Слово в день памяти великомученика Димитрия Солунского

Вторник, 07.11.2017 22:19

аудио

Житие великомученика как пример того, когда богатство служит во спасение: проповедь митрополита Святогорского Арсения объединяет толкование Евангелия минувшего воскресного дня и память святого Димитрия Солунского.

В 2015 году 8 ноября — день памяти известного христианского святого, великомученика и Мироточца Димитрия Солунского — совпал с воскресеньем, когда согласно Богослужебным указаниям читалось евангельское чтение о богаче и Лазаре. Приведенная ниже проповедь, произнесённая владыкой Арсением в тот день, и объединившая в себе толкование на евангельскую притчу и сказание о житии великомученика Димитрия, особенно будет актуальна и сегодня, накануне дня памяти святого, поскольку в минувшее воскресенье как раз читалась евангельская притча о богаче и нищем Лазаре.

 Проповедь митрополита Арсения в день памяти великомученика Димитрия Солунского, 8 ноября 2015 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день, братья и сестры, сплетается с праздником великого угодника Божия святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого. Из сегодняшнего евангельского повествования и жития святого великомученика рождается одна из тем проповеди. Евангелие рядовое воскресное, которое мы сегодня слышали, повествует нам притчу о богатом и бедном нищем Лазаре (см. Лк. 16:19‒31).

Толкование евангельской притчи

Был некий богач, который жил роскошно, одевался в порфиру и виссон, ежедневно пировал, жил в своё удовольствие. У ворот дома этого богача сидел, прося милостыню, некий нищий Лазарь. Он был не только нищ, ещё и болен, и хотел хотя бы крохами, падающими от стола богача, насытиться. Но и этого он не имел возможности исполнить. И как говорит Господь в Евангелии, что псы, подходя к бедному Лазарю, лизали струпы на теле его.

Почему Господь приводит именно такое сравнение? Да как бы показывает, что даже псы имели сострадание к этому бедному человеку. А тот богач, который жил роскошно и пировал, забыл и Бога, забыл и заповеди Божии, забыл и совесть, забыл и чувство сострадания к ближнему. Всякое доброе человеческое чувство забыл этот богатый человек, живя в своё удовольствие. Очерствело его сердце от роскоши, от удовольствий. И сама совесть была прожжёна и попрана и даже не обличала его.

«И вот, ― говорит Господь, ― умер нищий Лазарь, и Ангелы душу его отнесли на лоно Авраамово, где он пребывал в сладости, радости райской». Умер и богач, говорит Господь в притче, и похоронили его. Не говорит, что «Ангелы за его душой пришли». Похоронили, наверно, так же роскошно, пышно, с церемонией, «по статусу», как говорят.

Но после смерти, говорит Господь, на дно адово попадает богач. И вот он видит, что в свете утешения райской сладости сидит тот нищий Лазарь, который у ворот дома его сидел. Сидит рядом возле Авраама на лоне его и утешается. И мучаясь, богач попросил: «Господи, Аврааме, господин Авраам! Пошли мне этого нищего Лазаря, хотя бы чтобы он палец в воде омочил и прохладил язык бы мой, так я тут страдаю!». Но ответ Авраама был: «Велика пропасть между вами и нами». И тогда уже, пришед в себя от мук этих адских, видя, по слову Авраамову, что «вот Лазарь злая воспринял в жизни, а теперь воспринимает благая как награду за терпение и безропотность, за то, что он хоть и нищ, и болен был, но он человеком остался, а ты благая воспринял в жизни своей, всё, что хотел, имел, и вот ты теперь за своё бессердечие, за своё жестокосердие, за своё забвение Бога и получаешь соответственно, муки, отрешен от Бога и от Его наград и утешений». Тогда богач говорит: «Аврааме, пошли Лазаря в дом отца моего. У меня пять братьев есть. Пускай он им скажет, как я тут страдаю, чтобы они покаялись».

И говорил Авраам: «Имеют Моисея и пророков ― пускай их слушают». «Нет, ― говорит богач, ― Моисей и пророки ― это не то. Вот если мёртвый воскреснет ― тогда они покаются». И сказал Авраам: «Если Моисея и пророков не слушают, то даже если и мёртвый воскреснет, то не послушают».

«Любое греховное наслаждение — оно впоследствии вызывает угрызение совести, разочарование и отчаяние»

Так часто, братья и сестры, люди, хвалящиеся безбожием в наше время, желая оправдать своё беззаконное житие, говорят: «А кто там Бога видел? Кто о Нём слышал?», забывая Евангелие, забывая жизни святых угодников Божиих, забывая примеры благочестивой жизни среди окружающих людей. И часто говорят: «Вот покажите мне чудо ― тогда поверю!». Да сколько уже чудес Господь являл и являет в наше время, — и всему они находят оправдание, чтобы жить беззаконно… Так же, если бы и мёртвый воскрес, сказали: «Призрак какой-то явился, какое-то видение, какая-то мара была, это не истина».

Так и в наше время многие ради того, чтобы жить в роскоши, в богатстве, в удовольствиях идут на преступление и на обман, и на кражу, и на убийство, и на предательство. Идут ради того, чтобы стяжать себе богатство и пожить в своё удовольствие. Мнимое это удовольствие на земле, прямо скажу.

Не один грех, братья и сестры, не даёт наслаждение и полноты утешения для души человеческой. Любое греховное наслаждение — оно впоследствии вызывает угрызение совести, разочарование и отчаяние. Я уже приводил и привожу примеры, что самая успешная, по современным меркам, страна ― это Бельгия. Самый высокий социальный уровень там жизни людей. Но как ни странно, в этой стране самый большой процент самоубийств. Люди не находят радости: любой грех, любая страсть, любое беззаконие, оно приедается, надоедает и не приносит радости душе…

«Мы должны понимать, что стремление жить в удовольствиях века сего — оно постепенно душу делает нищей»

Ведь какой человек счастливый, братья и сестры? Счастливый человек ― это добрый человек. Тот в любых обстоятельствах будет находиться, но поскольку добро живёт в душе его, он счастливый. И он радуется и утешается о чистой совести своей, о которой святые отцы говорят, что нет лучшего отдыха для человека, нежели чистая совесть.

Мы должны, братья и сестры, понимать, что стремление жить в удовольствиях века сего — оно постепенно душу делает нищей. Человек делается чёрствым, жестоким. Но это говорит о том богатстве, когда человек не в Бога богатеет. Ведь мы знаем, братья и сестры, людей богатых, для которых богатство не послужило в осуждение. Которые, наоборот, имея богатство, стяжали себе до сих пор славу людей праведных, добрых, сердечных, защитников, поборников.

Вспомните равноапостольного князя Владимира, которого народ называл Красно Солнышко. Вспомните Александра Невского, который защищал Отечество наше и которого даже в советское время, когда атеизм и безбожники всячески воздвигали клевету на Церковь и на последователей учения Христова ― святых, даже атеисты-безбожники в учебниках истории приводили Александра Невского в пример.

Как богатому войти в Царство Небесное: пример великомученика Димитрия

Сегодня мы празднуем память святого великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого. А ведь он тоже был богат! Помните, как, братья и сестры, учили нас на атеистических лекциях, или мы читали в атеистических статьях, что богатые специально христианство насаждали как государственную религию, чтобы потом удобно было с помощью учения этого порабощать других людей себе в рабство, в крепостничество, в зависимость. Так нас учили в школах в безбожное время.

Но вот великомученик Димитрий Солунский. Он богатый был. И что, он христианство принял только ради того, чтобы себе подчинить, богатство себе стяжать и жить беспечно, как тот богач из притчи? Нет. Мы читаем житие святого великомученика Димитрия Солунского: родители его были богаты, и не просто богаты. Отец его был градоначальником города Солуни, теперешних Фессалоник. И были он с матерью тайными христианами. Но в то время было страшное гонение. Подумайте, они были богатые, а ведь за то, что ты христианин, могли тебя лишить не только богатства, не только поста руководящего административного положения как градоначальника, самой жизни могли лишить или в тюрьму заключить, или убить, в страшных муках можно было погибнуть. Но, тем не менее, родители Димитрия были христианами.

И потайная комната моленная у них была, потому что ведь градоначальник был лицо административное, лицо светское, если так сказать. И наверно, в доме его всякие были люди, и знатные, того времени, язычники. Поэтому потаенная комната была, где образ Спасов и образ Божией Матери находились, украшенные золотыми ризами, жемчугом и драгоценными каменьями, перед которыми он с супругой со своей молился. У них долго не было детей, и они молились Богу, чтобы даровал им чадо. И вот родился у них единственный сын Димитрий, который после смерти отца в очах императора обрёл благоволение, и тот, видя его разумность и храбрость на войне, и рассудительность (а ведь она была тоже не просто сама по себе, она вместе с благочестием родителей своих была усвоена), поставил Димитрия градоначальником по смерти его отца города Солуни.

Жизнь по Евангелию и деятельная забота о ближнем как верный путь ко Христу для облечённых богатством и властью

Молодой человек, казалось бы, какие перспективы открываются, но ему было поставлено условие императором Максимианом, чтобы он истребил всех христиан в городе. Вместо этого, придя в город, назначенный на должность градоначальника, он начал проповедовать о Христе, не скрывал своей веры. Богатство, которое досталось ему от родителей, он, призвавши своего верного слугу Луппа, память которого ныне празднуется, он через него сказал, чтобы это богатство и достояние раздал нищим, бедным и убогим. Он поступал так, потому что знал: недолго ему жить, потому что за его открытое исповедание христианства он вскоре будет подвергнут гонениям и казнён. Поэтому, как в руце Божии, в руце нищих вкладывал свои богатства через слугу своего верного.

Вскоре весть о том, что Димитрий ― христианин, дошла до императора. Максимиан, сам приехавши в Солунь, посадил его в темницу и, желая истреблять христиан, особые игры открыл в городе Солуни в честь своего приезда. Тогда в обычае были у язычников спортивные соревнования, гладиаторские бои. Здесь же он устроил особые бои. В войске Максимиана был некто огромного роста, силач, родом вандал, из германских племён, живущих на побережье Балтийского моря, которому не было равных. Для него был сделан высокий помост, на котором он боролся с юношами и, поднимая их, бросал на копья, которые были натыканы вокруг помоста. Причём юноши эти были христиане, которые принуждаемы были императором идти и бороться с этим силачом, насильно участвовать в этих играх, чтобы надсмеяться над христианами.

И вот Димитрий, находясь в темнице, молился Богу. Многие притекали к темнице, слушая его наставления. Пришёл и юноша Нестор, христианин. С сердечным надрывом говорил он о том, как убивают христиан на этих играх, на этих зрелищах. Тогда Димитрий, перекрестивши его, благословил идти бороться с этим гордым богатырём Лием, сказавши: «Силою Христовою победишь ты его».

Юноша Нестор, которого память ныне также празднуется, взошёл на помост, объявившись сам и призвавши в помощь Христа Спасителя, да воскликнувши: «Боже Димитриев, помоги мне!» И на глазах Максимиана, царедворцев и всей толпы народной языческой поднял богатыря и бросил его на копья, и тот испустил свой дух.

Максимиан прекратил игрища. Нестор был казнён. Казнён и слуга Димитрия Лупп, а самого Димитрия император Максимиан повелел в темнице пронзить копьями. Так скончался святой великомученик Димитрий Солунский. Он был погребён христианами, и впоследствии над его могилой был поставлен небольшой храм. Но один богатый человек, который получил исцеление от неизлечимой болезни, решил построить великолепный храм над гробом великомученика, потому что исцеление получил, молясь у гроба его.

Когда начали копать рвы для фундаментов нового храма, были обретены мощи святого великомученика Димитрия. Они были нетленны, он лежал, как спящий. Мало того, тело его источало благоуханное миро. От его тела исходило особое вещество, которое по сегодняшний день исходит от его мощей в городе Фессалониках в древнем храме, посвящённом его святому имени, где находится гробница его.

О чудесах, совершаемых по молитвам святого

Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий Солунский. Причём чудеса его поразительны. Однажды город был окружён врагами. В городе не было достаточно войска, и люди были в отчаянии. И один из церковнослужителей, Иллюстрий, молился у гроба великомученика Димитрия о помощи, и ему явилось видение: будто зашли в храм два ангела, и навстречу им вышел слуга Димитрия, Лупп, который сказал: «Вы посланы к моему господину, и я позову его». И из гробницы встал великомученик Димитрий, и сказали ему ангелы: «Мы посланы Богом забрать тебя, Димитрий, отсюда, из города. Город должен быть уничтожен врагами, и ты должен покинуть город, потому что волею Божиею за грехи народа город будет захвачен и уничтожен».

Димитрий слушал слова эти, стоявши, низко склонив голову, в видении Иллюстрию, и проливал горькие слёзы. Когда закончили посланные Ангелы, он сказал: «С этой ли вестью вы посланы от моего Бога Милосердого? Я знаю, что Бог не всегда прогневается, не вовек враждует (см. Пс. 102:9). Я знаю великое милосердие моего Творца. Я знаю, что Он Сам пришёл ради того, чтобы грешныя спасти (см. Мф. 9:13). Я знаю, что Он Сам Себя предал на Крестную смерть за грешных людей. Неужели Он этот город не пощадит, в котором призывается имя Христово? Неужели Он даст в руки врагов, которые имени Христового не знают? Скажите, ангелы Божии, Богу, что если суждено погибнуть моему городу, ходатаем, молитвенником и охранителем за который Он меня поставил, то и я пускай погибну вместе с ним. Я город не покину».

И спросили ангелы: «Так ли сказать нам Богу?» — «Скажите так: «Димитрий остаётся со своим городом». Если суждено городу погибнуть, пускай погибну с ним и я».

Такая любовь, такая кротость, такое смирение к нам, грешным, братья и сестры, могли ли остаться у Бога неуслышанными? У Бога, Который есть Любовь и Милосердие!

И вот, братья и сестры, свершилось чудо. Стоявшие долгое время под стенами города войска неприятельские вдруг побежали от города. Побежали, поражая друг друга в непонятной сумятице и страхе. Войско небольшое, защищавшее город Солунь, вышло и забрало и множество добычи, и пленных, врагов, которые потом говорили: «С самого начала осады мы видели множество войска, которое скрывалось за стенами. А в сегодняшний день из ворот города вышел некий светоносный воевода со множеством войска и ринулся на нас. И мы побежали, гонимые непонятным страхом». Когда подвели этих пленных врагов к иконе великомученика Димитрия Солунского, они сказали: «Да, этот воевода был во главе войска».

Город был освобождён. Но впоследствии в городе, поместья вокруг которого были разорены, вспыхнул голод. Тогда великомученик Димитрий Солунский и тут проявил заботу и любовь к своему городу подопечному и к живущим в нём. Он являлся купцам на кораблях, которые по морю везли зерно, и говорил им корабли разворачивать к Солуни и плыть туда. Таким образом множество купцов со съестными припасами приплыли к Солуни, и сам голод в городе был устранён.

Поражаешься любви и кротости святого великомученика и в частных случаях. Когда однажды один церковнослужитель впал в грех ― он воровал свечи, которые приносили люди ставить у гробницы великомученика, потом их продавал, а деньги тратил на свои цели. И вот великомученик Димитрий явился ему и кротко сказал: «Онисифор, ты нехорошо поступаешь. Прекрати это беззаконие. Ты же знаешь, что это грех, и что ты за это будешь наказан. Прошу тебя, оставь этот грех», ― так кротко говорил великомученик ему.

Очнувшись от сна, Онисифор некое время, раскаявшись, не делал зла такого, и кражи такой не повторял. Но потом забылось, и он опять начал поступать так же. Однажды один человек принёс большие свечи к гробнице великомученика, поставил их. Когда тот ушёл, Онисифор вознамерился взять эти свечи, поскольку они были большие, думая, за сколько он их продаст. Но как только рука его потянулась к свечам, вдруг от гробницы великомученика раздался голос: «Ты опять за своё?» И он упал без сознания и лежал, пока не пришли священнослужители в храм. Когда его привели в чувство, он со слезами рассказал о двух явлениях Димитрия и раскаялся, и просил прощения, и впредь всегда был верным его служителем, никогда не повторяя этого греха.

Был случай, когда Димитрий спас епископа из плена, освободивши его чудесно. Один случай, ещё более чудесный, братья и сестры, когда однажды варвары увели в плен двух девушек из Солуни. Поскольку они были искусными швеями, вышивая золотом растения, животных, орнаменты и лица человеческие, то варвары отдали их своему князю в рабство.

И вот князь-язычник, придя к ним, сказал: «Я слышал, что у вас там есть в Солуни бог Димитрий. Вот вышейте мне его изображение». Но те сказали: «Мы не будем вышивать. И он не Бог, а святой угодник Божий. Но мы не будем вышивать, потому что ты не ради почтения к нему хочешь иметь его изображение, а чтобы надсмеяться и надругаться над ним и над христианским учением. Мы не будем вышивать». Но в ответ они услышали угрозы, что он подвергнет их мукам и предаст страшной смерти и поруганию, если они не исполнят его воли.

И вот они из-за страха смерти начали вышивать изображение великомученика. Закончив вышивать изображение в день памяти, в сегодняшний день, они припали к нему со слезами и просили: «Святой великомучениче Димитрие, прости ты нас, что мы вышили твоё изображение и отдадим в нечистые руки в поругание. Ты сам знаешь, что из-за страха смертного мы только склонены были, чтобы вышивать твоё пречистое изображение».

И так, плача над изображением и припавши к нему, они уснули. Во время сна их, спящих, по молитвам святого великомученика Димитрия, Господь чудесным образом из рабского плена перенёс в Солунь, в родной их город, и поставил их у гробницы великомученика Димитрия на всенощном бдении. Они спали, и их, внезапно явившихся у гробницы, лежащих на изображении вышитом Димитрия великомученика, окружил народ и смотрел. Когда они проснулись, то не могли понять, где находятся. Они думали, что это сон им снится. Когда их наконец привели в чувство, растормошили и объяснили, что это не сон, что это всенощное бдение, что они в родном городе, что это Солунь, они плакали, припавши к гробнице святого великомученика.

И слава великомученика, его заступничества разнеслась по всей Солуни в канун его праздника. Множество народа целовало вышитое его изображение, которое перенеслось вместе с этими девицами. Оно было повешено над алтарём, и множество чудес, исцелений от него совершалось.

Святой великомученик Димитрий Солунский, братья и сестры, милостивый заступник, иногда был и строгий вразумитель. Когда была построена соборная церковь Софии Константинопольской, то захотел император иметь частицу мощей святого великомученика. И с этим царедворцы были посланы в Солунь, чтобы взять часть мощей святого великомученика. Но великомученик, явившись, сказал, что «нет воли Божией давать мою частицу мощей». Но они, хотя и было такое видение, и видение было троекратным, тем не менее, приступили к гробнице, чтобы всё-таки взять его мощи.

Вдруг из гробницы полыхнул огонь, который привёл их в страх. Они попадали ниц и, не смея больше прикасаться к гробнице, даже приближаться к ней, собрали часть пепла и праха возле гробницы, который образовался от этого огня, и этот прах привезли в Константинополь. Впоследствии его хранили в золотых сосудах ― один в царской дворцовой церкви, другой сосуд ― в соборном храме в Константинополе.

«Святой великомученик Димитрий не земной славы хотел ― он хотел жить с Богом, в вечности»

Но мы, братья и сестры, с вами счастливы тем, что у нас лежит икона святого великомученика Димитрия, и в ней частица его святых мощей. Он благоволил нам, грешным, даровать свои мощи в утешение. Видно, знает, как мы нуждаемся в его заступничестве, в его помощи, в его милосердом к нам отношении и молитвах.

В сегодняшний день, братья и сестры, мы стоим перед его святым образом. Послушав его житие, братие и сестры, подумайте, для того ли богачи распространяли христианство, чтобы жить в своё удовольствие, как говорили атеисты? Что в земном плане получил святой великомученик Димитрий за своё христианство? Добровольно стал нищим, расточивши своё богатство бедным, темничное заключение, лишение административной должности — высокой должности, лишение расположения со стороны императора, и наконец, мученическую кончину в темнице.

В земном плане, казалось, ничего не получил. А что же он получил? Да более, братья и сестры, чем 1700 лет народ почитает и помнит его. Помнит тех богачей, которые без креста жили и не по-христиански? Нет, не помнит. Помнит тех императоров, учёных, политиков? Нет, не помнит. А святого великомученика Димитрия по сей день помним. В честь его называем детей своих, вручая его молитвенному покрову вместе с именем своих сыновей. Иконы его во множестве, братья и сестры, распространены по всему христианскому миру, храмы в честь его освящаются, слава его, как скорого заступника, везде на земле.

Но самое главное, братья и сестры, что ведь святой великомученик Димитрий не земной славы хотел ― он хотел жить с Богом, в вечности, в нескончаемом бытии. Опять же, не ради наслаждения, а просто ради любви к Богу, ради того, чтобы рядом быть с Ним.

«Есть богатство, которое не уничтожается — это жизнь добродетельная»

И мы стремимся, братья и сестры, жить по-христиански и подражать угодникам Божиим, житие которых нам напоминает Церковь, не ради того, чтобы нам что-то получить от Бога здесь, на земле или даже в Царстве Небесном, просто хотим быть с Богом, потому что любим Его. Хотим быть с угодниками Божиими, потому что любим их. Потому что хотим видеть вечность и Божию Матерь, потому что любим Её. Потому что почитаем Ангелов своих Хранителей и хотим лицезреть их там, в вечности ― добрых наших заступников и молитвенников за нас, и наставников. Вот ради чего мы христиане.

Всё земное — оно сегодня есть, а завтра его нет. И в какой день оно отнимется от нас, мы не знаем, братья и сестры. Но есть богатство, которое не уничтожается — это жизнь добродетельная. Это добродетели. Это жизнь по Христовым заповедям. За таковую жизнь, братья и сестры, Димитрия Солунского 1700 лет помнят. За таковую жизнь, если мы так поживём, о нас будут говорить: «Ангел был, а не человек». За таковую жизнь, братья и сестры, Церковь будет до скончания века воспевать о своих верных чадах: «Вечная память, вечная память, вечная память», не забывая, целую вечность не забывая о тех, кто по Христову учению жил. Тот, кто был Христов не по названию, а по духу, по смыслу жизни, по стремлению в этой жизни.

И есть, братья и сестры, и богатые христиане, а есть и нищие безбожники. И богатство, и нищета сами по себе ещё ничего не говорят. Просто как мы будем жить, с каким духом в том или ином состоянии ― это зависит от каждого из нас.

«И не по сану своему, и не по значимости своей, и не положению в обществе судиться будем, а по совести нашей, и каковы мы были христиане»

У Бога нет патриархов, митрополитов, епископов, священников, монахов, мирян, у Бога есть одно ― христиане. А каждый из нас выбирает образ жизни, в котором, он считает, ему наиболее удобно служить Богу и исполнять Его святые заповеди. И Евангелие для каждого из нас — одно и то же. И заповеди Божии для каждого из нас ― одни и те же. И не по сану своему, и не по значимости своей, и не положению в обществе судиться будем, а по совести нашей, и каковы мы были христиане.

На Страшном Суде будем все вместе ― и богатый, и убогий, и царь, и воин, и архиерей, и простой монах, и мирянин ― каждый в своём достоинстве будет стоять. Но достоинство Богом будет зреться в нашем духовном стремлении быть Божьими и быть с Богом. Вот наше главное достоинство, вот чем можем мы похвалиться, братья и сестры. И богатство наше ещё, кроме того, в наших святых Божиих. Мы не одни в этом мире ― множество угодников Божиих за нас молится, за нас переживает и нам сострадает.

Не забывайте только вы им молиться, чтобы не было, братья и сестры, сказано, как в своё время сказал святитель Нектарий Эгинский, греческий святитель, явившись одному монаху: «У нас на небе безработица. Никто нас, святых угодников Божиих, не просит, чтобы мы за них молились. Никто не просит наших молитв пред Богом».

Так вот, братья и сестры, угодники Божии не хотят быть безработными, хотят молиться за нас, но не только за нас, а и вместе с нами. И мы в сегодняшний день молимся святому великомученику Димитрию Солунскому, просим его, чтобы он прекратил это бедствие в нашем Отечестве военное, чтобы мир наступил. Но мир наступил не для того, чтобы мы жили в безбожии, и забывши Бога и совесть свою, а для того, чтобы мы пожили в благочестии и чистоте, как в ектении просим у Бога. Добраго ответа на Страшном Судищи Христове просим по молитвам святого великомученика Димитрия Солунского, Мироточца. Просим, чтобы материнские слёзы осушились в наши дни. Просим, братья и сестры, чтобы кровь братская прекратилась течь в нашем Отечестве, когда друг друга убивают единоверные, единокровные братья.

«Сейчас, братья и сестры, мы так нуждаемся во взаимном добре!»

Мы просим, братья и сестры, чтобы люди, которые без крова остались, нашли кров и дома, и чтобы нашлись люди милосердые вокруг них, которые помогли им пережить это тяжёлое время. Мы просим, братья и сестры, и себе живого чувства христианского ― и по отношению к Богу, и по отношению к ближним своим. Сейчас, братья и сестры, мы так нуждаемся во взаимном добре!

Сегодня, братья и сестры, надо забыть все озлобления, клеветничества и помнить хотя бы одну заповедь Христову ― не делай другому того, чего себе не желаешь (см. Мф. 7:12). Хотя бы это мы вспомнили. И это от многого ошибочного, плохого, злого и не Божьего нас удержит ― одна только эта мысль и стремление жить по этой мысли.

Мы просим сегодня святого великомученика Димитрия Солунского и за Церковь нашу Святую Православную каноническую, которую передали нам деды и прадеды в драгоценное наследие, живя в которой, мы спасаемся, и которая имеет все средства для спасения наших душ бессмертных. Ведь сейчас тоже сколько нападок, братья и сестры, враг воздвигает на Святую Матерь нашу Церковь!

Мне недавно задавали вопрос: «А почему Вы, батюшка, Московского Патриархата, а не Киевского?». Я им задал встречный вопрос: «Я воду освящаю на водосвятном молебне, и она делается нетленной. Кто скажет, что водосвятие совершилось у нас в святой обители, и вода потом протухла? Нет. Вода остаётся святой. Так если есть благодать действия Святого Духа, которая видимо почивает на святой воде в нашей Церкви, так какую мне Церковь ещё искать? Что же я буду от правды искать неизвестно чего, чтобы меня похвалил тот или иной политик? А похвалит ли меня Бог?».

И вот мы, братья и сестры, сегодня просим и святого великомученика Димитрия Солунского, чтобы искоренены были всякие секты, расколы, всякие ереси, всякие озлобленные нападки на нашу Церковь, и чтоб были посрамлены враги наши, как когда-то посрамил их святой великомученик Димитрий, покровительствуя своему граду. А если он даровал нам образ со своими святыми мощами, то значит, он и нам покровитель, значит, и нам защитник, и нам заступник, и за нас молитвенник. Значит, и мы ему не чужие. И молимся сегодня, и просим его, и да услышит Господь скорое ходатайство Своего угодника Божия за нас, грешных.

«Не мы спасаем Церковь, а Церковь спасает нас. А нам, дай Боже, её держаться»

А нам, братья и сестры, если мы не можем подражать его житию, святого великомученика Димитрия Солунского, то, по крайней мере, хотя бы в одном будем подражать ― останемся вместе с ним в нашей канонической Матери-Церкви, не слушая тех, кто всякую клевету и злобу воздвигает против неё. Хотя бы в одном, братья и сестры, будем подражать святому великомученику ― верности Святому Православию. И этого уже будет достаточно, потому что не мы спасаем Церковь, а Церковь спасает нас. А нам, дай Боже, её держаться. Да и как нам не держаться той Церкви, которая прославлена такими угодниками, как святой великомученик Димитрий Солунский, Мироточивый! Аминь.

Проповедь митрополита Арсения в день памяти великомученика Димитрия Солунского, 8 ноября 2015 г.

посетило (260) человек

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *