День празднования Собора Архистратига Михаила

аудио

21 ноября Святая Православная Церковь совершает празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Этот праздник возник очень давно, ещё в начале IV века. Святая Церковь знает множество имён святых Ангелов и разделяет их на 9 ангельских чинов.

Проповедь архиепископа Арсения на праздник Собора Архистратига Михаила, 21 ноября 2012 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшний день, братья и сестры, особое торжество у Святой Церкви. Сегодня Святая Церковь празднует Собор Небесных Сил бесплотных, первым из них называя Михаила Архангела. Сегодняшний праздник не только потому называется «Собором» (т. е. «собранием»), что все в совокупности празднуются Ангелы Божии, бесплотные Силы Небесные, но потому, что множество собранных верующих вместе прославляет сегодня своих помощников, заступников и хранителей. Учение Святой Церкви неоднократно читаем и на страницах Священного Писания, и в предании Церковном, и в житиях святых, и в практическом опыте верующих людей ― и в прошлом, и в современном — мы неоднократно, братья и сестры, встречаем упоминания о явлении Небесных бесплотных Сил.

Об их бесплотности и бестелесности говорит Святая Церковь не потому, что они являются совершенными духами, Совершенным Духом является только Господь. Всё творение, вплоть до и Ангелов, и Херувимов, и Серафимов, имеют некую телесную сущность. Но по сравнению с родом человеческим, по сравнению с нами, плотскими, конечно, они имеют настолько тонкую составную материю, из которой они созданы Богом, что они называются «бестелесными, бесплотными». И тем не менее, они являются людям, и люди часто могут их видеть.

О качестве бесплотных Небесных Сил, братья и сестры, можно судить даже из нашего восприятия. Когда мы говорим о младенце, который чист и прекрасен ликом и глаза его, не помутнённые грехом, являются как бы зеркалом чистой его души, мы говорим: «Ангел, а не ребёнок». Когда человек смиренный, терпеливый, кроткий, любящий других, мы о таком говорим: «Ангел, а не человек». Когда прекрасное пение слышим, говорим: «Ангельское пение». Когда видим чью-то подвижническую жизнь, говорим: «Ангельское житие». И в этом, братья и сестры, мы как бы выражаем и осознаем о тех качествах, которые имеют эти бесплотные Небесные Силы.

Девять ангельских чинов. Архангелы

Мы, братья и сестры, знаем, что среди девяти чинов ангельских ― Архангелы, Ангелы, Престолы, Начала, Власти, Силы, Господствия, Херувимы, Серафимы ― среди девяти чинов ангельских мы выделяем особо семь Архангелов, называя их поимённо. Первый из них ― это Архангел Михаил, Архистратиг Воинства Небесного, имя которого в переводе значит «Кто как Бог». Именно такие слова он воскликнул, когда часть бесплотного ангельского воинства, заражённая гордостью, властолюбием и безумием Денницы — одного из первых ангелов у Престола Вседержителя, заразившись его гордостью, заразившись его восстанием и ропотом на Бога, отпала от Бога, то Архангел Михаил возглавил ангельские силы, верные Богу, возгласивши: «Кто как Бог!»

Мы знаем, братья и сестры, неоднократно о его явлении и нашему благочестивому воинству и в древние времена, и на страницах Священного Писания. Мы знаем, братья и сестры, об Архангеле Гаврииле, который благовестил Захарии и Елисавет о рождении Иоанна Предтечи, который был благовестником Иоакиму и Анне при Рождестве Божией Матери, который был благовестником Царице Небесной при воплощении Бога Слова; который явился перед Успением Божией Матери, вручивши Царице Небесной как залог райского блаженства ветвь, принесённую из небесного рая. И мы почитаем, братья и сестры, сего вестника и исполнителя, и предвозвестника Божественной воли.

Мы знаем, братья, и Архангела Селафиила, который считается покровителем молитвенников, мы знаем и Архангела Уриила, который наставляет людей на всякую правду; мы знаем и Архангела Рафаила, который исцеляет людей и покровительствует врачебному искусству. Мы удивляемся премудрости слова Архангела Уриила, который когда-то говорил Езекии на его вопрос, когда он хотел познать судьбы Божии, бытие Божие. Он сказал: «Взвесь мне пламя огня, укажи мне начало ветра, ― говорил так Архангел этому самонадеянному человеку. ― Верни мне вчерашний день». Но когда тот сказал, что это невозможно, он сказал: «Я тебе не сказал измерить пределы рая и границы рая. Я тебе не сказал иссчитать источники адской бездны. Я тебе не сказал обители пучины морской изведать ― ты там не был и этого не знаешь. Конечно, ты бы мог сказать, что «я не знаю, не ведаю». Я тебе сказал о том, что ты видишь каждый день: начало ветра мне укажи, пламень огня взвесь, вчерашний день верни. И ты этого не смог. Да если ты своим умом и этого не можешь постигнуть, с чем сталкиваешься каждый день, как ты можешь постигнуть бытие Божие и судьбы Божии?».

И мы знаем других Архангелов, братья и сестры, которые покровительствуют и власти, и воинству, мы знаем, что у каждого человека есть и Ангелы Хранители, которые даются ему от купели крещения. И мы слышим в 33-м псалме и в 90-м псалме: «Ополчится ангел Господень окрест боящихся его и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань». «Ополчится ангел Господень окрест боящихся его и избавит их»… «Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих» ― мы читаем в 90-м псалме упоминание о Ангелах.

Ангел Хранитель престола храма

И мы, братья и сестры, знаем, что не только каждому верующему человеку даётся Ангел Хранитель от купели Крещения, но при освящении храма даётся Ангел Хранитель престола храму Божию. И даже если храм разрушен, Ангел остаётся на месте престола и совершает незримо богослужения ― даже на месте разрушенных храмов. До Второго пришествия они стоят и молятся на тех местах, которые Господь вручил им для молитвенного охранения. И даже современные учёные с современными чувствительными приборами, которые могут уловить тончайшие движения и тончайшие звуки, свидетельствуют, что на месте разрушенных храмов, особенно в дни великих праздников раздаётся неслышимое для уха человеческого, но фиксируемое приборами пение.

Мне вспоминается, братья и сестры, рассказ моей соседки. Когда у нас в 1931 году в селе закрыли храм, а рядом возле села на берегу Дона был пещерный Спасо-Преображенский Шатрищегорский монастырь. И вот они, чтобы на Рождество Христово помолиться, решили собраться на берегу Дона, в этих пещерах древних, чтобы там хотя бы славословить Бога, потому что храмы были закрыты, и гонение было на верующих. Они решили по двое, по трое, чтобы не привлекать внимания, пробираться к пещерам. Это была зима, снега было по пояс, но мы, говорит, пробирались так, читая Иисусову молитву, читая «Богородице, Дево, радуйся». И когда они пришли к пещерному храму, там уже была часть односельчан, которые стояли и боялись входить в пещеры.

«Мы спросили: «Чего вы не входите, а слушаете?». И когда мы прислушались, услышали, что в пещерах как будто архиерейский хор поёт великое словословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!». Мы стояли, боялись входить, думали, что там кто-то уже совершает службу. Но когда пение затихло, мы вошли, прошли все пещеры, но никого там не встретили». Это были Ангельские Силы, незримо совершавшие богослужение. И Господь открыл их пение для утешения ревностных людей, которые в праздник Рождества Христова жаждали утешения от молитвенного общения с Богом.

Ангельское поминовение

Мне вспоминается, братья и сестры, рассказ моего односельчанина. Был такой у нас певчий — дед Игнатий Лютик, который рассказывал об этом всегда со слезами. Когда храмы были закрыты в советское время, остался один-единственный храм на район. В праздники множество народа наполняло церковь. Служил один, максимум два батюшки. И вот Игнатий, дедушка этот, решил, что «вот я подаю записку в алтарь, да глянь, сколько нас ходит, это ж сколько записок подаётся… Да их батюшка просто там, наверное, и читать не успевает. Поэтому я вот посмотрю, если батюшка будет мою записку читать, тогда я буду подавать в алтарь. Если не будет читать мою записку, то я лучше сам буду свою грамотку вычитывать и поминать своих сродников».

Он обернул своё поминание в фольгу, чтобы оно блестяще было и приметно, и стал возле открытых Царских врат рядом возле амвона. Во время ектении начал следить, возьмёт ли батюшка его поминание. И вот он говорил со слезами: «Я уже и батюшке каялся, и людям добрым, и всем рассказываю, что как только началась ектения, вдруг возле престола блеснула как молния, и возле батюшки встал Ангел, взял моё поминание, завёрнутое в фольгу блестящую, и начал читать. И тогда я сказал: «Не моё дело — поминается или не поминается священником. Моё дело ― подать, потому что если священник недостойно совершает богослужение, то Ангел восполняет своим служением недостойное служение священнослужителя, Ангел Хранитель престола, дарованный каждому храму». У каждого села есть Ангел Хранитель. У каждого города есть Ангел Хранитель. У каждой семьи благочестивой есть Ангел Хранитель.

Мы вспоминаем житие, братья и сестры, Андрея, Христа ради юродивого, Константинопольского. Проходя по улицам, он у одних домов целовал углы, а по другим домам бил по углам палкой. Ученики его спросили: «Отче, почему ты так поступаешь?». И он говорил: «Палкою бью, потому что в этих домах, которые я бью, люди живут благочестиво, свято, исполняя заповеди Божии, и Ангелы Божии присутствуют у них в семьях и живут вместе с ними. А бесы стоят под углами и ждут: хотя бы какой-то грех чтобы совершил кто-то в семье, чтобы войти в дом и там строить свои козни и разорять семьи. Поэтому я и бью углы у домов, где стоят бесы. А целую углы домов, потому что это в тех домах, где люди живут грешно и нечестиво. Бесы наполняют дом и празднуют там вместе с нечестивыми людьми, развращая их, а Ангелы Хранители стоят и плачут у домов. Поэтому я и целую эти углы, у которых стоят Ангелы, я Ангелов целую».

Песнопения, воспринятые от Анеглов

Ангелы, братья и сестры, учат людей и песнопениям, и молитвенному настроению, посылая нам молитвенное настроение и молитвенный помысел. Как говорят святые отцы: «Когда ты встал ночью и пробудился, и чувствуешь какую-то бодрость, знай, что это тебя Ангел Хранитель разбудил. Хотя бы краткую молитву в этот момент прочитай и призови имя Господне, прославь Божию Матерь или призови угодников Божиих, и ты исполнишь то, к чему тебя пытается подтолкнуть святой Ангел Хранитель. Мы поём в храмах «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего», добавляя при этом: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога слова рождшую сущую Богородицу Тя величаем».

«Честнейшую…»: вторая часть этой молитвы была составлена преподобным Космою Маиумским, составителем богослужебных песнопений. Исполнялась в Древней Церкви до Х века. Но вот на Святой Горе Афон один из старцев, который жил вместе с учеником в уединенной келье, пошёл на всенощное бдение в монастырь, а ученик остался совершать молитвенное бдение в келье. И вот когда он начал воспевать «Честнейшую Херувим», вдруг в келью постучали. Открывши, он увидел дивного юношу, который стоял перед дверьми кельи и сказал: «Можно ли разделить с тобой молитвенный твой подвиг?». Тот с радостью согласился, и молясь вместе, когда они запели «Честнейшую», вдруг юноша этот остановился и сказал: «А у нас поют не так. У нас к этому песнопению, «Честнейшую Херувим», добавляют слова «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу» ― и сказал далее всё молитвословие до конца.

И настолько чудным голосом воспел он это песнопение, что послушник, поражённый, с замиранием сердца стоял слушал и сказал: «Запиши мне эти слова, и я буду их воспевать». «Дай бумагу, чернила». Но по бедности в келье этого не было. Тогда вышел этот юноша, а это был Архангел Гавриил, посланный Богом, он вышел из кельи и на каменной плоской плите начал пальцем писать, а камень плавился под его пальцем, как воск от горячего. И он написал на камне полностью это песнопение, которое по-нашему «Достойно есть», а по-гречески начинается словами «Аксион эстин».

После того, как он начертал это песнопение, юноша исчез, будучи Ангелом. А послушник в восторге духовном воспевал и воспевал это песнопение до прихода старца. И когда старец пришёл, услышал он из уст послушника сказание об этом событии. Он сообщил об этом всей братии Святой Горы Афонской. Плита эта была отвезена в город Константинополь и до разорения его хранилась в храме собора Святой Софии. С тех пор Церковь воспевает эту молитву Царице Небесной, возвещённую Ангелами.

Мы только что перед чтением Апостола пели слова «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». А ведь это песнопение тоже возвещено Ангелами.

В VI веке в Константинополе было страшное землетрясение. Все люди боялись находиться в городе и собрались в поле за городом. Кроме того, ещё и эпидемия возникла, когда люди умирали сотнями и тысячами. И вот когда такое бедственное положение было, они наложили на себя пост и взывали к Богу с молитвой, что «Господи, услышь молитву нашу и избавь нас от этого бедствия!». И вот, когда люди так возносили молитву, вдруг на глазах у всей толпы народа маленький мальчик, вдруг восхищен невидимой, незримой силой был на воздух, и возносился до тех пор, пока не скрылся от глаз людей.

Все стояли в страхе и трепете, видя это необычайное явление. Но через некоторое время мальчик этот был так же опущен незримой ангельской силой на землю и сказал, что он был в Царстве Небесном, восхищен Ангелами туда, и слышал там пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный», которое пели ангельские хора. И тогда люди едиными устами воскликнули на поле: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, ― и добавили: ― помилуй нас». И тотчас землетрясение прекратилось. Прекратился и мор. Заболевшие люди выздоравливали, а новых случаев смертной болезни не было.

В память об этом с VI века в Церкви Христовой введено пение на литургии ― песнопение «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». И верим, что когда мы поём это песнопение, Ангельские силы присутствуют, воспевают вместе с нами, прославляют Творца, привлекая на нас Его неизреченную милость. Ведь недаром мы это песнопение поём, когда провожаем наших покойных усопших: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», призывая и Ангельские силы проводить душу новопреставленного в Небесный Горний Иерусалим, чтобы они, взявши его душу, представили её у Престола Вседержителя.

«Ещё будет такой день, когда духовным нашим очам откроются наши Ангелы Хранители»

И мы, братья и сестры, при жизни своей незримо имеем молитвы о нас святых Ангелов Хранителей своих и помощь от них, которая откроется каждому из нас в день Второго пришествия Христова. Но у каждого из нас, братья и сестры, ещё будет такой день, когда духовным нашим очам откроются наши Ангелы Хранители. Это день нашего отхода из этой земной жизни в вечность, когда мы увидим своего Ангела то ли радующегося о нашей душе, то ли плачущего о наших грехах. Ангел Хранитель и Ангел, который будет послан от Бога за нашей душою, вдвоём будут проводить наши бессмертные души по мытарствам. Добрые наши слова, добрые наши дела, милостыни наши поставляя перед Богом и этим стирая на хартиях бесовских наши прегрешения и наши дела злые.

Ангелов, братья и сестры, неизреченно больше, чем человеческого рода. «Их тьмы тем», как говорят святые отцы. Их множество дано в услужение людям благочестивым. Ведь говорят, братья и сестры, что если у человека есть Ангел Хранитель, то благочестиво живущему монаху даётся полк ангелов в услужение. За одно только стремление человека жить с Богом, исполнять Его заповеди, принять на себя этот подвиг добровольного самоотречения ради вечного нескончаемого бытия, ради бессмертной своей души и ради спасения ближних ― за это Господь даёт полк ангелов в услужение! И не дай Боже нам отогнать их от себя своею гордостью, своим самочинием, своей греховностью, своею нечистотою.

В сегодняшний день, братья и сестры, мы празднуем праздник Собора бесплотных Сил. Мы в сегодняшний день имеем, каждый из нас, стоящего рядом Ангела Хранителя. Не оскорбляйте его грехами своими, хотя бы в сегодняшний день. Хотя бы сегодня сотворите добродетель. Ведь говорил, братья и сестры, Архангел Рафаил Товии, что пост и молитва, сопряжённые с милостынею, от смерти избавляют, и многие грехи прощаются за милостыню. Пост и молитва, сопряжённые с милостынею, способны стереть грехи наши, способны жизнь даровать нам духовную для наших бессмертных душ, способны, очистивши наши души от грехов, даровать им новую жизнь и стремление жить по-Божьему и по правде Божией.

«У каждого из вас сегодня праздник ― каждый сегодня празднует Ангела Хранителя своего день»

И вы с сегодняшний день, памятуя об этом, почитайте своих Ангелов добродетелями своими, в домах сегодня в своих постарайтесь, чтобы был мир и добрые дела, и добрые слова, которые бы привлекали Ангелов Хранителей в домы ваши. У кого невенчанные браки, повенчайтесь, не оскорбляйте своих Ангелов Хранителей, и ещё одного Ангела в свою семью впустите, потому что каждому венчанному супружескому браку даётся также Ангел Хранитель. У кого дома не освящены, освятите их, потому что при освящении священник испрашивает у Бога Ангела Хранителя новоосвящённому дому. У кого, братья и сестры, грехи на душе скопились, поисповедуйте их, чтобы Ангел Хранитель, плачущий о грехах наших и отстоящий от нас на расстоянии, приблизился к нам и радовался вместе с нами, наставляя нас на всякое дело благое. Воспевайте сегодня ангельские песнопения «Достойно есть», «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Да избавит нас Господь от всяких потрясений и от всяких болезней, духовных и телесных. Сегодняшний день проведите ангельски, тем более, что ведь у каждого из вас сегодня праздник ― каждый сегодня празднует Ангела Хранителя своего день.

Мы называем часто Ангелами Хранителями святых, в честь которых мы носим имена. Они тоже по жизни своей действительно равно Ангелы, они как земные Ангелы, небесные человеки действительно, братья и сестры, угодники Божии, в честь которых мы имена восприняли от купели Крещения.

Но есть ещё Ангелы бесплотные, незримо находящиеся от купели Крещения радом с нами. И верующим своим взором, не испытуя судьбы Господни человеческим испытанием, взирают на нашу жизнь. Вспомните слова Архангела Уриила: «Взвесь пламя, найди начало ветра, верни вчерашний день».

«Любовь наша выразится пускай в наших делах, словах, мыслях и намерениях»

Многое мы имеем, братья и сестры, ― богатство для своей души и мир для своей души, когда мы в жизни своей поселяем веру. Так пускай же эта вера, пускай стремление угодить Богу, стремление чистотою своею достигнуть той меры, в которую Господь каждому благоволит прийти. Будем, братья и сестры, достигать этой чистоты, этой меры святости, положенной Самим Богом для каждого из нас. А о грехах своих будем сокрушаться, потому что «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:18‒19). А если Бог не уничижит, то и Ангелы Хранители будут рядом с нами. Они даже малейшее за нами записывают. Каждую слезу, которая скатилась по нашей щеке или только в очах наших навернулась, ― они уже записывают как добродетель, как признак живости души. Когда мы идём в крестных ходах, Ангел Хранитель не то что само событие ― участие наше в крестном ходе записывает, записывает отдельно каждый шаг в крестном ходе, который мы проходим. Когда мы лампадку заправляем ― и это записано Ангелом. В «Мытарствах блаженной Феодоры» об этом упоминается. Даже поправляет человек лампадку или свечу, и то это Ангелом как добродетель пишется! Всё старается, всё, даже малейшее доброе в нас, собрать, чтобы защитить нашу душу и спасти её для вечности. И за любовь Ангелов, которых Господь дал в услужение роду человеческому, отплатим в сегодняшний день своею любовью к ним, а любовь наша выразится пускай в наших делах, словах, мыслях и намерениях. Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения на праздник Собора Архистратига Михаила, 21 ноября 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *