Игумен земли Русской

Икона «Сергий Радонежский в житии», XV век
аудио / видео

«И один в поле воин, если с ним всесильная помощь Божия, если с ним Господь»: похвала великому святому, печальнику и молитвеннику Святой Руси в День его памяти из уст Святогорского архипастыря.

Проповедь архиепископа Арсения в День памяти преподобного Сергия Радонежского. 18 июля 2012 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшний день, братья и сестры, мы собрались святых храмах, чтобы почтить Игумена земли Русской, печальника земли Русской, её молитвенника-Игумена — преподобного Сергия Радонежского. Одно из церковных песнопений службы преподобного Сергия называет его «Званный свыше». Но не только зван он был и услышал этот зов Божий в своей святой душе, но явил ещё и избранничество. Как Господь говорил: «Много званных, но мало избранных» (Лк. 14:24). И вот явил преподобный Сергий своё избранничество тем, что деятельной духовной и труженической жизнью отозвался на зов Божий. Это впоследствии, когда он уже будет игуменом, ему явится Божия Матерь с апостолом Петром и с апостолом Иоанном Богословом, в пятницу, по преданию, когда он читал акафист «Радуйся, Невесто неневестная» с учеником своим Михеем. Она явится и ему скажет: «Избранниче Мой». Эти слова Она сказала, что не только избранник Божией Матери явился он, но избранник Её Сына и Бога нашего.

«И один в поле воин, если с ним всесильная помощь Божия, если с ним Господь»

И вот в сегодняшний день, братья и сестры, мы вспоминаем житие преподобного Сергия. Часто бытует такая пословица: «Один в поле не воин». Но это если человек один, надеясь на свои человеческие силы только, на свой человеческий разум, на свои человеческие возможности. Но когда человек с Богом, о таковом говорит Священное Писание, что един поженет, то есть, погонит, тысячу, а два таковых — тьму, то есть десять тысяч врагов могут прогнать два таковых человека (см. Втор. 32:30). И выходит, и один в поле воин, если с ним всесильная помощь Божия, если с ним Господь, Ангельские силы, если с ним Покров Божией Матери, если с ним угодники Божии. А таковое возможно, если человек сам сроден им — по причине сродственности святости своей души.

Преподобный Сергий — сын благочестивых родителей, обедневших бояр Кирилла и Марии, у которых духовное было на первом плане. И воспитывали они своих детей в страхе Божием. Ведь и старший их сын, и младший (будущий преподобный Сергий), приняли монашество. Их внук прославлен Церковью как архиепископ Феодор Велико-Ростовский (а он был с детства келейником у преподобного Сергия). То есть, эта семья дала пять человек святых, а стремление к святости подтвердило то, что Кирилл и Мария в конце своей жизни приняли монашество и схиму в Покровском Хотьковом монастыре.

От святого корене святая поросль — преподобный Сергий

С самого детства Господь явил чудеса на этом избраннике Своем. Ещё находясь во чреве матери, подобно, как Иоанн Предтеча радовался пришествию Царицы Небесной и воплощённому в Ней Христу Богу, «взыгравши» во чреве праведной Елисаветы, так и преподобный Сергий, когда мать его ещё была беременна и присутствовала на богослужении в своём приходском храме, то он трижды во время Божественной Литургии — во время Входа, во время Херувимской и во время Евхаристического канона — возгласил в её утробе, как бы приветствуя Христа Спасителя, Который таинственно посещал тот бедный приходской храм, в котором молилась его святая мать. И она в растерянности со слезами стояла, а люди её укоряли: «Ты зачем с ребёнком пришла в церковь»? Ведь по древнему уставу, матери с малолетними детьми должны были стоять только в притворе церковном, чтобы дети своим неразумным шумом или баловством не мешали сосредоточению молитвы в храме Божием остального народа. Поэтому её спросили: «Ты зачем с ребёнком здесь стоишь впереди в храме»? И тогда она вынуждена была признаться: «У меня нет ребёнка, он во чреве моём возгласил трижды».

Родившись, преподобный Сергий являл уже себя постником и воздержником: в среду и пятницу он отвращался от материнской груди и не вкушал молока, уже постничая с самого младенчества, наставляемый Духом Святым. Впоследствии преподобный Сергий, возрастая, был причастен к чуду благодати Божией, которая явилась над ним.

Чудо дарования познания грамоты

Господь — Податель всякого блага и премудрости, и всякой другой добродетели. И вот Господь так явил чудо на преподобном: он с детства, хотя и прилежал изучению грамоты, но она ему не давалась, трудно было ему читать, и слаб был он, и за это был наказываемый. И переживал не из-за того, что его наказывает учитель и ругает. А переживал за то, что он учителя расстраивает своей несообразительностью. И вот, когда он отправился в ночное, искать ушедших коней с пастбища по благословению отца, то вдруг встретил Ангела Божия, который явился ему в виде схимника. Подошёл к нему юный отрок Варфоломей (так звали Сергия до монашеского пострига), подошёл простой сельский хлопчик с кнутом на плече и попросил: «Я прошу тебя, отче, помолись. Я хочу научиться грамоте, а она мне не даётся». И тогда схимник помолился и дал ему кусочек просфоры. С благоговением вкусил отрок сей святой хлеб и сказал: «Мои родители так любят монашествующих и так любят странников, пойдём к нам в дом, они очень будут рады, они тебя накормят и примут, как дорогого гостя».

Гостеприимство было добродетелью с детства у него, покаяние, любовь, осознание собственного недостоинства и смирение присущи с детства были сему святому, отроку ещё. И вот он привёл в дом родителей сего святого святолепного старца, а тот сказал: «Прежде трапезы давайте помолимся». И дав Часослов в руки отрока Варфоломея, приказал ему читать. Смутились родители и говорят: «Отче, он не способен к этому, слишком слабо ему даётся грамота, трудно даётся». Но святолепный старец настоял, чтобы он читал. И вдруг тот начал читать ясно, чётко, без всякой запинки, без ошибки — да так, что все были поражены его чтением.

И с тех пор преподобному Сергию всегда молятся о детках, которым трудно даётся учение. Чтобы он, имея эту трудность в своей жизни, помог и им преодолеть её с помощью Божией и с трудом их и с прилежанием их совместимо, чтобы была благодать Божия для преодоления этой трудности.

Родительское благословение паче своего желания

Но когда родители провожали этого старца из дома уже, то вдруг он, выйдя за ворота и благословив их, исчез. И они поняли, что это Ангел Божий, принявший на себя вид схимника, явился их сыну, чтобы помочь ему. Уже с детства ему Ангелы являлись, уже тогда они ему помогали в этом житейском море.

И вот он ещё юношей захотел стать монахом. Но родители сказали: «Ты младшенький, а мы уже стары, и нам уже тяжело, доживи с нами и похорони нас». И он жил с ними в Хотьковом монастыре, в Покровском, заботясь о своих родителях и являя им послушание, исполняя заповедь Господню: Уважай отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будеши на земли (см. Втор. 5:16). А святые отцы говорили, что родительское благословение равно архиерейскому. Поэтому всегда так к родителям, по примеру преподобного Сергия, относились и относятся его последователи.

Обитель будущего Игумена всея Руси

Впоследствии он поселился в пустыне, ища единого на потребу (см. Лк. 10:42). Не славы, не чести, а искал трудов, искал подвига. Это он, живя в пустыне, кормил медведя из своих рук, как Адам первозданный, не боясь свирепости дикого зверя, потому что такова любовь у него была и к людям, и к Богу, и ко всему творению Божию, что он не боялся этого творения Божия. Любовь в нём покрывала всё. Вот ради этой любви и начала вокруг него собираться братия. И немного было братии первоначально, но какая строгость жизни была! Да и он заботился о строгости жизни.

Житие преподобного Сергия говорит, что он каждый вечер обходил кельи братии и прислушивался. Если брат молился или читал правило, или занимался рукоделием, то он с утешением молился за такого брата, тихонько отходил. Если же он слышал празднословие в келье или неподобное осуждение, или смехотворство, он стучал в окошко и уходил. Наутро, если приносили эти братья ему покаяние, он их прощал. Если же они медлили с покаянием, он их призывал, и строго отчитав, внушал им о строгости монашеской жизни.

Впоследствии, по благословению архиерея, он принимает, хотя и не хотел, но опять смирился под благословение, имея покорную смиренную душу, — смирился и принял игуменство над этой святой обителью. Но каково было его игуменство? Его место было таковым, что не ему все служили, а он всем служил. Входя в ворота обители преподобного Сергия, мы видим, братья и сестры: вот здесь преподобный Сергий копает гряды, вот здесь преподобный Сергий строгает доски и строит сени, пристраивая к келье брата за кусок уже сгнившего хлеба, вот здесь преподобный Сергий несёт воду, здесь он месит тесто и печёт просфоры, здесь он поёт на клиросе… И многие труды преподобного Сергия показаны.

Величайшее смирение великого аввы Сергия

Ведь недаром один из крестьян, который пришёл в обитель преподобного Сергия, говорил: «Покажите мне великого пророка, покажите мне святого прозорливца, покажите мне великого старца и духовника, Сергия». Его подвели к ограде огорода и говорят: «Вон тот, в заплатанном подряснике старец, который копает грядки, и есть великий Сергий». Сказал крестьянин: «Что вы надо мной смеётесь? Я же пришёл смотреть на пророка, а вы мне какого-то нищего старца показываете».

Но тут вдруг раздался топот копыт, в обитель въехал великий князь Московский со своей свитой — с боярами, с военачальниками — и пошёл на огород и с земным поклоном, испрашивает у того старца благословение! А старец, благословив князя, прошёл и здесь же, у огорода, сел на бревно и с ним беседовал. Все на почтенном расстоянии стояли и слушали с благоговением богомудрые слова великого духовника — преподобного Сергия. Крестьянин старался поближе подойти, но его оттесняла стража княжеская. И тогда, когда князь уехал, он упал в ноги преподобного Сергия, сказав: «Прости меня, отче, что я тебя оскорбил своей невежественной мыслю, назвав тебя нищим старцем!». А преподобный Сергий на это сказал: «Все обо мне неправильно думают, один ты правильно про меня подумал». И обняв, угостил его с отеческой любовью, да так, что любовь Сергия настолько поразила его душу, что он на всю жизнь остался его учеником и постригся, принявши монашество в его обители.

Игумен-миротворец — совесть Святой Руси

Много других чудес являл преподобный Сергий. По его молитвам земля источала источники, он воскрешал умершего отрока, отец которого уже принёс гроб, чтобы его похоронить, множество других чудес являл. Великое служение было патриотическое: за молитвой, за трудами своими он находил время заботиться и об общегосударственных делах. Он ходил пешком к князьям, примиряя их, призывая их к любви, к братолюбию, призывая объединить святое Отечество, ведь страшное время было — татарское разорение. Татары делали набеги, пользуясь разделением князей. Князья не имели сил воинских, чтобы противостать этим набегам. И вот, когда Нижегородский князь воспротивился, чтобы объединяться в единое великое княжество, то преподобный Сергий пошёл пешком в Нижний Новгород. И хотя убеждал князя, князь его по гордости не послушал. И тогда преподобный Сергий взял, и все храмы Нижнего Новгорода закрыл на замки.

Это сейчас, братья и сестры, многие люди скажут: «Ну, закрыли — и закрыли храм». А тогда люди без церкви, без молитвы, не могли жизни своей представить. Пришли — храмы закрыты. Некоторые по гордости, мол: «Как это? Пришёл какой-то игумен, закрыл наши церкви. Да мы сейчас эти замки взломаем!». Начали ломать ломами, ломы гнулись, а замки не открывались. И увидели чудо Божие в этом. И тогда князь Нижегородский не только объединился с княжеством Московским и другими княжествами и князьями благоразумными, которые уже объединились, чтобы противостать силе этой татарской, но он ещё и породнился с князем Московским, когда они поженили детей своих, породнившись кровными узами. Преподобный Сергий ходил и к князю Олегу Рязанскому, который враждовал и не понимал этого.

Куликовская битва: поединок Пересвета с Челубеем

В своё время, когда хан Мамай предпринял попытки идти на Русь, преподобный Сергий благословил князя Димитрия Донского, воодушевив его своим благословением, сказав: «Иди, княже, победа за тобою будет». И ещё и дал ему в воинство двух схимников — монахов Пересвета и Ослябю, которые были опытными воеводами до монашеского пострижения. Это мы знаем, братья, часто на картинах видим: «Битва Пересвета с Челубеем».

Но ведь Челубей был богатырь, который выехал во всех доспехах и надсмеивался над нашим войском, ища себе равного для поединка. А Андрей Пересвет выехал навстречу Челубею в простой схиме — постник, измождённый постом и трудами монашеской жизни, которая была строга. Он выехал только в схиме и только с одним копьём, и победил этого богатыря, показав, что не в силе Бог, а в правде. И преподобный Сергий, видя колебания князя Димитрия, уже на Куликово поле прислал ему просфору. А авторитет Сергия преподобного и его благословения был таковым, что он был способен не только северо-восточную Русь объединить (ведь на Куликово поле пришли полки с Волыни, зная, что святой Игумен благословил на святую битву) — все готовы были пролить кровь за Православие и за Святую Русь. И именно волынские полки под предводительством воеводы Дмитрия Боброка решили участь и исход Куликовской битвы, когда они, будучи в засаде, своим полком ударили на Мамая, разрушив его все стратегические планы. И гнали его несколько сот километров, устилая татарскими нечестивыми трупами землю нашу, и гоня их с нашей земли, над которой они издевались.

Чудеса, и по преставлении являемые преподобным Сергием

И вот, братья и сестры, преподобный Сергий не только при жизни своей являл чудеса. Преставившись, причастившись Святых Христовых Тайн, под плач братии, которая разлучалась со своим духовником, преподобный Сергий мирно почил о Господе. Через тридцать лет он был обретён нетленными мощами, явившись игумену и сказав: «До каких пор ты будешь меня держать покрытым землей и окруженным водою? Достань мои мощи!». И тогда тот, призвав крестника его, князя Юрия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, призвав братию, и множество народа стеклось, чтобы видеть чудо обретения святых мощей, — и именно в сегодняшний день святые мощи преподобного Сергия были обретены. Радость была великая! Мощи увидели нетленными. Даже одежды были нетленны. Вода, которая окружала в могиле гроб, не коснулась тела — оно было сухо и благолепно.

На месте кельи преподобного Сергия воздвигли до сих пор стоящий, построенный в 1422-м году Троицкий собор. В этот Троицкий собор преподобный Андрей Рублёв написал иконостас, написал знаменитую «Троицу», точная копия которой стоит вот у нас в храме слева. Написал он эту икону в похвалу преподобному Сергию, чтобы воззрением на Святую Троицу уничтожалась рознь и вражда мира сего — воззрением на единство и любовь Святой Троицы, чтобы люди понимали, насколько важно единство и любовь.

Преподобный Сергий защищал свою обитель и во время страшного нашествия польского, когда Москва была захвачена, когда тридцать тысяч польского войска под предводительством полководцев Лисовского и Сапеги окружили монастырь. Шестнадцать месяцев — год и четыре месяца держал осаду монастырь, и поляки в него зайти не могли. И хотя трудно было защитникам, их осталась всего лишь тысяча к концу осады, но вражеская нога не ступала в обитель преподобного Сергия. Преподобный Сергий являлся на стенах, кадя их и окропляя с преподобным Никоном, игуменом Радонежским, их водой и ходя на виду у вражеских войск. Стреляли, пускали стрелы в него поляки и воины, но стрелы, не долетев, ломались или возвращались и поражали многих поляков ранами и смертью.

Он являлся казакам, донским и украинским, которые по неразумию вошли в польское войско. Явившись их предводителям, он сказал: «Вы — православные христиане. Как вы можете воевать на святую обитель»? И тогда донские казаки и украинские полки ушли из польских войск и воевод. А явившись польским начальникам, Лисовскому и Сапеге, он грозил им, что если будут они воевать на его обитель, то умрут внезапной наглой смертью, что и случилось. Один из них погиб в Москве, а второй погиб, упав и разбившись, сломав хребет себе, с коня.

Когда обстреливали обитель преподобного Сергия из орудий и из пушек, то ядра летели или в пруды, или падали в те места, где не было людей, не доставляя никому смерти. Когда шло всенощное бдение, и люди молились в Троицком соборе, вдруг пробив железную дверь, в храм влетело ядро. Оно ударилось об икону Архангела Михаила, отлетело в икону Святителя Николая и исчезло. Осталась дырка во вратах. По сегодняшний день эта дыра во вратах, под которой подписано, что сюда залетело ядро. До сих пор выщерблены на иконах заделанные — и Архангела Михаила, и святителя Николая — свидетельствуют об ударах об них этого ядра, но и ядро не нашли, и никто не был поражён этим смертоносным оружием.

Впоследствии преподобный Сергий, являясь неоднократно, утешал и простецов-крестьян, ревновал о целомудрии. Когда безумие и безбожие дошло уже и до Сергиева Посада, то в начале XX века в этом городе открыли блудилищный дом. И вот была традиция, что по городу на память преподобного Сергия носили икону, которая была написана на доске от его гроба, в котором почивали его мощи. Крестный ход шёл, по традиции, по улицам города. Но вот дошёл крестный ход до того места, где был блудилищный дом, и икона встала, как вкопанная. Сколько её ни толкали, сколько людей употребляли усилия — образ стоял на одном месте, как закаменевший и остановившийся. И тогда поняли причину — не хочет преподобный Сергий, будучи целомудренным и девственником, проходить мимо это позорищного дома. Свернули на другую улицу, обошли кварталом этот дом, и крестный ход двинулся, и икона свободно шла в крестном ходу.

«Самое дивное чудо преподобного Сергия и его святой Лавры то, что он всегда заботился о духовном возрождении Святой Руси»

Вот, братья и сестры, а нам это сейчас проповедуют, как образ и норму жизни. Святые гнушаются, Божия Матерь отвращается от такового! Что же мы, будем гнать от себя святых и покров Божией Матери сбрасывать со своей главы? Вот пример нам, братья и сестры, какова должна быть жизнь наша, а мы должны не махая рукой, говорить: «Все так живут». Нет, не все!

Преподобный Сергий являл и являет чудеса, братья и сестры, и в наше время. Но самое дивное чудо преподобного Сергия и его святой Лавры то, что он всегда заботился о духовном возрождении Святой Руси. Его ученики основали более семидесяти монастырей. Недаром его называли: «Игумен земли Русской». Многие обители основывались так, что он сам ходил и выбирал место. Так и Голутвинский монастырь, так и Саввино-Сторожевский монастырь, так и другие монастыри — он сам приходил и указывал, что вот тут надо избрать место для обители. По сегодняшний день эти монастыри стоят, созданные молитвами и благословением преподобного Сергия и его святыми учениками.

Но преподобный Сергий не только тогда возрождал Святую Русь, помня заповедь Господню: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33). Это благодаря ему новые города создавались, это благодаря ему монголо-татары бежали с лица нашей земли, это благодаря ему насаждалась духовность и премудрость благочестия христианского, это благодаря его житию, братья и сестры, поучались, как надо жить христианам. А простота его была такова, что он за своей святостью не забывал этой простоты. Он, например, в свободное время резал деревянные игрушки и раздавал их деткам, чтобы они ими игрались. По сегодняшний день фабрика деревянной игрушки в Сергиевом Посаде считается старейшей в России. Потому что преподобный Сергий первый вырезал игрушки и раздавал их деткам, любя детей, как всех любил.

«Сотни архиереев, тысячи священников вышли из стен обители преподобного Сергия, учась в духовных заведениях»

Но, братья и сестры, взирая на его труды и подвиги при жизни, когда он духовность возрождал, мы не забудем, что преподобный Сергий возрождал духовность и в наши дни. В сегодняшний день я не ошибусь, что, наверное, девяносто девять процентов, если не все сто, — сегодня во всех храмах звучит: «Ублажаем тя, преподобне отче наш Сергие» с особым благодарным чувством к сему угоднику. Потому что сотни архиереев, тысячи священников вышли из стен обители преподобного Сергия, учась в духовных заведениях — Московской духовной семинарии, которая в стенах обители преподобного Сергия находится, это по его молитвам.

Преподобный Сергий создал все условия для духовного образования — и великолепные храмы, и чудотворные иконы, и святые мощи. Это и произведения искусства, которые способны в человеке эстетическое чувство прекрасного воспитывать. Это и духовники прекрасные. Такие, как отец Кирилл, отец Илья, другие, которые помогали найти место в жизни и воспитывали духовно нас, юношей, которые поступали в обитель преподобного Сергия. Это и прекрасные хоры, которые отец Матфей собрал и возродил славу церковного пения, и с этими песнопениями даже выезжал за границу. И там поражались пению братского и семинарского хоров Троице-Сергиевой Лавры. А кто не слышал на кассетах запись Матфеевского хора? Это и великолепные колокола. Когда мы поступали, их, колокола, негде было услышать на приходах — они были сброшены. А там — великолепные колокола, мастера колокольного звона. Какие дьякона, какие преподаватели святой жизни! Они могли не только учёностью своею наставить, но своим личным благочестием, своим страхом Божиим, своим благоговением к церковным службам они могли наставлять более, нежели назидая нас по предметам. Все условия преподобный Сергий создал, поселив в своих стенах учащихся семинарии и академии, воспитывая их для служения пастве церковной.

«Преподобный Сергий возродил священство и архиерейство в нашей Церкви, умножив его количественно и качественно»

Это благодаря молитвам преподобному Сергию у нас возродилось духовенство. Ведь надо помнить, что в 1920–30-е годы всех загнали на каторгу. Четыре епископа осталось только. Духовенство можно было на десятки считать. Сколько было расстрелянных, убитых, замученных на каторгах… И преподобный Сергий возродил священство и архиерейство в нашей Церкви, умножив его количественно и качественно.

В своё время преподаватель Московской духовной семинарии Троице-Сергиевой Лавры в шестидесятые годы (когда Хрущёв говорил, что он в восьмидесятом году покажет последнего попа по телевизору), зайдя в класс семинарский, прослезился и сказал: «Детки, — обращаясь к юношам, которые сидели за партами, семинаристам, — детки мои! Да только за то, что вы здесь сидите, я должен вам всем пятёрки поставить». Такое время было. И преподобный Сергий давал такое бесстрашие в то страшное время гонений и насмешек. Да и впоследствии, братья и сестры, когда пошло возрождение после тысячелетия Крещения Руси, которое сначала хотели скромно отпраздновать, а вылилось это в общегосударственное торжество и возрождение новой Руси Святой, потому что после этого начали сотнями открываться храмы, учреждаться новые епархии, открываться семинарии, новые архиереи, священники начали рукополагаться. Как говорили многие, что второе Крещение Руси произошло. Сотни шли креститься. Да вы сами свидетели всего этого были. Храмы были битком забиты — такой всплеск духовности был. На этом всплеске открылось множество монастырей. И наша обитель, в частности, тоже была открыта в 1992 году, братья и сестры, после тысячелетия Крещения Руси.

«Не спрашивали: «Что ты, к мощам прикладывался или нет»? А всегда спрашивали друг у друга: «Ты на благословении у преподобного был»? Как к живому относились к нему»

И мы, как раз наш класс, сегодня собрались, многие священники служат — это мои одноклассники, братья и сестры. Наш набор в семинарию был первым после тысячелетия Крещения Руси. С каким благоговением, с каким ожиданием: поступим мы или не поступим, ведь было несколько человек на место, а так хотелось учиться в семинарии. Ведь ни книг тогда не было — это сейчас развал книжный, тогда ведь не было ничего… Мы с таким трепетом ждали объявления результатов, кто же поступил, поступил или нет? И бежали к преподобному Сергию, как к живому, записки подавали, благодарственные молебны служили, рублёвые свечки ставили, на колени припадали у раки его святых мощей. Да и потом, учась, перед уроками обязательно бежали к преподобному Сергию и не спрашивали: «Что ты, к мощам прикладывался или нет»? А всегда спрашивали друг у друга: «Ты на благословении у преподобного был»? Как к живому относились к нему.

Преподобный Сергий, братья и сестры, одно из его чудес — что он возродил Церковь Святую в пастырях её, уча их в своей обители, молчаливо назидая их примером своего жития. Я рад сегодня, братья и сестры, сослужить с теми священниками, с которыми мы были юношами в стенах обители преподобного Сергия, постигая азы духовной науки, стремясь что-то хотя бы узнать. Чтобы потом можно было что-то передать пастве — пастве, которая часто жила в неведении. И ведь были такие случаи, что на два района, в крайнем случае, один храм на район был. Ведь таковые в Днепропетровской епархии: на Днепропетровскую область было пятнадцать храмов только, подумайте! И люди жаждали этого слова Божия. И заслуга в этом, братья и сестры, если что доброе в нас есть, — не наша заслуга, а преподобного Сергия: его молитв, его благодатного покрова, милости Божией и милости Царицы Небесной, которая снизошла к нам при архиерейской и иерейской хиротонии, во время наших рукоположений. И многие из нас, братья и сестры, получили благодать священства в стенах храма обители преподобного Сергия.

«Как он при жизни собирал князей и к единству, любви всех звал, так и сегодня он наставляет нас в единстве, братолюбии, в хранении единства Святого Православия»

И в сегодняшний день мы с благодарным чувством стоим перед иконой преподобного Сергия. Вот он стоит здесь, на образе, перед нами, и наверное, незримо присутствует, «посещая чад своих». И частица святых мощей его в этой иконе свидетельствует о его незримом присутствии. Ведь преподобный Сергий в своё время видел видение: множество светлых птиц слетелось к его келье, и птицы были прекрасны видом, райские. И был голос с неба: «Сергие, так умножатся чада твои!». И действительно, умножилось множество чад преподобного Сергия духовных, которые разлетелись потом. И не было у нас разделения в обители преподобного Сергия: россиянин ты или украинец, белорус или молдаванин, или грузин, — мы все были там православные, как одна семья.

И в сегодняшний день, братья и сестры, мы подтверждаем здесь на Украине, празднуя и почитая преподобного Сергия, как родного угодника. Вот собратья священники слетелись сюда, к преподобному Сергию, чтобы в духе братской любви помолиться у подножия иконы великого аввы Сергия. Как он при жизни собирал князей и к единству, любви всех звал, так и сегодня он наставляет нас в единстве, братолюбии, в хранении единства Святого Православия. Может, мы и будем, и может мы по попущению Божию разделены государственными границами, но это бывало в нашей истории. Бывали княжества и Новгородские, и Черниговские, и Киевские, и Московские — всякие княжества бывали. Но главное, чтобы, разделяясь внешними границами, мы не разделялись духовно, чтобы мы жили в едином церковном каноническом пространстве. Важно, братья и сестры, чтобы мы были любовью наполнены друг к другу, чтобы братолюбие и хранение этого единства на основе Святого Православия было приоритетами нашей жизни. И в Писании сказано, что «любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4:8), а в другом месте Господь сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35).

«Не спасать нужно Церковь, а держаться Церкви. А она нас сохранит и спасёт, потому что глава Церкви — Христос»

Не слушайте политиков, не слушайте глупых корреспондентов, которые, часто бывает, в своих неразумных статьях или выступлениях настраивают украинцев против русских, а русских против украинцев, а белорусов против тех или других. Нет, братья и сестры! У нас есть авторитеты намного выше, и один из них — это преподобный Сергий, память которого мы сегодня славно празднуем и совершаем. И пусть по его святым молитвам возрождается Святая Русь и количественно и качественно. Пусть процветает Святое Православие в нашем Отечестве. Пусть враги трепещут перед нашим единством — единством Святой Руси!

Помните, братья и сестры, как сказал масон и политолог Бжезинский, что «после развала Советского Союза у нас остался один враг — Русская Православная Церковь». Но если она им враг, то нам — мать родная. И дай, Боже, нам её держаться! Не спасать нужно Церковь, а держаться Церкви. А она нас сохранит и спасёт, потому что глава Церкви — Христос, потому что действует в ней благодать Святого Духа, по сегодняшний день передаваемая от апостолов апостольским мужам, через них — святителям, священникам, дьяконам, всем священнослужителям Святой Православной Церкви, в которой, братья и сестры, мы имеем счастье жить.

«Какие мы с вами, братья и сестры, счастливые! И в бедности своей, и в болезненности своей мы счастливы тем, что мы живём на Руси Святой»

И наше Отечество — Святая Русь. Хоть оно сейчас и больное и бедное, но ведь мать любят не за то, что она богата и здорова, а за то, что она мать наша. Так и мы своё Отечество любим — Святую Русь — и Украину, и Россию, и Белоруссию. Мы любим потому, что это наше дорогое Отечество, в котором мы родились, в котором нас воспитали, в котором нам привили азы Православия, даровав и открыв нам дорогу в вечную жизнь. Это земля, в которой похоронены наши деды и прадеды, отцы и матери, земля, которая нас кормит, земля, которая дала множество святых угодников Божиих. Какие мы с вами, братья и сестры, счастливые! И в бедности своей, и в болезненности своей мы счастливы тем, что мы живём на Руси Святой, что у нас множество угодников Божиих и святых сродников, в том, что с нами Бог. «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!», и все угодники Божии, к которым мы сегодня взываем молитвенно. А особенно к преподобному Сергию, который стоит молитвенно пред Святой Троицей, воздевает руки свои и говорит: «Господи, помилуй их, неразумных, что хоть они и грешны, но они, Господи, — твои, и другого бога кроме Тебя им, Господи, не нужно, и другой церкви кроме Святой Православной нам не надо».

И пусть, братия и сестры, молитвы преподобного Сергия, пусть благодать Божия по молитвам преподобного пребывает со всеми нами во веки веков, до скончания века, до встречи нашей со Христом Спасителем в блаженной вечности, где мы ещё сподобимся — здесь зрим на иконе, а там мы ещё увидим самого преподобного Сергия лицом к лицу, если сподобимся милости Божией за наше покаяние и стремление жить с Богом и со святыми, — мы потом вместе с преподобным Сергием ещё будем молиться Святой Троице. Если мы только не забудем, что мы — Божии, и Господь нас любит, и дай, Боже, нам отвечать ответной любовью на Его отеческую любовь к нам. Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения в День памяти преподобного Сергия Радонежского. 18 июля 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *