Толкование на Евангелие дня

Евангелие дня о исцелении сухорукого в субботу

«Братья и сестры, будем стараться блюстись от этой страшной греховной заразы, от зависти, которая очень часто находится в нашем сердце, но о которой человек очень редко даже признаётся на исповеди»: о страсти зависти в проповеди на Евангельское чтение об исцелении сухорукого в субботу.

Проповедь архимандрита Исихия (Клыпы), произнесённая 29 июня 2015 года

 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Святое Евангелие повествует нам, братья и сестры, как Господь наш Иисус Христос, придя в иудейскую синагогу, увидел человека, имеющего сухую руку. Обратившись к фарисеям, Он спросил у них: «Достойно ли совершать добро в субботу?» Они же молчали. Тогда Он, взглянув с горечью на них, обратился к тому человеку и предложил ему выйти на середину храма, и потом сказал: «Протяни свою руку». Когда человек протянул свою руку, то рука его утвердилась и стала такой же здоровой, как и другая рука (См. Мф. 12:9-13).

Евангелие дня о исцелении сухорукого в субботу

Фарисеи вышли после этого из собрания иудейского и совещались друг с другом о том, чтобы убить Господа нашего Иисуса Христа. По какой причине произошло такое их пагубное самопомрачение? Это произошло по той причине, что человек глубоко поражён язвой греха. И когда он начинает свой путь в Царство Небесное, когда он начинает свою борьбу со грехом, тогда он может удовлетвориться только первыми ступеньками. Он может оставить совершение смертных грехов, может начать совершать малые добрые дела, которые можно совершать по причине или тщеславия, или славолюбия, которые производят в обществе похвалу (такие, как пост, милостыня, внешняя, наружная молитва).

И на этом человек может остановиться, этим ограничиться и не понять, насколько глубоко в его сердце движутся многие греховные побуждения, такие как зависть, гордость, ненависть и прочие. Если человек обольстится этим своим внешним поведением, обольстится той славой, которую дают ему льстецы или угождающие ему люди, даст какую-то цену своим малым внешним добрым делам, то он как раз и придёт в то состояние, в которое и пришли фарисеи. Они не совершали смертных грехов, не убивали, не грабили, не совершали грехов прелюбодеяния, постились в течение недели два раза, совершали милостыню, изучали Закон Божий и старались по своему разуму его исполнить.

Но это было поверхностно и это не затрагивало глубину их сердец. Кроме того, они были исполнены страсти славолюбия, тщеславия, и желали постоянного почитания от народа. Когда же Господь наш Иисус Христос пришёл на землю, начал совершать Свои предивные чудеса и благовествовать Своё Небесное Евангелие, тогда фарисеи увидели глубочайшую разницу между ними и той славой, которая окружала Господа со стороны людей. Сами их служители говорили, что никогда человек не говорил так, как говорит этот Человек. И все люди видели, что Он говорит со властью. И фарисеи, видя, что они могут потерять народное уважение, ту славу, которую они имели от простых людей, славу людей, благочестивых, набожных, угождающих Богу.

Они воспламенились глубочайшей завистью по отношению к Господу нашему Иисусу Христу. Зависть ― это такая страсть, в которой человек очень редко приносит покаяние. Все знают, что это является грехом, но человек очень часто плачет и скорбит, когда он совершает или грех убийства, или прелюбодеяния, или предаёт кого-либо из своих друзей. Но если он видит в своём сердце движение зависти, если он завидует или славе других людей, или их благополучию, или здоровью, или ещё чему-либо, то очень редко, когда человек искренне и глубоко плачет о том, что его сердце одержимо этой страстью.

Блудник, когда совершает грех блуда, он его совершает в короткое время и потом уже оставляет его. Но человек завистливый, он постоянно находится в этом состоянии и никогда не оставляет его. Кроме того, блудник ощущает некоторое удовлетворение и приносит его себе. Человек же завистливый в первую очередь мучит самого себя. Очень редко он может нанести вред тому человеку, которому завидует, но себя он непрестанно мучает и себя непрестанно уничтожает.

Поэтому, братья и сестры, будем стараться блюстись от этой страшной греховной заразы, от зависти, которая очень часто находится в нашем сердце, но о которой человек очень редко даже признаётся на исповеди. С лёгкостью человек признаётся в тех или иных грехах, но в грехе зависти он очень редко кается и очень редко его оплакивает. И Господь, видя, насколько тяжела внутренне греховная неисправленность фарисеев, тем не менее, любя их, постоянно желал их уврачевать. Иногда Свои действия, которые есть чудеса, Он производил в субботу, Он оправдывал как Бог и говорил: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» (Ин. 5:17).

В другие же времена Он, действуя и сообразуя с человеческими убеждениями, показывал им пример и человеческой жизни. «И если, ― говорит Он, ― кто из вас будет иметь овцу, и она упадёт в ров, то неужели такой человек в субботу не вытащит и не спасёт её? По этой причине можно делать добро и в субботу». Этими примерами Господь желал уврачевать то внутреннее греховное помрачение, в которое пришли фарисеи.

Но они ещё более ожесточались на Христа Спасителя, когда видели, что Он благодействует человеческому роду, когда исцеляет их или отпускает грехи. Как жену грешницу, которую они, по своей зависти, хотели предать побитию камнями, или когда видели, что Он благодействует телесному составу человека, как в случае с исцелением сухой руки, как в случае, когда Он исцелил расслабленного ― повелел нести ему одр, когда исцелил слепорождённого.

Все эти чудеса были совершены в субботу, и по взглядам фарисеев они являлись греховными, потому что по их искажённым взглядам нельзя было совершать добрые дела в день субботний. И Господь, желая показать им, насколько они неправо понимают Закон Божий, насколько они омрачены страстями, как раз и совершал эти дела в субботу. Чтобы показать, что суббота дана для того, чтобы отрешиться от земных суетных дел, которые направлены на увеличение или имения, или на другие суетные попечения, и как раз дана Господом для того, чтобы человек в этот день, свободный от мирских увлечений, совершал добрые дела, изучал Закон Божий и совершенствовался в творении добра.

Эта тяжкая болезнь фарисейская, она находится и в наших душах, потому что мы, как только оставляем свою греховную жизнь, оставляем смертные грехи, страсть гордости у нас не уврачёвана, и мы тотчас же начинаем придавать особое значение тем молитвам, которые мы совершаем, тем постам, той милостыне, которую мы раздаём. Мы начинаем этим любоваться, начинаем смотреть на наших ближних ― кто из них меньше помолился или с меньшим усердием, кто реже ходит в храм, кто меньше подаёт милостыню.

Всё это возбуждает в нас непобеждённую ещё страсть гордыни и делает из нас фарисеев. И если мы постоянно соблазняемся нашими ближними, если приписываем им те или иные грехи, если считаем себя лучше других, и это видно из наших поступков, дел и слов, мы должны чётко понять, что те страсти, которые были в душах фарисеев ― зависть, сребролюбие, словолюбие, гордыня ― они не исцелены и в нас.

Мы видим, к каким страшным последствиям привела их ненависть ко Христу Спасителю. Как сначала они между собой совещались, желая убить Его, потом начали подлавливать Его в словах, прося Его отвечать на те или иные, как им казалось, сложные и неразрешимые вопросы. Но когда Господь Своей Божественной мудростью выходил из всех их ловушек, то они, уже увидевши, что не могут ничего сделать и могут совершенно лишиться почитания и уважения со стороны народа, возбуждаемые этими страстями ― страстью зависти, решились и на страшное преступление Богоубийства.

Зависть ― она и в древние времена толкала человека на многие грехи. Каин позавидовал Авелю потому, что Господь принял его жертву, Аарон завидовал Моисею, Мелхола позавидовала богоугодному Давиду. И многие другие были наказаны. Братья Иосифа позавидовали ему и продали его в Египет. Но всё это привело к тому, что те, кто завидовали, понесли наказание, а те, кому завидовали, как Авель, он в более раннем возрасте вошёл в Царство Небесное. Иосиф, проданный в Египет, стал там царём, и братья затем приходили и кланялись ему. Давид был превознесён Богом особым откровением, а Мелхола до самой смерти была оставлена бездетной.

Всё это приводило ко всем этим тяжким последствиям, как раз эта пагубная страсть. Поэтому, братья и сестры, будем стараться с самоукорением заглядывать в своё сердце, потому что эта страсть наверняка там есть и гнездится. Будем находить её и всячески стараться и с ней бороться, чтобы нам не прийти в то страшное состояние, в которое пришли богоотступники и богоборцы фарисеи. Чтобы Господь нас сопричислил со святыми апостолами, даровал нам то внутреннее духовное устроение, которое имели эти простые галилейские рыбари, которые в простоте сердца, не ища и не желая человеческой славы, следовали за Христом Спасителем, терпели многие уничижения, скорби и поношения от людей, и тем не менее, внутренне радовались, испытывая утешение от Самого своего Творца и Создателя. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *