Празднование в честь чудотворного образа Божией Матери «Троеручица»

«Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,
Вси вернии исполнишася радости и веселия…»
(из кондака праздника)

С тех пор, как Господь наш Иисус Христос, претерпевая крестные страдания за падшего человека, вверил весь его род в лице Своего ученика, святого апостола Иоанна Богослова молитвам и попечению Своей Пречистой Матери, является Она усердной нашей Заступницей, скорой Помощницей, непрестанной Молитвенницей и Ходатаицей пред Богом. Бесчисленны благодеяния Пречистой Владычицы Девы Боогородицы к роду человеческому! История каждой святой иконы — это дивная летопись непрестанной заботы и покровительства Пречистой Девы Марии всем, кто нуждается в Её помощи.

Одним из наиболее известных чудотворных образов Царицы Небесной является икона «Троеручица». История её почитания являет собой торжество правды и славы Божией и восходит к XIII веку — скорбному для христиан времени, ибо тогда в Византийской империи свирепствовала иконоборческая ересь. Яростный её сторонник Лев Исаврянин, император Византии, не только сам не почитал святых икон, но жестоко преследовал всех и каждого, кто брал на себя смелость оказывать иконам должное почитание. Непокорные царю-еретику подвергались изгнанию, заключению, пыткам и даже смертной казни, а святые иконы — осквернению и уничтожению. И лишь за пределами Византии христиане оставались свободными в почитании святых икон. Αγιος+Ιωαννης+∆αμασκηνοςТак, например, в мусульманском городе Дамаске христиане не были стеснены в своей вере и чтили иконы. Причина такой свободы вероисповедания заключалась в том, что первым министром местного халифа был истовый христианин и ревностный почитатель святых икон, опытный богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Святая Церковь празднует 17 декабря). Пребывая на неподвластной Византии сирийской территории, он безбоязненно и без препятствий писал свои богословские письма, в которых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал святость и богоугодность иконопочитания. Перу знаменитого богослова из Дамаска принадлежат известные нам «Три слова в защиту святых икон».

Богодухновенные письма преподобного Иоанна Дамаскина обрели большую известность не только на его родине в Сирии, но и в самой Византии. Христиане тайно переписывали эти письма и как сокровище передавали их из рук в руки, дабы через святые послания колеблющиеся или же отпавшие утверждались в непорочной вере и оставляли иконоборческую ересь.

Труды преподобного Дамаскина довольно сильно раздражали еретичествующего византийского императора, который в своей лютой ненависти замыслил погубить святого, лишив таким образом Церковь Христову непобедимого защитника и поборника истинной веры. Против Иоанна Дамаскина был составлен злой и коварный замысел. По приказу своего императора, слуги нашли подлинные письма преподобного Иоанна, писанные им собственноручно, а искусные царские каллиграфы, изучив их, смогли подделать подчерк святого богослова и составить письмо, якобы написанное святым Иоанном к нему, императору Византии Льву Исаврянину. Содержание же составленного каллиграфами письма имело характер государственной измены. В этом письме от лица Иоанна Дамаскина, первого министра города, содержались призывы к военному захвату Дамаска византийскими войсками, при этом первый министр будто бы обещал всецелую помощь и поддержку в вероломном захвате столицы. Подложное письмо император-еретик и послал дамасскому халифу, сопроводив комментариями, в которых лицемерно уверял халифа в дружбе и желании мира. Для придания своим лживым словам видимости правды византийский император говорил, что пренебрегает предложением Иоанна и передаёт халифу письмо, свидетельствующее о предательстве его первого министра.

Получив письмо, легковерный халиф впал в ярость и, забыв о многолетней преданной службе своего первого министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой Иоанн якобы предложил изменнический план византийскому императору. Не дав возможности оправдаться, палачи привели приговор в исполнение, а отсечённая кисть по приказу халифа была повешена на базарной площади у всех на виду. К вечеру по просьбе преподобного Иоанна халиф позволил вернуть ему отсеченную кисть десницы. Приложив её к суставу и перевязав её платком, святой страдалец пал ниц перед иконой Божией Матери. С верою молился преподобный ко Святой Владычице Богородице, прося исцелить его покалеченную руку, столько доселе написавшую в защиту Святой Церкви Христовой. «Пречистая Дево, — взывал святой Иоанн, — разве допустишь Ты, чтобы пострадала та рука, которая столько написала песнопений, прославляющих Тебя и Твоего Божественного Сына, которая написала столько посланий в защиту Твоих святых икон!» Со слезами преподобный Иоанн обещал умножить свои труды в случае исцеления. На этих словах святого склонил сон, и в нём ему явилась Сама Пречистая Дева. Взглянув на него светлыми и милостивыми, полными любви очами, Пресвятая Дева сказала: «Вот, твоя рука теперь здорова. Не скорби более и исполни то, что обещал Мне в твоей молитве!» Пробудившись ото сна, преподобный Иоанн увидел, что рука его невредима, и только красный рубец остался на месте отсечения как напоминание о произошедшем чуде. Согласно преданию, по своём пробуждении преподобный Иоанн, исполняя обещание, излил благодарность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» (ныне эта песнь является задостойником в литургии святого Василия Великого). Также было написано песнопение «Твоя победительная десница благолепно в крепости прославися» (ныне первый ирмос воскресного канона).

Прп. Иоанн Дамаскин
Икона Святогорской Лавры прп. Иоанна Дамаскина

В память о явленной ему милости и в знак своей благодарности Пресвятой Богородице за исполнение его молитв святой Иоанн изготовил и приложил к иконе сделанную из серебра вотивную руку[1], как свой дар за чудо исцеления. Оттого и стала называться икона «Троеручицею», и с тех пор такая десница изображается на всех списках сего чудотворного образа.

Сам же преподобный Иоанн Дамаскин на иконах обычно изображается с особым платом, покрывающим его голову. По преданию, это тот самый платок, который послужил святому повязкой для его отсеченной руки и который в память об исцелении он стал носить в качестве головного убора.

После своего чудесного исцеления преподобный Дамаскин был оправдан в глазах халифа, но не пожелал возвращаться на прежнюю должность и более не захотел оставаться в Дамаске. Свои стопы он направил в обитель преподобного Саввы Освященного, где исполнил свою давнюю мечту о принятии иноческого пострига. Сюда же преподобный принёс икону Божией Матери, пред которой он получил чудесное исцеление. Долгое время икона пребывала в обители преподобного Саввы Освященного. Затем промыслом Божиим икона Пресвятой Богородицы «Троеручица» (на греческом «Трихейроуса» — «Tριχερούσα») оказалась на Святой Горе Афон и поныне находится там во Введенском храме сербского монастыря Хиландар. Списки с этой иконы в великом множестве разошлись по всему миру и многие из них прославились чудотворениями.

Почитание чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица» на Святой Руси

«… како Ты, Владычице Всепетая,
двема рукама Сына и Господа объемлеши,
третиею же дивный покров и заступление рабом твоим являеши,
спаси, Владычице, души наша от всех бед, зол и обстояний»
(из стихиры службы праздника)

Слава о чудотворном образе Богоматери «Троеручица» и великого множества чудес, совершаемых по молитве перед ней, достигла пределов Святой Руси. Желая иметь благословение из Земного Удела Божией Матери на своей родной земле, святейший патриарх Никон обратился к афонским инокам с просьбой написать и прислать ему точный список с иконы «Троеручицы». 16 октября 1662 года этот образ был торжественно встречен и поставлен в главном храме Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Списки со святой иконы со временем появились и в других храмах. Они также прославились многими чудесами и получили известность.

Троеручица
Икона Божией Матери «Троеручица». Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Святогорская Лавра

Есть почитаемый образ Пресвятой Богородицы «Троеручица» и в Свято-Успенской Святогорской Лавре. Эта икона ранее находилась в одном из молдавских монастырей. Впоследствии икона была передана в Святогорскую Лавру и сейчас находится в трапезной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

С этой почитаемой иконой Божией Матери, именуемой «Троеручица», связана удивительная история чудесного исцеления, которое произошло совсем недавно, около 15-ти лет назад. Тогда, в недалёком 2000 году, в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру приехал один очень влиятельный человек, много лет страдающий тяжёлым кожным заболеванием рук. Много сил и средств потратил он на лечение своей болезни, какие только способы не перепробовал — ничего не помогало! Его смотрели врачи в лучших клиниках Европы, ему прописывали самые дорогие лекарства и назначали самые передовые методы лечения, но болезнь никак не отступала…

Почти отчаявшись, но всё же питая последнюю надежду на исцеление, этот человек прибегает за помощью в своей беде сюда, в Святые Горы, в один из земных уделов Царицы Небесной. В уповании на Её святую помощь и скорое утешение, он посвящает в свою беду владыку Арсения (тогда ещё подвизавшегося здесь в сане архимандрита) и просит отслужить за него молебен перед иконой Пресвятой Богородицы «Троеручица», надеясь получить столь желанное исцеление от своего недуга.

«Владычице, приими молитвы раб Твоих и избави нас от всякия нужды и печали»
(стихира службы праздника)

В ответ на его просьбу в Покровском храме Свято-Успенской Святогорской Лавры служится молебен о здравии сего болящего раба Божия. Икона Пресвятой Богородицы «Троеручица», пред которой служился этот молебен, была им избрана не случайно — ведь когда-то сотни лет назад пред этим образом от Пречистой Девы Марии получил чудесное исцеление своей руки преподобный Иоанн Дамаскин.

После молебна владыка Арсений помазал больного маслом от лампады иконы «Троеручица». Помолившись у монастырских святынь, страждущий человек вскоре возвратился из Святогорья домой. И вот, спустя совсем недолгое время, он звонит владыке со словами благодарности и делится ликующей радостью — о, чудо! Его руки совершенно здоровы! Болезненный твёрдый покров с них спал, словно чешуя, и руки его стали совершенно здоровыми, как много лет назад. Не высказать, как был счастлив этот человек и сколько радости он испытал от столь долгожданного и выстраданного им исцеления, как он славил за это Бога и Его Пречистую Матерь!

Икона Божией Матери «Троеручица». Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Святогорская Лавра

В благодарную память о своём чудесном исцелении, подобно святому Иоанну Дамаскину, этот раб Божий тоже решает увековечить произошедшее с ним чудо. В дар Святогорскому монастырю он передает отлитую из золота вотивную руку и её подвешивают к иконе Божией Матери «Троеручица», перед которой и свершилось сие дивное исцеление.

«Восхваляюще чудо от святыя Твоея иконы, толико неведомое,
вси вопием Тебе, Дево Пречистая: молитвами Твоими спаси души наша»
(стихира службы праздника)

Вот так и в наше время по молитвам Пресвятой Богородицы совершаются чудесные знамения святой славы Её Божественного Сына, когда с верой прибегающий к святым Её иконам страждущий люд сподобляется столь дивных исцелений, а Святая Церковь в который раз радуется очередным из бесчисленных утверждений истинности и праведности почитания святых своих икон.


[1]Традиция исцелительных вотивов — древний обычай, по которому больные приносят дары с изображением своего больного органа с просьбой об исцелении или в благодарность за него. В Православии существует традиция подвешевания исцелительных вотивов на чудотворные иконы на цепочках. Так, многие чтимые чудотворные иконы имеют вотивные привески (иногда цепочки и нательные кресты, иногда — изображения из драгоценных металлов исцеленных органов).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *