Радуйся, Купино Неопалимая!

17 сентября — сугубое празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Наш следующий материал о том, какое отношение имеет этот образ к Святогорской обители, и о том великом чуде, что свершилось по молитвам у этой иконы.

С чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» Святые Горы связывает многое. Прежде всего, в 1868 году в день её празднования был освящён главный престол Святогорского собора.

Андрей Фёдорович Ковалевский

Сведения об этом оставил известный литератор, документалист, историограф и составитель служб и акафистов в честь русских святых и икон Божией Матери, Андрей Фёдорович Ковалевский (†1901). На основании его литературного труда «Очерк жизни в Бозе почившаго Святогорской Успенской пустыни настоятеля, архимандрита Германа. — Х., 1894» было составлено вошедшее в 1-й том Святогорского патерика житие архимандрита Германа (Клицы, †1890), не раз цитируемое в данной статье [1, С. 129–264].

Основание скита в честь иконы Богородицы «Неопалимая Купина»

С 1879 года недалеко от Святогорской обители, на хуторе Гаражовка, в подаренном вдовой Марфой Правицкой имении был открыт небольшой скит, где в 1881 году была устроена церковь в честь чудотворной иконы «Неопалимая Купина»: «По любви своей к храмам Божиим, не замедлил он (архимандрит Герман — ред.) и в Гаражовке устроить домовую деревянную теплую церковь, которую посвятил иконе Богоматери Неопалимой Купине, празднуемой 4 сентября, в тот день, в который совершилось памятное для него освящение в 1868 году Святогорского собора» [1, С. 220].

Церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в с.Гаражовка. Литография кон. XIX в.

В постройке церкви была в этом селе большая необходимость. Ближайшая к Гаражовке церковь находилась на расстоянии более 5 км (а при разливе Донца ещё дальше), и живущей там на послушаниях братии очень тяжело было обходиться без привычных ежедневных богослужений. Зато после постройки церкви весь хутор принял вид благоустроенного монастыря и даже стал, как сказано, именоваться местными жителями «маленькими Святыми Горами», поскольку по сходству со Святогорской пустынью тоже был расположен на возвышенной и каменистой горе, на берегу Донца.

Хутор Гаражовка есть также в списке числящихся за Святогорской обителью четырёх земельных угодий в Ведомости о средствах содержания Святогорской пустыни за 1907 г., где указано, что там проживало и трудилось до 30 человек из числа Святогорской братии [2].

Также есть описание главной храмовой иконы: «Храмовая икона «Неопалимой купины» Божией Матери писана на холсте, на ней сребропозлащенная риза весом 2 фунта 4 золотника и стоимостью 70 рублей серебром»[3].

О благоговейном отношении Святогорской пустыни к чудотворному образу Божией Матери «Неопалимая Купина» свидетельствует и то, что спустя два года после устройства церкви на хуторе Гаражовка Святогорская пустынь издала акафист и службу в честь сего почитаемого образа Пресвятой Богородицы [4, примечание на С. 504].

Закат жизни скита

С этим святым местом связаны и скорбные страницы в летописи Святогорской обители. Во времена безбожной советской власти и начавшихся повсеместно зверств большевистского террора одновременно со Святогорскою обителью красными бандитами разорялись и её скиты.

Икона Святогорских новомучеников

По сохранившимся сведениям, помещенным в 3-й том Святогорского патерика, эти так называемые «малые обители» подверглись большому разграблению, а скитская братия под угрозой смертельной расправы была оттуда изгнана [5, С. 55].

Однако дальнейшее повествование истории Святых Гор передаёт нам факты того, что, к сожалению, далеко не всей братии скита в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в с. Гаражовка удалось избежать зверонравных красных палачей. В начале лета 1918 года в этом скиту Святогорской пустыни приняли мученическую кончину монахи обители Онуфрий и Израиль [5, С. 453].

Пожар в Святогорской пустыни и чудо от иконы

Портрет архимандрита Германа (Клицы)

Но вернёмся во времена расцвета обители. Конец XIX века, время настоятельства архимандрита Германа (Клицы, †1890), ныне прославленного в лике преподобных отцов Святогорских. Отец Герман был вторым настоятелем Святогорской пустыни по её открытии в 1844 году и сменил в этой должности ныне также прославленного в лике преподобных отцов Святогорских архимандрита Арсения (Митрофанова, †1859) по его блаженной кончине. Так же, как и почивший настоятель, отец Герман отличался мудрым управлением обителью, как в духовном, так и в хозяйственном плане. Много трудов положил духоносный старец как настоятель для дальнейшего развития и процветания Святогорской пустыни, которая преимущественно ему была обязана своим благоустройством.

Однако, как некогда изрёк блаженный Августин, «По премудрому Божественному Совету бывает, что во время земного странствия жизнь избранников Божиих возмущают скорби». И вот, на 25 году настоятельства архимандрита Германа Господь посылает ему самому и вверенной ему обители тяжелейшее испытание в виде большого пожара, да при том случившегося зимою. Ранее случался сильный пожар только однажды, было это поздним вечером 19 июня 1856 года на экономическом хуторе Святогорской пустыни (хоздворе), во времена первого настоятеля обители архимандрита Арсения [6].

Информационно-просветительский отдел Свято-Успенской Святогорской Лавры располагает новыми материалами свидетельств очевидца этого пожара в Святогорской пустыни, случившегося февральской ночью 1884 года.

Наиболее полные сведения об этих тяжелейших для обители событиях были найдены в творениях одного из свидетелей пожара, уже здесь упоминаемого Андрея Фёдоровича Ковалевского, в то время гостившего в Святогорской пустыни.

С присущей ему наблюдательностью, тонкостью историка и недюжинным литературным талантом А.Ф.Ковалевский излагает историю этого большого пожара Святогорской пустыни зимой 1884 года на страницах известного в то время и популярного в церковной среде издания «Душеполезное чтение». В статье «Случаи с людьми верующими» этих «Чтений» историк в подробностях рассказывает о событиях той февральской ночи, стараясь не упустить ни единой детали [4, С. 501-506]. Там же Андрей Фёдорович делится своими впечатлениями о произошедшем на его глазах и на глазах других очевидцев тех скорбных событий дивном чуде — явлении чудесной помощи Пресвятой Богородицы по молитвам у Её иконы «Неопалимая Купина».

Приводим вкратце содержание этого рассказа, временами снабжая повествование цитатами из авторского текста, язык которого постарались максимально сохранить, сделав лишь небольшую стилистическую и грамматическую правку.

Пожар случился накануне Великого Поста, в ночь с 12-го на 13 февраля 1884 года, и был очень опасен для обители, поскольку все её строения располагались слишком близко друг от друга и вовремя не остановленный огонь грозил возгоранием всего комплекса этих зданий.

О пожаре возвестил монастырский набатный колокол, вся братия в это время находилась в церкви. По словам А.Ф.Ковалевского, на пожар он пришёл одним из первых. Загоревшийся двухэтажный корпус именовался живописным, поскольку там помещалась живописная мастерская и фотолаборатория (с которой, собственно, и начался этот пожар, как предполагали, от чугунной печи, которую зимой там топили для обогрева). Этот корпус имел каменный нижний этаж и деревянный верхний, пройдя который огонь очень быстро перекинулся на примыкающий к живописному другой огромный двухэтажный корпус — иеромонашеский (в нём жила старшая братия обители: иеромонахи, иеродиаконы, клиросные). Также, как и первый, этот второй корпус имел каменный нижний и деревянный верхний этаж, к тому же здесь имелся полный дров цоколь. И вот за какие-то 20 минут оба корпуса уже запылали огнём…

«Опасность была очень велика для всей обители, и хотя пожарные ея трубы сейчас же прибыли, братия из церкви вся прибежала, собрались и окрестные поселяне, начали усердно носить воду, работать пожарными трубами, но всё это очень мало приносило пользы; с большим самоотвержением спасала братия пожитки и вещи из своих келий, в то время, когда уже сверху бушевал огонь и сыпались искры, — и спасли немного, сколько успели; многие же из иноков, бывших в церкви на утрени, остались лишь с тем, в чём были в церкви, особенно из тех, кельи которых находились вблизи места начала пожара».

Сильный западный ветер гнал бушующий огонь дальше, по направлению к обители и к её храмам. Сразу за иеромонашеским корпусом в опасной близости стоял корпус казначейский, а за ним настоятельский, в одной связи с которым была зимняя соборная церковь обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Вид Успенской Святогорской пустыни 1881 г. На литографии указан комплекс монастырских зданий, где в 1884 г. случился пожар

Ситуация становилась критической. Но с Божьей помощью, положение исправил ризничий обители, вместе с казначеем, экономом и благочинным умело распоряжавшийся тушением пожара (настоятель обители в это время отсутствовал, отлучившись по хозяйственным нуждам на расположенный в 40 верстах от обители монастырский хутор). Как пишет очевидец, «почтенный иеромонах Илиодор выказал особую распорядительность и хладнокровие, и действиями своими много помог прекратить общую панику в собравшейся братии, действиями которой руководил с замечательною сметливостью». Он также первым позаботился о том, чтобы на пожар вынесли с молебным пением икону Божией Матери «Неопалимая Купина» и чудотворные иконы обители Успения Пресвятой Богородицы и святогорский образ святителя Николая Чудотворца.

Обойдя со святынями горевшие здания насколько это было возможно, старцы-иеромонахи (а именно старшая братия несла иконы) остановились на углу казначейского корпуса и стали служить молебен с акафистом Пресвятой Богородице пред Ея иконой «Неопалимая Купина», со слезами молясь избавить их родную обитель от огненной погибели.

И ещё даже не успели они начать читать слова акафиста, как на глазах всех случилось чудо: ветер вдруг изменил своё направление и подул в противоположную сторону, на запад, погнав пламя назад. Появилась возможность забраться на часть крыши горевшего иеромонашеского корпуса, которую тут же начали разбирать, делая просвет для преграды огню, чтобы не допустить его дальнейшего распространения.

Ветер дул на запад до самого окончания молебна. Но как только его закончили и замолкли певчие, повернул обратно на восток. Работающие на крыше заметили это первыми и стали кричать внизу стоящим старцам с иконами продолжать служить молебен:

«Начали второй молебен, и в глазах всех ветер опять подул назад на запад: все это видели, всех это несказанно удивило и поразило, и затем уже молебны служились непрерывно во всю ночь до рассвета, пока не миновала опасность пожара. Иеромонахи чередовались, певчие тоже, и 6 молебнов с акафистами были отпеты за это время. И Господь видимо спас обитель от истребления огнём: пожар ограничился двумя только загоревшимися корпусами, живописным и иеромонашеским, да и из этого последнего некоторая часть, именно со стороны казначейского корпуса, уцелела».

Во время этого пожара случилось и ещё одно чудо: в сгоревшей до тла келье старца-иеромонаха Нифонта среди пепла нашли нетронутой дорогую для него икону его Небесного покровителя — святителя Нифонта. На иконе лишь слегка попузырилась краска, а так она осталась нетронутой огнём, в то время, как в келье от сильного жара расплавились даже металлические вещи.

Чудом также было и то, что в этом страшном пожаре никто из братии серьёзно не пострадал, при пожаре были получены лишь небольшие ожоги, ушибы и ссадины. Конечно, если не считать того, что многие из братии лишились своих келий и личных вещей. Эту братию с присущей ему распорядительностью и отеческой заботой устроил по своему усмотрению сам архимандрит Герман, вернувшийся в обитель к обеду.

Взору отца-настоятеля вместо огромного иеромонашеского корпуса представились уродливые обгоревшие развалины… Но А.Ф.Ковалевский отмечает, с каким утешением и «чувством великого умиления услышал почтенный старец-настоятель рассказы очевидцев о явном заступлении Богоматери, чрез Ея икону Неопалимыя Купины явленном св. обители при этом пожаре, и на следующем повечерии сам прочёл акафист пред этой иконой в церкви, с обычным усердием своим и любовью к Пресвятой Владычице, столько раз являвшей ему и святой обители особое Своё заступление и покровительство» (отцу Герману не раз являлась Сама Богородица, однажды — ободряя и утешая его, колеблющегося принять крест настоятельства). Ободрённый известием о таком чуде, старец-настоятель деятельно принялся решать возникшую в обители тяжёлую ситуацию. Как увидим ниже, архимандрит Герман даже лично участвовал в разборке погорелых зданий, руководя работами на пепелище и активно готовясь к будущей постройке нового корпуса (о чём свидетельствуют рапорты настоятеля Святогорской пустыни в Харьковскую духовную консисторию [7]).

В своём письме к Высокопреосвященному Савве, архиепископу Тверскому и Кашинскому, от 2 апреля 1884 года А.Ф.Ковалевский, упоминая о пожаре в Святогорской пустыни, пишет, что сгорело около 150 келий старшей братии, а понесённый убыток составил 30 тыс. рублей. И хотя здания были застрахованы на 12 тыс. рублей, обитель получила чуть более половины этой суммы. Несмотря на это, «старец архимандрит бодро несёт постигшее его обитель несчастие, хлопочет о размещении братии, среди зимы оставшейся без крова, и в этом Бог ему помогает» [8, С. 221].

В другом источнике находим более полные сведения о том, насколько мужественно и умело отец-настоятель преодолел последствия этого тяжелого для вверенной ему обители испытания. Видно и то, какой ценой далось отцу Герману решение возникших скорбных обстоятельств, а также каковые последствия возымело это для его и без того весьма и весьма слабого здоровья. Старцу-настоятелю спустя немногим больше месяца исполнилось 68 лет (пожар в Святогорской пустыни случился за 6 лет до его праведной кончины, и вполне вероятно, в чём-то приблизил её).

В обретении этих сведений опять вспоможением стали литературные труды Андрея Фёдоровича Ковалевского. В своё время этот известный литератор замечательно описал жизнь и обычаи, келейные подвиги и подвиги на послушании настоятеля Святогорского монастыря, архимандрита Германа ещё и потому, что был его ближайшим духовным другом и сотаинником. Как уже говорилось ранее, книга А.Ф.Ковалевского «Очерк жизни в Бозе почившаго Святогорской Успенской пустыни настоятеля, архимандрита Германа. — Х., 1894» легла в основу житийного повествования об этом старце-настоятеле на страницах Святогорского патерика.

«Благодушно принял он это постигшее обитель его несчастие, только побледнел и сейчас же стал заботиться, чтобы разместить оставшуюся без келий братию: некоторых поместил в своих архиерейских кельях, иных в других местах, и всё благодарил Бога, что остался хоть цел весь монастырь. Прийдя ко мне в келию, он грустно мне сказал: «Видно, нужно было огненное крещение нашей обители, видно, много скверны греховной в ней завелось, что посетил нас Господь этим крещением!».

Вид Успенской Святогорской пустыни 1891 г. На литографии указан комплекс восстановленных монастырских зданий, где в 1884 г. случился пожар

Не щадя себя стал он лазить по развалинам пожарища, руководя рабочими при их разборке, и тут сильно простудил себе ноги, которые с тех пор стали у него болеть, пухнуть и покрываться ранами. В два года следы пожара в Святогорской пустыни были им заглажены: на месте двухэтажного сгоревшего иеромонашеского корпуса стал новый прекрасный трёхэтажный корпус, неусыпными трудами и заботами отца Германа, который при его постройке окончательно расстроил свои и без того больные ноги, лазил по лесам здания, не раз падал, и кончил тем, что еле мог ходить потом на ровном месте» [1, С. 248].

Такие сведения о пожаре зимой 1884 года в Святогорской Успенской пустыни и о чуде, свершившимся по молитвам у иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» оставил нам Андрей Фёдорович Ковалевский, участник и очевидец тех событий.

Упоминания о пожаре найдены также и в периодических печатных изданиях того времени. Так, информация об этом событии имеется в ежедневной газете «Харьковские губернские ведомости», а также со ссылкой на эту газету — в богословско-философском журнале «Вера и разум», № 4, 1884. Но следует заметить, сведения о пожаре в Святогорской пустыни там изложены искажённо, поскольку, видимо, были неверно записаны с чьих-то слов.

17 сентября — День памяти двух небесных покровителей Святогорья

В день сугубого празднования иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» Святая Православная Церковь также молитвенно празднует память двух великих русских святителей, имеющих прочную духовную связь со Святыми Горами.

17 сентября 1911 года состоялось торжественное прославление святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца в лике святых и совершилось обре́тение его честных мощей. Во время пребывания святителя на Белгородской кафедре (1748-1754 гг.) к ней относилась и Святогорская Успенская пустынь, а потому епископ Белгородский являлся для обители правящим епархиальным архиереем.

Помимо этого, в Святогорском монастыре окончил свой жизненный путь родной брат святителя Иоасафа, архимандрит Митрофан (во Святом Крещении Михаил, третий сын Андрея Дмитриевича и Марии Даниловны Горленко). Он, как пишется в Житии святителя, «всецело отдался идее служения Богу и, приняв пострижение с именем Митрофана, управлял, в сане архимандрита, сперва Киево-Братским, а затем Киево-Выдубицким монастырями и почил на покое в Святогорском монастыре Харьковской губернии». Похоронен брат святителя у церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла, когда-то располагавшейся под Святой Скалой.

Также 17 сентября состоялось второе обре́тение (1964) и перенесение (1989) мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского и всея Руси чудотворца. Дни памяти святителя в Святогорской обители являются престольными праздниками, поскольку в честь трёх святителей, в числе которых прославленный Церковью Воронежский чудотворец, назван левый придел Свято-Успенского собора Святогорской Лавры. Там же находится икона с частицей его святых мощей.

Потому неслучайно первая после открытия Святогорской обители Божественная литургия была в ней отслужена 20 августа 1992 года, ровно через 160 лет после обретения святых мощей святителя Митрофана.

Об истории иконы Божией Матери, прославляемой в этот день

Поведав о событиях, имеющих прямое отношение к чествуемому 17 сентября чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», а также святых людях, прославляемых в этот день, необходимо сказать и о самой чудотворной иконе.

(Публикуется по материалам православного портала «Азбука веры»)

Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь, была неопалимая купина — тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Быв Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева. Можно придать и другое ещё толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистой, непричастной греху, не познавшей беззакония. В церковных песнопениях слышится этот ветхозаветный символ: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако, Дева, родила еси». В стихире на Благовещение поётся: «Радуйся, Купино неопалимая». Благочестивое христианское усердие постаралось закрепить в художественном образе эту мысль, и отсюда возникла икона «Неопалимой Купины».

По народному верованию икона эта избавляет дома почитающих её от огня. Как-то довелось читать рассказ очевидца, попавшего на большой пожар, охвативший много зданий. Среди них был деревянный домик, который не загорался: возле него неподвижно стояла женщина, держа в руках икону «Неопалимой Купины». По её щекам текли слёзы, но лицо выражало полное спокойствие и непоколебимую веру. Видно было, что она не беспокоится за свой дом, а плачет о несчастии других. Пожар ожесточался, а женщина стояла неподвижно. Очевидец ушёл, удивляясь этой вере, но ожидая, что дом загорится. На следующий день он вернулся к пожарищу. На опустошённом пожарище возвышался один только домик, охранённый силой иконы.

«Неопалимая Купина» изображается иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая от пояса Богоматерь с Младенцем на руках. Это изображение редко. Гораздо чаще изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь. Звезда составлена из двух четырёхугольников. Один окрашивается в красный цвет — во образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, — в зелёный. В углах иконы — четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орёл, а также архангелы с теми символами, какие усваивает им церковное предание, — Михаил с жезлом, Рафаил с алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградным гроздием и Гавриил с веткой благовестия. В руках Пречистой Девы помещается ещё иногда, кроме Младенца, лествица, прислонённая верхним концом к плечу Богоматери — знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда ещё врата и жезл — символ Спасителя, называемого в церковных песнях «жезлом от корня Иесеева».

Славянский список иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Святитель Филарет (Гумилевский), епископ Харьковский и Ахтырский с 1848 г. по 1859 г. (архиепископ с 1857 г.)

Надобно здесь упомянуть и ещё об одном чуде, что совершилось по молитвам у образа Пресвятой Богородицы, именуемого «Неопалимая Купина». Случилось оно вначале XIX века в расположенном недалеко от Святых Гор городе Славянске. Приводим описание этого чудесного события, изложенного в трудах известного русского православного богослова и духовного писателя, церковного историка святителя Филарета (Гумилевского, †1866), архиепископа Черниговского:

«Здесь замечательна икона Божьей Матери Неопалимой Купины. С нею соединено событие, достопамятное для жителей города Славянска. В 1820 и 1821 годах город Славянск был жертвою беспрерывных пожаров. Никто из жителей не имел покоя, видя себя, имущество и самую жизнь свою в опасности. К прекращению такого ужасного бедствия, губернское начальство нарядило в город Славянск комиссию. Все способы, какие кто мог придумать, употреблялись к открытию поджигателя; но всё было тщетно. Пожары продолжались, и злодея не находили.

В продолжение сего бедственного времени, одна простая старушка, по прозванию Бельницкая, жившая не в далёком расстоянии от приходской Введенской церкви и первая, как говорят, пострадавшая от пожара, видела сон: «Кто-то, привидясь во сне, говорит ей, ежели напишется образ Божьей Матери Неопалимые Купины и совершенно будет молебствие, то пожары тогда прекратятся».

Славянский список иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина»

Старушка Бельницкая открыла сон свой бывшему тогда протоиерею Иакову Костичу, и когда образ был написан живописцем, освящён в церкви, и, после Божественной литургии, отпето было пред ним молебствие, то в тот же самый день, чрез несколько часов, на случившемся пожаре взята была под караул, по возникшему подозрению, малоумная девка Мавра, которая давно уже подавала подозрение, но не была допрашиваема потому, что никто не мог подумать, чтобы она могла посягать на такое дело. После нескольких допросов, она совершенно созналась, что она была виновницей всех пожаров, объяснив и причины, по которым она то делала.

После сего пожары совершенно прекратились. Граждане города Славянска, единодушно исповедуя благость Божью, помиловавшую их от такого страшного бедствия, устроили для образа Божьей Матери Неопалимой Купины киот, а купец Мисищев сделал на свой кошт серебряную вызлащенную ризу; на киоте сделана надпись: «в память 1822 года за спасение града от пожара» [9].

Примечательно, что милостью Божией сия чудотворная икона сохранилась до наших дней. До революции она хранилась в Троицком соборе города Славянска, а после его закрытия — была перенесена в Свято-Воскресенский храм, где по настоящее время и находится. «Современный вид иконы украшает деревянный киот, а также множество украшений, принесённых людьми, которых коснулось чудо исцелений, проистекающих от иконы Пресвятой Богородицы», — говорится на сайте храма.

Почитание иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Святых Горах в наше время

Икона Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», известная многими чудотворениями и скорой благодатной помощью всем, прибегающим в молитве к Божией Матери перед этим чудотворным древним образом, в Святых Горах всегда почитаема была особо. Ведь сугубые молитвы перед нею возносятся об избавлении от пожара, а в Святых Горах многие постройки были из дерева. И в наше время образ этот сугубо почитаем в скиту Свято-Успенской Святогорской Лавры в честь Всех святых, поскольку этот скит — ныне хозяйственное подворье Святогорской обители — весь построен из дерева и молитвы об избавлении от пожаров здесь как нельзя более актуальны. Поэтому каждый день по окончании вечернего монашеского молитвенного правила во Всехсвятском скиту совершается крестный ход вокруг храма скита с иконой Божией Матери «Неопалимая Купина».

Список использованных источников:

    1. Святогорский патерик — Т.1. — Жизнеописания подвижников Святогорской пустыни ХVII-ХХ веков. — Издание Свято-Успенской Святогорской Лавры, 2008 . — 446 с., илл.

    1. ГАХО, ф. 40, оп. 98, д. 360.

    1. АСЛ. Главная церковная и ризничная опись Святогорской Успенской пустыни. – С. 54–56.

    1. «Душеполезное чтение», 1884 г., статья А.Ф.Ковалевского в рубрике «Случаи с людьми верующими», сноска на указанной странице.

    1. Святогорский Патерик. Том III. Новомученики и исповедники Святогорской пустыни ХХ века.

    1. ГАХО, ф. 40, оп. 41, д. 273, л. 1-3.

    1. ГАХО, ф. 40, оп. 62, д. 993, л. 1-5.

  1. «Хроника моей жизни. Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского» († 13 октября 1896 г.). Том седьмой. / (1883–1885 гг.). Сергиев Посад. Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1907.
  2. Филарет (Гумилевский Д. Г.) Историко-статистическое описание Харьковской епархии. — Х.: Университетская типография, 1857.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *