, ― говорит апостол в апостольском чтении и сегодня. ― Но разумевайте, рассуждайте» (См. Еф. 5:17).

«Начните с малого хотя бы свою духовную жизнь и сделайте первый шаг навстречу Богу»

Думайте, что мы творим и до чего мы можем довести себя, и какое будущее у наших детей и наших внуков, если мы за них действительно переживаем. Если мы за них переживаем, за детей и внуков, так тогда невенчанные ― повенчайтесь, ни разу не бывшие на исповеди — хоть раз придите. Ведь есть в жизни в чём совесть нас обличает, есть, что перед Богом исповедовать. Кто не причащался ― причащайтесь, кто не молился, да хоть кратенько дома молитесь. У кого иконы дома нет, поставьте икону, как дорогого гостя — для напоминания себе о Боге, о Его присутствии в нашей жизни.

Начните с малого хотя бы свою духовную жизнь и сделайте первый шаг навстречу Богу. А Бог со Своими Отеческими объятиями как навстречу блудному сыну выйдет, нас обнимая и целуя и скажет: «Сыне или дочь, как Я тебя давно ждал!» Но каждый из нас пускай малый шаг в своей жизни сделает, братья и сестры, малый шаг. Когда-то моим родителям старец схиархимандрит Серафим говорил такие слова: «От вашего венчания зависит здоровье вас, ваших детей и ваших внуков». Он сказал эти слова моим родителям. И не только о физическом здоровье, я думаю, он говорил. Главное ― о духовном здоровье он говорил. Мои родители, через испытание прошедши, повенчались, послушавши совета батюшки.

Проповедь архиепископа Арсения в День Святого Духа. 24 июня 2013 г.