Богоспасаемый город Курск, впервые упоминаемый не в древних летописных сводах, как это обычно надлежит тысячелетним древнерусским городам, а в Житии преподобного Феодосия Печерского (не ранее 1032 года, когда Днепровское левобережье и сам город перешли во владение князя Ярослава Мудрого), является городом многих почитаемых святых,среди которых имена преподобного Феодосия Печерского, одного из основателей знаменитого Киево-Печерского монастыря и основоположника общежительного устава в русских обителях, преподобного Серафима Саровского, всероссийского чудотворца, а также преподобного Иоанна Затворника, широко почитаемого по всему юго-востоку современной Украины.
Так случилось, что упомянутые угодники Божии, представленные в соборе Курских святых — Серафим Саровский и Иоанн Затворник, — связаны между собою не только местом своего рождения, но и самим временем восемнадцатого–девятнадцатого столетий, а также, по всей видимости, и самим храмом, в котором они возносили свои святые молитвы.
Но обо всем по порядку.
Согласно последним данным, содержащимся в «Исповедальных ведомостях» Успенско-Ахтырской церкви г. Курска, стало известно, что семья Крюковых, в которой родился знаменитый святогорский подвижник, преподобный Иоанн Затворник, относилась к Успенско-Ахтырскому приходу и исправно посещала Успенско-Ахтырский храм, участвуя в богослужениях и жизни прихода.
Была семья Крюковых многодетной и состояла из главы семейства — Степана Петровича Крюкова (1745-1831 гг.), его благоверной супруги, Елены Ивановны (род. в 1766 г.), и девятерых их детей: Павла (род. в 1789 г.), Петра (род. в 1792 г.), Михаила (род. в 1793 г.), Евдокии (1798-1863 гг.), Дарии (род. в 1804 г.), Анны (род. в 1801 г.), Акилины (род. в 1805 г., вероятно, умерла в младенчестве), Матроны (род. в 1812 г.) и Ивана. Иван Крюков, впоследствии преподобный Иоанн, Затворник Святогорский, согласно записи архивного фонда Курской казенной палаты 5-й ревизии от 1795 г., был рожден в этом же, 1795 году, в июле-августе месяцах.
По линии отца прадед Иоанна Затворника носил имя Самуил; дедушка и бабушка по линии отца — Петр и Иустина.
По линии матери дедушку святогорского подвижника звали Иоанном. Быть может, в его память родители и нарекли рожденного младенца, который спустя многие годы носил в монашестве это же имя — преподобный Иоанн Святогорский.
Кроме перечисленных родственников Ивана Крюкова, ссылаясь на документы архивного фонда, следует указать и других родственников будущего подвижника.
Так известно, что родной дядя Ивана Крюкова, брат его отца, носил имя Василий (род. в 1775 г.).
У старшего брата Иоанна Затворника Павла была жена Анастасия (род. в 1809 г.). Павел и Анастасия имели детей — Илию (род. в 1831 г.) и Андрея (род. в 1835 г.), приходившихся родными племянниками преподобному Иоанну. Отца Анастасии звали Исидором.
Эти сведения сохранились благодаря архивному фонду «Церквей Курской губернии», где в Исповедных ведомостях перечислен весь вышеуказанный поименный состав семьи и ближайших родственников святогорского подвижника. Это пока все, что на сегодняшний день удалось обнаружить в архивах г. Курска относительно семейства Крюковых. Однако полученная информация проливает свет и на другие, не менее важные факты.
Так, благодаря выцветшим и истертым архивным книгам двухсотлетней давности сегодня нам хорошо известно, в каком именно храме окормлялось благочестивое семейство Иоанна Затворника, у какого священника члены его семьи принимали крещение, исповедовались, благословлялись. В дополнение к Жизнеописанию преподобного Иоанна Затворника полученные из курских архивов сведения расширяют наши представления о некоторых особенностях жизни отрока Ивана Крюкова, в том числе и о том, как в духовном плане жила эта благочестивая семья г. Курска в конце XVIII — начале XIX веков.
Сведения Исповедных ведомостей, хранящиеся в фонде «Церквей Курской губернии» и датированные 1806-м годом, сообщают, к примеру, о жизнедеятельности Успенско-Ахтырского прихода, настоятель которого, отец Иоанн Булгаков, сделал соответствующую запись, касающуюся духовной жизни своих прихожан, посещавших Успенско-Ахтырский храм в великопостные дни 1806 года. Отец Иоанн, очевидно, бдительно следивший за духовным состоянием своей паствы, помечал для памяти тех своих чад, кто держал из них Великий пост, исповедовался и причащался святых Христовых Таин. Собиравшиеся сведения батюшка в качестве отчета подавал в «Роспись Курской епархии», сообщая «о приходских той церкви людях с изъяснением против каждого имени о бытии их во Святую четыредесятицу у исповеди и святого причастия 1806 года» Под № 51, например, в этих Ведомостях значится и семья «Стефана, Петрова сына, Крюкова 39 лет, в составе жены его Елены Ивановой дочери, 37лет, детей их: Павла, 19 лет, Петра, 17 лет, Михаила, 14 лет, Ивана, 12 лет (будущий преподобный Иоанн Затворник — прим. Автора), Евдокии, 8 лет, Дарьи, 6 лет, Анны, 5 лет, Акулины (Акилины), году» (Ф. 217. Оп. 1. Д. 162. Л. 7, 12).
Можно предположить, что стараниями приходского священника, исправно наставлявшего своих прихожан в благочестивой церковной жизни — а это следует из сохранившихся учетных записей, — участие в святых церковных таинствах было неотъемлемой чертой существования Успенско-Ахтырского прихода. Поэтому все семейство Крюковых, от мала до велика, бывало на духу, говело и приобщалось Вечной Жизни через принятие Святых Христовых Таин, являя пример горячей христианской жизни и веры. Не удивительно, что воспитанный на примере своих родителей и старших братьев, Павла, Петра, Михаила, отрок Ваня Крюков, будущий святогорский подвижник, с молоком матери впитал любовь к святой Церкви, ее святоотеческим традициям и обычаям.
Очевидно также, что храм во имя Успенско-Ахтырской иконы Божией Матери являлся тем самым сакральным местом, без которого теперь не представимы ни детство Ивана Крюкова, ни духовная жизнь его благочестивых родителей, а также его многочисленных братьев и сестер. Ведь именно там, в Успенско-Ахтырском приходе, возрастал и формировался душевный строй будущего святогорского подвижника, возобновившего столь редкий уже к XIX столетию на Руси подвиг сугубого воздержания и молитвенного затвора в природной меловой скале Гор Святых.
Успенский (со второй половины XIX века — Успенско-Ахтырский) храм города Курска был поставлен в 1736 году при императрице Анне Иоанновне и находился на окраине города, за Московскими воротами. При храме постепенно возникло небольшое православное кладбище. Выстроенный изначально из дерева, к середине XVIII столетия он кардинальным образом перестраивается. Архивные ведомости за 1916 г. указывают, что строительство однопрестольного, в честь Успения Божией Матери храма было окончено в 1760 году (по другим данным — в 1782 г.). Сохранив за ним прежнее название, его возводят в камне, так что по завершению работ он представляет собой одноглавый четырехстолпный храм с двухъярусной колокольней.
На сегодняшний день официальное название церкви, которую посещали Крюковы, — Успенско-Ахтырская. В былые времена ее прозвали в народе «церковью за приказами», очевидно, потому, что располагалась она недалеко от того места, где во второй половине XVIII века размещались Приказы — выстроенные из дерева учреждения городской надобности.
Ко времени Ивана Крюкова, то есть к концу XVIII — началу XIX столетия город Курск довольно быстро строился и развивался, благодаря чему Успенско-Ахтырская церковь стала находиться уже не на окраине города, а оказалась, если не в центре, то, во всяком случае, в том его месте, которое принято называть серединным городом. Теперь же улица, на которой стоит восстанавливающийся Успенско-Ахтырский храм, располагается близ одной из центральных улиц города.
Кроме сказанного, хочется отметить, что с Успенско-Ахтырской церковью Курска связано не только имя прославленного святогорского затворника, многие годы бывшего прихожанином этого храма, но и драгоценное для всех православных христиан имя преподобного Серафима Саровского.
Именно там, на улицах и переулках того городского района, который относился к церковному Успенско-Ахтырскому приходу, отрок Иван Крюков водил дружбу со своими сверстниками, один из которых являлся родным внуком саровского постриженика, отца Серафима, в будущем знаменитого всероссийского чудотворца. Речь идет о Семене Мошнине, который был, приблизительно, в тех же годах, что и Иван Крюков.
Сверстники, разумеется, водили знакомство и, более чем вероятно, могли ходить в один и тот же храм — Успенско-Ахтырский, — стоять за богослужением, нести какие-либо послушания, сидеть на скамейке под стенами храма на церковном дворе и прочее, словом, общаться так, как обыкновенно общаются дети одних лет. Все это становится понятным, если вспомнить, что Агафья Фотеевна Мошнина, мать преподобного Серафима Саровского и прабабка Семена Мошнина, за несколько лет до своей кончины вследствие пожара, уничтожившего ее жилище, вынуждена была переехать на жительство за Московские ворота, став прихожанкой Успенско-Ахтырской церкви. Разумеется, правнук ее, Семен Мошнин, посещал вместе с ней этот приход, а значит, встречал в храме Ивана Крюкова, который также вместе со своей семьей являлся прихожанином Успенско-Ахтырского храма. Поэтому не удивительно, что Ваня Крюков и Семен Мошнин были приятелями и дружили.
Как-то раз мальчик Семен, общаясь с Иваном, рассказал ему о том, что у него есть дед, который подвизается в далекой Саровской обители, трудится над спасением своей души. В агиографической литературе второй половины XIX века сохранилось поистине уникальное свидетельство того, о чем однажды, ведя душеспасительную беседу, говорили на одной из курских улиц начала XIX столетия два несовершеннолетних отрока, задумавшихся о христианском подвиге аскезы: внук преподобного Серафима Саровского и будущий святогорский подвижник в простоте сердца затронули в разговоре тему, которая для одного из них станет главным делом его жизни.
Вот как об этом случае повествует Житие преподобного Иоанна Затворника, составленное А.Ф.Ковалевским: «Тихо и безвестно прошло его детство в семье родной, среди трудов и лишений. С семилетняго возраста ощутился уже в нем залог вышняго звания к исканию «единаго на потребу» спасения души. Однажды собрались на улице дети-подростки, в числе коих находился и Иван Крюков, будущий затворник; один из сверстников его, Семен Мошнин, начал рассказывать о своем деде, который жил в монастыре и спасался в затворе. Рассказ этот глубоко запал в душу Крюкова; он несколько раз принимался расспрашивать своего товарища о жизни и подвигах его дедушки, восклицая: «Ох, хорошо так жить, хорошо жить и спасаться!» С этого времени мысль о монашестве составляла заветную мечту мальчика; спасти свою душу было единственным желанием его еще в столь ранние годы».
Вне всякого сомнения, сама эта беседа была промыслительной и оказала на духовное развитие будущего затворника драгоценное влияние. Быть может, промыслительно было и то, что Семен Мошнин — собеседник Ивана Крюкова — носил то имя, которое в переводе с еврейского означает «услышанный Богом». Ведь словно Сам Господь, став Свидетелем разговора двух отроков, руководил жизненной дорогой Ивана и помог в последствии исполниться высказанному заветному желанию благочестивого его сердца о спасении души в подвиге затвора.
Так случилось, что Божиим промыслом, упомянутые угодники Божии, представленные в соборе Курских святых — Серафим Саровский и Иоанн Затворник, — объединены, как мы сказали выше, между собой не только местом своего рождения или временем восемнадцатого–девятнадцатого столетий, но, возможно, и тем духовным пространством, которое представляла собой Успенская церковь (придел в честь Ахтырской иконы Божией Матери пристроили позже, в 1872 году). Именно в храме Успения Божией Матери, по предположению курских исследователей, мог так же молиться преподобный Серафим Саровский, еще послушником Прохором посещавший в середине 80-х годов XVIII века Курск для сбора денег на строительство в Саровской обители Преображенской Зосимо-Савватиевской церкви, или же, предположительно, годы спустя вновь посетивший родной город после зимы 1800 года, побывав на месте упокоения своей благочестивой матери, Агафьи Фотеевны Мошниной, чтобы помолиться у ее последнего пристанища, а также в Божием храме, рядом с которым она была погребена. Согласно найденным документам, мать преподобного Серафима Саровского почила в 1800-м году. Там же, в Успенско-Ахтырском храме, Агафью Мошнину отпели и похоронили в церковной ограде. Запись, сделанная в книге Успенско-Ахтырской церкви, свидетельствует об этом так: «…1800 год, февраля 29 числа, вдова мещанка Агафья, Фатеева дочь, Сидорова жена, Машнина, 72 лет, погребение отправил священник Василий Псарев с причтом».
Хочется верить, что посещение Серафима Саровского Успенско-Ахырского храма было либо по кончине своей благочестивой родительницы, то есть после зимы 1800 года, либо же в середине 80-х годов XVIII столетия, когда, будучи еще послушником, Прохор приходил в родной Курск для сбора средств на строительство церкви в Саровском монастыре — и мать его, Агафья Мошнина, к этому времени, пребывая еще в здравии, возможно, уже переселилась за Московскую площадь, став, таким образом, прихожанкой Успенско-Ахтырской церкви.
Увы, в середине XX столетия решением безбожных властей Успенско-Ахтырский храм, а также кладбище, располагавшееся близ него, были уничтожены. Вот что сообщает в своей статье «Тайны Ахтырского храма» журналистка Анна Коршунова, опубликовавшая в курском еженедельнике «Друг для друга» (№ 19 от 8 мая 2007 г.) следующие сведения по Успенско-Ахтырской церкви:
«Предположительно на кладбище, расположенном вокруг храма, была похоронена Агафья Машнина — мать преподобного Серафима Саровского. После пожара ее семья жила в доме на Московской площади, и Агафья Фатеевна была прихожанкой Ахтырского храма. Известно, что ее сын Прохор в этот период несколько раз приезжал в Курск. Следовательно, можно предположить, что во время этих визитов он посещал церковь. <…>
Сегодня от Ахтырского кладбища не осталось и следа — вокруг храма все давно закатано в асфальт. Вести раскопки не представляется возможным. Но есть еще одна версия, по которой родители Серафима Саровского были перезахоронены на Никитском кладбище, у южной стены. Строится она на свидетельствах прихожан. Однако никаких документов, подтверждающих это, тоже нет».
Тем не менее, в 2003 году, когда отмечалось празднование 100-летия со дня прославления преподобного Серафима Саровского на стене Успенско-Ахтырского храма установили мемориальную доску, на которой были высечены такие слова «В этом храме молился Прохор Машнин, будущий преподобный Серафим Саровский». Рядом с самим храмом, за церковной оградой, сегодня высится крест с следующей надписью: «Сей крест установлен в память об усопших гражданах Курска, захороненных при Ахтырском храме, а также в память матери преподобного Серафима Саровского — Агафьи Машниной, которая предположительно покоится на сем месте».
Примечательно, что курский храм Успения Божией Матери и святогорский собор Успения Пресвятой Богородицы от младенческих лет до гробовой доски как бы осеняли духовный путь земной временной жизни преподобного Иоанна Затворника. Ведь славный святогорский затворник с младенческих лет духовно возрастал при Успенском храме города Курска, а большую часть монашеской жизни провел в Свято-Успенской Святогорской пустыни, где он прославился своим необычайным подвигом, где он и почил. За несколько дней до своей блаженной кончины преподобный Иоанн был исповедан и Причащен святых Христовых Таин в больничном храме, освященном в честь иконы Ахтырской Божией Матери. Там же, у алтарной стены, и погребен. Получается, что курская Успенско-Ахырская церковь и Ахтырская церковь Свято-Успенской Святогорской обители своими священными именами незримо осеняли начало и завершение земной жизни преподобного Иоанна Затворника, с отроческих лет, в подражание преподобному Серафиму Саровскому, возжелавшего подвигом затвора обрести спасение своей святой души.
Сегодня Успенско-Ахтырская церковь города Курска почти восстановлена в прежнем виде: многочисленные купола, увенчанные крестами, позолочены, а сам храм является памятником архитектуры федерального значения. В храме проводятся ежедневные богослужения.
Преподобные отцы наши, Иоанне Затворниче и Серафиме Саровский, молите Бога о нас!
Род преподобного Иоанна Затворника (для поминовения):
САМУИЛА (прадед, отец бабки Иустины)
ПЕТРА (дед по отцу)
ИОАННА (дед по матери)
ИУСТИНЫ (бабка по отцу, 1745-†1794)
СТЕФАНА (отец, 1767-†1831)
ЕЛЕНЫ (мать, 1766 г.р.)
ВАСИЛИЯ (брат отца, 1775 г.р.)
ПАВЛА (брат, 1789 г.р.)
АНАСТАСИИ (Павла жена, 1809 г.р.)
ИСИДОРА (отец Анастасии)
ИЛИИ (сын Павла, 1831 г.р.)
АНДРЕЯ (сын Павла, 1835 г.р.)
ПЕТРА (брат, 1792 г.р.)
МИХАИЛА (брат, 1793 г.р.)
ЕВДОКИИ (сестра, 1798-†1863)
АННЫ (сестра, 1801 г.р.)
ДАРИИ (сестра, 1804 г.р.)
АКИЛИНЫ (сестра, 1805 г.р.)
МАТРОНЫ (сестра, 1812 г.р.)
Преподобный Отче Серафиме моли Бога спасти душам нашим. Преподобный Отче Иоаан Затворник моли спасти душам нашим.