К 150-летию освящения Успенского собора Святогорской пустыни

Успенский собор. Фото к. XIX в.

17 сентября 2018 г. исполняется 150 лет со дня освящения главного престола в честь Успения Пресвятой Богородицы соборного храма Успенской Святогорской общежительной пустыни. В связи с этой знаменательной датой Информационно-просветительский отдел обители подготовил материал, посвящённый этому торжеству, состоявшемуся в Святых Горах 4/17 сентября 1868 г., а также событиям, этому предшествующим.

Древние Успенские храмы Святогорья

Одним из первых храмов Святогорской Успенской пустыни, вероятнее всего, была пещерная церковь, посвящённая Успению Пресвятой Богородицы, изрытая первыми святогорскими подвижниками в меловой тверди близ вершины Святой Скалы. Её возникновение относят к глубокой древности. Просуществовав несколько десятилетий, церковь была разрушена в результате обвала части скалы, в которой она находилась.

Сейчас на этом месте высится украшение здешних мест — храм святителя Николая Чудотворца. Лаврский сайт даёт по этой церкви и её предшественнику — пещерному Успенскому храму такую информацию: «Храм как будто вырастает из скалы, продолжая её своими тремя главами, увенчанными крестами. Он построен на месте древней пещерной церкви Успения Божией Матери, ископанной в 1634 году, а затем утраченной в результате обвала скалы в конце XVII века. Талантливые неизвестные мастера сумели искусно пристроить к старому алтарю, сохранившемуся в меловом утёсе, остальную часть церкви. Два маленьких окошка, асимметричных по отношению к более позднему оформлению главного фасада, паруса центрального объёма, имеющие одинаковую форму с парусами древней пещерной часовни, говорят о желании мастеров максимально приблизить своё произведение к первоначальному виду утерянного пещерного храма» [1].

Лишившись Успенской пещерной церкви, насельники древнего монастыря поспешили взамен разрушенного Успенского храма воздвигнуть наземную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вторая после Петро-Павловского храма наземная Успенская церковь стала предшественницей будущего соборного храма древней монашеской обители.

В труде, посвящённом Святогорскому монастырю, принадлежащем перу известного церковного историка и писателя Григория Ивановича Кулжинского, о древней Успенской церкви говорится следующее: «В числе правильно устроенных на поверхности земли храмов, в Святогорском монастыре самым древним должно считать Успенский, который, впрочем, явился гораздо позже пещерных храмов, когда уже безопасность от вражьих набегов позволяла воздвигнуть церковь Божию, более обширную и удобную для братии и множества богомольцев. Этот храм был построен у подошвы горы полковником Изюмского полка, Феодором Владимировичем Шидловским в 1698 г., и эта постройка положила здесь, так сказать, основание правильному пустынному и безбоязненному житию. Постройкою окончен этот храм в 1708 году» [2, с. 102–103].

В 1787 г. вследствие Екатерининской реформы Святогорский монастырь, как и многие другие обители, был закрыт. Всё монастырское имущество и земли были отобраны в казну, а вся святогорская братия была из родной обители выслана. «По указу Святейшего Синода, монастырский храм Успения Божией Матери был обращен в сельскую приходскую церковь. В монастырских зданиях размещен церковный причт, а в пользу этого причта было оставлено всего 33 дес. земли», — так писала о судьбе Успенского храма обители Екатерина Жилинская в своей книге «Святогорская общежительная Успенская пустынь» [3, с. 12].

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен, в Святые Горы из Глинской пустыни пришла новая братия. Обитель была учреждена под наименованием Успенской Святогорской общежительной пустыни и торжественно открыта 15 августа того же года, о чём говорится в отчёте обер-прокурора Святейшего Синода за 1844 г. [4].

Каменная церковь в честь Успения Божией Матери, бывшая всё это время приходской, вновь стала духовным средоточием возрождённой монашеской обители. Вновь в Успенском храме стали ежедневно совершаться монастырские богослужения.

Соборный храм Святогорской обители

Заветной мечтой архимандрита Арсения (Митрофанова), первого настоятеля возрождённого Святогорского монастыря, было возведение соборного храма. Постройка собора была просто необходима, в первую очередь, в виду с каждым годом всё возрастающей в обители потребности в более просторном храме, могущем вместить всех богомольцев, во множестве, особенно по большим праздникам, притекавших в Святые Горы. Первые шесть лет после открытия Святогорской пустыни в ней действовал только древний каменный храм в честь Успения Божией Матери (1698 г. постройки). С 1851 г. к нему прибавились церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1851 г. постройки) и храм во имя святителя Николая на Святой Скале (постройки кон. XVII в., возобновлён в 1851 г.) [2, с. 103–105]. Но всё равно этих храмов было далеко не достаточно, чтобы вмещать всех святогорских паломников.

Однако прошение о постройке соборного храма в Харьковскую Духовную Консисторию было подано отцом настоятелем с братией только лишь спустя 14 лет по возобновлении обители. Этот шаг архимандрит Арсений мог сделать значительно раньше — потребность в этом, как видим, назрела уже в первые годы по возрождении обители. Однако же промедление в постройке соборного храма было обусловлено, помимо материальной стороны дела, прежде всего, отсутствием для такого строительства достаточного места. В исторических источниках отмечается крайняя стеснённость местности, на которой расположилась Святогорская пустынь: с одной стороны которой необходимо было укреплять обрывистые берега Донца, а с другой — метр за метром буквально «отвоёвывать» свободное для построек пространство у покрытых вековым лесом меловых гор.

«По этой-то больше причине, с 1844 г. и не было приступлено к построению соборнаго храма», — отмечал в своей статье о Святогорской Успенской пустыни протоиерей Григорий Дюков [5, с. 1007–1008]. Г. Кулжинский, уделяя в своём труде внимание новому Успенскому соборному храму, о главных преградах в его возведении также писал: «Для построения этого прекрасного храма пришлось преодолеть много трудностей; недостаток средств для постройки и заем для этого денег немало смущали настоятеля и братию, а тут и самое место для церкви требовало чрезвычайных трудов, чтобы приспособить его к постройке; оно было крутопокатое и перерезанное, с юга на север к Донцу, глубоким оврагом. Необходимо было разрыть его по сторонам на 15 аршин (11 м — прим. ред.), чтобы достичь материка; необходимо было снять часть горы с вековыми деревьями, — вырывать корни и преодолевать другие подобные трудности» [2, с. 109].

В числе таких трудностей были также и перестройки близлежащих обветшавших зданий. Так, 18 мая 1856 г. архимандрит Арсений со старшей братией подал в Харьковскую Духовную Консисторию прошение правящему архиерею о разрешении на постройку взамен старого развалившегося здания нового каменного корпуса. Это получившее затем утвердительную резолюцию архиепископа Филарета прошение настоятеля Святогорской пустыни начиналось такими словами: «Имея предположение очистить место для будущего собора во вверенной мне Святогорской пустыни вместе с братиею решился я принять в южной стороне монастыря давний и ветхий корпус, в нынешнее весеннее время почти разрушившийся от напора воды текущей с гор, — а вместо него необходимо-нужным считаю выстроить новый каменный корпус близ монастырской кузни» [6].

И вот, 4 июня 1858 г. отец настоятель с братией наконец подаёт прошение правящему архиерею о разрешении постройки соборного храма, прилагая к нему проект планируемого собора.

Изначально соборный храм предполагалось посвятить святителю Николаю Чудотворцу, о чём свидетельствует один из документов того времени, датированный 24 ноября 1858 г. В этом историческом документе архиепископ Харьковский и Ахтырский Филарет (Гумилевский) ходатайствует перед Святейшим Правительствующим Синодом об удовлетворении прошения настоятеля Святогорской пустыни с братией обители, излагая при этом суть самого прошения. В частности, говорится следующее: «Настоятель Святогорской Успенской общежительной Пустыни Архимандрит Арсений с братией в прошении, поданном мне 4 июня текущего года, изъяснил, что в обители их, не имеющей ни одного обширного храма, во дни престольных праздников бывает большое скопление богомольцев. Необходимо требуется постройка храма обширнейшаго и вследствие чего настоятель и братия, положив соорудить таковой соборный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая и представлял проект сему храму» [7; 8].

Ниже представлен проект соборного храма Святогорской пустыни:

Проект будущего Успенского собора [9].

Указом Императора Александра II проект нового собора был одобрен, при этом сам Император соблаговолил указать на недостатки проекта. Так, в копии этого указа от 16 июня 1859 г., адресованного к сменившему на Харьковской кафедре архиепископа Филарета епископу Макарию (Булгакову) сказано следующее: «Ныне Господин Главноуправляющий уведомляет, что по всеподданнейшему докладу Его, Государь Император Высочайше соизволил проект этот утвердить, но с тем, чтобы при выполнении онаго обращено было особое внимание на прочность и устойчивость четырех внутренних столбов». Харьковской Духовной Консисторией этот указ с утвердительной резолюцией правящего архиерея был послан 17 июля 1859 г. на имя исполняющего на тот момент должность настоятеля Святогорской Успенской пустыни иеромонаха Германа (Клицы) [8].

Наконец, 13 сентября 1859 г. настоятель обители архимандрит Арсений совершил закладку трёхпрестольного соборного храма, главный престол которого был посвящён Успению Пресвятой Богородицы [2, с. 109]. Чин закладки был произведён неподалёку от прежнего древнего Успенского храма. В основание каждого из будущих престолов закладываемого собора было положено по камню, когда-то принесённому со Святой Земли архимандритом Арсением (тогда ещё послушником Глинской пустыни Алексеем), и посыпано землёй, присланной из Киево-Печерской Лавры [2, с. 109].

Однако же первому настоятелю Святогорской пустыни суждено было только лишь положить начало исполнению своей мечты о соборном храме: воплощать её в жизнь ему уже не довелось. Спустя месяц после закладки собора, 12 октября 1859 г., архимандрит Арсений мирно скончался о Господе. Многотрудное дело созидания соборного Успенского храма обители перешло в руки его преемника — архимандрита Германа. Как сообщается в одном из источников того времени, «по его указанию обращено было особенное внимание на грунт земли под площадью собора и под строгим его наблюдением в постройке и вниманием за прочностью работы в 1865 г. каменным строением, при Божьей помощи, храм о 5-ти куполах окончен» [10].

В силу ветхости древнего Успенского храма, требовавшего ежегодного ремонта, а также тесноты между ним и воздвигнутым зданием Успенского собора было принято решение старый храм разобрать. Соответствующее прошение было подано настоятелем Святогорской Успенской пустыни архимандритом Германом со старшей братией обители правящему архиерею. В современном архиве Святогорской Лавры находится копия документа от 25 ноября 1866 г., направленного в Святейший Правительственный Синод архиепископом Харьковским и Ахтырским Макарием, в котором содержится ходатайство о разрешении снять обветшавшую Успенскую церковь в Святогорской пустыни [11].

Прошение было удовлетворено, и в 1867 г. старая Успенская церковь была разобрана. Заметка об этом была опубликована в 5-м номере Харьковских епархиальных ведомостей того же года [12]. «В продолжение 146 лет этот храм Божий был духовною врачебницею не только для монашествующих, но и для мирян, которые год от года все более и более посещали этот монастырь», — отмечал об этом храме Г. Кулжинский [2, с. 103].

В том же году на месте древнего храма возвели часовню, освящённую в 1868 г. настоятелем обители архимандритом Германом. В своей книге Е. Жилинская отмечает, что часовня была небольшой изящной лёгкой архитектуры византийском стиле, с пятью остроглавыми куполами. «В этой часовне служатся желающими молебны и всенощные под большие праздники, когда бывает громадное стечение народа» [3, с. 44]. В часовне всегда теплилась неугасимая лампада [2, с. 103].

Как указано в статье уже упоминаемого здесь протоиерея Григория Дюкова, план и фасад нового храма был исполнен известным петербургским архитектором, академиком Алексеем Максимовичем Горностаевым. Годы, последовавшие после закладки нового собора, ознаменовались большими строительными работами, которые проводились на средства монастыря и усердием доброхотных дателей. «За постройкой наблюдал практик, замечательный в своём роде, из государственных крестьян, Я. Сергеев, под главным надзором вольнопрактикующего архитектора г. Фавра» [5, с. 1008].

Кладка фундамента начиналась с больших глыб нетёсанного местного дикого камня, который ломали в ущельях Святых Гор правильными кубиками, и опускали в подготовленные рвы. Как отмечается в житии архимандрита Германа, Господь послал отцу настоятелю «опытнаго и добросовестнаго подрядчика каменных работ, крестьянина Владимирской губернии Якова Сергеевича Еремина, который сам лично распоряжался всеми работами, и тщательно наблюдал за добросовестным исполнением каменной кладки. «Не людям, а Богу работаем!» — говаривал он своим рабочим; и за всякое упущение строго с них взыскивал (с большой долей вероятности можно предположить, что крестьянин Я. Сергеев в приведенной выше цитате из статьи прот. Г. Дюкова и поминаемый в составленном Андреем Фёдоровичем Ковалевским житии архимандрита Германа Яков Сергеевич Еремин — судя по всему, одно и то же лицо. В пользу этой версии говорит также сохранившаяся в реестре архивных дел Святогорской Успенской пустыни запись о деле под названием «Об исходатайствовании награды крестьянину Якову Еремину за окончание собора Святогорской пустыни», датированном периодом 17 сентября 1866 г. — 4 января 1867 г. — прим. ред.). Величественный пятикупольный храм в византийском стиле стал понемногу вырастать из глубоких своих фундаментов на поверхность земли, но постройка его шла медленно, со всевозможными предосторожностями для прочности здания.

В 1860 году 14 октября, за ревностные свои труды по благоустройству Святогорской обители, игумен Герман был награжден от Святейшаго Синода наперсным крестом» [13].

Все строительные и основные отделочные работы по устройству Успенского соборного храма Святогорской обители были завершены в 1868 г., тогда же состоялось его долгожданное освящение.

«Не считая личного труда рабочих из братии этого монастыря, не считая многих подаренных материалов, постройка Успенского соборного храма обошлась более нежели в 100.000 руб. серебром. Если же перевести на деньги все материалы и даровой братский труд, то ценность этого храма восходит до 600.000 руб. серебром», — так оценивал строительство нового храма Г. Кулжинский [2, с. 111].

Торжество освящения соборного храма Святогорской пустыни

Успенский собор строился девять лет. И вот, 4 сентября 1868 г. состоялось освящение возведённого соборного храма.

Достаточно подробный рассказ об этих знаменательных для Святых Гор праздничных днях, а также весьма подробнейшее описание воздвигнутого Успенского соборного храма даётся в статье известного литератора, церковного писателя, историографа и документалиста Андрея Фёдоровича Ковалевского «День в Святогорской пустыни 4 сентября, 1868 года» [14]. Ниже приводятся небольшие выдержки из этой содержательной публикации.

«Громкий мелодичный звон колоколов, оглашая прекрасную лесную дебрь пустыннаго Святогорья, далеко несся по водам вековаго ея соседа Донца быстротечнаго, созывая ближних и дальних разделить наступающее духовное торжество для св. обители Святогорской, торжество освящения новосооруженнаго храма, давно с нетерпением ожидаемое ея обитателями, как венец исполнения всех их желаний. Поистине светлый и радостный день выпал на этот раз древним Святым Горам, некогда забытым и заглохшим в развалинах, ныне же взысканным особым благоволением Божиим, обновлённым, цветущим. Новый соборный храм составляет красу и венец всего в них прекраснаго», — так начинается описание дня, предшествующего дню освящения Успенского собора.

Восхищаясь новым собором, удивляясь прекрасно воплощённому в нём древнеправославному зодчеству и византийскому стилю, автор отмечает и труды, какие были положены на укрощение этого места, восклицая при этом: «Но каких трудностей не преодолеет терпение человека, особенно для славы Господа и силою Господа!». О внутреннем убранстве храма А. Ковалевский пишет, что оно «блистает не столько богатством украшений, сколько вкусом и каким-то священным величием, напоминая горния обители». Тут же приводятся слова одного богомольца-простолюдина, когда он, стоя на пороге святого храма, в благоговении повторял: „Царство Небесное, a не храм“.

Схожая похвала величественному Успенскому собору спустя 11 лет прозвучит и из уст архиерея, когда в 1879 г. назначенный на Харьковскую кафедру епископ Иустин (Охотин) впервые посетит Святые Горы, и войдя в соборный храм обители, в своей приветственной речи назовёт его «небесе-подобным храмом». «Ибо искусство, вкус и богатство настолько соединились в украшении этого храма, что составили одно величественное целое», — отмечала Е. Жилинская [3, с. 31].

Особое внимание в статье А. Ковалевского уделяется настенной живописи, в которой, по словам автора, «повсюду выражена глубокая мысль», как и храмовым иконам, иконостасу собора.

«В киотах ближайших к иконостасу помещены: в правом — икона с ликами св. благовернаго великаго князя Александра Невскаго, равноапостольной мироносицы Марии Магдалины и преподобнаго Сергия Радонежскаго, напоминающая собою, что в 1861 году Святогорская обитель была осчастливлена посещением Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы, с Августейшими их чадами: великим князем Сергием Александровичем и великою княжною Мариею Александровною; в левом — икона святителей Димитрия, Митрофана и Тихона, предназначенная быть храмовою в их приделе. Обе иконы прекрасной иконописи по золотому фону, отличаются выразительностию священных ликов, дышащих молитвенным настроением духа».

«Над царскими вратами в лучах сребропозлащеннаго круга помещается икона Успения Божией Матери, именуемая в обители Гефсиманскою, потому что была принесена из Палестины от Гроба Богоматери первым настоятелем возобновленной обители Святогорской архимандритом Арсением. …К иконостасу примыкают с обеих сторон богатые золоченные киоты с изящными навесами, увенчанными крестами и резьбою. Под осенением этих навесов, в правом киоте помещена большая икона, изображающая собор преподобных Печерских, в центре которой преп. Антоний и Феодосий держат храмовой образ собора, св. икону Успения Божией Матери, точный список с Киево-Печерской, с частями мощей угодников Печерских. Это дар и благословение возникшей из развалин запустения Святогорской обители святителя Филарета митрополита Киевскаго и в настоящее время, после чудотворной Святогорской иконы святителя Николая, первая главнейшая ея святыня, почему особенно богато украшена жемчугом и драгоценными каменьями ея сребропозлащенная риза».

Заканчивая подробное описание икон соборного Успенского храма, писатель заключает: «Можно сказать безошибочно, что новый святогорский храм один из лучших храмов всей епархии, подобных которому, думаю, немного найдется и по всей России. Честь и хвала обители, настоятелю ея и братству, соорудившим столь прекрасный, благолепный, величественный храм; честь и хвала и художникам, украсившим его столь изящно во всех отношениях. Прекрасное здание вполне достойно похвал, как и то, что не миллионы по прихоти и тщеславию богачей, a копейки благочестивых простолюдинов богомольцев, собираясь в хранилище Богоматери и святителя Николая, в обители находящейся под особым благодатным Их покровом, дали ей средства и возможность соорудить подобный храм».

Далее в статье описывается приезд и торжественная встреча в обители Высокопреосвященнейшего Макария, архиепископа Харьковского и Ахтырского, возглавившего праздничное всенощное бдение в Успенском соборе. Об этой службе сказано, что «особенное на всех влияние производило присутствие архипастыря: его святительская молитва одушевляла молитвы его окружавших, и отрадно было смотреть на этот верующий, молящийся, коленопреклоненный народ. Служба совершалась полная, как под праздник Успения Божией Матери, и стихиры ея особенно умилительно действовали на душу, приспособляясь отчасти своим содержанием к настоящему торжеству. „Веселися Гефсимание, Богородичен святый доме. Возопиим вернии, Гавриила имуще чиноначальника: Благодатная радуйся, с Тобою Господь“. Так воспевает Св. Церковь в этих песнопениях, ублажая место тридневнаго покоя тела Богоматери. Но и этот новосооруженный храм, и эта св. обитель, тоже не без основания может назваться особенно благодатным и святым Богородичным домом, ибо все почти отдельные и главные ея храмы украшены и посвящены имени Богоматери». Затем автор перечисляет храмы Святогорской пустыни (некоторые из них, к сожалению, к настоящему времени утрачены): «Летний Ея собор празднует Успению, зимний собор Покрову, трапезный храм посвящен Рождеству Богоматери, на высоте святогорскаго Фавора имеется храм во славу иконы Ея Казанския, в больничном корпусе на монастырском хуторе храм во славу иконы Ея Ахтырския. Таким образом, в недрах одной обители пять храмов посвящены Ея имени! В окрестных селах приходские храмы все тоже празднуют Богоматери, так что небольшой этот уголок отечества нашего по справедливости может быть назван духовною областью и жребием Царицы Небесной».

Заканчивается публикация описанием самого празднества освящения Успенского собора, состоявшегося 4 сентября 1868 г. (17 сентября по новому стилю): «На утро торжество освящения храма и последующая за ним первая Литургия на вновь освященном престоле, совершались с торжественностью и благолепием, подобающими столь радостному для св. обители событию. Вся ея святыня была собрана и участвовала при крестном ходе вокруг храма. Тут были: чудотворная икона святителя Николая, св. иконы Успения Богоматери — Киево-Печерская и Гефсиманская; Знамения Богоматери Курския, благословение обители курскаго святителя Высокопреосвященнаго Илиодора, под ведением коего в Глинской пустыни подвизалось сперва первое ея братство; Рождества Богоматери Пустынно-Глинския, благословение этому братству бывшаго его глинскаго настоятеля, при выходе братства из его обители в Святыя Горы; целебная икона Богоматери Ахтырския, в недавнее время привлекшая к себе благоговение верующих душ, тоже была сюда принесена из больничнаго храма на монастырском хуторе.

…Божественная литургия закончилась красноречивым словом святителя к своей иноческой и мирской пастве, в котором похвалив красоту и благолепие освященнаго им храма и усердие его строителей, напомнил он всем, что все мы и каждый из нас должны стараться благою жизнью и делами быть и сами одушевленными храмами живаго Бога, что это есть такая же обязанность инока как и мирянина, ибо все мы при св. Крещении даем обеты Богу, — быть достойными таинственнаго благодатнаго Его в нас пребывания».

Освящение двух приделов Успенского собора

13 сентября 1868 г. по благословению архиепископа Харьковского и Ахтырского Макария настоятелем обители архимандритом Германом освящён правый придел во имя великомученицы Варвары и мученицы Татианы [10].

8 августа 1869 г. по благословению возглавившего Харьковскую кафедру архиепископа Нектария (Надеждина), отцом настоятелем освящён левый придел во имя трёх святителей — Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского [10; 15].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Николаевский храм на Святой Скале. [Электронный ресурс]: публикация // Официальный сайт Святогорской Лавры, 2014 (дата обращения: 14.09.18).
  2. Кулжинский Г. Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии (издание пятое). — Одесса: тип. Е. И. Фесенко, 1896. — 176 с.
  3. Жилинская Е. Святогорская Успенская общежительная пустынь. — Одесса: тип. Е. И. Фесенко, 1902. — 184 с.
  4. Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшаго Синода за 1844 г. — С.-П.: Синодальная типография, 1845. — С. 10–11.
  5. Прот. Г. Дюков. Святогорская Успенская пустынь. «Домашняя беседа для народного чтения», № 51, 1861.
  6. ГАХО, ф. 40, оп. 41, д. 258, л. 1-2.
  7. РГИА, ф. 796, оп. 140, д. 2073-100, л. 1-1 об.
  8. ГАХО, ф. 40, оп. 42, д. 775, л. 1-27.
  9. РГИА, ф. 1293, оп. 165, д. 512, л. 1.
  10. ГАХО, ф. 40, оп. 102, д. 596.
  11. РГИА, ф. 796, оп. 147, д. 1953, л. 1-2, 5.
  12. Харьковские епархиальные ведомости, № 5, 1867. — С. 133.
  13. Святогорский патерик, Том I. Жизнеописания подвижников Святогорской пустыни XVII–ХХ веков. — Издание Свято-Успенской Святогорской Лавры, 2008. — 445 с., илл. — С. 191.
  14. Душеполезное чтение, ч. 3, № Кн. 12, 1868. — С. 139–149.
  15. ГАХО, ф. 40, оп. 47, д. 2477, л. 1-3.

 

Один комментарий

  1. Ясиновская Алена

    Замечательная статья. Прекрасно отображена история Успенского собора Святогорской пустыни. Много интересных фактов рассказано и показано о первоначальном зарождении и восстановлении храма. Поздравляю всех братьев с замечательным событием. Желаю всем здоровья, мира, счастья и добра!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *