Праздник трех святителей — престольный день Святогорской Лавры

1 августа в Святогорской Лавре празднуется память трёх святителей — Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского.

Само празднование установлено Церковью в конце XIX века при таких обстоятельствах: посещая в 1899 году храмы епархии, архиепископ Тверской Димитрий (Самбикин; †1908) обнаружил, что в храме в честь Рождества Христова в городе Бежецке имеется придел во имя трех вышеназванных святителей, освященный 29 октября 1868 года. Особые тропарь и кондак трем святителям были составлены известным агиографом А.Н.Муравьевым по благословению епископа Полтавского Иоанна. Крестовый храм Преосвященного Иоанна, расположенный в селе Андрушке, также был посвящен святителям Димитрию, Митрофану и Тихону. Вышеизложенное событие послужило истоком установления праздника трем русским святителям.

В честь этого церковного праздника в XIX столетии был освящен левый придел главного храма Святогорской обители — собора Успения Пресвятой Богородицы.

Следует заметить, что «трехсвятительским» этот придел получил название при настоятеле Святогорской Пустыни, преподобном архимандрите Германе (Клице), в 1869 году и посвящен святителям, канонизацию которых Православная Церковь совершила в разные годы: Димитрия Ростовского — в 1757 г., Митрофана Воронежского — в 1832 г., Тихона Задонского — в 1861 г. В середине XIX века почитание трех святителей стало общенародным, поэтому, откликаясь сердцем на чествование этих угодников Божиих, святогорские настоятели — преподобный Арсений (Митрофанов) и преподобный Герман (Клица) — явили заботу о том, чтобы славные имена трех русских святителей поминались и на Святых Горах.

Икона-трех-святителей-русских
Икона трех святителей из иконостаса Успенского собора

Необходимо отметить, что счастливая мысль иметь левый придел Успенского храма как трехсвятительский возникла не сразу. Вначале первый настоятель Святогорского монастыря, возобновленного в 1844 году, преподобный Арсений при строительстве Успенского храма пожелал посвятить левый придел лишь Воронежскому святителю Митрофану (святитель Тихон еще не был прославлен). Спустя время, после смерти архимандрита Арсения, его приемник в управлении Святогорской обителью, архимандрит Герман, решает посвятить левый придел уже двум святителям: Митрофану, епископу Воронежскому, и новопрославленному Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому чудотворцу, а затем, спустя несколько лет, по совету духовного писателя, церковного историка, в прошлом обер-секретаря Святейшего Синода А.Н.Муравьева, в честь третьего святителя Русской Церкви — Димитрия Ростовского. Таким образом, левый придел получил наименование трехсвятительского.

Вот как об этом событии вспоминает составитель житий святогорских святых XIX века Андрей Ковалевский: «13 августа 1861 года, в тот самый день, когда вся православная Русь светло праздновала открытие в городе Задонске святых и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Тихона, епископ Воронежского, отец Герман в домовой церкви Потемкиных в присутствии Августейшей Семьи совершил Божественную Литургию. [В то время царская Семья, прибывшая в Святые Горы, остановилась в имении Т.Б.Потемкиной, которое располагалось недалеко от Святогорской обители — прим. Автора.] По желанию Императрицы им же был отслужен первый молебен новоявленному угоднику Божиему святителю Тихону, в память чего отец Герман решил левый придел новостроившегося собора, посвященный архимандритом Арсением святителю Воронежскому Митрофану, вместе посвятить и святителю Тихону. Впоследствии, по предложению А.Н.Муравьева, он присоединил к ним и святителя Димитрия Ростовского, посвятив этот придел совместно всем трем святителям Русской Церкви: Димитрию, Митрофану и Тихону».

На освящении правого придела собора Успения Божией Матери присутствовала благодетельница Святогорской Пустыни, Татьяна Борисовна Потемкина. 13 сентября 1868 г. архимандрит Герман освятил этот придел в честь ее небесной покровительницы — святой мученицы Татианы и великомученицы Варвары. Цель такого освящения — «всегда, — как замечал А.Ф.Ковалевский, — напоминать насельникам Святогорской обители ее имя и многие ее благодеяния». Левый, трехсвятительский придел, был освящен позже, 8 августа 1869 года, на сороковой день по смерти благодетельницы Святогорской Пустыни — Татьяна Борисовна преставилась 1/14 июля 1869 г. По свидетельству А.Ф.Ковалевского, «собору трех российских святителей А.Н.Муравьев составил особые тропарь и кондак, а братия обители написали совместную службу».

Со второй половины XIX столетия на левой колонне, поддерживающей своды Успенского собора, были изображены три святителя как раз напротив левого, трехсвятительского, придела, освященного в их честь. Писаный этот образ помещался в изящном лепном беломраморном киоте. Также и на правой передней колонне находилась икона трех святителей: Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, писаная «на медном листу».

Иконостас Успенского собора. Фото к. XIX в.
Иконостас Успенского собора. На левой колонне икона трех святителей. Фото к. XIX в.

Необходимо также сказать, что в самом конце XX века, после открытия Святогорского монастыря в 1992 году, первая литургия в Успенском соборе была отслужена 20 августа 1992 года, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел собора.

Трехсвятительский-придел
Трехсвятительский придел Успенского собора

А в день памяти святителя Димитрия Ростовского, 4 октября 1992 г., в обитель возвратилась чтимая Святогорская икона Божией Матери, которую торжественно крестным ходом перенесли в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе. Последний отрезок пути (Славянск — Святые Горы), расстоянием около 32 км, более девяти часов крестный ход шел пешком, а икону несли священнослужители на руках. До этого последним местопребыванием Святогорской святыни была церковь в селе Новотроицком Волновахского района.

Тропарь святителей Димитрия Ростовского, Митрофана и Тихона Воронежских, глас 8:

Якоже древле на Востоцех трие велицыи святителие,/ сильный словом Василий,/ глубина Богословия Григорий и Златоустый Иоанн,/ тако и днесь в стране полунощней/ три новоявленная светила веры на тверди церковней востекоша:/ столп веры Митрофан,/ слово истины в лице царю исповедавый,/ и обличитель раскола Димитрий,/ мечем обоюду острым вся козни его разсекий,/ и помазания полный сосуд Тихон,/ тихостию словес своих грешника к покаянию призвавый./ О велицыи трие святителие земли Российския,/ молите Христа Бога, Емуже угодни бысте,/ спастися душам нашим.

Кондак святителей Димитрия Ростовского, Митрофана и Тихона Воронежских, глас 3:

Иже в поздния наша роды и в последняя времена/ обуреваемых треволнением житейских страстей и хладом безверия недугующих/ в скорби душевней утешивший и теплотою вашея веры согревавший,/ трие новоявленный святителие Российстии,/ Димитрие, Митрофане и Тихоне,/ на камени Православия утвердите ны/ и, яко чадолюбивии отцы,/ духовная чада ваша стезею заповедей отеческих в Царствие Христово вслед себе руководите.

Молитва общая святителем Христовым Митрофану и Тихону, Воронежским чудотворцам

О велиции угодницы Божии, крепции наши заступницы и молитвенницы, всехвальнии святителие Христови и чудотворцы Митрофане и Тихоне. Услышите нас, к вам припадающих и с верою вас призывающих. Поминайте нас у Престола Вседержителя и молитеся о нас непрестанно ко Христу, Богу нашему, дадеся бо вам благодать молитися за ны. Умолите предстательством вашим Всемилостиваго Бога нашего, да подаст Он Церкви Святей мир, пастырем ея — силу и ревность подвизатися о спасении людей и всем нам — дар, коемуждо потребен: веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, да сохранит нас от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы, внезапныя смерти и от всякаго зла; юным и младенцем да дарует благое в вере возрастание, старым и немощным — утешение и подкрепление, болящим — исцеление, сиротам и вдовицам — милость и заступление, заблудшим — исправление, бедствующим — благовременную помощь. Не посрамите нас во уповании нашем, споспешествуйте, яко отцы чадолюбивии, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управите в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой и Царствия Небеснаго сподобитися, идеже вы ныне водворяетеся со Ангелы и всеми святыми, прославляюще Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *