25 июля — празднование иконы Божией Матери «Троеручица»

В этот день Святая Церковь особо прославляет чудотворный образ Царицы Небесной, именуемый «Троеручица». Икона эта связана с именем преподобного Иоанна Дамаскина, которому после горячей молитвы у Её святой иконы Божия Матерь вернула отсечённую руку.

Проповедь архимандрита Исихия (Клыпы), произнесённая на праздник иконы Богородицы «Троеручица», 25 июля 2016 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Чествуемая сегодня икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Троеручицей», связана с именем преподобного Иоанна Дамаскина. В детстве он получил прекрасное образование, преподанное ему и его приёмному брату, отроку Косьме (в будущем — епископу Маиумскому), учёным монахом из Калабрии, выкупленным отцом Иоанна, Сергием Мансуром на невольничьем рынке Дамаска.

Мудрого учителя звали также Косьмой. В своё время он в совершенстве изучил все богословские науки и греков, и римлян, и пламенно желал ту мудрость, которую приобрёл сам великими трудами, преподать кому-либо из учеников. Преподобный Иоанн ДамаскинНо видя себя в плену сарацинском, он уже не думал, что может кому-либо помочь и научить этой божественной премудрости. И был крайне обрадован, когда был выкуплен Сергием Мансуром и в свои ученики получил двух его детей ― преподобного Иоанна, его ребёнка по естеству, и преподобного Косьму, которого Сергей усыновил и сделал своим вторым сыном. Эти два ученика преподобного Косьмы столь усовершенствовались в тех науках, которые он им преподавал, что через некоторое время он сказал их отцу Сергию, что уже нечему их учить. А он, Косьма, научивши их божественной небесной премудрости и земной, которую он в течение многих лет изучал, теперь хочет сам научиться духовной премудрости у иноков обители святого Саввы.

Через некоторое время он оставил их и ушёл в обитель Саввы Освященного, а своих учеников препоручил премудрости Божией, чтобы Сам Господь уже вдохновлял и вразумлял их. Преподобный Иоанн Дамаскин, получивши такое воспитание и видя многих еретиков, в то время возмущавших мир Церкви Христовой, начал писать свои богомудрые творения, обличая и ересь несториан, и ересь монофизитов, монофелитов и остатки павликианской ереси.

В то время греческий царь Лев Исавр воздвиг гонения на святые иконы. Это произошло по той причине, что ещё когда он был юным воином, то однажды, шедши в некой местности, он встретил двух еврейских чародеев или колдунов, которые предсказали ему, что он через некоторое время будет греческим императором. И сказали ему, что когда наше пророчество исполнится, тогда мы придём к тебе и попросим тебя исполнить и нашу просьбу. И действительно, через некоторое время он, продвигаясь по военной службе, занял пост греческого императора. И тогда, явившись к нему, эти два иудейских колдуна напомнили ему о том давнем пророчестве, которое они ему сказали. За это они потребовали у него не золото или какие-либо почести, а потребовали, чтобы он выбросил из святых церквей иконы, называя их идолами.

Так, братья и сестры, происходит и в нашей жизни, когда какие-либо нечестивые колдуны пытаются предсказывать будущее. Бесы, они не знают точно будущего. Но если какой-либо человек готовит, например, ограбление дома, то он может сказать другому: «Назавтра этот дом будет ограблен». Потом он приходит ночью, ограбляет этот дом. И действительно, наутро это происходит. Но это может и не случиться. Он, например, планирует ограбить какой-то дом, но потом заболевает или умирает, или какие-либо другие препятствия не позволяют ему сделать это преступление. Таким образом, и бесы могут предсказывать будущее. Когда они готовят какое-либо преступление, как в случае с этим нечестивым царём Львом Исавром, они заранее, видя, что он честолюбив, склонен к разным преступлениям (потому что и трон греческого царства он захватил с помощью дворцового переворота), видя, что этот человек способен к таким действиям, и предсказали с помощью своих слуг колдунов о том, что он в скором времени займёт трон греческого императора.

И действительно, после того, как эти колдуны напугали его ещё тем, что если он не будет бороться с иконами, то через некоторое время потеряет греческое царство, он начал ревностно гнать иконы, называя их «идолами», и всех иконопочитателей предавая смерти и ссылкам. В это время Иоанн Дамаскин находился на территории, которая не относилась к Греческому царству, а к сарацинскому. Видя те многие гонения, которые происходили в Царьграде и в окрестностях на святые иконы, начал писать послания и передавать тем известным ему верующим в Царьграде, которые, читая его догматические послания о почитании святых икон, и сами укреплялись этими посланиями и, передавая друг другу, укрепляли всех православных в стоянии за веру.Икона Святогорской Лавры прп. Иоанна Дамаскина

Царь Лев, через некоторое время узнавши об этом, попросил, чтобы его единомышленники льстивым образом выпросили у православных какое-либо подлинное письмо Иоанна Дамаскина, и те через некоторое время действительно принесли ему это письмо. Искусные писцы написали послание, в котором говорилось о том, что Иоанн Дамаскин обращался к нему, царю Льву, с вероломным предложением: «Я Царь, давно зная о вашей греческой державе, желал бы, чтобы ты взял мой родной город Дамаск. В нём слабая стража и, кроме того, если ты неожиданно подойдёшь со своим войском к его стенам, я сам постараюсь помочь тебе, потому что и весь город, и все начальство в нём передано мне». Это послание царь Лев отослал управителю Дамаска, говоря, что «хорошо сохранять мир друг с другом. Но один христианин, находящийся под твоей властью, постоянно побуждает меня, чтобы я неожиданно напал на город Дамаск и захватил его и обещает мне свою помощь. Поэтому я в знак дружбы посылаю тебе его письмо, а с ним ты сделай сам, что захочешь».

Дамасский правитель, халиф, видя это, тотчас призвал Иоанна Дамаскина и, показавши ему письмо, начал спрашивать, писал ли он его. На что Иоанн Дамаскин, рассмотревши его, сказал, что «буквы этого письма немного похожи на мои буквы, но легко доказать, что я это не писал». Но после этих слов халиф уже не слушал оправданий Иоанна Дамаскина, а повелел тут же отрубить ему правую руку, которая якобы писала это послание. Рука была отрублена, а преподобный, изнемогший от боли и потери крови, был отведён в своё жилище.

Через некоторое время, ближе к вечеру, когда он уже узнал, что гнев халифа утих, он попросил его, чтобы ему была отдана его рука, которая была повешена на городской площади. «Болезнь моя усиливается, ― говорил преподобный, ― когда я знаю, что рука моя висит на площади, поэтому верни мне её, чтобы я мог похоронить её и получить хотя бы некоторое облегчение в своей болезни».

Когда рука была ему возвращена, то он полотенцем привязал её к отрубленному суставу, а сам обратился с горячей и тёплой молитвой к Царице Небесной, обещая Ей, что если Она дарует ему исцеление, то он этой рукой будет всю свою жизнь писать и прославлять и Её, и Господа, и святых в церковных песнопениях и догматических посланиях. Столь велика была его любовь и упование на Царицу Небесную, что даже в такой, казалось бы, неисцелимой никакими человеческими силами болезнями, он, тем не менее, воодушевлённый величайшей верой в Божию Матерь, попросил Её об исцелении уже отрубленной и мёртвой своей руки. И когда он, задремавши, уснул, то Божия Матерь, явившись ему во сне, сказала, что «вот, твоя рука уже здорова, итак, исполни то, что ты обещал Мне, наяву».

Икона Божией Матери «Троеручица». Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Святогорская Лавра
Икона Божией Матери «Троеручица». Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Святогорская Лавра

Когда он проснулся, то к величайшей своей радости увидел, что, действительно, рука его ожила, уже двигается, и только небольшой красный шрам остался на том месте, где было место отсечения. Повязку, которой была привязана его отрубленная рука, он уже до конца своей жизни носил на своей главе в память об этом чудесном исцелении, а звуки радости, которые раздавались из его дома, в скором времени привлекли всех окружающих и соседей.

Сам халиф узнал об этом чуде и, призвавши его, внимательно рассматривал его руку, а потом просил у него прощения, обещая до самой смерти во всём своём царстве слушать его и не преступать его повелений и прося прощения у этого доброго и благоразумного человека. Но преподобный Иоанн Дамаскин уже не захотел остаться в миру. Но сам, по примеру своего духовного наставника, преподобного Косьмы, пожелал уйти в обитель святого Саввы Освященного.

Пришедши туда, там он поселился в его келии. Получивши наставление от одного богомудрого старца, стал прилежать в подвиге послушания и смирения. Одним из условий, которое поставил ему старец, наставляя его в духовной жизни, было то, что он запретил ему что-либо писать ― или письма, или послания, желая, чтобы преподобный Иоанн Дамаскин в своём сердце возгрелся величайшей любовью к своему Творцу и Создателю. И действительно, он долгое время исполнял это послушание старца, но потом, тронутый просьбой одного брата, написал надгробные песнопения, которые и сейчас мы употребляем в чине погребения православных христиан.

Услышавши, что ученик нарушил его повеление, старец выгнал его из кельи и долгое время не хотел его даже пускать в неё. Тогда преподобный просил других отцов Лавры, чтобы они ходатайствовали за него и просили, чтобы старец простил ему его нарушение благословения. Старец дал ему такую епитимью, чтобы он очистил все нечистые места, которые находились тогда в Лавре Саввы Освященного. Отцы не могли передать Иоанну Дамаскину эту просьбу и благословение его старца, потому что весь восток уважал его как величайшего учёного и богослова и никто бы не осмелился сказать ему. Но Иоанн Дамаскин сам, тщательно расспрашивая, узнал о том, каково было благословение, и с радостью начал исполнять это послушание. Тогда старец его, вышедши из кельи, обнял, облобызал его и сказал: «Какого страдальца ради Христа сделал я».

Через некоторое время старцу явилась Божия Матерь и повелела, чтобы он уже больше не запрещал преподобному Иоанну писать церковные песнопения, говоря, что он наполнит всю вселенную своими божественными песнями. После этого явления Царицы Небесной его духовный наставник благословил, чтобы Иоанн Дамаскин начал составлять церковные песнопения.

АфонИ теперь мы имеем и каноны на Святую Пасху, на двунадесятые праздники, на воскресные церковные дни, составленные этим величайшим божественным учителем. Ни до него, ни после него Святая Церковь не имела такого песнописца, божественные песнопения которого изливались из самой глубины его сердца, были воодушевлены самой высочайшей небесной радостью. Поэтому, когда мы слушаем песнопения пасхальные или других праздников, то должны стараться внимательно приникать к тем торжественным струям, которые истекли из сердца преподобного Иоанна Дамаскина. Хотя они требуют некоторого напряжения умственного и душевного развития, но когда человек со вниманием слушает то, что поведал преподобный Иоанн Дамаскин о тех величайших духовных тайнах, которых он сподобился, то сердце любого человека начинает возгораться и трепетать от радости и от той духовной небесной сладости, которая содержится в песнопениях этого великого святого песнописца Святой Православной Церкви.

И мы, братья и сестры, будем стараться в нашей жизни с молитвой обращаться к этому великому учителю церковному, к этому неложному молитвеннику перед Царицей Небесной, который сумел её умолить об исцелении своей отрубленной руки. И в память об этом привесил серебряную подвеску к Её чудотворной иконе, так что и сама икона получила название «Троеручница». То есть третья рука ― это серебряная подвеска в память об исцелении, совершённом над преподобным Иоанном Дамаскиным, чтобы он своей всесильной молитвой умолил Царицу Небесную даровать и нам любовь к Её Сыну, исполнение заповеди Божией, истинное и неленостное покаяние и достижение Царства Небесного. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *