Часовня в Лаврском музее

В феврале 2016 года началась роспись часовни, устроенной в музее Свято-Успенской Святогорской Лавры. Часовня в честь образа Пресвятой Богородицы «Игумения Святых Гор» представляет собой вратарного плана арочное помещение на переходе к лестнице, ведущей с первого этажа, где расположен Лаврский музей, на второй и третий этажи здания братской трапезной.

По благословению наместника Свято-Успенской Святогорской Лавры митрополита Святогорского Арсения роспись выполнялась мастерами-иконописцами Андреем Баботенко (ведущий иконописец, 12 лет опыта в иконописном деле), Андреем Алексенко (до этого принимал участие в росписи храма преподобных отцов, в подвиге просиявших и вместе с Сергеем Ходоровским — часовни преподобных отцов Киево-Печерских. Имеет 8 лет опыта в иконописном деле). Частично в росписи часовни в Лаврском музее участвовали Сергей и Виктория Ходоровские.

Центральная часть часовни посвящена Пресвятой Богородице, Её образу «Игумения Святых Гор». Божия Матерь изображена в полный рост с жезлом в руке, по бокам Её изображены святители Николай Чудотворец и Герман Константинопольский. Этот сюжет заимствован из жития преподобного Германа Святогорского, которому Царица Небесная явилась именно в таком образе в сопровождении этих двух святых. В клеймах рядом с Пресвятой Богородицей написаны Её праведные родители, Богоотцы Иоаким и Анна.

По центру верхнего регистра*, над образом Пресвятой Богородицы написан образ Спасителя благословляющего. При входе в часовню со стороны музея написаны преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, родоначальники монашества на Руси. Над выходом из часовни, ведущим на лестницу, изображён святой Иоанн Креститель, как основатель монашества. Одна половина верхнего регистра росписи часовни посвящена Небесным Силам бесплотным, другая половина — заступничеству Матери Божией иноческого жития и являет собой изображение 4-х явлений Царицы Небесной подвизающимся монахам — ныне прославленным в лике преподобных Афанасию Афонскому, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и Герману Святогорскому. Нижний регистр посвящён преподобным отцам Святогорским.

* Регистр — композиционный ряд, расположенный широкой полосой и делящий композицию на смысловые сегменты. Регистры располагаются в несколько ярусов.

Техника росписи — фреска а секко (итал. — «сухой»: роспись водными суспензиями пигментов (с небольшим количеством животного клея или яичного белка) по свежеуложенной известковой штукатурке). Для работы применялись натуральные минеральные пигменты на силикатных связующих.

Программа росписи составлялась под руководством и с участием митрополита Святогорского Арсения. За основу были взяты византийские росписи (монументальная живопись Византии ХIII-ХIV вв. монастыря Хора), а также росписи памятников Сербского и Русского церковного искусства.

Работы по росписи часовни, посвященной образу Пресвятой Богородицы «Игумения Святых Гор, велись с перерывами до осени 2017 года. 24 сентября, в день празднования Собора преподобных отцов Святогорских, часовню освятил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.