16 ноября Святогорскую обитель посетил Блаженнейший митрополит Владимир (фото, видео)

16 фото / 1 видео

16 ноября 1998 г. Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины впервые посетил Святогорскую обитель.

Его Блаженство прибыл в Святые Горы по окончании литургии, и под праздничный колокольный звон святогорская братия и прибывшее на это знаменательное событие белое духовенство в составе 40 человек вышли из храма навстречу Предстоятелю Украинской Православной Церкви. Во главе торжественного шествия несли хоругви, в руках дьяконов были свечи и кадила. К встрече почётного гостя также несли большой каравай, испечённый в монастырской пекарне, и цветы.

Наместник архимандрит Арсений, преподнося Блаженнейшему митрополиту Святой Крест, сказал ему приветственное слово: «Ваше Блаженство! Мы рады от лица братии и многочисленных паломников Православного Донбасса приветствовать Вас в святыне Святогорской обители. Более 100 лет прошло, как митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) посещал эту святую обитель. Тогда он возрождал её после екатерининского закрытия, Вам Господь судил посетить обитель во время её возрождения после страшного, безбожного гонения на Святое Православие. И мы ныне восклицаем в радости, видя это возрождение: «Благословен Грядый во имя Господне!»

Во время архипастырского визита в Святые Горы Блаженнейшего владыку Владимира сопровождали несколько архиереев — митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, архиепископ Донецкий и Мариупольский Иларион, архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей, епископ Алипий, благочинный монастырей Одесской епархии архимандрит Алексий (Гроха).

После торжественной встречи Блаженнейшего братией святой обители во главе с её отцом-наместником, митрополит Владимир совершил молитвенное поклонение святыням монастыря. Его Блаженство помолился в Свято-Покровском храме, возглавив молебен преподобному Иоанну Затворнику, Святогорскому Чудотворцу, также помолился у чудотворной иконы Богородицы, именуемой «Святогорская».

По окончании молебна Святогорскому Чудотворцу, Блаженнейший владыка обратился ко всем собравшимся со своим архипастырским словом.

«Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший владыка архиепископ Иларион, Ваше Высокопреподобие, дорогой отец наместник Арсений, братия, насельники и все присутствующие.

Я уверен, что радуется сегодня не только наша святая земная Церковь, но и Небесная Церковь по случаю тому, что из пепла восстаёт вновь святое место и занимает в жизни истории нашей Церкви и нашего народа своё давно известное и прославленное место и значение.

Я благодарю Вас, владыка Иларион, как настоятеля этой святой обители, отца архимандрита Арсения как наместника этой обители и всех, кто здесь живёт и несёт свой подвиг, за те труды, которые вы полагаете, не жалея часто ни времени, ни своей жизни, чтобы благоустроить эту обитель, чтобы подать тем, кто приходит сюда то, чего они ищут в этой жизни. Чтобы каждый, кто приходит, получил здесь мир и успокоение. Не так просто возрождать то, что было поругано, порушено, но сегодня Господь смилосердствовался над нами и даёт нам возможность вновь приложить свои усилия, свидетельствуя своей верой и преданностью этой Церкви и Богу воздвигать то, что было почти что уничтожено накануне.

Монашество, монашеский подвиг, хотя он подчиняется общемонастырскому, общецерковному уставу, у каждого свой, неповторимо личный, как у каждого христианина его отношение к Богу и общение с Богом тоже в этой жизни бывают неповторимо личными. Монашество не понято было светскими людьми в прежние времена, не понято оно и в сегодняшний день, потому что  только нужно стать монахом, чтобы узнать, что это такое и ради чего стоит посвятить свою жизнь.

Я хочу поблагодарить вас, владыка и братия, за то, что вы не только заботились о том, чтобы внешне эта обитель обрела свой прежний вид и благолепие. Но больше того заботитесь о том, чтобы благоукрасить души тех, кто здесь подвизается и кто сюда приходит в поисках покаяния, ища помощи Божией, мира и умиротворения.

Пречистая, Сама Царица неба и земли явила нам пример Первоинокини в мире. Она первой пронесла монашеский подвиг, приготовляя себя для великого дела — для рождения в мир Царя Небесного, став затем Царицей неба и земли, нашей Покровительницей и постоянной Ходатаицей за нас перед Богом. Сегодня, как никогда, каждый из нас, каждый гражданин нашей страны и член нашей Церкви, так и все люди мира нуждаются в особенном благодатном даре — в молитве. Уходящее второе тысячелетие от Рождества Христова уже явило нам много бедствий, много таких вещей, над которыми следует очень серьёзно задуматься и сделать вывод для своего спасения, для того чтобы  быть нормальным христианином и гражданином.

Нам неизвестно, что Господь готовит нам с наступлением третьего тысячелетия после Его воплощения. Но никто ничего нам никогда не обещал, что будет всё прекрасно, что будет так хорошо, как нам бы хотелось. У Бога Свои планы и Он об этом говорит: «Мои пути — не ваши пути, и ваши мысли — не Мои мысли». У Бога есть Свои планы, мы же должны смиренно просить Его, чтобы Он пощадил нашу немощь, послал благодатную помощь, как Он это делает постоянно, чтобы мы достигли в этой жизни истины, достигли того, чего хочет Сам Господь. А Он, согласно слов Божиих и Священного Писания, говорит: «Господь не хочет, чтоб погиб хотя бы один грешник, но хочет, чтобы все спаслись и в разум истины пришли».

Божия Матерь, как Первоинокиня в мире святом, явила Себя тем подвигом, который называется постоянным предстоянием у Бога, перед очами Божьими. Главный подвиг монашеский, который несут добровольно братия или сестры, пришедшие в святую обитель, заключается тоже в этом постоянном предстоянии. И не столько за свою душу, за своё собственое спасение, сколько за души страждущего народа, за многих людей, которые не устроены, не обучены и которые невольно, даже не зная, что такое Церковь, выступают сегодня против Церкви. Новые враждебные силы пытаются разорвать, разделить ещё то единственное, что в нашем окружении, да и в нашей стране и в других странах, соседей наших, что единственное ещё являет собою монолит — это Церковь Святая, Православная, Каноническая, Соборная, Апостольская. И против этого воюет сегодня враг различными способами и действиями, наущая нетвёрдо стоящих в вере людей, которые даже иногда как будто с хороших побуждений выступают, критикуют, порочат, чернят Церковь, не зная до конца, что это такое, кто это основал и зачем она на земле существует волей Божией. Поэтому нужно бодрствовать не только о спасении своей души, но защищать Святую Церковь — нашу Мать, которая всегда была с народом на протяжении всей истории нашей и будет до скончания века. Потому что для этого основал Господь Церковь на земле, чтобы нас собирать, чтобы нас крепить в единстве веры, любви и надежды, единстве подвига, который несёт каждый христианин в этой жизни, особенно тот, кто взял на себя добровольно так называемый ангельский чин.

Само наименование монашеское «ангельский чин» свидетельствует о том, что этот человек, монах или монахиня, должен постоянно в постоянной молитве пребывать пред Богом. Как Ангелы непрестанно славят Его и возсылают Ему хвалу, так каждый монах должен в подражание послушания Ангельского в обители святой воздавать славу и благодарение Богу. Содействовать тому, чтобы тот народ, который приходит сюда в поисках святого, в поисках помощи, чтоб тот народ не отходил или же уходил из обители так и не услышан. Это к очень многому обязывает каждого инока и насельника и это есть священное и первостепенное в монашеском подвиге.

Монашеский подвиг, совершаемый нами, братия, совершают и другие, не только надеясь на свои собственные силы, — прежде всего, на силу Божию, которая всегда побеждает всякие вражеские прилоги и посылает всем нам, не монахам — помогает нести жизненный Крест нелёгкий, монахам же помогает дважды, которые несут дважды крест жизненный — один за себя, другой за Церковь и за страну.

Молитесь, братия, за всех людей, за весь мир, который сегодня безумствует. С одной стороны, кажется, наступила свобода, когда можно свободно править слово Христовой истины, проповедовать, строить и ремонтировать храмы, открывать новые монастыри. Но вместе с тем, с этим временем пришло и другое бедствие, которое раздирает Церковь, обессиливает её, порочит, как и те страшные расколы среди православных, особенно у нас на Украине. Это ереси, это те потоки всякой лжи и сатанинских действий, которые плывут за счёт западных денег. Плывут сюда на Восток, чтоб здесь покорить, чтоб здесь изменить, чтоб установить свои новые правила и новые порядки, прикрываясь, конечно, как всегда, Словом Божиим, Святым Евангелием и различными видениями, прорицаниями и духоносными, как они себя называют, явлениями — харизматами.

Сегодня Церковь в тяжёлом состоянии, потому и общество в тяжёлом состоянии. Мы ещё не расплатились достаточно за своих отцов и дедов, которые совершили страшные в России переворот и революцию, и которые почитали, строили храмы, а потом сами же своими ногами топтали, сжигали, оскверняли. Вот как враг потемнил рассудок. Мы будем бояться, братья и сестры, ограждать себя чаще силою Животворящего Креста и предстоять в молитве перед Богом, чтоб Господь простил наши прошлые грехи и наших дедов и родителей, и чтоб укрепил нашу немощную веру. Чтоб мы могли сегодня, если Господь благословит и надо будет, постоять вплоть до крови за Евангельскую правду, за истинность и учение, и спасительное действие Святой нашей канонической Церкви.

Хотелось бы многое, многое говорить вам, вместе с вами рассуждая о том, что для нас сегодня является главным, что второстепенным. Но я призываю вас чаще молиться, чаще молиться и просить Господа за всю нашу Святую Церковь, за наш Боголюбивый и не Боголюбивый народ Украины. За все страны соседей, за славян Православных, за Восточные Церкви, чтобы Господь, Един был бы Хозяином в единой Соборной Святой Апостольской Церкви и помог бы прозреть тем, кто уклоняется в раскол, в ересь, кто озлобляется, выступает против Церкви, против её священноначалия, против её порядков и уставов, в том числе и против монастырей и несущих в монастырях подвиг.

Я призываю молитвенное ходатайство за вас всех Пречистой Божией Матери Царицы неба и земли, чтоб Она Своим святым покровом покрывала и защищала, и согревала нас. Я привожу в молитву и умоляю ныне, мы обращаемся к нему постоянно, Затворнику преподобному Иоанну чудотворцу Святогорскому, который здесь с нами был, с нами и остаётся до Второго пришествия, чтобы он умолил Господа, чтоб Господь пробавлял нам Свою милость над нами, грешными, недостойными.

Святии вси с Богородицею, сотворите молитву о нас, недостойных, да будем верны Церкви, Богу до нашего последнего издыхания в надежде на то, что Господь посылает испытания, Господь пошлёт и силы, и укрепление.

Благодать, милость и благословение Господне пусть пребывает с вами и ныне, и все будущие времена в течение всей нашей жизни, чтобы мы достойно прошли кратковременный свой земной путь и наследовали будущность в Боге и в Боге, которая называется как раз спасением и вечной жизнью. Аминь».

В ответном благодарственном слове Предстоятелю Украинской Православной Церкви наместник Святогорской обители архимандрит Арсений сердечно поблагодарил Блаженнейшего Владыку за его первый архипастырский визит в Святые Горы и за совместную молитву, выразив надежду на непременное частое посещение Святогорской обители Его Блаженством в будущем:

«Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства, Ваше Преосвященство, всечестные отцы братья и сёстры!

Достойным преемником первого настоятеля возрождавшейся в 1844 г. древней Святогорской обители был знаменитый впоследствии архимандрит Герман. В самом начале, когда после смерти своего предшественника принял на себя настоятельство, получил это назначение — сан игумена в Харькове, приехал в обитель и ужаснулся. Он впал в малодушие и плакал со словами: «Как я могу управлять столь многочисленной братией?» Причём обитель была тогда только восстанавливающейся после екатерининского закрытия, всё было разрушено, предстояла огромная стройка. И он в таком состоянии уснул. Ему явилась Божия Матерь с тростью в руке и сказала: «Малодушный! Что ты унываешь? Видишь вот эту трость в моей руке? Вот ты — как эта трость: Я здесь Игуменья в этой обители, а ты только трость в Моей руке». И мы, братия святой этой обители, владыко, верим, что Царица Небесная была и остаётся нашей Игуменией святой Святогорской обители, которая носит название, сходное с названием Святой Горы Афон.

В своё время Божия Матерь так пеклась об обители, что явилась жене священника перед самым погромом обители вместе с пророчицей Анной, и повелела скрыть монастырскую ризницу, о месте которой до сих пор ходят только слухи, потому что не осталось свидетелей, где она скрыта. Царица Небесная, скрывши эту ризницу, как  скрыла её от поругания, оставив её на будущее святой обители.

И мы верим, что Царица Небесная сегодня привела Вас в нашу святую обитель. Мы искренне, по-сыновнему радуемся Вашему приезду, владыко. Вся братия, конечно, готовилась встретить Вас с достоинством, насколько это возможно в оставленных нам руинах, в таком наследии. Но, тем не менее, готовились мы не из пустого какого-то человекоугодия, а с искренней любовью сделать Вам что-то доброе и приятное. Потому что знаем, что Вам в наше время, несмотря на блеск и великолепие архиерейских служб, слишком много достаётся скорбей, слёз, горя видеть людские страдания, видеть беды своего народа и терзаться за это сердцем. Хочется хоть на какую-то минуту, хоть на какое-то мгновение, чтобы Вы хоть чуть-чуть утешились в нашей святой обители искренней нашей любовью.

И сегодня совершая литургию, братия молилась о Вашем приезде и переживала за Вас, за Ваш приезд, мы вынимали частицу о Вашем здравии, о здравии архиереев, приехавших с Вами. И вместе с тем братия подготовила, владыко, Вам в подарок эту икону Божией Матери «Одигитрии». Царица Небесная привела Вас в святую обитель к нам. Дай Боже, чтоб Она не только осенью в этот зазимок приводила, но и  весной, и  летом, и осенью. Чтобы Вы увидели не только какое-то внутреннее состояние обители, но и внешнее благолепие природы, которым украсил Господь это святое место по любви к нему, избрав это место как сугубый источник благодати для многих притекающих сюда.

Хочется пожелать Вам, владыко, здравия, долгоденствия, а главное — спасения. И чтобы Вы были Предстоятелем нашей святой Православной Церкви ещё многие и многие лета, дорогой владыко! А мы под Вашим омофором умолили бы Божию Матерь, чтобы Она не отняла Своего Святого Покрова не только от нашей обители, но от всего нашего Отечества, многострадальной Руси Святой и пребывала всегда Своим Благодатным Покровом вместе со всеми нами.

Ис полла эти дэспота, Ваше Блаженство! Многая Вам лета!»

В подарок от лица всех святогорцев отец-наместник преподнёс Его Блаженству икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия».

Большое впечатление произвела обитель на Блаженнейшего митрополита. Предстоятель искренне полюбил древнее место иноческих подвигов и молитвы. Владыка Владимир интересовался нуждами монастыря, расспрашивал о проблемах, давал мудрые советы к устроению иноческой жизни.

В тот же день Блаженнейший митрополит Владимир отбыл обратно в Киев. Торжественным колокольным звоном провожала святогорская братия Его Блаженство, надеясь в скором будущем вновь иметь радость встречи и молитвенного общения с Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

Фотоальбом на  Святогорская Лавра фото на Flickr

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *