Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

аудио

Сам Господь прославил его ― Своего Предтечу, сказав о нём, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. О проповеднике покаяния, величайшем из пророков, его благочестивой семье и назидании, что мы можем извлечь для себя из примера их праведного, богоугодного жития ― в проповеди Святогорского архипастыря.

Проповедь архиепископа Арсения на праздник Рождества Иоанна Предтечи. 7 июля 2012 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, всечестные отцы, братья и сестры, мы творим празднество, которое соответствует словам песнопения и словам пророческим: «Память праведного с похвалами». Почти две тысячи лет прошло со времени земной жизни великого во святых угодника Божия ― честного славного Пророка и Предтечи, Крестителя Господня Иоанна. И за эти две тысячи лет народ верующий не забыл не только его имени, но и обстоятельств, связанных с его земной жизнью, с его земным рождением, с его мученической кончиной и с его великой славой, которая выразилась ещё при земной жизни, когда Господь Иисус Христос сказал о нём: нет больших из рожденных женами, нежели Иоанн Предтеча (см. Мф. 11:11).

Ведь недаром и сам день рождения Иоанна Предтечи, который мы сегодня вспоминаем, празднуется Церковью как особо важное и знаменательное событие. Немного таких дат и таких празднеств торжественно воспоминает Святая Православная Церковь: Рождество Христово (день воплощения Бога Слова), Рождество Божией Матери, Которая послужила воплощению Второй Ипостаси Святой Троицы и Рождество Иоанна Предтечи. Только три рождества празднует Святая Православная Церковь, показывая значимость этих событий для истории всего рода человеческого и в деле спасения всего рода человеческого.

Чудесные обстоятельства появления на свет будущего Крестителя Господня

«Как мы можем похвалить достойно», ― говорит песнопениями Святая Церковь через святых отцов, Иоанна Предтечу, которого похвалил Сам Господь? Сам Господь Иисус Христос сказал: «Нет больших из рожденных женами, нежели Иоанн Предтеча». Но надо посмотреть, братья и сестры, как же было рождение Иоанна Предтечи: оно было знаковым и особым. Ведь происходил он из рода священнического.

И отец его, и мать были из колена Левина. Отец был первосвященником, исполненным дара прозрения и пророчества. Не лишена была дара пророчества и его мать Елисавет. Дар пророчества она являла и когда говорила, как назвать сына, и когда приветствовала свою двоюродную Сестру ― Пречистую Богородицу в Горнем и говорила: «И откуду мнe сие, да приидет Мати Господа моего ко мнe» (Лк. 1:43), провидя таинство Благовещения и то великое Таинство, Которому послужит Царица Небесная.

Сам Иоанн Предтеча происходил из древнего священнического рода ― из рода, который много дал святых ветхозаветной и Православной Церкви. Его прадед, священник Матфан, имел трёх дочерей. Одна из них, старшая, Мария, впоследствии родила Саломию, будущую мироносицу. Вторая его дочь, Совия, родила Елисавет, мать Иоанна Предтечи. Третья его дочь была святая праведная Анна, мать Самой Царицы Небесной. И вспоминая житие Иоакима и Анны, мы читаем, что в то время, когда было рождение Божией Матери от этой благочестивой четы молитвенников, постников, праведников ветхозаветных, они были самыми праведными людьми на Земле. Свидетельствует и Ветхий Завет, и Новый Завет об их праведности.

Благочестие супружеской четы, плод которой ― величайший из пророков

Таковой же праведностью отличались и Елисавет и Захария, отец Иоанна Предтечи. Ведь недаром евангелист говорит, что они были люди праведные, ходившие по заповедям Божиим и во оправданиях Его (см. Лк.1:6). И была только у них одна беда ― детей у них не было, хотя они уже были престарелые, как говорит Писание: «заматорeвша во днех своих» (см. Лк. 1:7). В то время неимение детей среди ветхозаветной Церкви, среди народа израильского, почиталось большим несчастьем, потому что записано было, что жена спасается чадородием. И весь народ израильский, ожидая Мессию, и зная, что Он произойдёт от народа израильского, ожидал в себе продолжения своего рода, чтобы иметь наследство и упование, что, может, из его рода произойдёт Мессия, и он будет причастен к явлению самого Бога в мире, Воплощённого. Поэтому неимение детей считалось отвержением Божиим за какие-то тайные или явные грехи, считалось наказанием Божиим. И поношение было таковым людям, потому что многие если не явно, то тайно их осуждали. Люди праведные скорбели вместе с ними, а люди завистливые к их праведности и надсмехались над ними, и осуждали их. Поэтому радости мало было от этого неимения детей.

И вот священник Захария, когда совершал службу, чреду свою в храме Иерусалимском, и зашёл в алтарь кадильный, чтобы принести жертву Богу, то вдруг увидел Архангела Гавриила, который назвавшись ему, сказал, что: Услышана молитва твоя, Захария (см. Лк. 1:13).

Сколь праведен этот человек, братья и сестры! Мы видим, что и молитва его Богом услышана, и ангелов он сподобился видеть за свою чистоту и праведность. И дивные слова говорил Архангел старцу: У тебя родится сын, наречешь ему имя Иоанн, о его рождении и сам возрадуешься и многие возрадуются с тобой (см. Лк. 1:13-14). Недоумевал Захария, думая: «Разве я об этом пришёл просить Бога? Я просил Бога о пришествии Спасителя в мир, я просил Бога о том, чтобы народу моему Господь грехи простил, чтобы Господь не отверг моего народа ― вот о чём я просил. А Архангел говорит мне о моём сыне, когда и жена моя стара и бесплодна, и я уже стар». И он дерзнул задать Архангелу вопрос: «Как это будет, ведь мы уже престарелые в летах»? И за это недоверие, за это такое смиренное и невольное противление воли Божией, Архангел сказал ему такие слова: За твое неверие ты лишишься дара речи, ты будешь немым до тех пор, пока не исполнится мое пророчество (см. Лк. 1:20). И вот вышел Захария из алтаря и только руками делал знаки и не мог ничего сказать, и народ ждавший и чудящийся его промедлению в алтаре, понял, что он видел какое-то видение.

Как священник, который по причине своей немоты не мог служить, он возвратился в дом свой и пребывал вместе со своей супругой Елисаветой. И вот Елисавет зачала и таилась пять месяцев, говорит Священное Писание (Лк. 1:24). Пять месяцев она боялась сама себе признаться и боялась другим сказать о том, что она носит во чреве, будучи уже престарелой, когда сверхъестественное уже зачатие у неё произошло, потому что казалось, не сможет она, как престарелая, уже и иметь детей. И вот пять месяцев она таилась по глубокому своему смирению. И по такому недоумению, которое естественно будет обуревать всяческий человеческий разум, когда касается его сила Божия и промысел Божий, и благодать Божия, человек недоумевает. Тем более что ведь и всё это сверхъестественно было для неё.

Встреча ожидающих чад родственниц ― праведной Елисаветы и Девы Марии

И вот, В шестый месяц, ― говорит дальше Писание, ― был послан Гавриил архангел к Пречистой Деве Марии (см. Лк. 1:26) (в шестой месяц беременности святой праведной Елисаветы), Которой благовестил о том, что Она, Пречистая Дева, зачнёт тоже во утробе Своей без мужеска семени, не разрушая Своего девства, когда Бог Слово действием Духа Святого чудесным образом вселится в Её утробу, и из Её девственной пречистой утробы будет ткать Себе плоть, чтобы воплотиться, как Младенцу. И для того, чтобы укрепить веру будущей Царицы Небесной, Архангел говорит: Вот и сродница Твоя, ― а она двоюродная сестра Елисавет, ― вот уже шестый месяц, как имеет во чреве (см. Лк. 1:36). И мы знаем по Писанию, что Божия Матерь, услышав это (а Она была чистая душой), и радость Её сестры так коснулась, что Она оставила всё и поспешила в Горнее (в город Хеврон, который назывался Горним, потому что в горах был расположен, в восьми часах хода от города Иерусалима). И Она поспешила в тот город, чтобы порадоваться со своей сродницей.

И вот, когда Она вошла, и целовала, приветствуя, Елисавет, то взыгрался младенец Иоанн Предтеча, приветствуя будущую Матерь Господню, приветствуя и Бога Слова, воплотившегося в Её пречистой утробе. Приветствовал взыгранием во чреве своей Матери. И Елисавет, исполненная пророческого духа, воскликнула: «И откуду мнe сие, да приидет Мати Господа моего ко мнe?» (Лк. 1:43). И как бы подтверждая слова Архангела, говорит Ей, что «будет совершение глаголанным ей от Господа» (Лк. 1:45). И Божия Матерь пребывала вместе с Елисаветой до тех пор, пока не родился Иоанн Предтеча. Радовались и утешали друг друга, молясь вместе и постясь вместе, и сорадуясь тем великим промыслом Божиим, который почивал на их семье и на их родстве.

Рождение последнего пророка-предвестника Мессии

И вот родился младенец, и все родственники праведной Елисаветы собрались. И исполнилось пророчество, потому что все родственники радовались о том событии и о величии Божии, которое явилось на престарелой матери, кормившей грудью своей младенца. Радовались и те, которые ожидали Мессию, ветхозаветные праведники и верующие, потому что, видя чудесные дела во Израиле, они укреплялись верой в то, что и Мессия не оставит их народ, если Он не оставляет их, и посылает и Архангела явление, и посылает такое сверхъестественное действо, как в древние времена было: как у Авраама, их праотца, и Сарры, когда родился Исаак в престарелых летах. Так и в эти времена Господь не оставил их Своим промыслом, Своим действом. И радовались все верующие вместе с ними.

И вот, собрались родственники и хотели младенца в день обрезания (в восьмой день по рождении) назвать Захарией, как отца. Но мать сказала: Нет, но Иоанн будет имя ему (см. Лк. 1:60). Но тогда знаками показывали и его отцу Захарии: Как назвать его? Тот испросил дощечку и на ней начертал: Иоанн имя ему (Лк. 1:62-63). И как только он начертал это имя, которое нарёк Архангел, по воле Божией, разрешились его уста, и он пророчествовал: «И ты, отроча, пророк Вышняго наречешися: предидеши бо пред лицем Господним, уготовати пути Его» (Лк. 1:76), ― говорил Захария о своём младенце сыне, пророчествуя. И эти дивные слова всеми слушались собравшимися, а ведь у святых, говорят, и друзья святые. И по народу верующему везде пошёл слух, и дошёл даже до Ирода, и Ирод восклицал: «Что убо отроча сие будет»? Удивлялся он и событиям рождения этого отрочати, но уж это не помешало ему быть противником воли Божией. Когда волхвы пришли к нему с востока и сказали, что родился Царь иудейский, то Ирод, боясь, что у него отнимется земное царство, повелел послать воинов в Вифлеем, чтобы убить и Спасителя Младенца, и, помня о чудесах, явленных при рождении Иоанна Предтечи, послал воинов и в город Хеврон, чтобы убить и Иоанна Предтечу.

«И рука Господня бе с ним»

Но ангел явился праведной Елисавете и повелел ей бежать из города, тем более что и плачь из Вифлеема, недалеко стоявшего города, дошёл до Хеврона, и причина этого плача скоро стала известна людьми, бежавшими в Хеврон, что там избивают младенцев. Елисавета бежала в горы и скрылась от воинов. И Господь чудом сокрывал её, потому что, говорит Предание, когда эта престарелая, уже не могущая быстро идти, не то, что бежать, мать, но которая всю свою материнскую любовь, желая свою жизнь отдать и свое здоровье, лишь бы не убили её дитя, скрывала Иоанна Предтечу, бежала с ним в пустыню. И когда уже воины настигали, она видела от Хеврона по склону бегущих воинов, вскричала она: «Гора, скрой матерь со чадом». И по воле Божией гора расступилась расщелиной, в которую скрылась святая праведная Елисавет. И рука Господня бе с этим младенцем (см. Лк. 1:66), ― говорит Писание.

Источник забил по воле Божией, и финиковые деревья, которые выросли вокруг этого источника, приносили плоды. Святая праведная Елисавет питалась сама и кормила младенца и поила этой ключевой водой, находясь в пустыне. Недолго могла она своего младенца охранять, потому что на сороковой день, потрясённая, да уже и престарелая, уже старица, на сороковой день после этого события скончалась. Младенец остался сам в пустыне, и говорит Священное Писание и Предание, что как Божию Матерь Архангел Гавриил, являясь во святая святых, наставлял, так охранял он, питая в младенческих летах и Иоанна Предтечу, благовестником которых он был, о рождении которых благовестил.

Жестокое убийство праведного священника старца Захарии

Захария же святой, пророк и священник, и родитель Иоанна Предтечи совершал чреду в храме Иерусалимском, и вот пришёл оруженосец царя Ирода, сказал: «Где сын твой? Выдай нам твоего сына». И сказал священник дерзостно: «Я служу Господу Богу Израилеву. А где мой сын в настоящее время, я не знаю». Пришёл оруженосец и сказал эти слова Ироду. Тот послал отряд воинов и сказал: «Грозите ему убийством и убейте его, если он не скажет, где его сын». И те сказали: «Если ты не скажешь, где сын твой, то сейчас же умрёшь смертью». Сказал Захария дерзновенно: «Тело моё вы можете убить, а душу мою примет Господь». И блеснули мечи над головой седовласого праведного священника старца, и убит он был на пороге алтаря и храма, и кровь его вошла в мраморные плиты и окаменела так, что как её ни сбивали и ни счищали, не могли счистить, во свидетельство неправедности Иродовой и во свидетельство пролитой праведной крови.

Семья, подарившая миру столько праведников

Сколько праведников дала эта семья: Иоаким, Анна, Елизавета-исповедница, священномученик Захария, мироносица Саломия, Иоанн Предтеча… Сколько эта семья послужила всему роду человеческому, даровавши таких великих святых, и из этой семьи свершилось великое чудо ― пришествие в мир Спасителя мира, Второй ипостаси Святой Троицы, Бога Слова. Какой же праведности были они все! И своей праведностью они поддерживали друг друга и назидали друг друга.

Дай, Боже, и нам, братья и сестры, быть таковыми в семьях своих. Своей праведностью, своим добрым словом, своим искренним отношением к Богу, к молитве, и к заповедям Господним, быть светильником для своей семьи и для тех, кто нас окружает.

Иоанн Креститель ― начальник Таинства Исповеди

И говорит Священное Писание, что отроча было в пустыне, «растяше и крепляшеся духом» (Лк. 1:80). И был до времени явления своего народу израильскому. Ведь по закону древней ветхозаветной Церкви, не мог человек учительствовать, прежде чем ему не исполнилось тридцати лет. И до тридцати лет со смирением этот великий праведник и постник, Иоанн Предтеча, жил в пустыне, ел только акриды и дикий мёд, одевался в шкуры диких животных, и пребывал в пустыне, совершенствуя свою душу, назидаемый самим Архангелом Гавриилом. Затем он вышел на проповедь, и крестил народ ветхозаветной Церкви в водах Иорданских, омывая их грехи после исповеди, установив этим Таинство Святого Крещения, которым и мы крещены. Начальник и Таинства Покаяния он, которое установлено Церковью Святой ― исповеди, без которой мы, братья и сестры, наверное, стали бы как бесы. Если бы мы не исповедовались и не искали, чтобы извергнуть грязь из своей души, и не старались потом воздерживаться от этой грязи, получив залог милости Божией в благодати Таинства Святого Покаяния.

«Что мы можем дать Иоанну Предтече? …Наше покаяние, потому что проповедником покаяния он всегда был»

И мы, братья и сестры, в сегодняшний день прославляем Иоанна Предтечу и день Рождества его. В День рождения обычно принято говорить добрые слова о человеке, в день рождения принято трапезы накрывать, братья и сестры, в день рождения принято подарки дарить и всякое доброе расположение показывать человеку, радуясь его явлению в этот мир. Что мы можем дать Иоанну Предтече? Трапезу накрыть? Так он постником был, величайшим постником. Подарок ему подарить? Так ведь он был великим нестяжателем, живя в пустыне, и дома даже не имел своего, не то, что каких-то вещей. Что мы можем принести ему, чтобы было приятно ему в сегодняшний день видеть на нас, на христианах, на последователях Христовых, о Котором он проповедовал, говоря со смирением, что: Грядет вслед меня Тот, Которому я недостоин и ремень на обуви разрешить (см. Лк. 3:16)?

Что мы ему сегодня принесём? Наше покаяние, потому что проповедником покаяния он всегда был. «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное» (Мф. 3:2), ― говорил он всем, с любовью принимая народ, слушая их грехи. И многие: и лютые, и мытари к нему приходили, и воины приходили, как мы слышим из Священного Писания. Он всех принимал, всех исповедовал, всех старался очистить души и сердца, чтобы, очищая эти сердца и души, сделать их способными к принятию проповеди Христа Спасителя, к принятию Его Крестной Жертвы, добрее старался людей и чище сделать, уготовляя этим путь проповеди Господней в народе израильском.

«Как аукнулось, так и откликнулось. Что посеяли, то и жнём»: последствия неисполнения заповедей Господних

Великая Любовь к Богу, к Его воплощённому Сыну, Великая любовь к Церкви Святой, великая любовь к нам грешным, двигала Иоанном Предтечею. И мы должны возлюбить слова его проповеди. Многие скажут: «А в чём мне каяться»? Часто можно услышать в наше время, братья и сестры, такие слова: «А что, живу как все, и грехов-то у меня особенных-то и нет». Да нет грехов у нас, братья и сестры, не потому, что их нет, а потому, что мы уже к ним привыкли и их не замечаем, потому что заповеди Господни забыли. Вспомните, как заповеди Господь давал ветхозаветному народу на горе Синайской. В громе и молнии перстом на каменных скрижалях Своих начертывая, и камень плавился под действием силы Божией. Начертывал какие слова? Начертывал слова о почитании Бога Единого: Не сотвори себе кумира ни на небесах, ни на земле (см. Втор. 5:8), ― говоря, чтобы человек почитал Бога. Почитаем ли мы Бога? Нет, мы забыли Его заповеди. Как Господь сказал: «Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них дела твоя, в день же седьмый ― суббота Господу Богу твоему» (Втор. 5:12-14). Эту заповедь мы соблюдаем? Ведь Господь просит шесть дней делать, чтобы мы все дела свои успели сделать, только седьмой день Господу Богу отдать ― прийти в храм на службу, и то, не целый день стоять в храме, а просто прийти и помолиться. Грехи свои вспомнить, покаяться в них, помолиться Богу о себе, о своих умерших родителях, о своих живых детях и внуках, о своих благодетелях, которые добро нам сделали в течение этой недели. Вспомнить, что мы к Богу ещё придём и будем отвечать перед Ним за всё, что мы сделали на этой земле, напомнить себе о вечности. Но мы и эту заповедь не соблюдаем ― всё у нас суета, хлопоты, заботы. И на базар надо, и в магазин надо, и сериал посмотреть надо. Какая уж тут церковь, какой уж тут Бог, какие уж тут заповеди? И эту заповедь не соблюдаем, а потом удивляемся, почему дети нас не слушают, внуки нас не почитают? Да ведь мы Бога не слушаем и Бога не почитаем, а хотим, чтобы нас все слушали и нас все почитали. Как аукнулось, так и откликнулось. Что посеяли, то и жнём.

Заповедь «Не убий» (Втор. 5:17). Ну, скажет человек: «Да я и не убивал никого». Как никого? А сколько абортов сделано? Звери такого не делают, детей своих убивая во чреве! И виноваты не только жёны, которые делали аборты. Мужья, с одобрения которых это делалось, их родители, с ведома которых всё это делалось: «Та у тебя двое детей есть, хватит. Сколько можно»? А почему наши деды и прадеды по десять, и по двенадцать детей имели, и людьми их воспитывали, и уважение было к старшим, и трудолюбие, и забота друг о друге, потому что не было эгоистов. А сейчас одного вырастят, и неразумной родительской любовью всё его ограждают, всё его жалеют, а он потом воспитывается эгоистом, который привык, чтобы ему давали, но не чтобы он кому-то давал, ему все должны, но не он кому-то должен.

«Не укради» (Втор. 5:19), ― заповедь такая. Подумать! У нас в жизни, кто с работы тянет, кто с колхоза раньше тянул. Что плохо лежит, то и наше, хотя мы его не ложили. И в этом часто бывает, братья и сестры, наша вина пред Богом. И можно перечислять и перечислять.

«Да мы ― плохие, поэтому и молодёжь такая, и начинать надо с себя, а не с кого-то. Не молодёжь исправлять, а свои грехи вспоминать, и в них каяться»

«Не прелюбодействуй» (Втор. 5:18), ― говорит Господь. Некоторые скажут: «У меня в жизни вроде такого не было прелюбодейства». А как же, братья и сестры, невенчанные браки, которые без благословения Божия живут? Это же блуд, и дети рождаются потом из этого такие неблагодарные по причине всё этой же. А как, братья и сестры, мы эту заповедь, ведь это заповедь о целомудрии, не храним, не воздерживаясь ни в своей жизни, даже чревоносящие матери, и те не воздерживаются во время чревоношения ребенка, и потом ребёнок, он же начинает воспитываться во чреве матери. И как мать себя ведёт, то самое будет и в ребёнке заложено. Мать ворует, и ребёнок вырастет вором, мать кого-то злословит, осуждает, ребёнок злословным вырастет, мать не воздерживаться в блудной жизни, и ребенок блудником вырастет. Воспитывается уже во чреве матери ребёнок. Недаром наше старое поколение, если жена носила во чреве, не разрешали даже хворостиной корову ударить ей, чтобы ребёнок жестоким не вырос, даже ногой кошку нельзя было беременной оттолкнуть, чтобы её жестокость даже мало не отразилась на её ребенке, которого она во чреве носит, потому что воспитание начинается матерью ещё когда ребенок во чреве находится. И всё, чем мать живёт, тем и ребёнок потом начинает жить. И в этом надо каяться. И часто говорят: «Плохая молодёжь». Но ведь от хороших родителей, как это получилось, что плохая молодёжь выросла? Да мы ― плохие, поэтому и молодёжь такая, и начинать надо с себя, а не с кого-то. Не молодёжь исправлять, а свои грехи вспоминать, и в них каяться. А то мы начинаем по-фарисейски назидать, наставлять их. Говорят: «Молодец против овец, а против молодца сам овца».

«Это мы такие, поэтому и мир такой, поэтому и мы часто терпим последствия греховности своей в мире, ведь причины бедствий в мире ― это грехи наши, братья и сестры»

Вспомнить свои грехи, почитать жития святых, почитать заповеди Господни. «Господи, помилуй, ― только скажешь, ― а как же я живу»? И из этого должно рождаться чувство покаяния. Ведь Иоанн Предтеча ради этого приходил, чтобы напомнить народу о грехах. Сейчас ведь не любят о грехах слушать, любят, когда хвалят. Даже сказать: «Вот, весь мир в грехах и во зле лежит», ― скажут: «Да, действительно, все: и политики плохие, и правительство плохое». И всем достанется, и живым, и мёртвым. Сказать: «Вот он ― грешен, тот ― неправедный, тот не так». «Да, это так». Но скажи человеку, что он грешен, что он неправеден. «А что ты меня оскорбляешь»? Сразу будут слова. И хотя мы осознаём, что весь мир лежит в грехе и в беззакониях, и в неправде, но весь этот мир состоит из нас ведь. Это мы такие, поэтому и мир такой, поэтому и мы часто терпим последствия греховности своей в мире, ведь причины бедствий в мире ― это грехи наши, братья и сестры.

«Грех каждого из нас ― то, что зло в мире разлито, потому что бесы его творят, смрадом наших грехов, вызванные из бездны преисподней»

Как говорят святые отцы, что смрадный запах греха является приманкой для бесов, которые выходят потом из бездны, из бездны ада, на эту приманку (на смрадный запах греха) и творят беззаконие в мире. Грех каждого из нас ― то, что зло в мире разлито, потому что бесы его творят, смрадом наших грехов, вызванные из бездны преисподней. Вот, почему мы на Прощёное Воскресенье друг у друга прощения просим, даже если бы мы и не знали друг друга или никогда в жизни не общались. Потому и просим прощения, что ведь мы виноваты перед всем миром тем, что зло в мире живёт, в том, что праведности меньше. Ведь и мы же часто виноваты в разрастании зла. Нас осудили, и мы начинаем осуждать. Нам злое слово сказали, и мы тут же в ответ злое слово говорим. Нас в очереди толкнули где-то, и мы тем же ответили тут же. Ну, простите, ведь через это зло не уменьшается, а увеличивается. Проявилось в одном случае, а когда мы ответили злом на зло, оно в два раза больше стало. Поэтому Господь и говорит: «Любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас» (Мф. 5:44). Господь это говорит для того, чтобы зло не разрасталось, а уменьшалось. И если мы имеем разум и понимание к жизни в Боге, то мы должны поступать так, как нам Господь советует.

Не осуждайте, ― говорит Господь, ― и не осуждены будете (см. Мф. 7:1). Утешает нас, что если не будешь осуждать, то тебя Сам Бог не осудит. Вот как Господь говорит: Кто ты, вынимающий сучок из глаза брата твоего, сначала бревно из своего глаза вытяни, а потом уже сучок из глаза брата вытягивай (см. Мф. 7:4-5). А мы ведь часто так: «Вот тот такой-то, растакой-то, перетакой-то», ― а сами имеем столько тайных грехов, что если бы их открыть перед народом, так все бы шарахнулись от нас, скажут: «О! Вот это “праведник”»!

«Если Русь Святая покается, своею славою превзойдёт бывшую Святую Русь» ― святитель Иоанн Шанхайский

И мы, братья и сестры, в сегодняшний день приносим покаяние за свою беспечность, за своё забвение заповедей Божиих, за свое забвение высокого звания «христианин» мы приносим покаяние. А ведь знаете, что покаяние может нам принести? Я скажу словами великого святителя Иоанна Сан-Францисского и Шанхайского. Он сказал такие слова, Иоанн Максимович, что если Русь Святая покается, то своею славою превзойдёт бывшую Святую Русь. Подумайте, что если Русь Святая покается, своею славою превзойдёт бывшую Святую Русь! А бывшая Святая Русь сколько угодников, сколько праведников нам дала, сколько святых Божиих, сколько святынь и чудотворных икон, сколько нравственности в нашем народе эта святость и стремление к ней посеяла! И представьте, что мы можем превзойти славою в очах Божиих, если принесём покаяние.

Но покаяние неразрывно связано со смирением глубоким, и смирение венчает Господь. Писание говорит: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Смирение ― без труда спасение, ведь недаром Господь говорит в Евангелии: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Не психологи, не врачи, которые нервную систему лечат. Смирение и кротость может нам дать, братья и сестры, покой нашим душам, и успокоить мятеж наших мыслей. Вот что говорит Господь, и Его слова неложные. И Господь по сегодняшний день нас не оставляет, и нам бы не надо Бога оставлять.

«Господь показывает, что Он рядом с нами, но главное, чтобы мы от Него не отреклись, и мы были вместе с Ним, не забывая Его»

Есть и священство, есть и Таинства в Церкви Святой, и вода в церкви освящается и не портится, показывая действие благодати Святого Духа в Святой Церкви. Хотя мы, грешные, эту воду приносим, Господь показывает, что Он с нами рядом, видимым образом показывает эту благодать даже на святой воде, на нетленных мощах угодников Божиих, на чудном преображении нашей души после исповеди и Причастия. Господь показывает, что Он рядом с нами, но главное, чтобы мы от Него не отреклись, и мы были вместе с Ним, не забывая Его, братья и сестры. Он нас не забывает, Он нас помнит, Он нас любит, Его величайшее творение ― человека. Любит высочайшее Существо ― Бог, чистейшее и совершеннейшее, преклоняется к нашей греховности и не оставляет Своего создания, Своего творения не оставляет.

И мы, братья и сестры, должны, взирать на то, как вселенная вся слушает Бога. Господь, сотворивший вселенную, законы положил её существования: времена года сменяют друг друга не перемешиваясь, Солнце восходит на востоке, а заходит на западе, и двадцать четыре часа сутки составляют, и триста шестьдесят пять дней год составляет, и Земля круг за кругом вокруг Солнца обращается, и всякое растение в своё время прозябает, и в своё время приносит плод, и животные ради продления своего рода показывают величайшее целомудрие, потому что они сходятся только раз в году для того, чтобы дать продление своему роду, в остальном хранят целомудрие, пример нам показывая.

«Всё с ног на голову мы сами перевернули, братья и сестры, и дальше переворачиваем»

Посмотрите, братья и сестры, на всё окружающее нас, физические и химические законы, которые положены Богом, они неизменны, вся природа, всё тварное естество слушает Бога, Его закон, и не нарушает установленный Им порядок. И только человек, существо вольное, разумное, «Homo sapiens» называется, становится безумным, и свою свободу воли употребляет во грех. И даже кричат: «Свобода, равенство»! И чем эта свобода заканчивается? Гейпарадами в городах, тем, что жёны работают наряду с мужчинами, забывая о том высочайшем своём призвании, что они должны воспитывать детей и хранить мир в семье. А они вместо этого киркой то ли возле асфальтоукладчика, то ли на путях в оранжевой путейской жилетке работают, а потом приходят домой и ещё надо постирать, сварить, убрать, сопли вытереть, уроки проверить, и мужа встретить. А ведь наши деды и прадеды семьи свои содержали, а жёны детей воспитывали. И ведь воспитывали как ― святых воспитывали, своим примером, материнской своей молитвой, которая небеса потрясала и со дна моря доставала.

Всё с ног на голову мы сами перевернули, братья и сестры, и дальше переворачиваем, нарушаем заповедь: Уважай отца твоего и матерь твою и да благо ти будет, и долголетен будеши на земли (см. Втор. 5:16). Старших не уважаем и не почитаем, родителей не слушаемся и оскорбляем, мало того, завели еще ювенальную юстицию, где дети могут подать в суд на своих родителей! Да разве вы, выросши, не помните, как родители нас сторожили, ругали, а то и лозиной наказывали, но мы, вырастая, говорили: «Мало били, надо было больше», потому что и в Писании сказано: «Бей сына в юности, да покоит тебя в старости». А мы такие великие «мака́ренки» стали, что можем на родителей в суд подавать! Дети! А потом судят, присуждают отбирать детей у живых родителей. У нас что, беспризорников на вокзале мало, что мы ещё новых делаем? И так уже при живых родителях детские дома переполнены, и на вокзалах сколько беспризорных детей шатается без присмотра. А мы такие великие, свободу нам давай!

О безумстве новшеств в отношении воспитания детей

Запрещён детский труд. А когда же детей приучать трудиться, если не в детстве? Ведь труд ― это добродетель и заповедь Божия, которую Господь, изгоняя Адама из рая, сказал: «В поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт. 3:19). Лукаво сатана подбирается и делает, чтобы детей не приучали к труду. Говорят: «Запрещён детский труд. Детей жалеть надо». Настоящая жалость должна приучать их к труду.

И дико слышать, братья и сестры, когда классные руководители просят родителей: «Напишите письменную расписку, что вы не против, чтобы ваши дети убирали в классе и стирали с доски». И половина родителей пишет: «А почему мой ребёнок должен за другими убирать»? Рядом, в селе Хрестище глава администрации попросил директора школы: «Соберите детей перед Пасхой, уберите мусор вокруг школы». В селе. И ему сельские жители звонят по телефону и говорят: «На каком основании, нарушая закон, вы заставили моего ребёнка убирать мусор вокруг школы»? И он сказал мудрые слова: «А разве я этот мусор набросал? Ваши дети накидали его, вот сами пускай за собой и приучаются убирать».

А ведь это безумие сейчас, в наше время живёт, братья и сестры. Детей в школе начинают учить отношениям полов. Да у них ещё чувства ответственности нет, у них ещё детский разум, не понимающий, что это такое и какие последствия бывают. И учителя, безумные учителя эту программу новую внедряют в жизнь, начинают рассказывать, как там что бывает между женщинами и мужчинами, как надо предохраняться, и прочее. Простите, что говорю это с амвона, но должен сказать, чтобы показать это безумие.

«Братья и сестры, помнить мы должны, что у нас название ― «христиане», что мы не беспризорники в этом мире ― у нас Бог есть, Отец Небесный»

У нас деды и прадеды наши этих подробностей похабных детям своим не говорили, а семьи были по десять и по двенадцать человек. И мало того, верность была супругов такова, что его на фронте убивали, а она всю жизнь его ждала ― а может, вернётся, может он где-то ещё живой, после плена, может, где-то за границей остался? И до смерти ждали ― а вдруг отец ещё живой, вдруг он ещё вернётся с фронта? Вот какая верность в семьях была, братья и сестры. А ведь воспитывалось целомудрие. И целомудрие во главу угла ставилось, а не похабщина и не блуд, которые детям проповедуются с детского возраста.

Нет, братья и сестры, помнить мы должны, что у нас название ― «христиане», что мы не беспризорники в этом мире ― у нас Бог есть, Отец Небесный. У нас есть Пречистая Богородица, у нас есть святые угодники Божии, у нас есть законы, как надо жить человеку.

И я у вас спрошу, братья и сестры, что человеку свойственно и что возвышеннее, чистота и целомудрие или блуд? Что? Скажите. Целомудрие и чистота. Что человеку свойственно, честность или воровство? Честность. Что человеку свойственно, правда или ложь? Правда. Что человеку свойственно, уважение к родителям или презрение к ним? Уважение. Что человеку свойственно, трудолюбие или лень? Трудолюбие.

Соблюдение заповедей Божиих естественное для здравомыслящего человека состояние

Братья и сестры, я не буду дальше перечислять. Ведь мы видим, каждый из нас видит, что Церковь ничего с нас сверхсложного не требует. Просто оставаться человеком здравомыслящим. И каждый из вас явил сегодня здравомыслие, отвечая на эти вопросы. Оно есть, это здравомыслие, слава, Тебе, Господи! И Церковь заповеди свои даёт нам. Это не что-то сверх-такое, что невозможно исполнить. Это естественное состояние не психически больного, а здравомыслящего человека, и Церковь просит ― жить в своём естественном состоянии. А то, что мы нарушаем по своей греховности, и склонности к греху ― нести на исповедь, в этом приносить покаяние и стараться исправляться.

И в сегодняшний день мы, поздравляя Иоанна Предтечу с его Днём рожденья, с рождеством, мы приносим в подарок ему наше здравомыслие. А Господь не только благие дела, но и благие намерения «целует», говорит Священное Писание. Поэтому пускай Иоанн Предтеча сегодня в дар принимает от нас наше здравомыслие и понимание, что так нельзя делать. Я не скажу, что мы не будем так жить больше и не будем грешить. Будем, конечно. Но очень важно пользоваться таинством церковным Покаяния ― исповедью, и спешить то, что не соответствует здравомыслию и духовной жизни человека, нести на исповедь. Очищать свою душу и воспитывать в себе человека духовного, который к Богу стремится и хочет в вечности жить вместе со своими не только предшественниками, благочестивыми предками, но со своими детьми, со своими внуками и правнуками хочет там жить ― в вечности вместе с Богом. А она, вечность, есть. Вечность есть и Бог есть. И мы не умираем через семьдесят-восемьдесят лет, просто переходим в другой мир, к которому мы должны стремиться здесь на земле, принося покаяние и воспитывая свою душу уже для того состояния, в котором она должна пребывать в вечности, чистоту в ней воспитывать, чистоту сердечную.

«Помоги нам, угодниче Божий, быть христианами не только по названию, но по смыслу и по образу жизни!»

И мы в сегодняшний день, братья и сестры, празднуя, поздравляя Иоанна Предтечу, земно ему кланяемся со смирением, покаянием и со слезами просим: «Великий Предтече Господень и Крестителю Иоанне, ты проповедовал покаяние. Даруй нам это покаяние, даруй нам осознание собственной греховности, хоть каплю слезы в сегодняшний день на наших очах яви, которая бы омыла наши грехи, которые накопились в душе и гнетут наши души, и сердца наши засоряют. Просим тебя, угодниче Божий, не остави нас в своих молитвах, умоли пред Богом, чтобы Он долготерпел на нас, даруя нам ещё время для покаяния, помоги нам воспитывать нас самих, детей наших и внуков наших. Помоги нам, угодниче Божий, быть христианами не только по названию, но по смыслу и по образу жизни! Чтобы, глядя на нас и люди говорили: «Оказывается, вот, что такое ― верующий человек, оказывается, вот что такое жизнь с Богом, оказывается, вот как надо жить».

Дай, Боже, чтобы по молитвам угодника Божия Иоанна Предтечи, который любил людей при жизни, и эта любовь перешла с ним в вечность, ― чтобы любовью своей он сегодня покрыл нас. Чтобы молитвы его сегодня, всесильные молитвы были Богом услышаны. Потому что, вот, на иконостасе посмотрите, справа от Христа стоит Божия Матерь. А слева от Христа по чести, как больший из рожденных женами, стоит, простирая руки за нас, великий угодник Божий ― великий и совершенный из рожденных женами в человеческом роде Иоанн Предтеча. И молится Богу продлить нам время для покаяния, даровать это покаяние и спасти через это наши бессмертные души. Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения на праздник Рождества Иоанна Предтечи. 7 июля 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *