Слово на вручение жезла епископу Святогорскому Арсению (Яковенко)


Преосвященный епископ Арсений, возлюбленный во Христе брат!

По воле Божией, благой и совершенной, направляющей каждого человека к вечному спасению, ты сегодня получил благодать святительского служения. Отныне ты призываешься быть епископом Церкви Христовой, которую Он стяжал Своей Пречистой Кровью (Деян. 20, 28). С этого момента тебе надлежит всей жизнью являть в себе образ «Первосвященника Великого, прошедшего небеса» (Евр. 4, 14), приступать «с дерзновением к престолу благодати» (Евр. 4, 16), служить Богу «в праведности и святости» (Еф. 4, 24).

Труден путь служителя Божия, ибо, кроме обычной внутренней борьбы с искушениями, что свойственно всякому христианину, он должен особым образом «немощи немощных носить, а не себе угождать» (Рим. 15, 1), как об этом свидетельствует великий Апостол языков: «Кто изнемогает, с кем бы и Я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 17, 29). Осмысляя высоту и трудность архиерейского служения, у каждого, кто в начале этого пути, невольно из глубины души вырываются слова пророка Моисея: «Господи! пошли другого» (Быт. 4, 13). Но мы, возрожденные от воды и духа (Ин. 3,5), опытно знаем, что всесильная благодать Божия немощная врачует и оскудевающая восполняет, а сила Божия посылается человеку тогда, когда он начинает осознавать свои немощи: «Когда я немощен, – говорит святой Павел, – тогда силен» (2 Кор. 12, 9–10).

Согласно православному вероучению, епископ – продолжатель и преемник апостольского служения в Церкви, основанной Пастыреначальником как богочеловеческий организм, как живой, благодатный, таинственный союз людей с Богом и друг с другом во Христе. «Мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12, 5). Вмес­те с тем, Господу было угодно, не нарушая внутреннего единства Святой Церкви, выделить в ней по Своему избранию особых людей для несения различных служений, среди которых исключительное место занимает епископство. Епископ – возвеститель и учитель Евангелия – он раздаятель всем чадам церковным дарованной Богом благодати. Поэтому богоносный учитель древней Церкви священномученик Игнатий, епископ Антиохийский учит, обращаясь к мирянам и клиру: «ничего не делайте без епископа… не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе» (Послание к Магнезийцам, 7).

Епископ – не только совершитель церковных таинств и богослужений. Он – пастырь и учитель, наставник и отец вверенных ему людей Божиих. У архипастыря нет права на беспечность, он должен постоянно бодрствовать. «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа…» – сказано в Деяниях Апостолов (Деян. 20, 28). Это значит, что, «внимая себе», то есть, наблюдая за собой, за устроением своего сердца и ума, архипастырь должен непрестанно заботиться о целости и духовном устроении своего словесного стада, надзирая «не принужденно, но охотно и богоугодно, не для… корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5, 2–3), чтобы быть «образцом для верных в ­слове, житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте», как пишет об этом своему ученику Тимофею Апостол Павел (1 Тим. 4, 12).

На протяжении десяти лет ты несешь послушание наместника Свято-Успенской Святогорской обители, которая милостью ­Божией и усердием братии и благотворителей возрождается. Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 9 марта 2004 года монастырю дан статус Лавры, что свидетельствует не только о той роли, которую играла обитель в прошлые века, но и о тех высоких задачах, которые возлагает на обитель вся полнота нашей Церкви. Лавра – не просто большой монастырь, а образец для других монастырей. Таковыми были и есть Киево-Печерская, Почаевская, Троице-Сергиева и Александро-Невская Лавры. Надеемся и верим, что Святогорская Лавра будет достойным продолжателем этих славных традиций и для всей южной окраины нашего Отечества станет духовным центром, местом молитвенного подвига и христианского просвещения. От тебя, как наместника, а ныне епископа, зависит очень многое. В своем делании будь мудр, добросердечен и доступен, вспоминая слова святителя Василия Великого, что «предстоятель слова должен все делать и говорить с осмотрительностью и по многом испытании… и засвидетельст­вовании даже тех, которые ему вверены… он не должен быть пристрастен к славе человеческой и привязан к чести, но обязан исправлять тех, которые оказывают ему такую честь». Это идеал служителя Алтаря Господня, который ты должен всегда иметь перед собой и к которому призываю тебя стремиться всю свою жизнь.

До последнего издыхания будь верен обетам, засвидетельствованным тобой сегодня перед нами – епископами, духовенством и народом Божиим.

А теперь с благоговением и страхом Божиим прими архиерейский жезл, символ твоего пастырства, мудрости и силы, с пожеланием, чтобы благословение Небесное споспешествовало тебе в архипастырских трудах, и призови благодать Господню на предстоящих и ожидающих твоего первого архиерейского благословения.