Доклад архимандрита Лазаря (Терещенко) на «Х Сибилевских чтениях 2015»

АРХИВОВЕДЕНИЕ В СВЯТОГОРСКОЙ ЛАВРЕ.

ОТЧЕТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОТДЕЛА МОНАСТЫРЯ О 20-ЛЕТНЕМ ПЕРИОДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Доклад архимандрита Лазаря (Терещенко), секретаря Свято-Успенской Святогорской Лавры и руководителя её информационного отдела, представленного 24 декабря 2015 года на научной конференции «Х Сибилевские чтения 2015», г. Святогорск

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Архив Святогорского монастыря

1. Судьба дореволюционного архива Святых Гор

2. Архивные наработки 1995–2015 годов

  • 1999 год: начало масштабных поисков архивных документов
  • 2009 год: письмо с указанием на мощи двух святогорцев
  • Работа с Российской государственной библиотекой
  • Успешные поиски новых биографических данных по преподобному Иоанну Затворнику
  • Получение сведений о состоянии Святогорской обители в 1920 году

3. Архив Святогорской Лавры на сегодняшний день

4. Внедрённые Лаврой проекты с использованием наработок её информационного отдела

5. Планы работы на ближайшее время

Заключение

Обсуждение доклада

Введение

Тема доклада посвящена архивоведению.

Государственный историко-архитектурный заповедник в г. Святогорске вот уже 10 лет выпускает «Святогорский альманах», благодаря которому все мы имеем прекрасную возможность ознакомиться с результатами работы его сотрудников, оценить результаты их научных трудов на поприще изучения богатой истории нашего славного края. При этом до настоящего момента нигде ничего не было заявлено о тех научных исследованиях и результатах архивного поиска, которые вот уже 20 лет проводятся Свято-Успенской Святогорской Лаврой, в частности, специалистами её информационного отдела. Эта исследовательская деятельность по изучению архивов и восстановлению истории Святогорской обители проводится по благословению и всяческой поддержке её наместника, митрополита Святогорского Арсения (Яковенко).

Итак, чем же занимаются монахи, есть ли у них какой-нибудь архив и ведётся ли в Святогорской Лавре подобная работа? Чем занимаются сотрудники информационного отдела обители? На данный момент ещё не было об этом ничего ни сказано, ни опубликовано, поэтому я хотел бы рассказать вкратце о 20‑летнем периоде деятельности Святогорской Лавры в этом направлении.

Архив Святогорского монастыря

1. Судьба дореволюционного архива Святых Гор

В 19 веке в библиотеке Святогорского монастыря насчитывалось 1600 книг. В архиве монастыря находились драгоценные памятники Монаршего внимания, древнейший монастырский Синодик 1710 года, монастырские акты и литературные рукописные труды как некоторых святогорских иноков, так и посторонних лиц.

По воспоминаниям местных жителей (сведения собирались 20 лет тому назад), после закрытия монастыря в 1922 году между Успенским и Покровским храмами разожгли большой костёр, в котором уничтожили монастырские иконы, книги и документы, архив обители. По словам местных жителей, они пытались спасти из огня хоть что-то, икону или книгу, но их отгоняли плётками и не позволили ничего забрать. До сих пор ни один из документов, который упоминается в дореволюционной литературе нашего архива, не был нигде обнаружен.

2. Архивные наработки 1995–2015 годов

Итак, 70 лет спустя, в 1992 году открывается Святогорский монастырь. На момент открытия обители официально никакой организацией не было передано ни одного архивного документа.

Архидиакон АвраамийДневник архидиакона Авраамия. 1958 г.

На то время Архив монастыря состоял из Дневников архидиакона Авраамия (1875–1965 гг.). С 1913 г. отец Авраамий вёл личный дневник, в который заносил как исторические события своего времени, так и личные мысли. Часть этого дневника (1930–1962 гг.) сохранилась до наших дней и находится в архиве Святогорской Лавры.

1995 год

Летопись Святогорской Лавры Летопись Святогорской Лавры

Со 2 сентября 1995 г. по благословению епископа Алипия (Погребняка) начинается ведение летописи Святогорского монастыря. Эта летопись представляет собой рукопись, в которую вносятся все значимые для обители события, формирующие историю Святогорья и представляющие интерес для последующих поколений святогорцев. Авторы монастырской летописи: с 2 сентября 1995 г. по 15 февраля 1997 года — послушник Сергий (Яблуновский), с 16 февраля 1997 года по сегодняшний день — архимандрит Лазарь (Терещенко).

1998 год

Главная церковная и ризничная опись Святогорской Пустыни. 1890-е гг.

4 августа 1998 года под полом колокольни Покровской церкви была найдена «Главная церковная и ризничная опись Свято-Успенской Святогорской Пустыни». Дата её создания — 1890‑е годы. Тетрадь объемом 144 листа прошнурована и скреплена сургучной печатью. Подписана настоятелем архимандритом Вассианом, скончавшемся в 1909 году.

Обстоятельства выявления этой святогорской описи таковы. Когда проводился ремонт колокольни Покровской церкви и там меняли полы, то выгребая мусор, рабочие и обнаружили столь драгоценную находку. Сейчас она находится в качестве экспоната в лаврском музее и каждый желающий может посмотреть на этот древний рукописный документ.

2.1. 1999 год: начало масштабных поисков архивных документов

Одна из грамот XVII века Святогорских настоятелей

В 1999 — 2000 годах Святогорский монастырь начинает свою поисковую работу архивных документов. В эти годы были отправлены запросы в следующие инстанции: Российский государственный архив древних актов (РГАДА), Российский государственный исторический архив (РГИА), Российскую государственную библиотеку (РГБ), Центральный государственный исторический архив Украины (ЦГИАУ), в Госархивы Днепропетровской, Сумской, Донецкой, Луганской и других областей Украины. Направлены представители монастыря в Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины (ЦГАВОВУ), библиотеку Санкт-Петербургской Духовной академии. Такие известные историки, как Олег Дмитриевич Форостюк и Андрей Федорович Парамонов работали от имени монастыря в Государственных архивах над поиском документов, а студент Харьковского Государственного Университета Тарас Исаев, защищая дипломную работу, сделал расшифровку всех документов по истории Святогорского монастыря XVI–XVIII веков (527 страниц рукописного текста).

2000 год

Протоиерей Владислав Цыпин

В 2000 году Святогорский монастырь направил письмо историку протоиерею Владиславу Цыпину, автору многотомного издания (История Русской Церкви) по поводу указания им источника сведений о Святогорских насельниках (найденных в т. 9 на стр. 257), поскольку в самой книге источник не указан.

Для тех, кто не знаком с данным документом, приведу цитату: «Церковная, в основном монашеская жизнь, ставшая почти невозможной в легальных формах, уходит в подполье… В городе Славянске Донецкой области нелегально поселились оставшиеся в живых монахи Святогорского монастыря. Среди них были архимандрит Димитрий (Танич), игумен Амвросий (Горонченко), иеромонахи Мелитон (Нестеренко) и Стефан (Медведев). Святогорские иноки взяли на себя подвиг юродства. Им удавалось распространять в народе душеполезные сочинения, в которых они предсказывали падение антихристовой власти и восстановление Святогорской обители, но их выследили и в 1939 г. с ними сурово расправились».

В ходе телефонного разговора с отцом Владиславом выяснилось, что в годы Великой Отечественной войны немцы-историки записывали сведения о зверстве коммунистического режима. И один из таких немцев-историков был в городе Славянске и всё это записал как свои воспоминания. С оригиналом этой рукописи на немецком языке отец Владислав и ознакомился, поэтому этот источник в книге и не указан.

2002 год

Письмо архимандрита Арсения (Митрофанова) отцу Моисею (Путилову)

По запросу Святогорского монастыря из РГБ получены раритетные документы — письма архимандрита Арсения (Митрофанова) отцу Моисею (Путилову), письмо архимандрита Германа (Клицы) отцу Исаакию (Антимонову), ныне прославленным в лике святых преподобным старцам Оптинским. Как говорится в известной пословице, «У святых и друзья святые».

Ю.И.Феддерс. Близ Святогорского монастыря. Этюд. 1882 г.

Также в этом году было отправлено письмо-запрос в Третьяковскую галерею, по которому в обитель были предоставлены копии картин академика Феддерса — «Близ Святогорского монастыря» 1882 г. и художника Репина — «Вид Святогорского монастыря на реке Донце» 1880 г. Цифровые копии этих картин были получены монастырем в том же 2002 году и ныне расположены в экспозиции Лаврского музея.

2.2. 2009 год: письмо с указанием на мощи двух святогорцев

Обретение мощей преподобного Арсения (Митрофанова) и преподобного Исаакия (Головина). 7 июля 2009 г.

7 июля 2009 г., в день Рождества Иоанна Предтечи и накануне памяти преподобного Киприана Святогорского, в Святогорской Лавре были обретены мощи первого настоятеля Святогорской пустыни по ее возобновлении в 1844 г. архимандрита Арсения (Митрофанова) и мощи подвижника и прозорливца преподобного Исаакия (Головина). По благословению наместника Свято-Успенской Святогорской Лавры епископа Святогорского Арсения братией Всехсвятского скита во главе со скитоначальником архимандритом Амвросием (Бобровым) были предприняты раскопки для обнаружения братских погребений на Всехсвятском кладбище и установки на могилах крестов.

Прямо за алтарем Всехсвятской церкви на глубине около метра братией был обнаружен кирпичной свод, разобрав который они увидели небольшой деревянный ящик. О случившемся сразу же доложили наместнику, и вечером 7 июля епископ Арсений прибыл на территорию скита. В открытом ковчеге были обнаружены монашеские одежды и мощи, среди которых найдена стеклянная бутылка с письмом, запечатанная пробкой. В обнаруженной записке был следующий текст:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Записка, обнаруженная при обретении мощей архим. Арсения

Милостию Божиею здесь погребены останки Всечестнейшаго Настоятеля Архимандрита Арсения перваго по возобновлении обители. Он был погребен в скале вблизи храма во имя праведнаго Алексия человека Божия, и в 1923 году в апреле месяце кем-то были выброшены под скалу, и когда мы, иноки, приютившиеся возле уцелевшей Всехсвятской церкви, узнали, то я, настоятель Всехсвятской церкви игумен Михаил, попросил пономаря иподиакона Никона пойти и собрать косточки перваго настоятеля отца Архимандрита Арсения, где он к великой радости подобрал и дорогую главу. Итак, по моему распоряжению и сделан сей гробик, и вложены косточки, и по внушению свыше погребены мною здесь в чтимой могилке подвижника и прозорливца иеромонаха Исаакия тако Господу Богу благоизволившему.

Настоятель Святогорской Пустыни прп. Михаил (Галушко)

Милостию Божиею настоятель сего Всехсвятского храма недостойный игумен Михаил со своею духовною дружиной малым числом иноков: болящим иеросхимонахом Ювеналием, иеромонахами Климентом и Иакинфом, архидиаконом Александром, иеродиаконами Авраамием и Иоанном, монахом Иримием, иподиаконом Никоном и послушником Феодосием Сотниковым Старобельскаго уезда. 1925 г. 28 апреля.

Отцы дорогие подвижники, умолите о нас Господа Вседержителя Милосерднаго Отца Небеснаго, чтобы он сохранил нас и сей храм для прославления Имени Его Святаго, и чтобы мы могли и о вас вознести молитвы у жертвенника Божия. Надеемся на Ваши усердные молитвы.

Убогий инок И. Михаил с братиею».

2014 год

В 2014 году в РГАДА сотрудниками Лавры было обнаружено Слово в день рождения великого князя Петра Фёдоровича, произнесённое в придворной Петергофской церкви архимандритом Чудова монастыря Иларионом 1744 г. февраля 11. Подлинник с подписью архимандрита Илариона.

Краткая биографическая справка: Архимандрит Чудова монастыря Иларион Григорович (в миру Иларион Григорович, 1696–1760 гг.) был выдающимся деятелем Православной Российской Церкви и проповедником середины XVIII в. (настоятель Святогорского монастыря в сане архимандрита с 1733 по 1738 гг.) В 1744 г. Святейший Синод поручил ему исправление текста Библии. Эта работа была завершена Иларионом в начале 1748 г. 28 мая 1748 г. он стал епископом Крутицким, а в 1752 г. — членом Святейшего Синода.

В этом году мне довелось посетить Крутицкое подворье, где погребён святитель Иларион, и побеседовать с автором книги «Крутицкое подворье» священником Ильёй Соловьёвым, кратко рассказавшем о погребении святителя Илариона.

2.3. Работа с Российской государственной библиотекой

Также в 2014 году была проведена масштабная работа по выявлению документов в РГБ.

В Российском государственном военно-историческом архиве, в Путеводителе в одном из дел (Том 3. 2008 г.) некоего барона КАУЛЬБАРСА А. В., среди его прочих работ находится вид нашего Святогорского монастыря.

Каульбарс Александр Васильевич

Краткая биографическая справка: Каульбарс Александр Васильевич, барон, (1844–1929 гг.), генерал от кавалерии (с 1901 г.), член Военного совета (с 1909 г.). Участник Хивинского похода 1873 г., военных действий в Китае 1900–1901 гг., русско-турецкой 1877–1878 гг., русско-японской 1904–1905 гг., Первой мировой и Гражданской войн. Руководитель Кашгарской экспедиции (1872 г.). Исследователь Китая, Тянь-Шаня и Аму-Дарьи. Автор работ «Тянь-Шань», «Низовья Аму-Дарьи» и других.

Список обнаруженных работ: Карта глазомерной съемки осады и штурма нидерландской крепости Остенде (1604 г.), план осады французской крепости Бетюн (1710-е годы). Карта южного берега Аральского моря и рукавов реки Аму-Дарьи (1859 г.), чертежи и рисунки, относящиеся к Кашгарской экспедиции 1872 г. План имения «Рогозна» в Подольской губернии, вид Святогорского монастыря в Харьковской губернии.

Вполне допустимо предположить, что поскольку этот барон участвовал в Русско-Японской войне, в которой наши иеромонахи Виссарион и Трифон, будущие настоятели нашей обители, были капелланами. Вполне возможно, что они встречались и так вид Святогорского монастыря попал в личные вещи этого барона.

А.А. Кокель — художник, профессор. (13 марта 1880 – 4 февраля 1956)

Также в РГБ хранится немало диссертаций, в которых упоминается и наш Святогорский монастырь. К примеру, диссертация доктора культурологии Васильева Владимира Александровича по-новому раскрывает нам творчество харьковского художника и профессора Алексея Афанасьевича Кокеля (1880–1856 гг.). Оказывается, этот художник написал в технике пастели «Виды Святогорского монастыря» и выставлял это изображение в числе 17 своих произведений.

Братья Чернецовы

Из диссертации Никольской Елены Александровны на тему «Творчество живописцев братьев Чернецовых» мы узнаём о картине Григория Чернецова «Вид Святогорской пустыни под Харьковом» 1840-х годов. Сейчас картина находится в частном собрании в Москве.

Полковник Иван Богун

Интересные сведения мы находим в диссертации Таировой-Яковлевой Татьяны Геннадьевны: «…Богун и Забусский совершили в 1645 году нападение на Святогорский монастырь. За это царь велел “тех воров побивать и за воровство их вешать”».

Возможно, именно этот эпизод вспоминала десять лет спустя французская газета «Газета» (к слову, отсюда и пошёл сам термин «газета»), когда в конце апреля 1654 года сообщала, что Богун не будет присягать русскому царю «из опасения, что Московиты захотят отомстить дурное дело, которое он совершил в их стране».

Архиепископ Савва (Тихомиров)

Также глубоко интересными выявляются записки Высокопреосвященнейшего Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского («Хроника моей жизни». Автобиогр. записки Высок. Саввы, архиеп. Твер. и Каш. Т.5-8 (1874—1879 гг.). С. Посад, 1904 г.).

В пятом томе автобиографических записок изображается деятельность Преосвященного Саввы в годы его архиерейства в Харьковской епархии с 1874 по 1879 года. Здесь можно почерпнуть очень много интересных сведений: прочесть о посещении епископом Саввой Святогорской пустыни на праздник Успения Божией Матери в 1875 году, ознакомиться с перепиской владыки с архимандритом Германом, протоиереем Григорием Дюковым, жившем на монастырском хуторе и составившем описание чудес на могиле преподобного Иоанна Затворника, А.Н.Муравьевым, А.Ф.Ковалевским. Епископ Савва в 1878 году пишет об открытии им в Святогорской Пустыни временной больницы для раненых и больных воинов, которую осматривал придворный Лейб-Окулист, тайный советник Иван Иванович Кабат, и остался весьма довольным её устройством.

В 6 томе найдено интересное письмо владыке А.Ф.Ковалевского от 27 октября 1880 г., которое привожу в оригинале:

Василий Иванович Немирович-Данченко«Недавно былъ я въ Святогорской пустыни, именно праздновалъ тамъ праздникъ Воздвиженія Креста. Извѣстный туристъ Вас. Ив. Немировичъ-Данченко, въ свое время ѣдкимъ перомъ своимъ описавшій Соловки, теперь тѣмъ же почтилъ и Святогорье. Въ Русской Рѣчи помѣщена эта нерусская рѣчь о Русскомъ Аѳонѣ, цѣль которой понятна: это глумленіе надъ всѣмъ тѣмъ, что чтитъ и чѣмъ дорожит русскій народъ. Старцы святогорскіе впрочемъ очень мирно и по евангельски отнеслись къ этой новой на нихъ клеветѣ, и даже защищаться отнюдь не желаютъ. О. Архимандритъ Германъ, тоже выведенный въ этой статьѣ въ очень непривлекательномъ видѣ какогото дурачка-идіота, удивляется только тому, что, не видя въ глаза Немировича-Данченко, не имѣя съ нимъ никогда никакихъ разговоровъ, печатно удостоился этой чести. И это значитъ гласность нашего времени. А вотъ если совсѣмъ снимутъ съ писателей узду всякой цензуры, о чемъ такъ громко теперь заговорили газеты, еще больше народится разныхъ подобныхъ пасквилей».

Думаю, приведенная выше цитата в полной мере показывает отношение к В.И.Немировичу-Данченко его современников из среды Православия.

В 7-м томе можно прочитать об участии Святогорской Пустыни в книгоиздательстве, а также о том, что хлопотать в Петербурге в цензурном комитете помогал отцу Герману его родной брат.

2015 год

В начале этого года Святогорская Лавра совместно со Святогорским заповедником письменно обратилась в РГАДА с просьбой оказать помощь в поиске документов, касающихся основания и истории Святогорского монастыря на Северском Донце до 1620 года. И также осуществить поиск в документах упоминаний о Святых Горах ранее 40-х гг. XVI века в фондах архива, и в частности, в статейных списках посольств Московского государства в конце XV–XVI столетий в Турцию и Крым.

В 2015 г., при подготовке статьи ко дню памяти святителя Илариона (Григоровича), Святогорского настоятеля, были обнаружены:

Книга И.М.Снегирёва «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества», 1852 г.

  1. — в книге И. М. Снегирёва «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» (1852 г.) — расшифровка надписи надгробной плиты святителя Илариона;
  2. — в РГБ из духовного наследия святителя Илариона найдены:

Слово архим. Илариона (Григоровича), сказанное им в день рождения вел. кн. Петра Феодоровича. М., 1744 (РГБ)

  • Слово в неделю шестую по Пасхе. Москва: Синодальная тип., 2 июля 1742 года.
  • Слово в день рожденья Петра Фёдоровича. Москва: Синодальная типография, 9 августа 1744 года.
  • Слово в день тезоименитства Елисаветы Петровны. Москва: Синодальная типография, [после 5 сентября 1748 года].

Архимандрит Иоиль Озерянский

Интересный документ по своему содержанию был обнаружен в книге «Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции, кн. 13, М., 1903 г.» — «1680 г. — челобитье архимандрита Святогорского Успенского монастыря Иоиля, взятого в плен в Азов, об обмене его на пленного татарина». Этот документ проливает нам свет на судьбу архимандрита Иоиля. До этого мы знали, что он находился в плену два года, а этот документ говорит нам об обмене его на татарина и это всё меняет. Документ находится в РГАДА и размещён на 32 листах, информацию из которых нам ещё предстоит узнать, сделав запрос в архив, где они хранятся.

Описание документов и бумаг, хранящихся в Моск. архиве минист. юстиции, кн. 13, Москва

Также в этом году в Барвенковском музее был найден документ об основании Барвенково в 1653 г. атаманом Барвинком и освящением этого селения архимандритом Святогорского монастыря Иоанном. Безусловно, этот документ весьма спорен, поскольку это не оригинал документа, а его переписанная кем-то копия. Есть запись, что эти сведения списаны в 1908 г. настоятелем Успенской церкви слободы Барвенково протоиереем Алексеем Навродским в 1908 г., но это не подлинник, и оригинала никто не видел. Вдобавок ко всему подлинность этого документа вызывает сомнения даже у сотрудников Барвенковского музея.

Флойд. Вид Успенской Святогорской пустыни в Харьковской губернии. Бумага, гравюра на стали. 7,5 х 11,7 см. Инв. № ЭРГ-444

2015 год памятен и тем, что вследствие переписки с сотрудниками Государственного Эрмитажа из собрания музея были отправлены в Лавру 5 изображений: 4 вида Святогорской Пустыни и 1 вид Ахтырского монастыря.

2.4. Успешные поиски новых биографических данных по преподобному Иоанну Затворнику

Помимо перечисленного выше, необходимо сказать и о следующем весьма немаловажном событии, происшедшем в уходящем году.

В связи с предстоящим в 2015 г. 20-летием со дня прославления преподобного Иоанна Затворника в лике святых был направлен запрос в Госархив Курской области на выявление документов по родственникам преподобного Иоанна.

Ревизская сказка о мещанах г. Курска за 1816 г.

В результате безвозмездной поисковой работы сотрудников этого архива были выявлены интереснейшие документы, которые позволили внести уточнения в житие преподобного Иоанна и составить список его родственников для поминовения в обители. До этого времени даже имена родителей преподобного Иоанна Затворника не были известны.

Далее был направлен запрос в тот же архив о выяснении места проживания семьи Крюковых (фамилия преподобного Иоанна Затворника), сведений о том, к какой церкви были приписаны и другой биографической информации. Вследствие дальнейшей поисковой работы сотрудников архива были выявлены дополнительные сведения о семье Крюковых в исповедных книгах Успенско-Ахтырской церкви г. Курска.

Ревизская сказка о мещанах г. Курска за 1834 г.

Таким образом, к 20-летию прославления преподобного Иоанна Затворника на лаврском сайте была опубликована статья «Преподобные Иоанн Затворник и Серафим Саровский. Род святогорского подвижника: неизвестные страницы», в которой приводится список 19 родственников преподобного Иоанна Затворника и говорится о связи семьи Крюковых и Мошниных (фамилия преподобного Серафима Саровского). Кстати, мать преподобного Серафима была похоронена возле Успенско-Ахтырского храма, к которому была приписана семья Крюковых.

2.5. Получение сведений о состоянии Святогорской обители в 1920 году

Архиеп. Антоний (Храповицкий) с братией Святогорской пустыни на ступенях лестницы Успенского собора

От научного сотрудника г. Чугуева Сергея Стахеева в этом году Святогорской Лаврой был получен документ, найденный им в архиве Харьковской области. Называется он «О состоянии Святогорской Успенской общежительной пустыни Харьковской епархии за 1920 год». Дата документа: 6 марта 1921 года. Кроме описания церквей, часовен, святынь и ризницы монастыря, в документе пишется о жизни братии: монашествующих тогда проживало в обители 257 человек, умерло в 1920 г. 23 насельника, убито 2 монаха.

В 1920 году Святогорская пустынь не владела на правах своей собственности, можно сказать, ничем. Монашествующие работали на всех местах монастырских работах на правах рабочих, получая за это ½ фунта (200 гр) хлеба в день. Весь доход полностью поступает в пользу советской власти.

На 1921 год Святогорская пустынь остаётся без материальных средств к существованию и находится накануне полнейшего голода, так как все материальныя средства частью разграблены, расхищены, и властями забраны; хлебы на исходе; братия обители голодает; тем из них, кто имел близко родственников — материально поддерживались ими, а не имеющие таковых прибегали к милостыни.

Но, несмотря на все эти трудности, жизнь монашествующих шла по своему уставу.

Богослужение совершается обычно, применительно Церковному уставу (Типикону) без упущений. Каждодневно совершается две Божественныя литургии ранняя — в 5 часов утра, поздняя — в 8 ½ часов утра.

Игумен Гедеон (Камышанский)

Труды монашествующих на пользу обители состояли в следующих послушаниях: при церкви, в просфорне, кухне, хлебопекарне, при больнице, и полевыя сельско-хозяйственныя работы.

Для заболевающих монашествующих и странников братия обители содержала монастырскую больницу и при ней аптеку. В течение 1920 года там находилось на излечении монашествующих 35, богомольцев и странников 29. Приходящих в аптеку за бесплатной помощью (амбулаторных) было 1210.

Из общественного влияния монастыря отмечено следующее.

Иеромонах Дисидерий (Загнойко)

Богомольцев в 1920 году, по сравнению с прежними годами было очень мало; приютить их также было негде, поскольку вся гостиная была занята военным госпиталем.

Отношение к монастырю окрестных населений было миролюбивое и сочувственное, выразившееся в том, что на Рождественских праздниках снабжали братскую трапезу окрестныя жители.

Такие сведения содержатся в этом ценном документе, проливающем нам свет на действительную жизнь святогорской братии в те годы.

3. Архив Святогорской Лавры на сегодняшний день

Удостоверение иером. Михаила (Галушко). 3 мая 1922 г.

За эти годы митрополитом Арсением и сотрудниками информационного отдела было собрано огромное количество исторического материала. И на сегодняшний день Лаврский архив состоит из следующих исторических и документальных материалов:

Издания Святогорской Лавры

  • архива документов, рукописей, книг и других изданий, о котором я уже вкратце упомянул; этот архив пополняется современными изданиями Святогорской Лавры: были изданы 2 фотоальбома, Осмогласник (нотная книга для пения) и 3 тома Святогорского патерика, множество брошюр по истории обители, по монастырским святыням и святым.

Ежегодно выходит в печать книга-календарь с фотолетописью уходящего года и другая календарная продукция.

Ежегодные книги-календари с фотолетописью уходящего года

Архив фотодокументов: этот архив состоит из фотографий, литографий, картин как дореволюционного, советского, так и современного Святогорья. В архиве много подлинных фотографий дореволюционной братии монастыря, литографических и фотографических изображений, собрано более ста видов почтовых открыток.

В архиве Святогорской Лавры отражены все знаменательные события современной монастырской жизни: установка колоколов, подъём куполов, освящение храмов, часовен, даже передача объектов монастырю зафиксирована на фотоплёнке. Все слайды и плёнки оцифрованы, в связи с чем к ним весьма облегчён доступ. Начато создание базы данных фотоархива.

Также в Лавре имеется огромный архив видеодокументов, в котором имеются съёмки Святых Гор, начиная с 1927 года. Продолжаются они советским периодом, есть кадры Великой Отечественной войны в Святогорске. Имеются в этом фонде и уникальные фильмы: так в 1987 году Юрий Сенкевич снимал свою передачу «Клуб путешественников» в Славяногорске; в 1991 году, накануне открытия монастыря Донецкой областной телерадиокомпанией был снят фильм «Заради істини».

В архиве более 130 оцифрованных видеокассет. Имеются записи очевидцев о Святогорских дореволюционных насельниках, о чудесных исцелениях в обители. Все эти видеокассеты оцифрованы и в этом году были также оцифрованы видеокассеты Святогорского заповедника. Множество есть в этом архиве записей очевидцев, которые помнили ещё наших старых монахов, рассказывают о чудесах исцелений в Святогорском монастыре. Я думаю, это ещё отдельная работа будет выпустить какой-то фильм по этим людям, поскольку есть очень много лиц, живых свидетелей того времени.

Святогорским монастырём также были выпущены два фильма. В 2004 г. к величайшему событию Святогорья — присвоению святой обители титула Лавры — Святогорским монастырём был выпущен первый документальный фильм «Два крыла Святогорской Лавры». В 2012 году был отснят второй документальный фильм «Святые Горы — врата спасения». Этот фильм был переведён на украинский, греческий, немецкий, английский, французский, румынский, грузинский, сербский языки.

Также имеется аудиоархив Святогорской Лавры, который включает в себя записи братского хора, проповеди лаврских священнослужителей, воспоминания очевидцев о Святых Горах.

Также хочу упомянуть здесь о новых изображениях Святогорья, имеющихся у нас на данный момент:

  • Литография Поль-Пети, из собрания Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга (61х87 см). Демонстрируется впервые.
  • Литография Поль-Пети, из собрания Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга (61х87 см)
  • Вид Святогорской пустыни, картина художника Дмитрия Макаренкова, 1847 г. из собрания Егорьевского историко-художественного музея.
  • Вид Святогорской пустыни, картина художника Дмитрия Макаренкова, 1847 г. из собрания Егорьевского историко-художественного музея
  • Картина художника Миронова, вторая половина XIX века.
  • Картина художника Миронова, вторая половина XIX века
  • Фотографическое изображение Святогорской Пустыни из серии видов Курско-Харьково-Азовской ж/д. Сделано в 80-х гг. XIX века и было художественно раскрашено в те же годы в одной из московских типографий. Формат 40х33 см. Демонстрируется впервые.
  • Фотографическое изображение Святогорской Пустыни. 80-е гг. XIX в.
  • Святые Горы. 1909 г. Бумага, акварель. Демонстрируется впервые.
  • Святые Горы. 1909 г. Бумага, акварель.
  • Святогорск. Сталинская (ныне — Донецкая) область. Берега реки Донец. Свято-Успенская Святогорская Лавра. 1947 г. Фотограф Устинов Александр (1909—1995 гг.). Приобретено в г. Москва.
  • Святогорск. Берега реки Донец. Свято-Успенская Святогорская Лавра. 1947 г.
  • Берега реки Донец. Окрестности Святогорского монастыря. 1947 г. Фотограф Устинов Александр (1909—1995 гг.). Приобретено в г. Москва.
  • Берега реки Донец. Окрестности Святогорского монастыря. 1947 г.

4. Внедрённые Лаврой проекты, использующие наработки её информационного отдела

Лаврский музей

В 2010 г. был открыт Лаврский музей, в котором собраны древнейшие раритеты различных периодов истории до н.э., а также раннего и других периодов средневековья.

Кроме того, существует также отдельный музей икон. Самая древняя икона датируется XVI–XVII веком. Мне бы хотелось остановиться на иконе святителя Николая. Это древняя икона дворян Строковых. Она в серебряной ризе, с бриллиантовым венцом, была подарена монастырю священником Георгием Луженцовым (ныне покойным), а передал ему эту икону в Питере потомок этого рода. Это очень интересная история, когда купец Строков шёл к Рождеству совершить покупки на базар, то увидел там в продаже вот эту икону. Все деньги, что у него были, он отдал за эту икону, и вернулся домой не с продуктами к праздничной трапезе, а с образом святителя Николая Чудотворца.

В 2013 году в Музее истории Киева открылась выставка «Сокровища Святых Лавр Украины», в которой приняла участие и Свято-Успенская Святогорская Лавра.

Киевская выставка «Сокровища Святых Лавр Украины»

В 2014 году Святогорская Лавра запускает новый проект — официальный сайт обители (svlavra.church.ua) и открывает официальные аккаунты в соцсетях, а также канал на видеохостинге YouTube.

Официальный сайт Святогорской Лавры

В феврале 2015 г. открылся интернет-магазин Святогорской Лавры «Церковный ряд» и теперь все, кто находится далеко от монастыря, всегда могут приобрести монастырскую продукцию.

Интернет-магазин Святогорской Лавры

С сентября месяца по просьбам многочисленных посетителей лаврского сайта была запущена онлайн-аудиотрансляция богослужений. Также в этом месяце разработано и выложено для бесплатного пользования Android-приложение аудиотрансляции для пользователей мобильных телефонов.

Онлайн аудио-трансляция Святогорской Лавры

5. Планы работы на ближайшее время

Из планов на будущее, которые, помимо продолжения научно-исследовательской деятельности по изучению архивов и восстановлению истории Святогорской обители, ставит перед собой её информационный отдел, можно выделить следующие.

  • Книгопечатная продукция:

К выпуску готовятся следующие материалы:

1. Печатная продукция:

  • Книга «Историко-статистическое описание Святогорской Лавры». На данный момент её объём уже более 1000 стр., но опубликовать никак не удаётся, поскольку каждый месяц выявляются всё новые и новые документы и книгу приходится дополнять.
  • Ещё одна книга, которая планируется к изданию, — «Иллюстрированный Путеводитель». Это новый для нас формат, издание расскажет о храмовом комплексе Святогорского монастыря и станет полезным как паломникам, прибывающим в монастырь, так и туристам.
  • Следующий проект — издание книги «Почтовые открытки с видами Святогорья», в которую войдут все имеющиеся на данный момент многочисленные почтовые открытки с изображением Святых Гор, систематизированные по времени издания, издателям и географии их отправителей и получателей (несостоявшийся вследствие войны лаврский проект).
  • Готовится к изданию книга «Фотографии с видами Святогорья», в которой будут собраны все фотографии, которые у нас имеются, соответственно по времени и географии авторов-фотографов (с кратким описанием обстоятельств создания фотографии и того, как она попала в Лавру, если таковая информация имеется).
  • Лаврский сборник «Картины Святогорья кисти современных художников» (в монастыре более 60 картин только Харьковского художника Золотарева Л.М., не говоря о других мастерах карандаша и кисти).
  • Также необходимым видится подготовка к изданию «Дневников архидиакона Авраамия».
  • В планах составление «Библиографического сборника по Святогорскому монастырю» (поскольку немало научных сотрудников обращаются за литературой по монастырю, то такое издание будет очень востребовано).

2. Видеопродукция:

  • планируется создание серии документальных фильмов о храмах и скитах Святогорской Лавры, о жизни ее святых;
  • в проекте выпуск ежемесячного или еженедельного видеокалендаря, благодаря которому пользователи интернета смогут посмотреть о предстоящих праздниках в Святогорской обители на ближайшую неделю или ближайший месяц, прослушать проповедь на этот день, описание праздника или посмотреть какой-то видеосюжет о нём;
  • также в следующем году в связи с приближающимся 25-летием фильма «Заради істини» планируются съёмки документального фильма к нему. Для этого будет проводиться ряд интервью со всеми его создателями. Новый документальный фильм планируется снять в ключе выявления оценки людей, наблюдавших истоки возрождения Святогорской обители в 1991 году и имеющих возможность сравнить, оправдались ли их ожидания касательно монастыря с реальной действительностью.

3. Помимо этого, в перспективе запуск интернет-радио.

Заключение

И в завершение своего доклада мне бы хотелось немного рассказать об информационном отделе Святогорской Лавры. В настоящее время этот отдел состоит всего лишь из 4 человек, находящихся непосредственно в Лавре: это главный редактор, системный администратор, фотограф и журналист. 3 человека работают дистанционно: видеоинженер и два звукорежиссёра.

Оканчивая свой доклад, хочу выразить искреннюю благодарность наместнику Святогорской Лавры митрополиту Арсению, знатоку и любителю истории Святогорья, собирателю святынь и исторических реликвий монастыря, за его благословение, пастырские молитвы и столь необходимую поддержку.

Также мне бы хотелось сказать слова благодарности и всем нашим сотрудникам за их посильный вклад в развитие информационного отдела, неустанный труд над его совершенствованием, а также инициативный и ответственный подход к своей работе.

Особую благодарность выражаю директору и сотрудникам Святогорского историко-архитектурного заповедника. У нас с вами уже есть и некоторые планы сотрудничества в 2016 году: это обмен данными, упорядочивание архивных документов, работа в государственных архивах, составление хронологической таблицы исторических событий Святогорского монастыря и совместное проведение конференций. Надеюсь на наше с вами дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Благодарю за внимание.

Обсуждение доклада

Научная конференция «Х Сибилевские чтения 2015». 24 декабря 2015 г.

По окончании доклада участники конференции поблагодарили архимандрита Лазаря за очень интересный доклад и приступили к обсуждению предложенных материалов. По их словам, они были искренне рады узнать, что Святогорская Лавра проводит такую большую исследовательскую, многолетнюю архивную работу по восстановлению своей истории.

Прозвучал вопрос о том, когда был закрыт Святогорский монастырь, и докладчик напомнил, что это произошло в 1922 году. Он уточнил, что небольшой период — 1942–1943 года на 8 месяцев монастырь был открыт в качестве прихода. Тогда эта территория была оккупирована немцами, и было разрешено здесь проводить богослужения. 8 человек братии во главе с игуменом Михаилом (Галушко) служили тогда в обители, всё это очень подробно описано в дневниках архидиакона Авраамия.

После этого благодарственное слово по завершении представленного выше доклада взял ведущий конференции Владимир Николаевич Дедов.

Выразив свою искреннюю благодарность митрополиту владыке Арсению, отцу Лазарю и всем тем, кого он упомянул в качестве работников информационного отдела Святогорской Лавры, он отметил, «что даже на физическом уровне ощутимо, насколько продвинута работа в последние два года, когда буквально каждый день идёт какая-то новая информация о новых источниках, новой литературе, новых документах и так далее. Причём это уже идёт не обрывочная, а систематизированная информация, то есть уже какая-то научная основа под этим есть.

А там, где начинается историография и источниковедение, там начинается уже наука, — сказал ведущий научный сотрудник Святогорского заповедника. — И соответственно, следующим этапом пойдёт обработка этих источников и внедрение их в научный оборот. И мы видим, что на официальный сайт уже можно заходить и информацию, представленную там, использовать и в научном плане, а не только в информационном.

И сейчас, после такого обстоятельного доклада, мы видим, что с этими источниками можно и нужно работать, поскольку они не только дополняют уже имеющиеся сведения, но несут в себе принципиально новую информацию. И те архивы, которые сейчас успешно дополняются и пополняются Лаврой, это замечательное, очень нужное дело и за него большое спасибо!

…Здесь мы имеем очень серьёзную базу, которая в дальнейшем, безусловно, послужит для углубления знаний о Святых Горах как уникальном природном, культурном и историческом явлении».