Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

аудио

В воскресенье, следующее за праздником Святой Троицы, Святая Церковь празднует память Всех святых, от века Богу угодивших. «Святость ― это предлагаемая каждому из нас Богом жизнь во Христе, жизнь по Его Святым Заповедям»: слово Святогорского архипастыря в престольный праздник Всехсвятского скита.

Проповедь епископа Арсения в Неделю Всех святых. 14 июня 2009 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы, братья и сестры, только что отпраздновали праздник Святой Троицы ― праздник Святой Пятидесятницы ― сошествие Духа Святого на апостолов, а вместе с ними на всю Церковь Новозаветную, на всю вселенную. Перед Троицей мы упоминали о упокоении наших сродников по плоти на Троицкой родительской субботе. Отпраздновавши торжества сошествия Святого Духа и сам день Пятидесятницы, и попразднственные дни этого праздника, в сегодняшний день мы воспоминаем угодников Божиих — тех, которые по благодати Святого Духа стяжали святость и называются святыми. Множество, сонм угодников Божиих сегодня на небесах предстоит у престола Всесвятой Троицы, молясь за Церковь земную! Находясь уже там, в Церкви Небесной, торжествующей, они молятся за нас, воинствующих за своё спасение.

Мы множество угодников Божиих, братья и сестры, почитаем и знаем, и, как говорит Священное Писание, что «Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе» (1 Кор. 15:41). Так и святые угодники Божии ― кто-то из них более почитаем, кто-то менее почитаем. Кто-то из них даже неведом нам и имя его сокрыто до дня Второго пришествия Христова, когда явятся миру их добродетели и святость их жизни.

«Святость ― это предлагаемая каждому из нас Богом жизнь во Христе, жизнь по Его Святым Заповедям»

Поэтому в сегодняшний день мы молимся, братья и сестры, всем угодникам Божиим, от века воссиявшим, явленным и неявленным. Потому что это плоды действия Святого Духа в Церкви. Мы праздновали сошествие Духа Святого ― так вот и плоды Его сошествия ― святость жизни многих, кто жил среди нас и вместе с нами. Святость ― это незавидная участь некоторых избранных. Святость ― это предлагаемая каждому из нас Богом жизнь во Христе, жизнь по Его Святым Заповедям. Жизнь в Духе Святом ― это то, что Бог каждому из нас предлагает и каждый из нас, независимо от возраста, независимо от положения, независимо, семейный человек или монашествующий человек, независимо ― нищий он, или князь и властитель.

Несмотря на это, независимо ни от каких земных ― объективных и субъективных ― причин, каждому из нас, братья и сестры, дарован этот путь ― путь святости жизни.

Великая ценность чтения жития святых

Мы читаем когда жития святых, то должны понимать, что такое жития святых, почему так важно чтение житий святых для православных христиан. В монастырских трапезных по уставу, установленному святыми отцами, принято читать жития святых угодников Божиих во время трапезы, чтобы в молчании, насыщаясь телесно, люди насыщались духовно.

Почему такое важное место отведено житиям святых, их чтениям в монашеских обителях, где каждый, приходя сюда, стремится к совершенствованию жизни во Христе? Да потому, что жития святых ― это практическое Евангелие — Евангелие, прожитое жизнью. Евангелие, которое люди воплотили в своём житии высоком.

И не только это. В старых мирских семьях, по описанию статистиков, очевидцев того времени, например, в Воронежской губернии была такая традиция добрая: выдавая девушку замуж, в приданое ей обязательно клали 12 книг Четьих Миней Димитрия Ростовского, святителя. То есть 12 месячных книг, в которых собраны жития святых. И эта обязательно книга должна была в приданом быть у невесты, потому что тогда люди были христианской настроенности и понимали, как важно не только нравственная жизнь, но и жизнь духовная. А жизнь духовная — она, братья и сестры, не только в монастырях, она и в семьях должна быть. Не только выходя из храма мы должны не забывать о Боге и о святых Его угодниках Божиих, мы должны о них помнить и дома, в семьях своих. Жизнью своею, как святые угодники Божии воплощали Заповеди Божии, так и мы должны, братья и сестры, воплощать.

Но как часто мы это забываем. А ведь дело-то в том, что в житиях святых, братья и сестры, сколько примеров таких, которые служат к нашему спасению, и бытовых примеров, как поступать в тех или иных случаях жизни. И когда даже руки опускаются от уныния, столько жития святых дают нам примеров, когда блудники были, наследовали Царство Небесное и величались преподобными матерями и отцами, как преподобная Мария Египетская. Из блудницы египетской александрийской она стала матерью всех преподобных, проживши 47 лет в пустыне, ради Бога спасая свою душу, ради того, чтобы не лишиться вечности.

«Когда мы читаем, мы поучаемся из житий святых, как жить надо ― это первое. А второе, братья и сестры, что когда мы читаем житие того или иного святого, этот святой за нас молится»

Поэтому враг и старается, братья и сестры, отвратить наше внимание от чтения житий святых. Одни говорят: «Да что жития святых». Некоторые говорят: «Да это как сказочки написаны». Некоторые говорят: «Да я уже читал жития святых, уже прочитал все книги. Мне их второй раз читать не нужно». Третьи вообще не читали жития святых, а ведь это ж ценность такая великая, братья и сестры.

В чём ценность? Когда мы читаем, мы поучаемся из житий святых, как жить надо ― это первое. А второе, братья и сестры, что когда мы читаем житие того или иного святого, этот святой за нас молится, вот в чём ещё важность. А мы так нуждаемся в молитвах! Кто за нас молится? Много ли за нас молитвенников в наших семьях, кто бы молился за нас? Мало. А раньше было больше, когда жили люди воцерковлённые, старые, которые сейчас поумирали. Тогда были молитвенники, которые ночью поднимались и на коленочках, натруженной рукой складывая троеперстие для крестного знамения, молились за своих детей и за внуков, и которые имели два класса образования церковноприходской школы, кривыми буковками печатными писали записки и несли за нас в церковь. Вымерло то поколение, мы на его место пришли. Но мы на его место пришли, ведь мы ж должны хотя бы в чём-то хотя бы им подражать, потому что среди них тоже множество угодников Божиих. Среди них тоже множество праведников, среди наших почивших сродников по плоти, сокровенных, сокровенных до дня Второго пришествия Христова.

«»Вси святии, молите Бога о нас» ― краткие слова. Но за этими краткими словами ― великая сила молитвы за род человеческий»

Как важно чтение житий святых, как важно, братья и сестры, почитание святых угодников Божиих! Я всегда говорил и сегодня скажу слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, которые открывают силу молитвы всех святых за наши грешные души. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил в своё время на проповеди: «Вот мы краткие слова произносим, говоря: «Вси святии, молите Бога о нас». Но подумайте, что следует за этими краткими словами! Там, у престола Вседержителя в Небесном Царстве лики пророков, апостолов, мучеников, благоверных князей, преподобных, святителей, праведников, Христа ради юродивых, равноапостольных и прочего рода святых угодников Божиих падают ниц у престола Вседержителя, весь этот сонм святых, и говорит: «Господи, помилуй раба Твоего такого-то, который призвал наше имя и нашу молитвенную помощь».

«Вси святии, молите Бога о нас» ― краткие слова. Но за этими краткими словами ― великая сила молитвы за род человеческий.

Бесценные сокровища Всехсвятского скита

Мы сегодня с вами, братья и сестры, стоим в храме. В храме, который посвящён Всем святым. Традиционно на кладбищах в старину ставились храмы или Воскресения Христова, потому что мысль о будущем воскресении подвигала называть в таких местах храмы в честь этого праздника, и также храмы ставились на кладбищах в честь Всех святых. Почему? Да это вера наших благочестивых предков подвигала называть храмы во имя Всех святых, потому что они знали, что на кладбищах лежит множество угодников Божиих, которые миру не явлены, не прославлены Церковью, сокрыты до дня пришествия Христова. Они здесь присутствуют, на этом кладбище. Может, кто и нетленными мощами здесь лежит в могилах…

А здесь мы стоим, братья и сестры, ― за алтарём храма сотни преподобных Святогорских похоронены. Братии, которые трудами, подвигами, молитвами, терпением, послушанием своим стяжали славу этому месту, как Святые Горы, святостью своей жизни сообщившие название Святые Горы самому этому месту. Они строили здесь храмы, они благоукрашали святую обитель, они призывали людей к вечности, они примером своим давали пример, который воодушевлял и других молиться Богу и жить с Богом. Они шли на каторги, они шли на расстрелы во времена гонений, не оставляя своей веры, сохраняя и твёрдостью своей веры и других воспламеняя живой верой к Богу.

Вот здесь они все на кладбище лежат, и в день Второго пришествия, в день Страшного Суда Христова множество преподобных Святогорских с этого места поднимутся в белых, сияющих ризах. Поднимутся, чтобы в вечности, вместе со своими прославленными телами уже жить вечно со Христом в нескончаемом бытии в Царствии Небесном.

И мы пришли на это святое место с вами. «Свято место пусто не бывает», ― говорят святые отцы. В 1947 году взорвали храм каменный, который стоял на этих фундаментах. И уже думали, что никогда, казалось бы, не восстановится эта церковь, безбожники, казалось бы, всё сделали. Но вот, братья и сестры, пришло время — время, которое Господь установил Своей властью.

Благословение старца Серафима

В своё время, когда мы задумали строить храм скитской первый, малый храм, когда мы задумали строить здесь скит, я поехал на благословение к старцу, схиархимандриту Серафиму, который жил в селе Ожога Липецкой области, ныне покойный батюшка уже, и говорил: «Батюшка, вот мы собираемся малый храмик строить во имя Всех святых, в земле Русской просиявших. А Всесвятский храм каменный там взорван. Вот как Вы скажете: на основании старого храма ставить или отдельно?» Он говорит: «Стройте не на основании, а рядом храм Всех святых, в земле Русской просиявших. А потом, Бог даст, восстановится храм и Всех святых». И вот мы стоим сейчас в этих стенах, которые пророческим старческим словом созданы трудами рабочих, молитвами вас и копеечкой пожертвований всех, кто с любовью относится к Святым Горам и Святогорской Лавре.

Ещё храм не украшен, ещё нет икон в этом храме, ещё нет благолепных иконостасов, а уже чувствуется, что место это благодатное. Да оно и несомненно, ведь здесь, братья и сестры, когда обитель уже была закрыта, до закрытия этой церкви отпевали всех почивших святогорцев на этом месте. За этим алтарём были погребены преподобные, ныне канонизованные уже Церковью святые преподобные Святогорские. Когда закрыли в 1922 году обитель, то до 1931 года в этой церкви ещё служили: здесь и крестили местные жители своих деток, здесь совершалось и венчание, совершалась исповедь, литургия.

«Где-то лежат здесь в земле несколько сот мощей угодников Божиих — всех святых, которым храм этот святой посвящён»

И здесь же сохраняли чудотворную икону Святогорской Божией Матери, по воспоминаниям очевидцев-свидетелей, и мощевик, в котором несколько сот святых угодников Божиих частиц вложено, среди которых — частицы влас Христа Спасителя. Этот ковчег, по слову архидиакона Авраамия, был спрятан здесь где-то, на территории кладбища, за алтарём этого храма. Место сейчас уже трудно это определить, но где-то лежат здесь в земле несколько сот мощей угодников Божиих — всех святых, которым храм этот святой посвящён.

Да и потом, какая самоотверженность была, братья и сестры, у тех, кто трудился на воссоздании этого храма! Ведь храм взорвали в 1947 году ― тем, что осталось после разминирования ― снарядами, минами, гранатами ― сложивши в кучу, этим взрывали. И когда начали очищать фундаменты, то стали попадаться неразорвавшиеся боеприпасы. Из-под этого храма вынуто 6 ручных гранат неразорвавшихся, 6 мин противотанковых, 2 снаряда. Именно вынуто, половину рабочими вынуто. Три мины противотанковых были за запалы проволокой связаны. Если тронуть одну из них, то тут бы огромный взрыв получился. И вот один из казаков, который прошёл Афганистан, ночью, при свете фонариков, когда здесь людей никого нет, он раскрутил эти запалы, проржавевшую проволоку, с риском для жизни своей раскрутил, освобождая основание для новостроящегося храма.

Вот, братья и сестры, какие труды и какое самопожертвование предваряло строительство этой церкви! Так неужели Господь не взглянет на это святое место? Конечно! И благодатно оно, и утешать нас будет, и благодатно посещать это место. Ведь «Церковь не в брёвнах, а в рёбрах», ― говорили наши деды и прадеды. Не только в стенах этих рукотворённых Господь живёт, в сердцах наших, в душе нашей Господь живёт. И поэтому каждый из нас сейчас стоит, по благодати Духа Святого называющийся христианином, стоит со дерзновением, надеясь на любовь Божию и памятуя любовь всех святых угодников Божиих к нам, грешным.

О правильном отношении к молитве

Мы сегодня стоим со дерзновением, которое основано на любви Божией, на Его милосердии, которое везде красной линией проходит в житиях святых. Мы дерзновенно молимся за свои бессмертные души. И кто его знает, может, среди нас здесь кто-то стоит — будущий угодник Божий, которого Церковь прославит и поставит на свещницу ― да светит всем примером своей жизни. Мы ведь не знаем, каковы люди здесь стоят среди нас ― какие молитвенники, какие труженики, какие стяжавшие ту или иную добродетель христиане.

Мне вспоминается безбожное время, когда храм у нас в селе был закрыт. И вот когда не было дождя, собирались старушки ― старые воцерковлённые люди, и шли на криницу у нас читать акафист пророку Илии. Я до сих пор запомнил слова одной, как я звал, баба Горпына Сердюкова, Агриппина, раба Божия такая, как она говорила: «Мы ж собираемся все вместе, идём акафист за дождик читать. Я-то грешная, я знаю, и каждый из нас так думает, что я ж самая грешная, самая недостойная. А вдруг среди нас есть такая святая душа, которая Бога за дождик и умолит». Вот так старые люди относились к молитве и к осознанию собственного недостоинства перед Богом.

Дай, Боже, и нам, братья и сестры, такого осознания собственной греховности, собственного недостоинства, а через это ― стяжание смирения, покаяния, которое Богом никогда не будет уничижено. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19) ― говорит Священное Писание. Дай, Боже, нам этой кротости, смирения, которое оправдает нас перед лицем Милосердного Господа и сподобит, братья и сестры, не только свои души спасти, но по нашим молитвам спасти и тех, за кого души наши переживают ― наших ближних.

И в сегодняшний день, памятуя слова Иоанна Кронштадтского, какое действие вызывают краткие слова призывания всех святых на помощь, мы весь день будем призывать краткими словами не только в храме, но и дома, и по дороге куда-то, где мы едем или идём из святой обители, из храма — будем кратко про себя говорить: «Вси святии, молите Бога о нас!» А там сонм праведников Божиих падёт ниц пред престолом Вседержителя и умолит Его — умолит за наши грешные души и за наше многострадальное Отечество, которое есть подножие Престола Божия. Аминь.

Проповедь епископа Арсения в Неделю Всех святых. 14 июня 2009 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *