Николаевский храм на Святой Скале

Николаевская церковь на Святой Скале

Николаевская церковь на меловой скале является шедевром народного зодчества XVII в. Храм, как драгоценная корона, венчает вершину мелового утёса, дополняя нерукотворную красоту, которой Творец украсил местность, издревле именуемую Святыми Горами. В этом храме, парящем высоко над землёй, душа сама устремляется к Небесному Отечеству. «Если здесь не уметь, то где же молиться? — вопрошает святитель Филарет (Гумилевский). — Здесь так близко к небу, здесь так далеко от земли!».

Храм как будто вырастает из скалы, завершая её своими тремя главами. Каким образом и когда был устроен сей храм на горе, кто автор этого удивительного произведения духовной культуры, каким чудом оно сохранилось до наших дней? Не одно столетие задаётся этими вопросами православный люд. В монастырских архивах XIX в. записано: «Построена сия Церковь с западной стороны монастыря, вне ограды оной; она изсечена до половины в природной меловой скале, когда и кем достоверно неизвестно, но предание относит построение ея к началу сей обители, во время, в которое был обретен иноками и Чудотворный образ Святителя Николая; купол над нею устроен кирпичный, относят построением своим к тому же времени».

Святая Скала в XVII в. Фрагмент рисунка архимандрита Иоиля. 1679 г.
Святая Скала в XVIII в. Фрагмент литографии «Вид Святогорского Успенского монастыря в день его открытия». Харьков. 1845 г.

Исходя из сохранившегося в Российском архиве древних актов графического изображения Святогорской обители 1679 г. и свидетельств преподобного Иоиля (Озерянского), архимандрита Святогорского, в верхней части скалы была ископана и освящена в 1634 г. церковь Успения Пресвятой Богородицы. В конце XVII в. произошло обрушение верхней части скалы. Искусные в храмостроительстве мастера сумели пристроить к сохранившемуся меловому алтарю кирпичную часть центрального объёма храма и с запада устроить небольшую деревянную колоколенку.

Трёхглавая церковь во имя святителя Николая была построена в характерном для того времени стиле, получившем впоследствии название украинского барокко. Мотивы народной деревянной архитектуры воплощены в построении ярусов центральной главы, когда на восьмерик большого объёма ставится восьмерик меньшего объёма, придавая особую стройность сооружению и в декоре северного фасада. Над алтарём храма возвышается декоративная главка с небольшим барабаном и грушевидной маковкой. С западной стороны устроена деревянная колокольня. Два маленьких окошка на северном фасаде храма напоминают бойницы и наводят на мысль о подражании окнам пещерной церкви. Сохранилось краткое описание этого храма в дневнике путешествия по Слободской Украине в 1774 г. академика Гильденштедта, который именует его часовней: «Над рекою, в нескольких стах шагах выше монастыря меловой кряж образует несколько отвесных, голых, неровных пирамидальных вершин; они являются почти самыми высокими во всем кряже и достигают саженей 30 над поверхностью воды. Между ними построена небольшая часовня, одна половина которой вырублена в меловом кряже, а другая пристроена из кирпича».

Ещё в более ранний период в архивных описях храмов Успенского Святогорского монастыря 1750-х гг. церковь святителя Николая Чудотворца упоминается наряду с Успенским собором и Петропавловской надвратной церковью. Вид Николаевской церкви этого периода сохранился на ранних гравюрах и литографиях Святогорской Успенской пустыни 1840-х гг.

Успенская Святогорская пустынь в день возобновления 15 августа 1844 г. Литография. Печать К. Поля. СПб., 1845. ГЭ, ЭРГ-31734

Множество народных легенд и преданий связано с меловой церковью, как она именовалась в народе. Часть из них следует отнести ко временам, когда храм явился во всей красе на гребне Святой Скалы, часть — когда монастырь был закрыт по Манифесту Екатерины II о секуляризации церковных земель, и его владения перешли к фавориту императрицы князю Г. Потёмкину-Таврическому. Народ по-прежнему стекался в Святые Горы, где осталась только приходская Успенская церковь и храм святителя Николая Чудотворца на горе. По свидетельству одного из самых сведущих авторов XIX в. А. Ф. Ковалевского, «народ толковал, что скала со своим храмом сама вышла из земли, что храм ея построен нечеловеческими руками, самим Богом, и говоря о Святогорской богозданной будто бы церкви, далеко разносился [слух] в окрестности, привлекая благочестивых простолюдинов. И теперь еще многие придерживаются этих преданий старины, передавая народные об этом сказания, в изобилии распространенные в селах и весях Украины».

Флойд. Вид Успенской Святогорской пустыни в Харьковской губернии. Бумага, гравюра на стали. 7,5 х 11,7 см. ГЭ, инв. № ЭРГ-444 

После возобновления древней Святогорской обители в 1844 г. с помощью благотворителей началась реконструкция всего архитектурного ансамбля. По благословению настоятеля монастыря архимандрита Арсения (Митрофанова) на средства помещицы Екатерины Шабельской в 1850–1851 гг. была сделана реконструкция Николаевского храма с устройством западного придела и новой колокольни над ним.

Северный фасад также видоизменился: появились новые дверные и оконные проёмы. Внутри храм был расширен за счёт выдолбленного в меловой скале южного придела. Общая площадь храма после реконструкции увеличилась с 42 м2 до 70 м2. Длина трёхчастного храма по линии восток-запад составила 14 м. Центральная кирпичная глава завершалась восьмигранным барабаном с маковкой и барочным крестом на высоте 23 м от основания церкви. Восточная главка сохранилась меловой. Вокруг северного и западного фасадов была устроена деревянная галерея.

Меловая скала и церковь святителя Николая. Фото XIX в. 
Церковь святителя Николая Чудотворца с дороги от Преображенской церкви. Из альбома видов Успенской Святогорской Общежительной Пустыни Харьковской губернии. Литограф Поль-Пети Пьер-Жан. СПб., 1860-е гг. Бумага, литография 

Несмотря на существенные изменения после реконструкции, храм на меловой скале не утратил своей стилистики украинского барокко времён утверждения на этой территории Слободской Украины. Газета «Харьковские губернские ведомости» тех лет писала, что удачная реконструкция древнего храма на меловой скале произведена при непосредственном участии харьковского архитектора Егора Фавра, привлечённого архимандритом Арсением к реконструкции и строительству храмов обители.

Освящение обновлённой церкви святителя Николая Чудотворца в Святых Горах совершено 16 августа 1851 г. святителем Филаретом (Гумилевским). Несколько позднее, в 1874 г., на средства купца И. П. Извекова в храме был устроен новый иконостас, вид которого сохранился на фотографиях того периода.

Иконостас Николаевской церкви на меловой скале. Стереопара. 1903 г. 17,5×8,5 см. АСЛ, Ф-1.02-00562 

В таком состоянии Николаевская церковь XVII–XIX вв. сохранялась до 1920-х гг., когда уже в закрытом монастыре подверглись разграблению все храмы обители. В Николаевской церкви были уничтожены иконостас и церковное убранство, демонтированы главки с крестами. Над центральной главой развивалось красное знамя.

Меловая скала и Николаевская церковь. Фото из альбома фотографий антирелигиозного музея при Доме отдыха им. Артема. 1930-е гг. 

Серьёзным разрушениям храм подвергся в период военных действий, развернувшихся на территории Святогорья в 1941–1943 гг. От попадания снарядов была утрачена западная глава, пострадали фасады и своды приделов церкви. В 1963 г. решением правительства Украины Николаевская церковь была включена в перечень памятников архитектуры XVII в. с выделением средств на проведение консервационных работ.

Николаевская церковь послевоенного периода 
Главы Николаевской церкви послевоенного периода 
Николаевская церковь с южной стороны. Послевоенный период 
Интерьер Николаевской церкви послевоенного периода 

С организацией в 1980 г. историко-архитектурного заповедника во 2-й пол. 1980-х гг. были проведены реставрационные работы по фасадам Николаевского храма в его исторических формах XVII–XIX вв. Однако своей естественной жизнью храм зажил только после воссоздания в 1992 г. Свято-Успенского монастыря, когда здесь возобновились богослужения. 21 мая 1994 г. в Николаевской церкви совершена первая Божественная литургия.

Братия у западной главы храма. 1994 г. 
Главы Николаевской церкви. 1996 г. 

С 20 мая 1996 г. в храме стали совершаться регулярные и праздничные богослужения. С 5 мая 1997 г. по благословению епископа Алипия здесь ежедневно читается акафист святителю Николаю, а с 14 июля 1997 г. по благословению архиепископа Донецкого и Мариупольского Илариона ежедневно совершается молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу в летнюю пору.

Николаевская церковь после реставрационных работ в год возобновления регулярных богослужений. 1996 г. 
Всенощное бдение в Николаевской церкви. 20 мая 1996 г. 

Одновременно с началом совершения богослужений в Николаевском храме по благословению наместника обители архимандрита Арсения проведён комплекс работ по воссозданию храма, устройству иконостаса, благоустройству территории. В 1998 г. силами обители проведён ремонт фасадов и интерьера Никольского храма. Воссоздание колокольни в западной главе Николаевской церкви завершилось 14 апреля 1998 г. установкой колоколов, центральным из которых стал старый часовой колокол Святогорской Успенской пустыни. Всего на колокольне было установлено 6 колоколов.

Воссоздание колокольни и установка старого часового колокола Святогорской Успенской пустыни. 14 апреля 1998 г.
Епископ Алипий в пещерном алтаре Николаевской церкви. 22 мая 1999 г. 

К дню памяти святителя Николая в мае 1999 г. в храме были установлены новый престол, аналой, запрестольный крест, резной киот для храмовой иконы, клирос и игуменское место. В период 1999–2001 гг. был устроен новый трёхъярусный иконостас, святые образа для которого писались художниками иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры Юрием и Ириной Бондаренко. В 2000 г. были установлены иконы праздничного ряда иконостаса в количестве 15 святых образов, а также верхний, третий ряд икон — образы святителя Василия Великого, апостола Петра, архистратига Михаила, Деисус, архангела Гавриила, апостола Павла, святителя Иоанна Златоуста.

Деисусный чин иконостаса Николаевской церкви 
Деисусный чин иконостаса Николаевской церкви 

8 сентября 2000 г. во время торжеств по освящению отреставрированного Успенского собора Николаевскую церковь посетил и приложился к почитаемым святым образам Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Он ознакомился с ходом работ по устройству нового иконостаса.

Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан) во время посещения Николаевской церкви. 8 сентября 2000 г. 

В августе 2001 г. были установлены иконы местного ряда: Спасителя, Боголюбской иконы Божией Матери и преподобного Иоанна Затворника. За исключением оформления резного украшения, работы по устройству иконостаса Николаевской церкви были завершены.

В сентябре 2002 г. преподаватель иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры Анна Зданович завершила роспись восточной грани центральной главы храма настенной живописью — образом Пресвятой Богородицы в иконографии «Нерушимая Стена».

Фреска на восточной стене центральной главы Николаевской церкви. Образ Божией Матери «Нерушимая Стена» 

Одновременно силами братии под руководством архимандрита Вассиана (Кефика) были осуществлены работы по благоустройству территории вокруг Николаевской церкви. С целью защиты мелового массива скалы, над открытой площадкой, примыкающей к приделу Николаевской церкви с запада, была устроена крытая галерея по типу деревянной галереи вдоль фасадов церкви в XIX в.

Крытая видовая площадка Николаевской церкви с участками меловой скалы 
Крытая видовая площадка Николаевской церкви с участками меловой скалы 

Большой комплекс работ по благоустройству территории Николаевской церкви был проведён в 2004 г. в связи с подготовкой к торжествам присвоения Свято-Успенскому монастырю почётного титула Лавры. Керамической и гранитной плитами были выложены дорога и лестница, ведущие к храму, устроены водоотливы и начаты работы по воссозданию Кирилло-Мефодиевской лестницы с нижней территории к Николаевской церкви. Полностью Кирилло-Мефодиевская лестница с устройством крытой галереи к Николаевской церкви была построена к 2009 г.

Дорога к храму 
Кирилло-Мефодиевская лестница соединила нижнюю территорию Лавры с Николаевской церковью 

Через 10 лет, в связи с 25-летием возобновления богослужения в Николаевской церкви проведён комплекс реставрационных работ по обновлению храма как внутри, так и снаружи. По благословению митрополита Арсения в течение 2019–2020 гг. был устроен новый пол из камня — песчаника, сделан свод в южном приделе церкви на месте обрушившегося подвесного потолка, установлены новые окна и двери. Работы по заполнению оконных и дверных проёмов храма выполнила бригада лаврских столяров, руководимая иеродиаконом Иосифом (Георгицей).

Работы в южном приделе храма. 4 октября 2019 г. 
Северный фасад храма. 11 марта 2020 г. 
Южный придел Николаевской церкви. Современный вид. 30 ноября 2023 г. 

Одновременно были проведены работы по реконструкции открытой галереи западнее придела Николаевской церкви. Здесь произведена замена колоннады галереи и устроено новое покрытие пола из крымского известняка. К этому виду реставрационных работ была привлечена бригада гранитчиков во главе с Алексеем Яченко.

Колоннада крытой видовой площадки. Современный вид. 30 ноября 2023 г. 
Крытая видовая площадка. 30 ноября 2023 г. 

В западной части северного фасада возобновлён вход в храм, устроенный в середине XIX в. при реконструкции храма. На фасадах и в интерьере обновлена штукатурка и произведена окраска стен. К этим работам были привлечены бригады мастеров из Ровенской области под руководством Ивана Малярчука и Харьковской под руководством Владимира Сацюка

Весной 2020 г. резчиками Лавры под началом иеродиакона Иосифа (Георгицы) был изготовлен в столярной мастерской и установлен в Николаевской церкви новый резной иконостас.

Работы были начаты 11 марта монтажом нового каркаса иконостаса и завершены 15 апреля установкой резьбы. Одновременно с иконостасом был изготовлен резной киот для храмовой иконы святителя Николая, установленный перед иконостасом с правой стороны. Позднее лаврскими резчиками был изготовлен такой же киот для образа Успения Пресвятой Богородицы, который установлен с левой стороны.

Установка нового каркаса иконостаса. 11 марта 2020 г. 
Устройство резного иконостаса Николаевской церкви. 8 апреля 2020 г. 
Иконостас Николаевской церкви. 18 мая 2020 г. 

В западном приделе Николаевской церкви, кроме устройства дверного проёма была установлена новая лестница на хоры и колокольню. Внутри колокольни также произведен ремонт с установкой оконных заполнений со цветными стёклами.

Западный придел Николаевской церкви после ремонтно-реставрационных работ. 2020 г. 
Колокольня Николаевской церкви. Современный вид. Фото 30.11.2023 г. 

Также летом и осенью 2020 г. проведены реставрационные работы глав Николаевской церкви с заменой прогнивших деревянных конструкций и покрытием их медью. Кровельные работы выполнены опытными харьковскими мастерами во главе с Сергеем Свечкарёвым. Золочение сусальным золотом крестов и главок Николаевской церкви произвели позолотчики из Западной Украины Юрий Валигура и Андрей Присяжнюк под руководством Олега Нека.

Николаевская церковь в процессе реставрации. 17 октября 2020 г.
Николаевская церковь после реставрации. 9 ноября 2020 г. 

После завершения реставрационных работ Николаевской церкви здесь вновь возобновлены регулярные богослужения. Ежедневно в тёплое время года с 14 часов служится молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.

Ежегодно 22 мая, в день памяти Николая Чудотворца при большом стечении православного народа совершается крестный ход с почитаемой иконой святителя Николая и пением акафиста великому угоднику Божию и Чудотворцу. Крестный ход начинается от Успенского собора и проходит по Кирилло-Мефодиевской лестнице к Николаевскому храму.

Подъём к Николаевской церкви крестным ходом по Кирилло-Мефодиевской лестнице  
Водосвятный молебен на площадке Андреевской часовни 

Здесь на площадке Андреевской часовни с особой торжественностью служится водосвятный молебен. В самом Николаевском храме в этот день проводится ранняя Божественная литургия и совершается помазание маслом от лампады перед его иконой с добавлением мира от мощей святителя Николая Чудотворца. Храмовая икона святителя Николая глубоко почитается в народе, свидетельством чему служит множество подвесок, преподнесённых верующими, получившими помощь по молитвам к великому угоднику Божию святителю Николаю Чудотворцу. По своей иконографии храмовый образ святителя Николая относится к типу, получившему название «Никола отвратный» (отвращающий зло).

Храмовая икона святителя Николая Чудотворца «Никола отвратный» 

Во время активных военных действий весной и летом 2022 г., когда Святая Скала подверглась обстрелам, храм Николая Чудотворца чудом не пострадал, хотя снаряды разрывались в считанных метрах от него.

С мая 2023 г. в Николаевской церкви вновь возобновились праздничные и регулярные богослужения с той разницей, что традиционные крестный ход и водосвятный молебен 22 мая 2023 г. совершили не на площадке Андреевской часовни, которая серьёзно пострадала от прямого попадания снаряда, а перед самим храмом святителя Николая.

Водосвятный молебен на площадке перед Николаевской церковью. 22 мая 2023 г. 
Помазание от храмовой иконы святителя Николая Чудотворца. 22 мая 2023 г. 

Материалы по теме:

— Миколаївська церква Святогірського Успенського монастиря як пам’ятка архітектури (до 375-річчя першої згадки свт. Миколая Чудотворця Святогірського)

Нет фотографий