Слово на четвёртую пассию

“Мы видим, что Его Крест является для одних — соблазном, а для других — безумием, и многие не понимают, по какой причине Творец и Бог должен терпеть такие муки”: проповедь архимандрита Исихия (Клыпы) по окончании пассии 25 марта 2018 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Совершая службу Страстям Христовым — пассию, мы, братья и сестры, своим духовным взором видим ту страшную картину Страданий Христовых, когда Творец этого мира, одеявши этот мир красотой, украсивши его, придя в этот мир, терпит от Своих рабов, от Своего создания страшное поругание, бесчестие и смерть. Мы видим, как Он сначала терпит душевные муки, когда говорит в Гефсиманском саду, что “прискорбна душа Моя даже до смерти” (Мф. 26:38). Мы видим, что никто из людей не сострадает Ему в этот момент, что даже те ученики, избранные трое, которые находятся рядом с Ним, предаются сну и унынию, и не могут вместе с Ним бодрствовать в молитве.

Те душевные страдания, которые претерпевал Господь, были так сильны, что капли пота, которые Он источал из Своего Пречистого Тела, были подобны крови. Эти капли кровавого пота орошали и саму Его одежду, и ту землю, где Он молился. Видим затем, как один из двенадцати Его учеников, Иуда-предатель, идёт к архиереям и предаёт Спасителя, и затем приводит слуг архиерейских в то место, где находился Господь. Его крепко связывают и ведут из одного двора в другой, от одного первосвященника к другому, где Его предают разнообразным мукам и бесчестиям. Мы видим, как лицо Его заушается, как оно покрывается материей и по нему биют тростью. Как на Его главу возлагается терновый венец, и всё чело Его обагряется кровью. Мы видим, какие Он терпит насмешки от Своих рабов, ударения в ланиту. И когда раб ударяет Своего Творца в ланиту, то Ангелы и Архангелы возле Престола Божия всплескивают своими крыльями, желая отомстить человеческому роду, но удерживаются божественной силой.

Видим, как затем Он ведён на Голгофу, и Его человеческое естество изнемогает, так что Он несколько раз падает под тяжестью Креста. И римские воины вынуждены взять Симона Киринейского для того, чтобы он до места распятия Христова донёс Его Крест.

На Кресте Божественный Страдалец пронзён гвоздями, Тело Его всё наполнено страданиями, уста Его иссохли и Он произносит: “Жажду”. И в этот момент, как ранее Он изводил иудеям воду в пустыне из камня сухого, в этот момент они воздают Ему тем, что на трость вонзают губку и напояют Его оцтом (уксусом). Господь претерпевает эти Страдания и душа Его разлучается от Тела.

Все люди, всё человечество, зряще на это страдание Божественного Христа Спасителя, должно осознать, по каким причинам Господь принял на Себя столь лютые страдания и саму смерть. Мы видим, что многие не осознают это, видим много мимоходящих, которые не только не состраждут Божественному Страдальцу, но ещё подвергают Его насмешкам. Мы видим, что Его Крест является для одних — соблазном, а для других — безумием, и многие не понимают, по какой причине Творец и Бог должен терпеть такие муки.

Только если мы со смирением и с верой приходим к Святому Евангелию, если мы открываем его, и читаем его как для нас данную волю Божию, то только тогда потихоньку у нас начинают открываться наши духовные очи. И мы начинаем видеть, в каком страшном положении находимся и мы сами, и всё человечество. Мы видим, что мы полностью порабощены греху, и ум наш, и сердце, и всё тело — оно покрыто неисцельными греховными язвами. Мы видим, что у нас есть постоянно желание человеческой славы, тщеславное желание наслаждаться этой временной жизнью. Мы видим, что мы простираем постоянно руки к тому, чтобы приобретать земные блага, и затворяем их, сжимаем, когда видим других людей страждущих или обездоленных.

“Никакие наши осквернённые грехами добродетели, или страдания, или что-либо другое не могут избавить нас от этого вечного правосудного Божьего проклятия”

Мы видим в своих удах постоянное желание плотских наслаждений, которые борят нас с самого младенческого возраста. Мы видим в себе равнодушие к страданиям других, отсутствие любви к Богу и к ближнему. Видим постоянное самолюбие, видим, что даже в тех добрых делах, которые мы совершаем, на самом деле причиной этих добрых дел является лицемерие, и что то, что мы совершаем, не имеет никакой цены перед Богом.

Всё это страшное состояние, которое открывается перед нами и перед нашим духовным взором, оно приводит к тому, что мы не можем находиться вместе с Богом в богообщении. Это страшное состояние, оно наказывается от Бога казнью, вечной казнью и вечным проклятием нахождения человека в таком состоянии, в отвержении от Бога и вечных адских муках. Никакие наши осквернённые грехами добродетели, или страдания, или что-либо другое не могут избавить нас от этого вечного правосудного Божьего проклятия. Правде Божией может удовлетворить только лишь Страдания безгрешного Богочеловека, Который добровольно по любви к нам, не имея нужды в этих Страданиях, приносит Свою Кровь Богу Отцу на Всемирном Жертвеннике — Кресте. Только эти Страдания Богочеловека могут удовлетворить правде Божией и избавить нас от этого вечного мучения.

И только человек, который увидел своё греховное падение, который отвергнул самооправдание и мысли о том, что он является грешником по той причине, что его или так научили, или он родился у таких родителей, или он оказался в тяжёлых обстоятельствах, когда он не мог противодействовать греху, или те искушения, которые его окружали, были выше его сил, — если человек отвергает эти оправдания, и если он искренне признаёт, что то страшное греховное состояние, в котором он находится, приобретено им произвольно, что он сам виновник этого состояния, — только такой человек может исповедовать Господа нашего Иисуса Христа Своим Спасителем. В ином случае он с холодностью взирает на Страдания Божественного Страдальца, он не видит в них смысла, не понимает, для чего они нужны, потому что не видит в себе этого страшного греховного падения.

“Если вы не осознаете, в каком состоянии находитесь, то из этой временной жизни вы перейдёте в вечные муки”

И мы, братья и сестры, должны понимать, что первоначально мы утратили райское блаженство, когда Адам отступил от заповеди Божией и был изгнан на эту землю. И мы то состояние греховное, которое в себе носим, приобрели самопроизвольным стремлением ко греху. Если мы это не осознаем, если мы будем себя постоянно оправдывать, находить те или иные извинения своему греху, то мы никогда искренне и из глубины сердца не сможем взывать с благоразумным разбойником, который увидел свои грехи. Который осознал, что виновником тех преступлений, которые он совершил, является он сам, а не те тяжёлые обстоятельства или те люди, которые окружали и влекли его к тому или иному греху. Только в таком случае человек может исповедовать свою вину, свою греховность перед Богом, только в таком случае он с живым сердцем начинает смотреть на Страдания Богочеловека не как дщери Иерусалимские, которые просто сострадали другому Человеку страждущему, но которые не переживали о своём страшном греховном состоянии, и которые услышали от Господа “Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших” (Лк. 23:28). По той причине, что если вы не оплачите свои грехи, если вы не осознаете, в каком состоянии находитесь, то из этой временной жизни вы перейдёте в вечные муки.

Только тот человек, который осознает свою греховность, который с плачем и с покаянием припадёт к ногам распятого Господа нашего Иисуса Христа, только таковой человек может надеяться, что та Жертва, та Кровь, которая пролита на Всемирном Жертвеннике, она омоет и его грехи. Только такой человек, плачущий о своих грехах, может получить божественное утешение. Утешиться и возрадоваться о том, что он не оставлен Богом, что Господь послал Своего Сына, для того чтобы искупить наше страшное греховное состояние и нашу греховность. Для того, чтобы правда Божия была удовлетворена, и чтобы для нас всех были отверсты врата Царства Небесного, аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *