Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, 1998

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ 
Высокопреосвященнейшего ИЛАРИОНА, 
Митрополита Донецкого и Мариупольского, 
Управляющего Горловской епархией, 
благочестивому духовенству, монашествующим и мирянам, боголюбивой пастве Донбасса

«И беспрекословно – великая Благочестия Тайна:
Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе,
показал Себя Ангелам, проповедан в народах,
принят верою в мире, вознесся во славе».
(I Тим. 3:16)

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Вновь Божиею милостью наши сердца ощущают особую святую и чистую радость. Эта радость трогательная и ни с чем не сравнимая – это радость Христова Рождества. Время, которое ежедневно подстегивает нас в бурном вихре житейских забот, растворяется в особом переживании, и мы переносимся мысленно в Вифлеем, город Давидов. В ту пещеру, где Пресвятая Дева Мария, спеленав Младенца, положила его в яслях. Рядом был праведный Иосиф Обручник. А тем временем Ангельские хоралы ликовали над землей Палестины и над всем миром, славословя Бога и радуясь о человеке: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках Благоволение!” (Лк. 2:14). И пастыри поспешили в Вифлеем видеть реченное Ангелами.

Совершилось долгожданное, обещанное Богом еще падшим в раю прародителям, предвозвещенное пророками: “Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, отец вечности, Князь мира” (Ис. 9:6). Всему миру Евангелисты поведают о том, что “все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: “Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог” (Мф. 1:22-23).

Великая и непостижимая ТАЙНА. Предвечный Бог, Сын Божий, о котором Святой Евангелист Тайнозритель Иоанн Богослов говорит: “Все через него начало быть, и без Него ничто не начало быть” (Ин. 1:3), Слово Божие становится Человеком. Соединяется с человеком, который слаб, немощен, страдает, мучается, болеет и умирает, ищет истины и не находит ее, желает мира, но постоянно воюет, стремится к добру, но творит зло, желает покоя, но постоянно терзается. Еще у древних христиан было трогательное изображение Господа в виде Пастыря. Добрый Пастырь берет на плечи Свои заблудшую овцу и несет ее к стаду, чтобы лютые волки не погубили ее. Здесь разгадка великой Тайны Боговоплощения. Святая Церковь учит, что Бог сошел на землю, чтобы мы могли взойти на небеса. Но не сами, ибо мы этого сделать сами не можем. Но с Его помощью взлетаем на крыльях Божественной ЛЮБВИ: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16).

Он пришел искупить, освятить, обновить, соединить нас во единое целое -Тело Христово – Церковь Божию, Союз Любви Бога и Человека.

Он пришел сказать нам: “Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего” (Ин. 15:15).

Он пришел, чтобы сказать Небесному Отцу: “Да будут все едино, как Ты, Отче, во мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня”.

Где дружба – там нет разделений по материальному достатку, нет зависти, нет розни и войны. Где единство и любовь с верою – нет розни и войны. Где единство и любовь с верою в Пославшего Сына – там Церковь, о которой Апостол Павел пишет, что в ней “нет ни еллина, ни иудея, … варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (2 Еф. 14:15).

И в этом радость Евангельской Вести, и в этом радость Христова Рождества. Лишь в лоне Святой Христовой Апостольской Церкви можно сполна насладиться этой радостью в смиренной молитве благодарения Богу, в чистоте сердца, в единении и любви.

Святая Православная Церковь ныне особенно призывает всех своих верных чад и всех людей доброй воли к этому единению, к этой Божественной любви.

Ибо пришло страшное время смут и нестроений, обвального ниспровержения ценностей и нравственных ориентиров в человеческом сознании. Церковь призывает к любви, которая лишь одна способна спасти мир от разъедающего души людей эгоизма и самолюбия. Сам Господь пришел на землю, чтобы вновь учить нас смыслу жизни: жить для других – для Бога, для ближних, для окружающих нас. И тогда мир станет ярче и богаче, светлее и разнообразнее, без вражды и разделений, не таким мрачным и унылым, каким мы его видим сегодня.

Нашему народу, тысячу лет назад просвященному светом Евангелия, всегда были присущи самоотверженность, жертвенность, сострадательность, смирение, Богоискаиие – за что и снискал славу духоносного, а Русь называлась святой.

Потому нельзя сегодня не скорбеть о том, что сейчас все это разрушается и теряется у нас, а вместо этого остаются лишь слова о духовности да наши раздоры. Мы должны преодолеть эгоизм – этот корень всех зол. Для того и Господь родился в мир, чтобы Собой показать путь смирения, самоотвержения, борьбы с грехом, путь несения креста – путь, ведущий к ВОСКРЕСЕНИЮ.

Для нас недостаточно называться христианами, необходимо еще и быть ими. Святой Григорий Нисский учит: “Каждый из нас есть живописец собственной жизни. Наша душа есть как бы полотно, а добродетели – краски; Иисус Христос есть образец, с которого мы должны списывать” (“Цветник духовный”). И потому постараемся, чтоб наши мысли, поступки были сообразны Ему. “Для того и воплотился Он, – пишет святой Василий Великий, – как бы на иконе изображая благочестие и добродетель, чтобы, взирая на Него, мы по возможности брали пример с Первообраза”.

Возлюбленные о Господе боголюбивые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с прекрасным и по-особому трогательным праздником Рождества Христова, а также Новолетием. Да благословит всех нас Господь и в новом году миром и здравием телесным, Своими обильными милостями и щедротами. А свет нашей Евангельской Надежды и Любви да ведет нас как маяк по бурному штормящему житейскому морю среди мглы напастей и искушений этой жизни к тихой пристани Веры, чтобы свет Вифлеемской звезды как мирный и тихий огонь лампады непоколебимо озарял наши сердца. “Благодать и мир вам да умножатся в познании Бога и Христа Иисуса Господа нашего” (2 Петр. 1:2).

Божией милостью смиренный

Архиепископ Донецкий и Мариупольский,
Управляющий Горловской Епархией.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
г. Донецк, 1997-1998 гг.