Святогорскую Лавру посетили родственники преподобного Трифона Святогорского

Накануне дня преставления преподобноисповедника Трифона (Скрипченко), архимандрита Святогорского, почтить память святого в обитель прибыли его сродники.

Святогорскую обитель посетила правнучка родной сестры архимандрита Трифона, преподобноисповедника Святогорского — четвёртого настоятеля возрождённой в 1844 году обители, 12 июля 2008 г. прославленного Украинской Православной Церковью в лике преподобноисповедников, «иже во Святых Горах на Донце» подвизавшихся. Благодаря новым сведениям и документам, любезно предоставленными родственницей отца Трифона, Святогорская обитель теперь располагает более точными данными о его родителях, семье и некоторых доселе неизвестных фактах из его многотрудного жития.

Лариса (так зовут внучатую племянницу отца Трифона) приехала в обитель с младшей из трёх своих детей, дочерью Софией. В Святогорье они второй раз, первый визит в обитель был осенью 2017 года, тогда приезжали с группой из своего родного города Белополье (Сумская область. Бывшая слобода Прорубь теперь квартал города Болополье). В первый раз в их числе были священники из их родных приходов и родственницы Ларисы, также приходящиеся роднёй преподобному Трифону Святогорскому.

В этот раз Лариса приехала только вдвоём с дочерью. Причиной было, конечно же, желание присутствовать на праздничной службе в честь дня памяти своего святого сродника, но также и то, что к этому празднику родственница отца Трифона приурочила передачу некоторых новых сведений и документов касательно его жития. Состоялась она 14 мая, в день памяти преподобноисповедника Трифона Святогорского, по окончании Божественной литургии, во время встречи Ларисы и её дочери Софии с митрополитом Святогорским Арсением в архиерейских покоях.

 В частности, в архив Святогорской Лавры были переданы заверенная директором архива копия метрической книги* храма Святой Троицы в слободе Прорубь, в котором крестился и недалеко от него жил архимандрит Трифон; фотография самого Свято-Троицкого храма; большая фотография самого отца Трифона; фотография Александры, бабушки Ларисы, доводящейся отцу Трифону племянницей; и также групповая фотография вместе с владыкой Арсением, сделанная во время первого приезда сродников отца Трифона в Святые Горы (эту фотографию они пообещали привезти). Помимо этого, внучатая племянница преподобного святогорца передала тетрадь, лично ею исписанную аккуратным почерком сведениями о своём знаменитом прадедушке, которыми она располагает на сегодня, а также сведениями об остальной своей родне.

Свято-Троицкий храм с. Прорубь. Стоял в 200 м от дома родителей архим. Трифона Скрипченко в с. Прорубь. Храм был разрушен в сов. годы
Свято-Троицкий храм с. Прорубь. Стоял в 200 м от дома родителей архим. Трифона Скрипченко в с. Прорубь. Храм был разрушен в сов. годы

* Метрическая книга — это хронологический список событий, произошедших на приходе за год (сведения о рождающихся и крещаемых, о бракосочетающихся (венчающихся) и умирающих (где даже указывалось, какая смерть постигла человека и её причины)).

Итак, благодаря полученным новым сведениям, и прежде всего, метрической книге, было дополнено житие преподобноисповедника Трифона, архимандрита Святогорского. В частности, прояснилось два важнейших для полноты информации о житии момента.

Запись в Метрической книге о рождении архим. Трифона

Во-первых, согласно метрической книге, был уточнён год рождения преподобного — 1866. Стали известны число и месяц рождения — 16 июня, и также совершения Таинства Крещения — 17 июня (в Свято-Троицком храме, в котором совершалось Таинство, была традиция крестить детей или в день рождения, или на следующий день — об этом свидетельствуют остальные записи в метрической книге).

Во-вторых, до этого обитель располагала лишь краткой информацией о родителях и составе семьи преподобного, и заключалась она только в сведениях о его отце (на 8-9 стр. III тома Святогорского патерика говорится, что его звали Василием). Теперь эти сведения приобрели более полный вид. Так, известны имя и отчество обоих родителей, а также брата и сестры отца Трифона: родители — Скрипченко Василий Иаковлевич и Евдокия Логвиновна, младший брат — Скрипченко Феодор Васильевич (родился в 1871 г. 30 декабря) и сестра — старшая от своих братьев — Скрипченко Наталья Васильевна. От неё и ведёт свою дальнейшую родословную приехавшая в Святогорье раба Божья Лариса, которая приходится Наталье Васильевне правнучкой, а архимандриту Трифону — правнучатой племянницей. Ниже приводятся сведения от первого лица — часть заметок Ларисы Викторовны Никаноровой (1968 г.р.), повествующих о её семье и уже почивших сродниках, начиная от её прабабушки.

“Скрипченко Наталья Васильевна вышла замуж за Третьяка Иоанна Григорьевича, имела шестерых детей, из них дочь Александру (внуки её называли бабушка Шура). Она родилась в 1903 г. 12 мая, в тот же день её и крестили. Священником на то время был отец Павел Лысенко. Вот от неё-то, бабушки нашей и узнала наша тётушка родная — Анна, а от неё и мы, за нашего дорогого монаха — архимандрита Трифона”.

Далее следуют также ценные для пополнения житийного текста сведения — о том, как в тяжёлые для Александры времена своей племяннице помогал родной дядя — архимандрит Трифон:

Дегтярь Александра Иоанновна (в девичестве Третьяк) — племянница прп. Трифона Скрипченко. Её мама — Наталья Васильевна Третьяк (в девичестве Скрипченко) родная сестра о. Трифона
Дегтярь Александра Иоанновна (в девичестве Третьяк) — племянница прп. Трифона Скрипченко. Её мама — Наталья Васильевна Третьяк (в девичестве Скрипченко) родная сестра о. Трифона

“Наша бабушка Александра (Шура, как мы её звали) рано овдовела (убийство нашему дедушке подстроили, он сцепливал и расцеплял вагоны, поезд тронулся и его не стало…). На руках у бабушки осталось четверо детей, меньшему Виктору, моему папе, ещё и годика не было… (Дети у Александры были — Иван, Алексей, Анна и Виктор. Лариса рассказывала, что после смерти мужа бабушка всю жизнь ходила в тёмном, держала траур по дедушке — ред.). Очень трудно было, так вот — её родной дядя архимандрит Трифон очень помогал ей с детьми, поддерживал её как мог. Она говорила, что благодаря ему выжили”. Уточняя в другом месте своих записей, какой была эта помощь, Лариса писала: “От бабушки Шуры слыхали, привезёт дядя (архим. Трифон) то денежки, то хлебушек, даёт золотые монетки, медные; а она золотые не брала, стеснялась — скромная очень была и добрая, а Варька (её родная сестра), та не стыдилась, брала”.

Также дополняются сведения о преподобноисповеднике Трифоне в страшные времена послереволюционных  гонений: “Бабушка вспоминала, как архимандрит Трифон приезжал к своей сестре Наталье с пятью или шестью монахами, видимо с теми, которых вместе с ним судили большевики. Пробыли около недели или чуть более. Освятили колодец с водой у них. Потом ещё люди ходили к семейству Третьяковых воды набрать. Прадед наш Третьяк Иоанн Григорьевич спрашивал: «Вам какой водицы, из какого колодца?».

«Уехали монахи, — бабушка говорила, — и не приезжали более, видно и там, и здесь не дали им покоя».

Сестра же архимандрита Трифона Наталья (наша прабабушка) была верующая. Всё молилась, ходила в храм св. апостолов Петра и Павла. Когда немцы захватили наш город Белополье, бабушка долго стояла в храме на коленях и молилась, была зима 1941–1942 гг., застыла, после чего заболела и умерла. Так старшая сестра архимандрита Трифона Наталья прожила после него ещё 2–3 года”…

…Как поделилась правнучка старшей сестры архимандрита Трифона с лаврской пресс-службой, о том, что её двоюродный прадедушка был монахом, она знала давно, но не представляла себе, где он мог подвизался и в каком сане. Лет 7–8 назад Лариса подходила с фотографией отца Трифона к местному священнику протоиерею Николаю (Зарецкому), настоятелю храма Архистратига Михаила. Взглянув на фотографию, отец Николай сказал, что это не обычный монах, и добавил: “Единственное скажу — это великий монах!”. После этого Лариса стала пытаться найти сведения о своём сроднике, для чего ездила, показывая его фотографию и в Глинской пустыни, и в монастыре города Чернигова, и даже в Почаеве (поскольку кто-то из сестёр сказал ей, что возможно, отец Трифон был и на Западной Украине).

Разгадка пришла год назад, когда весной 2017 года сестра Ларисы Людмила нашла в интернете сайт, на котором была информация и фотографии преподобноисповедника Трифона, архимандрита Святогорского.

Когда Лариса узнала, кто её родственник, по её словам, её счастью не было предела! Она просто ликовала, радуясь и благодаря Господа за такую милость. Также говорила, что чувствовала при этом себя ужасно недостойной такой великой чести — считаться роднёй святому. И затем, вслед за первой радостной реакцией, к Ларисе пришло осознание того, какая большая ответственность легла на её плечи, пришло осознание того, что положение сродницы святого человека обязывает и самой стремиться жить свято, оправдывая эти родственные узы со святогорским подвижником.

Они вновь понесли фотографию в храм, и делясь своей радостью, рассказали священнику о своей находке. Батюшка тогда даже проповедь посвятил этому событию, сказав, что среди нас стоят родственники святого человека и что надо бы съездить в обитель, где он подвизался. Поначалу хотели поехать к его дню памяти — 14 мая, но так складывались обстоятельства, что поездка всё время откладывалась, вплоть до осени, когда 12 октября белопольцы ступили на святую землю Святогорья, где в Успенском соборе с огромным трепетом в первый раз родственники архимандрита Трифона приложились к святыне его святых мощей…

Митр. Арсений с родственниками архим. Трифона
Митр. Арсений с родственниками архим. Трифона

В этот свой приезд, как поделилась Лариса, они с дочкой Софией ехали с таким же трепетом и ожиданием, но и с тёплым чувством, словно едут домой, едут в гости к своему любимому прадедушке, на молитвенную помощь которого теперь всецело уповают и часто обращаются к нему в своих молитвах.

Лариса пообещала продолжить поиски документов, и насколько это будет в её силах, постарается и дальше “проливать свет” на житие своего знаменитого двоюродного прадедушки.

Стоит отметить и иные сведения, которые не вошли в патерик, поскольку были предоставлены несколько позже его выпуска. Около 10 лет назад в обитель также приезжала родственница архимандрита Трифона, проживающая в городе Харькове. Она привезла икону, которую отец Трифон подарил своей племяннице Ефросиньи. По сведениям этой сродницы, которой их поведали мама и бабушка, у отца Трифона было два брата — Иоанн и Григорий, и сестра, имени которой они не вспомнили. Как видим, эти сведения несколько противоречат предыдущей информации, и будут ещё уточнятся.

Информационно-просветительский отдел Святогорской Лавры великодушно просит откликнуться всех, кто располагает какими-либо новыми сведениями или документальными свидетельствами о Святогорском настоятеле преподобноисповеднике архимандрите Трифоне (Скрипченко Тихоне Васильевиче, 16.06.1866–14.05.1939), а также о других преподобных святогорцах. Сия помощь будет считаться духовной милостыней Святогорской обители, и привлечёт к вам молитвы Пресвятой Богородицы и преподобных отцов Святогорских, «иже во Святых Горах на Донце» подвизавшихся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *