«В нашей Церкви — благодать! Сила Господня с нами!»: интервью наместника Святогорской Лавры

Предлагаем вашему вниманию статью, опубликованную в первом выпуске «Церковной православной газеты», вышедшем в  январе 2018 года (№1 (443)), в котором журналистами киевского издания представлено новое интервью митрополита Святогорского Арсения.  

Митрополит Святогорский Арсений:

«НУЖНО НЕ ТОЛЬКО

БЫТЬ ХОРОШИМ, НО И ИМЕТЬ

БЛАГОДАТЬ ДУХА СВЯТАГО!»

В 2017 году Успенская Святогорская Лавра отметила серебряный юбилей с момента своего возрождения. Ежедневно у монастырских святынь можно увидеть потоки верующих, получающих здесь благодатную помощь и духовное исцеление. В этом смогли убедиться и столичные паломники из прихода храма во имя святителя Петра Могилы и в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец». Особенно трогательной для них была встреча с наместником Лавры митрополитом Святогорским Арсением, во время которой каждому гостю подарили копию Святогорской иконы Божией Матери, иллюстрированную брошюру, видеодиск и сувенирный шоколад (с лаврским изображением). Общаясь с киевлянами, владыка Арсений поделился воспоминаниями о прошлом и размышлениями о современной церковной жизни.

— Владыка, в чём, на Ваш взгляд, главное отличие между паломниками современности и прошлых веков?

Дарья Васильевна Яковенко, бабушка митрополита Святогорского Арсения

— Современное паломничество в основном напоминает православный туризм. Вот вы, скажем, к нам примчались, иконы перецеловали, причастились, по лавкам походили, заскочили в автобус и поехали. А раньше было иначе. Например, моя бабушка пешком шла в Киево-Печерскую Лавру, в пещеры спускалась, исповедовалась, по святым местам ходила. Затем об этом паломничестве всю жизнь рассказывала. Вспоминаю о ней, когда в столицу наведываюсь и заезжаю через лаврские ворота. Передо мной шлагбаум открывают: митрополит Святогорский, как-никак… А вот перед моей бабушкой никто шлагбаумы не открывал, номер в отеле не готовил. С чем она шла? Полотняная сумка, сухарики, водичка и на этом всё… Кстати, она со своей крёстной ещё потом и в Почаев ходила. Представляете? Шла из Воронежской губернии в Киев, а затем — в Почаев. А её крёстная — Феодосия, родная сестра моего прадеда, — в числе 15 односельчан побывала в Иерусалиме. Они присутствовали на схождении Благодатного огня. А когда возвращались домой, принесли на своих плечах трёхметровое Распятие (для сельского храма). Вот было паломничество: всё село собирало записки и передавало на Святую Землю. Тогда церковь воспринимали как родной дом. Жили в маленьких, камышом покрытых хатах, ели из одной миски, спали вповалку, а какие храмы строили! Помню рассказ об одном старосте-купце, который занимался храмовым строительством. Когда не хватало материалов, он в собственном доме сорвал пол и отдал для храма. Кто сейчас способен на такое? Раньше люди любили церковь. Не то, что теперь: заглянул в храм, поцеловал крест и помчался домой, чтобы посмотреть сериалы и набрать «бонусы» для мытарства души. К сожалению, таких каналов, как «Спас» или «Глас», сегодня мало.

— Почему же произошёл духовный упадок?

— Надо признать, что мы своими руками выпестовали тех, кто разрушал нашу мораль, духовность, веру. Вспоминая о тех (дореволюционных) временах, моя бабушка говорила, что раньше люди жили не бедно. Золотые и серебряные монеты ходили по рукам. За семьдесят царских рублей можно было совершить вояж по Европе. У многих помещиков гувернерами были иностранцы — поляки, итальянцы, французы, немцы. Приезжая на заработки, европейцы распространяли свои безбожнические идеи. Так «воспитывали» дворянских детей, те потом революционерами становились… И сегодня надо извлечь уроки из истории, а не менять свои взгляды в зависимости от ситуации. Вспомните фильм «Свадьба в Малиновке»: один из героев менял головной убор в зависимости от того, кто нападал на село. Похожее происходит и теперь: ещё вчера некоторые депутаты ходили в Киево-Печерскую Лавру, а сегодня уже среди раскольников стоят.

«Зачем вы туда пошли? Вы же у нас крещены, — говорю им. — Ваши родители и деды в нашу Церковь ходили. С этой Церковью пережили большевистские гонения, голод, войну и разруху».

— И что же Вам отвечают те, кто ушёл к раскольникам?

 — «Не такая Церковь», — говорят. А какая же она должна быть?! Наша Церковь не менялась ещё со времён равноапостольного великого князя Владимира. Чего не скажешь о раскольниках. Это в нашей стране их рекламируют. А на Афоне или в Иерусалиме — не признают. Кстати, меня как-то тоже спросили: мол, почему Вы не перешли в «Киевский патриархат». А я тогда и ответил очень просто: «Вы у меня на водосвятии были, воду набирали. Вода не испортилась?» — «Нет, — говорят. — Стоит чистая».

Значит, в нашей Церкви — благодать! Сила Господня с нами! Украинскую Православную Церковь признают все Православные Церкви мира.

Местночтимая кровоточивая икона Божией Матери «Богородичанская Одигитрия»

— Но согласитесь, владыка: среди тех, кто принадлежит к «Киевскому патриархату», тоже есть хорошие люди, в том числе и те, которые служат в храмах…

— Хороший человек и благодатный священник — это понятия разные. Нужно не только быть хорошим, но и иметь благодать Духа Святаго! Если дать раскольникам ризу и требник, смогут ли они освятить воду так, чтобы она не протухала? Кстати, одна из наших матушек, Евдокия, с 1931 года хранит воду, которую ещё иеромонах Иустин освятил. Эта вода до сих пор не портится. Приведу пример ещё одного чуда, которое произошло в соседнем селе Богородичное. Там живёт послушница Мария, у которой замироточила икона Пречистой. Позже из шеи Богородицы потекла кровь. Мы обратились к врачам. Отправили кровь в Институт научной криминалистики. Согласно заключению, речь идёт о второй группе человеческой крови. Если эти чудеса происходят у нас, то для чего же тогда ещё какую-то «церковь» искать? Вспомним слова Спасителя: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 18). Значит, нам надо держаться той Церкви, о которой Сам Господь сказал, что никто не сокрушит её до скончания века.

— А как Вы относитесь к идее о создании Поместной Церкви путём объединения с «Киевским патриархатом»?

— Этот вопрос уже поднимали на достаточно высоком уровне. Вот здесь, в нашем зале для гостей, сидел тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк. После нашего разговора он переспросил: мол, Вы, владыка, хотите сказать, что глава «УПЦ КП» — не тот человек, который сможет объединить Церковь в Украине? Я ещё раз подтвердил свою позицию. Единство будет возможно только тогда, когда раскольники покаются. Но мне кажется, что они не придут к нам из-за собственной гордости. Вспомним хотя бы о прошлогодних событиях, связанных с Всеукраинским крестным ходом — ходом мира, любви и молитвы об Украине. Мы прошли более 700 км со Святогорской иконой Божией Матери. Чего только не наслушались во время многодневного маршрута! Огульные упреки звучали и со стороны «Киевского патриархата». О нас говорили, что якобы идут «переодетые эфэсбэшники». И все эти обвинения выдвигали раскольники. Более того, они даже бросали камни и яйца в наши иконы. Как после этого с ними обниматься? Когда раскольники меня оскорбляют, я этому не удивляюсь. А в чём перед ними Божия Матерь виновата?! Разве так можно: сегодня в образ Богородицы швырять камни, а завтра — ставить Ей свечи в раскольнических храмах? Что это за вера такая у сторонников «УПЦ КП»? И напоследок хочу напомнить: когда мы шли крестным ходом, никто из наших паломников не отомстил нападавшим. Обратите внимание на то, какова была наша реакция: несмотря на крики и запугивания со стороны раскольников, паломники УПЦ шли мирно и пели: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою…». Итак, я снова и снова задам вопрос: где Божия Церковь? Там, где раздавались нецензурная брань и бросали камни в икону Пресвятой Богородицы? Или всё-таки Божия Церковь там, где славили и славят Господа и Пречистую?..

Беседовал

Валентин Ковальский

Наша справка

Полы мыли слезами…

В результате боевых действий, продолжающихся на востоке Украины, Святогорская Лавра стала центром милосердия и помощи пострадавшим жителям Донбасса. Начиная с мая 2014 г., здесь нашли убежище тысячи людей. Лаврские гостиницы работали в сверхурочном режиме. Проживание, питание и медицинское обслуживание были бесплатны. Беженцам также выдавали продуктовые пакеты, одежду и медикаменты.

30 июля 2014 г., в день памяти Святогорской иконы Божией Матери, владыка Арсений в своей проповеди произнёс такие слова: «Я скажу, что в последние месяцы не только водой полы в храме у нас моют, но и слезами человеческими. Сколько слёз пролито у чудотворной иконы Божией Матери! Слёз скорби безмерной, уныния, граничащего с отчаянием, слёз надежды на милосердие, но больше бывают слёзы благодарности за те или иные чудесные сохранения Божией Матерью нас грешных в это страшное, тревожное время от всякого зла, беды и напасти».

По состоянию на август 2014 г. в святогорских стенах проживало около 800 беженцев, среди которых насчитывалось почти 300 детей (среди них — сироты и инвалиды). А через месяц, по причине осеннего обострения военного конфликта на Донбассе, в Святогорске с населением в 3,5 тыс. человек находилось более 30 тыс. беженцев! Ежедневно большое количество людей (родителей и детей) обращались в Лавру с просьбами о помощи. И только потом, когда бои начали стихать, многие беженцы вернулись домой.

В общем, вследствие боевых действий на Донбассе было разрушено девять храмов, а 77 получили различные повреждения.

Публикация по материалам «Церковной православной газеты», выпуск издания № 1 (443), январь 2018 года, рубрика «Интервью».

Два комментария

  1. Оксана

    Здравия, любви и процветания! Храни, Вас Господь! Отец Небесный пусть не лишит Вас милости Своей!
    В Святогорской Лавре мы молим Бога о том, чтобы иметь благодать Духа Святаго!
    Спаси, Господи за Ваши добрые дела!
    С праздником!

  2. Оксана

    Здравия, любви и процветания! Храни, Вас Господь! Отец Небесный не лишит Вас милости Своей!
    В Святогорской Лавре мы молим Бога о том, чтобы иметь благодать Духа Святаго!
    Спаси, Господи за Ваши добрые дела!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *